Узнай-правду! (com) • ИВАН ГРОЗНЫЙ
Список форумов Узнай правду! com
Здравствуй, друг! Тебе крупно повезло! Ты попал на сайт, который может изменить твоё представление о мире, если твой мозг еще функционирует. А может и не изменить, если ты - "долбоёб". Это не оскорбление, это жизнь, это статистика. Большинство читающих эти строки и есть самые натуральные . И с помощью этого сайта вы это ясно увидите. Не хочется? Тогда лучше сразу ползите отсюда подобру поздорову. Чтение этого форума может вызвать отрицательные эмоции. А.Райкин говорил:"Зритель хлопает не тому, что ты, артист, талантливый, а тому что ОН ,зритель, умный!". Здесь вы точно хлопать не будете потому, что в зеркале увидите .Осознание своего долбоёбизма, - это первый шаг, чтобы перестать быть мудаком.
Здесь просыпаются, протирают глаза, поднимаются с колен, сбрасывают цепи, расправляют крылья.

Вы впервые на этом форуме? Тогда зайдите сюда, узнаете о чем он.
Но Системе проснувшиеся не нужны, а нужны именно "долбоёбы", поэтому копируйте этот форум себе, пока его не зогбанили.
как скачать себе и зачем?    Зеркало для мобильных UZNAI-PRAVDU.RU     Копия
Новые сообщения
* Вход   * Регистрация   * FAQ     * Поиск перевод он-лайн
 



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ]  На страницу Пред.  1, 2
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Апология грозного царя.
В. Манягин

АПОЛОГИЯ ГРОЗНОГО ЦАРЯ

ЧАСТНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Вся человеческая история состоит из мифов, легенд и сказок. Одни из них появились в седой древности, другие - недавно, третьи складываются прямо на глазах наших изумленных и растерянных современников. Мифу об Иоанне Грозном четыреста лет. Четыре столетия его заботливо взращивали на почве страха и ненависти, предательств и подлогов, пока он не покорил весь мир. В школьных учебниках и в исторических трактатах уважаемых исследователей миф приобрел вид очевидной истины. Не знать его - стыдно, не соглашаться с ним - невозможно. Еще на школьной скамье мы узнали, каким деспотом был Иоанн и какими кровавыми преступлениями он вписал свое имя в историю. Казни невинных людей, разгром вольнолюбивого Новгорода, убийство собственного сына...

Но даже если все преступления, приписываемые Иоанну историками, были им совершены в действительности, чем же он выделялся среди правителей XVI века? Нравы тогда были суровые. Валишевский обращает внимание на то, что происходило в Западной Европе: "Ужасы Красной площади покажутся вам превзойденными. Повешенные и сожженные люди, обрубки рук и ног. раздавленные между блоками... Все это делалось среди бела дня и никого это ни удивляло, ни поражало" (1). Католический кардинал Ипполит д'Эсте приказал в своем присутствии вырвать глаза родному брату Джулио. Шведский король Эрик XIV казнил в 1520 г. в Стокгольме 94 сенатора и епископа. Герцог Альба уничтожил при взятии Антверпена 8.000 и в Гарлеме 20.000 человек.

В 1572 г. во время Варфоломеевской ночи во Франции перебито свыше 30 000 протестантов (2). В Англии за первую половину XVI века было повешено только за бродяжничество 70.000 человек (3). В той же "цивилизованной" Англии, когда возраст короля или время его правления были кратны числу "7", происходили ритуальные человеческие жертвоприношения: невинные люди своей смертью должны были, якобы, искупить вину королевства (4). В Германии, при подавлении крестьянского восстания 1525 г. казнили более 100.000 человек (5). Хагенбах, правитель Эльзаса, устроил праздник, на котором приглашенные мужчины должны были узнать своих жен, раздетых донага и с лицами, закрытыми вуалью. Тех, кто ошибался, сбрасывали с высокой лестницы (6).

И таких примеров множество. Но символом деспотизма сделали Грозного, чьи "преступления" были рождены буйной фантазией его политических противников. Причем острие обвинений направлено не только на личность царя; но также на Россию и русских. По поводу московского пожара англичанин Д. Горсей пишет: "Бог покарал этих жалких людей, погрязших в своих вожделениях и ничтожестве, вопиющих содомских грехах; заставил их справедливо быть наказанными и терпеть тиранию столь кровавого правителя" (7). Циничная удовлетворенность смертью десятков тысяч русских людей слышна в каждом слове.

Чем заслужила Россия такую ненависть Запада? Иван Ильин, долгие годы проживший в Европе, показал сущность отношений европейцев к России: "Западные народы боятся нашего числа, нашего пространства, нашего единства, пашей возрастающей мощи (пока она действительно вырастает), нашего душевно-духовного уклада, нашей веры и Церкви, нашего хозяйства и нашей армии. Они боятся нас: и для самоуспокоения внушают себе... что русский народ есть народ варварский, тупой, ничтожный, привыкший к рабству и деспотизму, к бесправию и жестокости; что религиозность его состоит из суеверия и пустых обрядов...

Европейцам нужна дурная Россия: варварская, чтобы "цивилизовать" ее по-своему: угрожающая своими размерами, чтобы ее можно было расчленить; завоевательная, чтобы организовать коалицию против нее; реакционная, религиозно-разлагающая, чтобы вломиться в нее с проповедью реформации или католицизма; хозяйственно-несостоятельная, чтобы претендовать на ее "неиспользованные" пространства, на ее сырье или, по крайней мере, на выгодные торговые договора или концессии" (8). Как говориться, ни добавить, ни отнять.

Такое отношение к нашей стране сформировалось именно во время правления Иоанна IV. До конца XV века Россия находилась на положении золотоордынского протектората. На Западе с ней могли не считаться. Но в 1480 г. Русь поднялась с колен, a при Грозном расправила плечи от Балтики до Сибири. При вступлении на престол Иоанн унаследовал 2,8 млн. кв. км, а в результате его правления территория государства увеличилась почти вдвое - до 5.4 млн. кв. км - чуть больше, чем вся остальная Европа. За то же время население выросло на 30-50% и составило 10-12 млн. человек (9). В 1547 г. Грозный венчался на царство и принял титул царя, равнозначный императорскому. Такое положение дел было узаконено Вселенским Патриархом и другими иерархами Восточной Церкви, видевшими в Иоанне единственного защитника Православной Веры. Неожиданно для Запада возникла великая православная держава, мешавшая установлению в мире гегемонии европейских государств.

