ЖЕНСКИЕ СЛУЖЕНИЯ В РАННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ

Второстепенное, сумбурное, не понятное или откровенная $уйня - классика отечественного долбоебизма. Забивать голову этим не рекомендуется. Экономьте своё время и не засоряйте мозги, лучше почитайте то что выше.
Ответить
Сообщение
Автор
Светлана

ЖЕНСКИЕ СЛУЖЕНИЯ В РАННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ

#1 Сообщение

Алексей Волчков
ЖЕНСКИЕ СЛУЖЕНИЯ В РАННЕМ ХРИСТИАНСТВЕ


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Истории Древней Греции и Рима

научный руководитель: д. и. н. Егоров А. Б.

Санкт-Петербург

2005 год

Содержание

1.Введение

2.Женщина-христианка в социально-культурном контексте I – III веков н.э.
Эгалитарность или патриархальность?
Христианство – женская религия?
Женщина в миссионерской практике Иисуса.

3.Неинституциональные служения женщин;
Харизма – Служение – Институт;
Харизматические служения:

i.Женщины в Евангелиях;

ii.Женщина - церковный лидер;

iii.Женщины - проповедницы;

iv.Пророчицы.

4.Женщина в кафолической Церкви:

i.Диакониссы

ii.Вдовицы

iii.Девственницы

iv.virgines subintroductae

5.Женщины у еретиков;

6.Христианство – религия развратников?
Заключение


Иисус является основателей истинно освобождающей женщину религии. Тем не менее, весть Иисуса о равенстве женщины и мужчины оказалась непонята или забыта ранней Церковью

Церковь завоевывала Римскую империю извне, при этом сама Империя захватывала Церковь изнутри, "заражая" ее своими идеями философского, социального и политического порядка. По мере усвоения Церковью категорий позднеантичного патриархального общества, в ней самой возникает реакция, протестные движения, стремившиеся сохранить верность эгалитарным идеалам учения Иисуса. В этих "еретических" течениях женщины обладали особой властью и влиянием. Они могли быть священниками, пророчицами и учителями в этих обществах. "Большая" же Церковь, имевшая традиционно недоверчивое отношение к женской, довольно специфичной, религиозности, последовательно проводила политику подчинения женщин-христианок мужским институциональным служениям. Утверждавшаяся в ходе борьбы с "ересью" "большая Церковь" оказывается автором христианской истории. Иначе говоря, в итоге христианским оказалось исключительно то, чему Церковь IV века дала право быть таковым.

На основании проведенного нами анализа мы имеем основания сделать ряд выводов:

- от I к IV веку мы наблюдаем уменьшение активного участия женщин в жизни христианства;

- существенно меняются их роли. В Новом Завете женщины имеют активные служения. Для Евсевия активная позиция порочна, ибо таковой обладают спутницы еретиков. Мученицы, как было замечено – сугубо "молчаливое" служение;

- женская религиозность заметно маргинализируется и приобретает негативный оттенок. Для Нового Завета "плохой" христианской оказывается каждая 15 женщина, для Евсевия – каждая 5.

Сразу же признаем, что наш метод чрезвычайно схематичен и подвержен строгой научной критике. Но надо помнить, что задача его: не "посчитать", а "показать". Он не может ответить на вопрос "сколько", зато неплохо показывает "больше" или "меньше". Метод показывает "траекторию", задает общие рамки исследованию. К заполнению этих рамок мы приступим в дальнейших главах.

Но будет полезным разобраться с темой "новизны" учения Иисуса относительно женщин подробнее. Если мы обратимся к истории Его проповеди, то мы увидим, пожалуй, три основных момента, которые позволяют говорить об уникальности отношения Иисуса к женщинам. Вкратце они могут быть выражены следующим образом:

- Иисус видит в женщинах полноправных учениц.

- Иисус допускает возможность того, что женщина при известных обстоятельствах может быть учителем, проповедником и религиозным авторитетом.

- перед Богом, о котором учит Иисус, нет никакой разницы между мужчиной и женщиной.