Американский историограф Р. Пайпс дипломатично выразил суть возникшего противоречия так:
Цитата:
"Мышлению русских царей была чужда выработанная на Западе в XVII в. идея международной системы государств и сопутствующего ей равновесия сил" (10).
Разумеется, Иоанн никак не мог согласиться с мировой системой, при которой Россия должна была отдать Северо-запад Польше и Швеции, Поволжье - Турции, ввести на остальной территории власть императора Священной Римской империи германского народа и подчинить Русскую Православную Церковь папскому престолу. Именно такую цель поставила перед собой Европа в XVI веке и почти добилась своего в Смутное время. Грозный активно противодействовал европейской политике, что сделало его врагом №1 "цивилизованного мира" и вызвало интервенцию против России, продолжавшуюся всю вторую половину XVI и начало XVII века. В ней приняли участие Польша. Литва, Швеция, Ливония, Турция, Крым. Дания, Германия. Франция, Валахия. Венгрия: кто деньгами, кто наемниками, кто дипломатическими интригами. Вдохновителем коалиции был католический Рим. Тогда же появились и стали широко распространяться в Европе многочисленные клеветнические памфлеты на русского царя и на русский народ. С. Ф. Платонов писал:
Цитата:
"Выступление Грозного в борьбе за Балтийское поморье, появление русских войск у Рижского и Финского заливов и наемных московских каперов на Балтийском морс поразило среднюю Европу. В Германии "московиты" представлялись страшным врагом; опасность их нашествия расписывалась не только в официальных сношениях властей, но и в обширной летучей литературе листовок и брошюр. Принимались меры к тому, чтобы не допустить ни московитов к морю, ни европейцев в Москву и, разобщив Москву с центрами европейской культуры, воспрепятствовать ее политическому усилению. В этой агитации против Москвы и Грозного измышлялось много недостоверного о московских нравах и деспотизме Грозного и серьезный историк должен всегда иметь в виду опасность повторить политическую клевету, принять ее за объективный исторический источник" (11).


Поэтому нет ничего удивительного в том, что сочинения того времени о России и Иоанне Грозном заполнены несуразностями и ложью, фактографическими ошибками и неверными датировками. Творцами мифа о "тиране" на русском престоле были такие одиозные личности, как изменник Курбский, инспирировавший вторжение на Русь 70.000 поляков и 60.000 татар; протестантский пастор Одерборн и католик Гуаньино. написавшие свои пасквили далеко от места событий - в Польше и в Германии; папский нунций А. Поссевин, организатор польской агрессии против России; имперский шпион Штаден, советовавший императору Рудольфу, как лучше захватывать русские города и монастыри; ливонские ренегаты Таубе и Крузе, предавшие всех, кому служили; английский авантюрист Д. Горсей, которому совесть заменял кошелек с деньгами. Но все же, каждый из них был современником описываемых событий и имел причины ненавидеть царя и клеветать на него.

Интереснее то, что клевету охотно подхватили люди науки, которым, казалось бы, незачем очернять Иоанна. Начиная с Карамзина, сочинившего вместо Истории России очередной сентиментальный роман, в историографии, по словам академика Веселовского,
Цитата:
"начался разброд, претенциозная погоня за эффектными широкими обобщениями, недооценка или просто неуважение к фактической стороне исторических событий" (12).
Созвучен предыдущему отзыв Н. К. Михайловского:
Цитата:
"Наша литература об Иване Грозном представляет иногда удивительные курьезы. Солидные историки, отличающиеся в других случаях чрезвычайной осмотрительностью, на этом пункте делают решительные выводы, не только не справляясь с фактами, им самим хорошо известными, а... даже прямо вопреки им: умные, богатые знанием и опытом люди вступают в открытое противоречие с самыми элементарными показаниями здравого смысла; люди, привыкшие обращаться с историческими документами, видят в памятниках то, чего там днем с огнем найти нельзя, и отрицают то, что явственно прописано черными буквами по белому полю" (13).


Просто поражает сознательная клевета некоторых современных историков на Иоанна. Например, Кобрин, "исследуя" количество жертв "новгородского погрома", пишет о 10 000 тел, найденных в братской могиле и намекает, что погибших было еще больше (14)! Но у Карамзина ясно говорится, что это были погибшие от чумы и сопутствовавшего ей голода! Более того, они умерли после отъезда Иоанна из Новгорода. Царь оставил город 12 февраля, а захороненные в этой могиле скончались весной и летом (15).

Но если очистить царствование Грозного от клеветы и домыслов, то эпоха Иоанна IV предстанет в своем истинном свете: как время создания могучей Великорусской Православной империи и той национальной идеи, которая на протяжении четырехсот лет объединяла и вдохновляла русский народ. Народ это сознавал, и не просто "терпел" Иоанна, но восхищался им и любил его. Ни про какого другого царя не сложено народом столько песен и сказок. До 1917 г. на могилу Иоанна в Кремле приходили простые русские люди просить помощи в делах, требующих справедливого суда (16). Нация видела в царе "выразителя народного единства и символ национальной независимости" (17). что свидетельствует о истинно демократическом характере его власти. В то же время, как самодержец, Иоанн получил власть от Бога и потому не зависел ни от каких авторитетов и политических сил в стране и действовал .ч общенациональных интересах, ибо других у самодержавного монарха быть не могло. Россия была его отчим домом, и он был в этом доме хозяин, а не временный гость: слуга Богу, отец народу, милосердный к врагам личным и Грозный к врагам Отечества.


1 .Валишевский К. Иван Грозный. Воронеж: ФАКТ, 1992, с. 289.
2. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История средних веков. М., Просвещение, 1991, с. 248.
3. Там же, с. 218.
4. Зимин А. А., Хорошкевич А. П. Россия времени Ивана Грозного. М., Наука, 1982, с. 125.
5. Агибалова Е. В. Указ, соч.. с. 234.
6. Валишевский К. Указ, соч., с. 290.
7. История государства Российского:жизнеописания. IX-XVI вв. М., Книжная палата, 1996, с. 325.
8. Митрополит Иоанн Ладожский. Самодержавие дyxa. СП-б., Царское депо, 1995, с. 329.
9. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., Независимая газета, 1993, с. 26, с. 114.
10. Там же, с 115.
11. Платонов С. Ф. Лекции по русской истории в 2 чч.: 4.1.-М., Владос, 1994, с. 200.
12. Митрополит Иоанн Ладожский. Указ, соч., с. 133.
13. Там же, с. 132.

14. Кобрин В. Б. Иван Грозный. М., Московский рабочий, 1989, с. 81.
15. Карамзин Н. М. Предания веков. М., Правда, 1987, с. 592-593.
16. Митрополит Иоанн Ладожский. Указ, соч., с. 162.
17. Платонов С. Ф. Указ, соч., с. 207.




БОЯРСКОЕ ЦАРСТВО


Повторяя домыслы Курбского, историки наперебой старались показать, что Грозный уже в детстве отличался патологической жестокостью: мучил животных, избивал людей, насиловал женщин прямо на улицах Москвы (1). По словам Кобрина, свой первый смертный приговор Иоанн вынес в 13 лет. Историк приводит рассказ из официальной московской летописи о том, как юный государь приказал схватить и убить князя А. М. Шуйского. Не преминул Кобрин попутно оскорбить летописца за "подхалимский восторг", с которым тот сообщает, как после казни "начали бояре боятися, от государя страх иметь и послушание..." (2). Видимо, ученому просто не приходит в голову мысль, что летописец радуется искренне. Чему? А тому, что "на Руси произошла перемена. Если не изменилось правление, то изменился государь" (3). В чем заключалась перемена государя и как она могла радовать подданных, если привела к казни Шуйского и страху среди бояр? Ответив на этот вопрос, мы найдем ключ к характеру взаимоотношений Грозного с народом.

В 1538 г. была отравлена мать Иоанна, Елена Глинская. Восьмилетний мальчик осиротел. Началось "боярское царство", которое принесло и державе, и простому народу неисчислимые бедствия. С 1538 по 1543 год Москва была местом насилий и кровопролития. Много лег проработавший в России итальянский архитектор Фрязин, бежав за рубеж, рассказал, что бояре делают жизнь в московской земле совершенно невыносимой. В политической жизни царили заговоры и перевороты. Только ожесточенная борьба между боярами Шуйскими (Рюриковичами) и Бельскими (Гедиминовичами) спасла ребенка на троне и сохранила в целости его владения.

До 1540 г. страной фактически управлял И. В. Шуйский. При нем решения Боярской Думы, в которой он безраздельно господствовал, стали законодательно равны царским указам. Правление Шуйских отличалось хищениями и беспорядками. Наместники временщика в городах и весях вели себя "как лютые звери". Посады пустели, кто мог - спасался бегством. Беглый парод сбивался в разбойничьи шайки по всем центральным уездам страны. Южным границам угрожали татары и турки, северо-западу - Литва и Швеция. Государство стояло на грани гибели.

Спасая державу от разорения, часть сторонников Шуйских совместно с митрополитом перешли на сторону противной партии. В 1540 г. к власти пришли Бельские. Новое правительство укрепило государственную власть и отразило нападение внешних врагов. После кадровой чистки были отправлены в отставку особо непопулярные наместники городов и среди них "один из самых ненавистных Пскову наместников" - Андрей Шуйский. Тяжелая рука государства пришлась не по вкусу удельным князьям. Шуйские встали во главе заговора и в январе 1542 г. подняли мятеж одновременно в Москве и в Новгороде -двух крупнейших юродах страны. Двенадцатилетний Иоанн был в ужасе, опасаясь за свою жизнь. Шуйские, опьяненные торжеством победы, потеряли всякую меру. Разыгрывая роль полновластных хозяев, они расхищали казну, обзавелись золотою посудой, раздавали своим приверженцам чины, награды и вотчины. Унижая мальчика, Иван Шуйский клал на постель его покойного отца ноги в грязных сапогах. Впоследствии Иоанн вспоминал, что в то время он часто не имел самого необходимого: одежды и пищи (4). Если так приходилось царю, то каково же было его подданным? Понятно, что летописец искренне радовался тому, как вошедший в возраст Иоанн "переменился" и смог пресечь боярский беспредел и умерить аппетиты всесильных вельмож.

Верные государю придворные давно призывали покончить с беспринципными временщиками, но мальчику было трудно разобраться в политической игре, ведущейся вокруг, и он опасался вступить в нее. Чашу терпения переполнили избиение и арест его друга и наставника Ф. С. Воронцова только за то, что "великий государь его жалует и бережет". Лишь слезы мальчика и заступничество митрополита спасли Воронцова от смерти. После этого Иоанн решился и 29 декабря 1543 г. отдал приказ об аресте "первосоветника" Андрея Шуйского, вождя стоящей у власти партии удельных князей. Но историки безосновательно обвиняют государя в расправе над Шуйским без суда и следствия. Он не приказывал казнить временщика. Источники свидетельствуют о том, что виноваты "переусердствовавшие" слуги (5). Желая угодить царю, они задушили ненавистного всем боярина вместо того, чтобы отправить его в темницу. Вероятнее всего, что негласный приказ об убийстве втайне от Иоанна отдал кто-то из пришедшей к власти группировки Воронцова. Едва ли смерть Шуйского может служить примером "врожденной жестокости" юного государя: боярина настигло справедливое возмездие за все беззакония, совершенные во время его правления. Показательно и то, что больше не было жертв ни из клана Шуйских, ни из их многочисленных сторонников.