По всей видимости, Иудея и Греция являлись наиболее патриархальными регионами, женщины в которых имели меньше всего прав. С другой стороны, мы должны помнить, что существовали другие районы, женщины которых имели гораздо более доступных ролей и положений. В Малой Азии и Египте женщина в семье могла иметь свое собственное имущество, а приданное, полученное ее мужем, оставалось при ней после развода. Римские законы значительно облегчали развод. Римское общество относилось одобрительно к образованию девочек. Элементарное образование было доступно даже для детей из низших сословий. В Малой Азии, Египте или в Македонии женщины могли иметь свой частный бизнес, состоять на публичных должностях. Ориентальные культы, наводнившие Империю, давали женщинам обилие женских религиозных ролей.

Для подобных районов отношения Иисуса к женщинам уже не были столь оригинальны и новы.

1. Харизма – Служение - Институт

Говоря о женских церковных служениях в раннем христианстве, историк сталкивается ровно с теми же сложностями, как и в разговоре о церковных служениях в древней Церкви в целом.

В рассуждениях о церковных служениях в раннем христианстве мы по привычке используем привычный нам язык юридической практики. Для нас церковное служение это должность, чин, имеющий свое название, четкие обязанности, существующий по четким правилам, изложенным в каком-либо "Уставе" или "Положении". Между тем, первые христиане, говоря о церковных должностях, никогда не разговаривали на таком языке. Поэтому с четкими терминами, ясно очерченными обязанностями и с разного рода "уставами" существует огромная сложность. Язык закона, ясный и логически устроенный, проникает в Церковь очень тяжело. Эпоха церковного законотворчества начинается лишь в конце IIIвека с развитием института соборов. Первый в полном смысле "церковный устав" появляется лишь в конце IIIвека. Речь идет об известном документе "DidascaliaApostolorum". В этом сочинении существуют отдельные главы, посвященные различным вопросам о правах и обязанностях мирян, епископов, пресвитеров, диаконов, вдовиц, сирот и мучеников. Служители прочно отделены от лаиков, непосвященных мирян; Церковь представлена в виде стройного и прекрасно организованного здания. Между тем, нельзя забывать, что такая картина появляется очень поздно, с конца IIIвека. До этого мы имеем дело с исключительно малым количеством источников, непопулярностью темы церковного устройства у церковных писателей, терминологической неопределенностью, невыявленностью и непостоянством церковных служений и невыделенностью клира в общине.

В общей массе различных ролей, выполняемых женщинами в первоначальной Церкви мы выделили следующие:

- женщина - церковный лидер

- женщина – учитель и проповедник

- пророчицы

- вдовицы

- девственницы

- диакониссы

- спутницы служителя-мужчины

- мученицы

Все перечисленные служения столь различны и разноплановы, что, согласимся, едва ли можно их подводить под одно родовое понятие. Тем не менее, все указанные нами роли являются религиозными, то есть они возникают и актуализируются в социальном пространстве христианской экклесии, поэтому назовем их служениями а, чтобы оттенить их разноплановость, разделим их на несколько групп.

Вопрос о существе женского лидерства, определенно имевшегося в общинах Iвека, приобрел особую остроту в последние десятилетия в связи со спорами в западном христианстве о "женском духовенстве". Апологеты идеи епископов-женщин и женщин-пресвитеров апеллируют к практике ранней Церкви, где определенно существовали женщины – главы общин, которые, по мнению реформаторов традиционного церковного устройства, совершали евхаристию, осуществляли пастырские функции, участвовали в управлении и т.д.. В том, что некоторые христианки были лидерами христианских общин, сомневаться не приходиться. Поскольку они были лидерами общины, предоставляли ей место для собраний, часто содержали общину на свои средства, они, безусловно, участвовали в управлении общиной. Пастырский функции они также могли осуществлять как опытные и духовно богатые христианки. Самым сложным вопросом остается проблема совершения ими евхаристии. Достаточно сказать, что ни в Новом Завете, ни в корпусе сочинений мужей апостольских мы не можем найти ни одного свидетельства того, что женщина могла быть предстоятелем и совершать евхаристию. Ярким примером, освящающим суть дела может быть уже упомянутое нами послание к Филиппийцам. Очевидными лидерами общины, как было показано, являлись Еводия и Синтихия, но в Флп.1.1 Павел обращается не к ним, а к официальному руководству общины, как раз и выполнявшему предстоятельские функции, к "епископам и диаконам"[40].