События 1543 г. не означали конец боярского царства. Тринадцатилетний Иоанн еще не мог править самостоятельно, но уже мог выбирать себе наставников. К власти пришла группировка старомосковских бояр, во главе которой стоял милый сердцу мальчика боярин Воронцов. Новое правительство проводило политику укрепления государственной власти и защиты национальных интересов, что шло вразрез со стремлением высшей аристократии расширять свои привилегии в ущерб государству и народу. Партия удельных князей не могла смириться с тем, что ее оттеснили от трона, и в 1546 г, произошло событие, которое можно оценить как ответный удар оппозиции. Впрочем, Андрей Курбский, а вслед за ним и позднейшие историки преподносят этот эпизод как еще один пример "деспотических наклонностей" Иоанна. Насколько можно верить первоисточнику? Сам князь Курбский всегда был активным участником оппозиционного движения. Стремясь представить себя в наиболее выгодном свете и оклеветать Грозного, он не стесняется искажать факты и сочинять измышления. Его мифотворчество не заслуживает с точки зрения современных исследователей никакого доверия (6). Однако большинство российских историков ХIХ и XX веков почти дословно воспроизводили в своих трудах версию Курбского.

Костомаров так описал этот случай:
Цитата:
"Однажды, когда четырнадцатилетний Иван (в действительности, ему было без трех месяцев 16 лет; дата рождения царя хорошо известна, Костомаров не мог не знать ее и, следовательно, специально исказил данный факт - авт.) выехал на охоту, к нему явились 50 новгородских пищальников, жаловаться на наместников. Ивану стало досадно, что они прерывают его забаву; он приказал своим дворянам прогнать их, но когда дворяне принялись их бить, пищальники принялись давать им сдачи и несколько человек легло на месте" (7).
Картина создана красноречивая: так и представляешь себе юного плейбоя, развалившегося на травке в тени роскошного шатра. Перед ним усталые, запыленные люди, прошедшие 600 верст, чтобы смиренно просить справедливости. Но они нарушили государеву забаву, и рассвирепевший деспот решил поразвлечься иначе: приказывает избивать несчастных. Кого-то забили до смерти, но это, наверно, только повеселило Грозного?

То же происшествие в изложении Валишевского имеет небольшие, но важные отличия:
Цитата:
"В мае 1546 г., когда царь охотился близь Коломны, ему внезапно преградил путь вооруженный (выделено мной -авт.) отряд новгородских пищальников, явившихся с жалобой на наместника. Не понимая ничего в этих делах, Иван приказал прогнать новгородцев. Произошла свалка, раздалось даже несколько выстрелов. Юный царь остался невредим, но очень испугался. Провели расследование, был казнен Ф. С. Воронцов и его двоюродный брат. Другие соучастники мнимого заговора подверглись ссылке" (8).
Согласитесь, что хотя Иоанн выглядит здесь неприглядно, но акценты расставлены несколько иначе, чем у Костомарова? Челобитчики из далекого Новгорода пришли на прием к государю в полном вооружении. Верх наивности думать, что их пропустят с ружьями на аудиенцию. Или они пришли вовсе не за справедливостью? К тому же и путь Иоанну они "преграждают внезапно". Может быть, юноша "ничего не понимает в этих делах", но когда на твоем пути неожиданно встают 50 вооруженных мужчин, не трудно догадаться, что здесь не все чисто. Иоанн всегда отличался сообразительностью и потому тут же приказал прогнать странных "челобитчиков". Произошла свалка. Почему? Если бы пищальники удалились сразу, все было бы тихо. Следовательно, они отказались выполнить приказ государя и вступили в перестрелку с дворянами. Из упоминания о том. что Иоанн остался невредим, видна угрожавшая ему опасность. Об этом же свидетельствует и испуг юноши. И, наконец, звучит слово "заговор". Валишевский может считать его мнимым, но взгляните на факты непредвзято.

К тому же, существует еще одна версия происшедшего. Кобрин сообщает, что Иоанн прибыл под Коломну не ради забавы, а во главе войска, собранного для отпора татарскому набегу. В связи с этим становится ясен смысл "ошибки" Костомарова: четырнадцатилетний мальчик вред ли мог отправиться на войну, а вот для шестнадцатилетнего юноши боевой поход был тогда в порядке вещей. Новгородцы, по Кобрину, просят не об избавлении от ненавистного наместника, а "пришли с какими-то жалобами". Поведение Грозного более мягкое: он "приказал им через своих посланников удалиться". В ответ на это пищальники, воинские люди, участвующие в походе, ослушались приказа и вступили в перестрелку с придворными. Потери составили по пять-шесть человек с каждой стороны (9).

Эта картина в корне отличается от описанного Костомаровым "случая на охоте". Вместо юнца, забавляющегося избиением невинных подданных, мы видим главу государства, адекватно реагирующего на попытку вооруженного мятежа. И как бы не желали некоторые историки вслед за Курбским в очередной раз обвинить Грозного в жестокости, факт остается фактом: "тиран" пощадил непосредственных участников покушения на его жизнь (10).

Но это не соответствовало стремлениям организаторов провокации. Они потребовали провести "расследование". Главой следствия назначили дьяка В. Захарова, но он был простым исполнителем. За его спиной стоял Алексей Адашев (11), тесно связанный с князем Курбским и группировкой удельных князей (12). Курбский же, в свою очередь, - близкий друг князя Владимира Старицкого, двоюродного брата Грозного, неоднократно пытавшегося захватить царский престол. Итак, круг замкнулся: мятеж, который Курбский использует для клеветы на Иоанна, оказался творением его рук. Курбский и его пособники, как искусные кукловоды, управляли из-за ширмы ходом событий. Неизвестно, желали они смерти государя или только падения правительства, но последняя цель была ими достигнута. В заговоре обвинили государева любимца, преданного царю Ф. Воронцова и его родственника И. Кубенкова. Иоанн, как тяжело ему это ни было, подчинился закону и утвердил приговор суда, не подозревая об истинной подоплеке дела. Невинные были казнены, а Курбский, заметая следы, создал байку о "случае на охоте".