Почему исчезают женщины, обладающие таким авторитетом?

1.Прежде всего, исчезает то социальное пространство, домашняя Церковь, где они быть одним из центров власти. Домашние церкви сменяются большими, более организованными общинами уже не домашнего, а городского масштаба.

2.Институт епископа постепенно аккумулирует всю власть в общине в своих руках; именно он становится распределителем средств, а не авторитетный спонсор; женщины-лидеры оказываются невероятными уже в начале IIвека, так как из общины вообще исчезают все возможные лидеры, кроме епископа. Вместо нескольких отдельных центров власти, существовавших ранее в экклесии (спонсор общины, епископ - предстоятель, миссионер-апостол, пророк-харизматик) устанавливается один единственный вероучительный, организационный и экономический центр власти, епископ.

Женщины - проповедницы:

Павел в Первом Послании к Коринфянам пишет:

Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви[41].

Автор Первого Послания к Тимофея развивает мысль Павла:

Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью (en hsucia manqanetw en pash upotagh); а учить (didaskein) жене не позволяю, ни властвовать над мужем (auqentein andros), но быть в безмолвии (einai en hsucia)[42].

В этом отрывке дважды используется слово "безмолвие" (h;suci/a) по отношению к женскому поведению в Церкви[43]. В дальнейшем тема молчащей, безмолвной женщины будет повторяться чрезвычайно часто в церковной литературе. Женщина проповедующая, говорящая в далььнейшем будет ассоциироваться с чем-то скандальным, свойственному, скорее, еретикам, нежели кафолической Церкви.

Тем удивительнее будет убедиться в том, что апостольское христианство было очень хорошо знакомо с феноменом проповедующей, учащей женщины.

Самой упоминаемой проповедницей Нового Завета является Прискилла[44]. Из Деян.18.2-3 мы узнаем, что Прискилла и ее муж Акила являются иудеями, бежавшими из Рима после известного указа Клавдия. Изгнанные из Рима, Прискилла и Акила, осели в Коринфе. Они, как и Павел, были ремесленниками и изготовляли палатки, и поэтому Павел остановился жить у них. Когда же Павел оставил Коринф и направился в Ефес, Акила и Прискилла отправились туда вместе с ним и остались в Ефесе (Деян. 18,18).

В Римл.16.3-4 Павел пишет:

Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников (tous sunergous mou) моих во Христе Иисусе, которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, и домашнюю их церковь (kai pasai ai ekklhsiai twn eqnwn).

Из этого отрывка мы узнаем, что Акила и Прискилла являются соратниками и помощниками Павла в миссионерском служении. Кроме того, они - лидеры домашней Церкви. О ее существовании мы узнаем также и из 1 Кор. 16,19. В последний раз мы встречаем их во 2 Тим.4,19.

В 4 из 6 упоминаний имен этих супругов имя Прискиллы стоит на первом месте. Это дает основание Андреасу Костенбергеру предположить, что "Прискилла была обращена раньше своего мужа, возможно, она привела Акилу к вере во Христа, или она играла более значительную роль в жизни и деятельности Церкви, чем ее муж"[45]. Дальше этот же исследователь пишет: "Прискилла и Акила были среди наиболее важных союзников Павла в его миссии среди язычников, они играли важную роль в основании таких великих центров как Эфес, Коринф, Рим. Вместе они основывали домашние церкви в своих домах, куда бы они ни шли, учили других (например, Аполлоса) и даже "рисковали своей головой" ради Павла"[46].

В не меньшей степени известна другая миссионерская пара: "Андроник и Юния, сродники мои и узники со мною, прославившиеся между Апостолами и прежде меня еще уверовавшие во Христа" 47]. Деятельность Юнии и ее супруга оказывается столь известной, что о ней знают все апостолы. Выражение epishmoi en tois apostolois часто трактуют в том смысле, что Павел относит их служение капостольскому. Иначе говоря, в упомянутой Иунии мы видим уникальный пример женщины – апостола.

В известной 16 главе послания к Римлянам, где Павел перечисляет 11 женских имен из 19, находящихся в его посланиях, мы узнаем об остальных христианках, отмеченных Павлом за их деятельность на миссионерском поприще.

Он приветствует Мариам, которая "много трудилась для нас (polla ekopiasen eis umas)" (ст.6), Трифену и Трифосу, "трудящихся о Господе (tas kopiwsas en kuriw)" (ст.12), Персиду возлюбленную, которая "много потрудилась о Господе" (polla ekopiasen en kuriw).

В дальнейшем тема миссионерствующей женщины делается популярной в апокрифической литературе (Деяния Павла и Феклы, Деяния Фомы), но никак не в "официальной" церковной литературе.

Немного особняком стоит Татиан Ассириец с его полуфантастическими сведениями о христианских "женщинах, которые философствуют"[48]. Гораздо чаще "учащая женщина" вызывает у церковных писателей II – IIIвеков откровенную неприязнь. И причина этого, видимо, не только в нелюбви отцов к женщинам. На наш взгляд, женщина лишается права учить из-за острой борьбы с еретиками.

Пророчицы:

Женщина-христианка могла иметь авторитет в общине не только потому, что могла быть ее спонсором или принимать участие в ее основании. Часто женщины апостольского времени имели дарования, которые проявлялись во время богослужения.

Например, христианка могла иметь пророческое служение. Основной функцией пророков в ранней было умение говорить "в Духе", то есть под влиянием вдохновения, источником которого был Бог[52]. Пророческое служение могло проявляться в виде экстатически произносимых молитв, предсказаний будущего и наставлений общины. Временем расцвета пророческого служения в ранней Церкви было начало IIвека, именно тогда создаются "Дидахи" и "Пастырь" Гермы, наши основные источники по истории этого служения.

Интересно, что наряду с мужчинами пророческими дарованиями могли обладать также и женщины. Новый Завет доносит до нас сведения о нескольких пророчицах новозаветной Церкви.

В Деян.21.8-9 мы узнаем о том, что у Филиппа, одного из семи диаконов, были "четыре дочери девицы, пророчествующие (parqenoi profhteuousai)".

Павел свидетельствует о существовании в Коринфской общине женщин-пророчиц[53].

Наконец, в "Откровении" находятся чрезвычайно интересные сведения о деятельности пророчицы Иезавели в Фиатирской Церкви. Автор "Откровения" обличает Фиатирскую Церковь:

Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею (legousa eauthn profhtin), учить (didaskei) и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать (porneusai) и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим[54].

Из этого фрагменты следует то, что в общине города Фиатир была некая Иезавель, носительница пророческого служения. Критику Иоанна вызывает тот факт, что Иезавель оказывается источником лжеучения в Церкви. Влияние Иезавели в общине было очень велико, сведения о ее активности дошли до Иоанна и "всех церквей".

Однако, уже в новозаветное время осуществление женщинами пророческого служения натыкается на серьезные трудности. Повторяющийся призыв к женщинам пребывать в "безмолвии"[55] ударял прежде всего по активным женским служениям во время богослужения.

Пророческое служение женщин испытало судьбу пророческого служения в Церкви в целом. Развитие постоянных служений (епископ, пресвитеры, диаконы) и организационное оформление Церкви не оставили для пророков возможности дальнейшего существования в Церкви. Джон Робинсон пишет: "Что было естественно в маленьких, домашних собраниях первых дней исчезало по мере того, как богослужения приобретали более публичный характер"[56].

В дальнейшем женщин-пророков мы встречаем исключительно в еретических общинах.

http://www.krotov.info/lib_sec/03_v/vol/chkov.htm