Расчистив место у трона, подлинные заговорщики не смогли воспользоваться плодами своих неправедных трудов. Оставшись без наставника и советников, Иоанн решил довериться родственникам и приблизил к себе членов семейства Глинских: бабку Анну и дядьев Михаила и Юрия. Они не имели глубоких корней в Москве, и все свои силы направили на укрепление личного положения. Иоанн был гарантом их присутствия в высшем эшелоне власти и Глинские делали все, чтобы поднять авторитет государя. В этом они получили поддержку митрополита Макария. 16 января 1547 года состоялось венчание на царство шестнадцатилетнего государя. "Чин венчания Иоанна IV на царство не сильно отличался от того, как венчались его предшественники. И все же воцарение Грозного стало переломным моментом... Дело в том, что Грозный стал первым Помазанником Божиим на русском престоле.

Несколько редакций дошедшего до нас подробного описания чина его венчания не оставляют сомнений: Иоанн IV Васильевич стал первым русским государем, при венчании которого на царство над ним было совершено церковное Таинство Миропомазания"(13). Значение этого события трудно переоценить. В этот день Иоанн стал преемником византийских императоров, а Москва - Третьим Римом, столицей великой православной империи. Через две недели царь, подчеркивая свое совершеннолетие, женится на Анастасии Романовой и находит опору в ее родне. Но реальной властью в полной мере Иоанн еще не обладал. Популярность правительства Глинских падала с каждым днем. Этому способствовало не только неумелое правление царской родни, но и незримая деятельность княжеской оппозиции.

Понимая недоверие царя, представители высшей аристократии решили поставить у трона незнатного Адашева и священника Сильвестра. Оба они были в "великой любви" (14) и "дружбе" (15) у Старицкого князя Владимира Андреевича, более 20 лет возглавлявшего боярскую партию. Адашев и Сильвестр поддерживали особые отношения с князем Курбским (16). Пользуясь этими ставленниками, удельные князья могли влиять на государственную политику, оставаясь в тени.

Для претворения этих планов в жизнь было подготовлено очередное "народное возмущение". Весной 1547 года столица напоминала пороховую бочку в прямом и переносном смысле: в кремлевских башнях сложили огромные запасы "пушечного зелья", а на московских посадах толпилось невиданное раньше количество разоренного и разбойного люда (17). С апреля то тут, то там в городе вспыхивали пожары, собирались толпы недовольных. 21 июня на Воздвиженке начался пожар, названный впоследствии "Великим". За 10 часов выгорело 25 000 дворов, взорвались кремлевские стены. Погибло от 1700 до 3700 человек (18). И сразу же поползли слухи, что город подожгли Глинские с помощью колдовства. Эго была работа заговорщиков: царского духовника Ф. Бармина, князя Скопина-Шуйского, боярина И. П. Федорова-Челяднина, князя Ю. Темкина-Ростовского, Ф. М. Нагого и Г. Ю. Захарьина (19). На заседании Думы 23 июня они открыто обвинили царскую родню в поджоге. Царь удивился, но поручил создать комиссию для расследования дела. Сами же заговорщики и возглавили следствие. Не мудрствуя лукаво, они собрали на кремлевской площади вече и спросили народ: кто жег столицу? Наемники в толпе закричали: "Глинские!". Этого "доказательства" оказалось достаточно, судьба Глинских была решена. Неосторожно пришедший на вече Юрий Глинский пытался укрыться в Успенском соборе, но его выволокли оттуда и "всем миром" забили камнями на площади. Начался направляемый незримой рукой погром. Разгромили дворы Глинских и их людей, перебили ополченцев из Северской земли, на которых Глинские пытались опереться в борьбе за власть. Из ссылки были вызваны одиозные Шуйские. Уже одно это говорило о том, кто стоял за беспорядками.

Царь, справедливо опасаясь за свою жизнь, выехал 26 июня в загородный дворец. Два дня город оставался во власти мятежников. Заговорщики пустили новый слух о том, что Глинские вызвали к Москве крымцев. Бунтовщиков вооружили, но, как оказалось, не для отпора татарам: 29 июня они двинулись к селу Воробьеву, где находился царь. Во главе толпы шел городской палач (20). Окружив дворец, мятежники потребовали выдачи Анны и Михаила Глинских. Шуйские советовали царю выполнить все требования толпы, но Иоанн проявил твердость характера и порядок был восстановлен. Карамзин утверждает, что бунтовщики были разогнаны выстрелами (21). Однако, более достоверна другая версия; бояре-заговорщики, державшие мятеж "под контролем", без труда убедили толпу разойтись. "Поддавшись уговорам царского окружения, черные люди ни с чем отправились восвояси" (22). Наступило спокойствие и... новое боярское правление. Карамзин считал, что "истинные виновники бунта, подстрекатели черни, князь Скопин-Шуйский с клевретами обманулись, если имели надежду, свергнув Глинских, овладеть царем" (23). Но список членов "Избранной Рады" недвусмысленно свидетельствует о победе удельно-княжеской партии: кроме Адашева и Сильвестра в нее вошли представители только самых аристократических фамилий страны (24).

1 .Валишевский К. Иван Грозный. - Воронеж, ФАКТ, 1992, с. 139-140.
2. Кобрин В. В. Иван Грозный. - М., Московский рабочий, 1989, с. 24-25.
3. Валишевский К. Указ, соч., с. 139.
4. Там же, с. 137-138.
5. Там же, с. 139.
6. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М.. Независимая газета, 1993, с. 93.
7. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., Мысль, 1993, с. 250.
8. Валишевский К. Указ, соч., с. 140.
9. Кобрин В. Б. Указ, соч., с. 29.
10. Валишевский К. Указ, соч., с. 140.
11. Там же, с. 140.
12. Там же, с. 150.
13. Митрополит Иоанн Ладожский. Самодержавие духа. - СПб., Царское дело, 1995, с. 141.
14. Кобрин В. Б. Указ, соч., с. 53.
15. Валишевский К. Указ, соч., с. 147.
16. Там же, с. 150.

17. Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времена Ивана Грозного. - М., Наука, 1982
18. Там же, с. 40.
19. Карамзин Н. М. Предания веков. - М., Правда, 1987, с. 559.
20. Кобрин В. 5. Указ. соч... с. 31.
21. Карамзин Н. М. Указ, соч., с. 560.
22. Зимин А. А., Хорошкевич А. П. Указ, соч., с. 41.
23. Карамзин Н. М. Указ, соч., с. 560.
24. Костомаров Н. И. Указ, соч., с. 253.


источник


Вернуться к началу
 не видно картинки-здесь uznai-pravdu.com/1/(архивная копия с картинками)
 Прочитал сам - поделись с другом, размести ссылку на других ресурсах
 Но форум снова закроют, и ссылка никуда не приведёт -> Копируйте ссылку вместе с текстом.
 Или Распечатай и дай почитать у кого нет компьютера. Будь активнее!  
 
 Заголовок сообщения: Re: ИВАН ГРОЗНЫЙ
Цитата:
Между тем давно установлено, что за весь период правления Ивана Грозного, якобы самого жестокого из всех русских царей, было казнено всего от 3 до 4 тысяч человек.

Я не могу опровергать это или утверждать, не знаю. В таких вопросах не должно быть эмоций. И вопрос очень интересный, все-таки, на основании каких фактов это установлено?


Вернуться к началу
 не видно картинки-здесь uznai-pravdu.com/1/(архивная копия с картинками)
 Прочитал сам - поделись с другом, размести ссылку на других ресурсах
 Но форум снова закроют, и ссылка никуда не приведёт -> Копируйте ссылку вместе с текстом.
 Или Распечатай и дай почитать у кого нет компьютера. Будь активнее!  
 
 Заголовок сообщения: Re: ИВАН ГРОЗНЫЙ
это английские жыды построили самую большую на Руси Кирилло-Белозёрскую крепость для своей - своей именно защиты, и награбленных на Руси природных ресурсов, вывозимых в Англию! http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0% ... 1%80%D1%8C

Для защиты и хранения украденных из России ресурсов и последующей перевозки собранного меха, мёда, леса, пеньки, в "добрую старую Англию".

А Архангельск, или, как он тогда назывваался "Нью-Холмогоры" - типично по-английски, у которых везде есть свои "Нью-Лондоны", "Нью-Йорки" и "Нью-Амстердамы" вообще с самого начала и задумали и основали и построили именно эта Английская торговая компания. Здесь написано в Вики, что в 1584 году Иван Грозный, якобы, основал Холмогоры. http://en.wikipedia.org/wiki/Arkhangelsk Ничего Иван Грозный основать не мог, потому что в 1584 году Ивана Грозного уже отравили. И всё своё царство о этот царь сефард-Палеологович бегал как затравленный заяц, скрываясь от хазарских бояр 20 лет в володимерской глуши лесов в Александровской слободе, то прося политического убежища в в Англии, то задумывая бежать ещё дальше на север в Вологду. Иван Грозный конечно мог что-то там подмахнуть перед смертью бумагу английским купцам, но основали и строили Архангельск именно английская "Московская компания".

"Московская компания" - это английская компания из Лондона, ебиу мать, долбоёбы, а не компания из Москвы. Понятно? http://en.wikipedia.org/wiki/Muscovy_Company

----


Цитата:
"Здравия. Очень раздосадовали ваши небрежные слова относительно Сталина, а пуще сего Ивана Грозного http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%E2%E0% ... 0.BD.D0.B0 который обломал рога астраханскому каганату и крымскому, да как можно после такого говорить, что он по лесам от бояр хазар ныкался !!! Да как руки то у вас повернулись такое написать. Заебала эта двуличность уже - все идиоты и слабаки, иверы высшего левела, гои. Сёдня этих поругал, завтра тех и в итоге ну все вокруг долбоёбы. Да хотя бы опричнину вспомните. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%E2%E0% ... 0.BD.D0.B0 ?? ??? от него все бояре бегали и ссались со страху. Территория страны в десятки раз увеличилась при правлении Ивана, кто кого там щемил то в иверской сибири спрашивается".


Итак, Уотсон, о "досаде на небрежные слова про ивана грозного. "... что он по лесам от бояр хазар ныкался !!! Да как руки то у вас повернулись такое написать!".

Молодой человек, - то что Иван Грозный взял Казань и Астрахань - это знают все, потому что еврей и голивудский пидорас Сергей Эйзенштейн http://gay.ru/people/star/russian/xx-xxi/101bio.html сделал сответствующий для гойских долбоёбов фильм, на который вы и ссылаетесь. Задача же кафедры Иверологии найти факты про Иван Грозного, которые неизвестны или неакцкентированы и находятся ниже порогового уровня восприятия гойских долбоёбов. А это такие факты:

1). За то, что еврей-сефард, а Иван Грозный был внук Зои Палеолог, то есть костантинопольский Палеологович - сефард, поэтому Холмс его будет называть "Иван-Сефард". За то, что Иван-Сефард взял хазарские Казань и Астарахань, крымские татары, а это лишь другой синоним для тех же наших старых приятелей ХАЗАР; вон у них Бахчисарай весь в магендавидах и змеях: http://zarubezhom.com/Images2/BahchiSpal.JPG и http://zarubezhom.com/Images/BahchiMangupFragment.jpg и http://zarubezhom.com/Images/BahchiEvpatKraeved.jpg Крымские татары - это крымские хазары, и сефард-Сталин не просто так их оттуда выпиздил как и таких же хазаро-чечен с Кавказа. И эти крымские хазары спалили до тла всю Москву и жителй угнали в Феодосию на перепродажу в рабство; а сам Иван-Сефард еле скрылся в глухих владимирских лесах, потому что 120 км от Москвы в то время - это 2 суток на лошадях, а это по тем временам довольно далеко - два дня пути.

2). На фоне успехов Иван-Сефарда на восточном и юго-восточном фронте, на южном и западном фронте у Иван-Сефарда был полный пиздец. Крымские хазары спалили Москву; а хули её было не спалить, когда на самом деле Хазария всегда была южней Оки, 100 км от Москвы на юг. И совсем необязательно было пиздюхать в Москву из самого Крыма, достаточно было хазарским гарнизонам по тем временам перейти реку Оку из Хазарии.

3). А Поляки дошли до Москвы и не взяли её только потому, что это были оставленные крымскими хазарами одни дымящиеся головешки, и нахуя брать пепелище? Этого в последующем не стал делать даже Наполеон. Ливонскую войну с Польшей и Швецией Иван-Сефард просрал полностью, потому что после взятия Казани и Астрахани и утопления хазарских жыдов в Полоцке, на него ополчился весь Евреонал! :"Under the 1582 Truce of Jam Zapolski, which ended the war between Russia and Poland–Lithuania, Russia lost all its former holdings in Livonia and Polotsk to Poland–Lithuania. The following year, Sweden and Russia signed the Truce of Plussa with Sweden gaining most of Ingria and northern Livonia while retaining the Duchy of Estonia .http://en.wikipedia.org/wiki/Livonian_War "По перемирию в Ям Запольском в 1582 году, то есть за 2 года до смерти Иван-Сефарда, Россия потеряла южную Ливонию и Полоцк полякам. А в 1583 году, за год до смерти Иван-Сефарда, по "Договору в Плюссе", Россия отдала Швеции Ингрию (Ижора) и северную Ливонию".

И Поляки, которые в те времена итак граница с Польшей была не дальше Гжатска (город Гагарин) http://www.zarubezhom.com/Images/PolskaGraniza.jpg , по Ливонской войне забрали практически всё, до самой спалённой крымскими хазарами Москвы, - это вообще откуда вдруг и с чего у поляков возникла мысль отобрать и саму Москву, когда ебаные русские дебилы её отстроят, - это откуда возникла последующая польская интервенция и включение Москвы в Польское королевство при предателе польском патриархе Филарете Романове, ёбаном хазарском жыде, (по видимому из румынских жыдо-цыган), который со своей хазарской бандой бояр вырезал не только Палеологов и Рюриковичей, но и род Годуновых и Шуйских и много кого ещё.

Упорные ходят слухи, что Иван-Сефард просил английскую королеву Елизавету о политическом убежище, поскольку почти 20 лет скрывался в володимерской глуши лесов и серьёзно рассматривал перенос столицы Руси в Вологду, и это вам каждый вологжанин скажет. А Вологда - это от Москвы 500 км лесной тайги. По тем временам - это другая страна.

А то что Иван-Сефарду современные хазары до сих пор вменяют в вину наличие собственной дружины - пресловутых "опричников", так это просто смешно, и вы даже не осознаёте насколько это смешно. Русский князь спокон веков имел дружину - постоянное личное войско. Это только когда хазаро-уйгуры "татаро-монголизировали" Русь и сделали из неё колонию "Золотого Орднунга", тогда только русским князям они запретили иметь собственную постоянную дружину. И вот смотрите насколько долго это продолжалось, что русским князьям нельзя было иметь свою дружину! Что даже после, что считается окончанием татаро-монгольского ига при стоянии на Угре, - ещё 100 лет после этого хазары, в том числе и современные наши с вами современники типа Сергей Эйзенштейна или президента Медведева, Авдима Медведев - ашкеназ, вменяют в пику Иван Сефарду, что он впервые за 350 лет и заимел постоянную дружину - "опричников". Да хоть "хуичников", какая разница как называется дружина! Смысл-то - это обычная княжеская дружина!

Гойские долбоёбы даже не осознают, что постоянной армии на Руси не было до Петра Первого!

То есть постоянной "русской армии" не было никогда; сразу появилась только российская. И сделали эту русскую армию европейские офицеры то есть жыды-сефарды из Европы. Сверьтесь, - ни одной даже русской фамиилии - одни европейцы - французы, шотландцы, голландцы, датчане, англичане, немцы, шведы, - среди учредителей российской армии и флота. А до этого на Руси не было постоянной армии. При Золотой Орде вообще нельзя было иметь даже князю дружины. Если какая война, так собирали холопов и смердов - гойских дикарей, давали им в руки кольё и дубьё, старшим - кусок железа и гнали эту толпу на врага. Как например, - в Золотой Орднунг вызывают Кнази Александра и говорят, дескать, собираешь свой гойский скот и гонишь их против ТАВ-тонских рыцарей на Чудском озере; а мы тебе дадим из Золотого Орднунга хазарские заградотряды "СМЕРШ" с дамасскими клинками, которые будут шинковать в капусту тех гойских холопов и смердов, которые попытаются бежать. - Уотсон, всё как в 20-ом веке! И никакого воинского искусства. Гони гойский скот на врага. А с вражьей стороны такие же иверы гонят такую же гойскую толпу мочить друг друга. Война - это своего рода иверский спорт.

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль http://www.mosslov.ru/tolk/opriqyt.html
ОПРИЧЬ - наречие и предлог опрично, опрочь, старый, старая форма имени опроче, псковское опричь, кроме, окроме, окроме; особо, отдельно; сверх, не считая чего;
» ОПРИЧЬ - Вне, окроме, снаружи, за пределами чего. Опричь тебя есть люди. Ну тебя, опричь хлеба святого! южное, южный отойди, дай покой. ОПРИЧЬ - Смол. бобыль, бездомок. Опричность женский род особенность, отдельность. Опричина, опричнина или опришнина и оприч(ш)ня женский род старый, старая форма имени опричность, особенность, отдельность, чтолибо наокром. Даю я моей княгине два села в опришнину".

Что здесь преступного в этом слове - "опричнина"? Обычное тогда слово, по русски сейчас бы значило "отдельный полк". А если бы у Иван Сефарда не было бы своей дружины, которую он в первый раз восстановил после Золото-Ордынского ига, то хазарские бояре отравили бы его ещё в самом начале. Хазарские бояре всё равно отравили Ивана-Сефарда всего лишь в возрасте 53 лет. Так что не надо нам тут портреты ни каких старцев вместо Иван-Сефарда подсовывать.

Иван "Грозный" - был ещё молодой мужик 53 лет, когда его уже оправили на тот свет! У него ещё хуй стоял дубом, и детей он ещё мог забацать запросто.

Насколько Холмс читал описания, - у Иван Сефарда была клиника отравления мышьяком при явлениях острой почечной недостаточности.

При этом этот, который Холмсу прислал возмущённое письмо, слушай сюда, - если у тебя лично убьют 8 жён и отправят на тот свет всех твоих детей, таким образом что твой род прервётся и самого тебя отравят в возрасте 53 лет, и 20 лет до этого ты будешь по лесам бегать от своих же хазарских бояр, проситься в Англию, но всё равно тебя укокошат, как и до этого сефардов же Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского, - , это что, не самый несчастый и не самый убитый царь? Когда же гойские долбоёбы прекратят видеть мир хазарскими очками? Кто из него сделал пугало "грозного", а на Западе даже и "Ужасного"(террибль- ужасный) Ivan the Terrible http://en.wikipedia.org/wiki/Ivan_the_Terrible Да теже ёбаные хазары это сделали, типа теперешнего президента Медведева и его окружения, которым этот царь Иван-Сефард Палеологович покоя до сих пор не даёт за Казань, Астархан и Полоцк. Уж как хазары царя-сефарда не обсирают: американский пидор Эйзенштейн - паскудный фильм снял как о жутком деспоте. Последователь Эйзенштейна хазар Леонид Гайдай пошёл с другой стороны - оборжал Иван-сефарда в кинокомедии "Иван Васильевич меняет профессию".

А вы же долбоёбы гойские - вам же смешно вместе с хазарами! А хазарский жыд Илюша Репинд, который вообще преподносил историю исключительно с хазарским подтекстом Images2/Zapormagen2.jpg, не поленился, нарисовал огромную картину в красно-чёрных тонах; на которой он изобразил Иван-Сефарда безумным глубоким стариком, убивающим своего сына; а хазары-жыды Третьяковы (портрет работы того же Репинда) http://tphv.ru/repin/pavel-tretyakov.jpg повесли эту картину ёбнутого Иван-Сефарда в свою галерею прямо у входа, чтобы все видели сразу и никто не мог пройти мимо! Гайдай эту картину даже в фильм вставил.

Когда в действительности всех детей Иван-Сефарда убили хазарские бояре, от которых Иван Сефард бегал всё своё условное царство, потому что хазарские бояре и один из них будущий родоначальник династии Романовых и польский патриарх и жыдорумын Филарет Романов, довели Иван Сефарда до той степени отчаяния, что Иван-Сефард в натуре отписал своё Московское царство хазарину-жыду Шимону (Саймону) жестом - "дашлибывывсенахуй" . "В 1575 году по желанию Иоанна Грозного крещёный татарин и хан касимовский Симеон Бекбулатович венчан был на царство, как Царь «великий князь всея Руси» (ёбнуться можно!!!), а сам Иоанн Грозный назвался Иваном Московским (ёбнуться можно!!!), уехал из Кремля и стал жить на Петровке" (убежал просто). .http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0% ... 0%B8%D1%87.

И если бы Иван-Сефард не взял бы себя в руки, пиздец ему уже бы наступил в 1575 году. И, Уотсон, такая хуйня твариться, в ошельмовывании Иван-Сефарда, что я вот был в Казани и Касимове, разговаривал не с одним экскурсоводом, которые экскурсии водят, и ни один из них и слыхом не слыхивал ни о каком казанском с очевидно жыдовским именем Шимоне БЕК-булатовиче, и вообще об этой истории о том, как затраханный со всех сторон Иван-Сефард назначил царём казанского Шимона БЕКбулатовича! Вы себе представляете! В самой же Казани экскурсоводы этого не знают! В то время когда сейчас там психоз татарского величия и самостийности зашкаливает за апогей, и эта история татаро-хазарам сейчас как нельзя вроде бы кстати! Странно! Другой хазарский жулик - аферист от антропологии Михаил Герасимов выдумал Иван-Сефарду страшную монголоидную рожу - детей пугать: http://en.wikipedia.org/wiki/File:Ioann ... imov02.jpg Конечно же приписали царю сумасшествие, хотя английские послы описывают Иван-Сефарда как одного из самых интелигентнейших людей своего времени! Включая и в Европе! "Historic sources present disparate accounts of Ivan's complex personality: he was described as intelligent and devout, yet given to rages and prone to episodic outbreaks of mental illness http://en.wikipedia.org/wiki/Ivan_the_Terrible и так и ославили жыдохазары царя-сефарда по всему миру по всей истории! Вот, Уотсон, какой "терррибль" был Иван-Сефард, его же и его род уничтожили, и он ещё же и злодей! Что это? - Жыдохуцпа! http://www.zarubezhom.com/Images/Huzpa.jpg

Холмс предлагает так, Новой России - Новый герой. Символом Новой России сделать Иван Сефарда-Палеологовича, убиенного хазарами!

Цитата:
Здравствуйте, профессор.По поводу обсирания Ивана-Сефарда Палеологовича. Вот этот мерзкий до ужаса хазарожыд Павел Лунгин - ёбнуться можно от такого жыдохазарского ебала как у этого Паши Лунгина: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0% ... Lungin.jpg снял в 2009 г. фильм "Царь" с таким же жыдо-хазаром Петей Мамоновым в качестве царя; там вообще чисто хазарский актёрский коллектив.

http://www.youtube.com/watch?v=NbSEkZsvNEA
http://www.youtube.com/watch?v=aG89Id3P4co

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0% ... 1%8C%D0%BC)


всё в том же ключе зазеркального хазарожыдовского дискурса про эту "сумасшедшую вечно тоталитарную сраную Рашку" с разоблачением сумасшедшего Ивана Грозного - Ужасного и его "преступлений перед человечностью, то есть перед жыдохазарами".


http://www.zarubezhom.com/ 12.11.2011


Вернуться к началу
 не видно картинки-здесь uznai-pravdu.com/1/(архивная копия с картинками)
 Прочитал сам - поделись с другом, размести ссылку на других ресурсах
 Но форум снова закроют, и ссылка никуда не приведёт -> Копируйте ссылку вместе с текстом.
 Или Распечатай и дай почитать у кого нет компьютера. Будь активнее!  
 
 Заголовок сообщения: Re: ИВАН ГРОЗНЫЙ
А вы знаете, что вот эта картина

Изображение

называется "Иван Грозный и сын его Иван " ? Так даже в Вики пишут.

Просто какой-то ...мудак ляпнул, дескать, "Иван Грозный убивает своего сына" и пошло-поехало. Так ведь интересней. А народ падкий на интересности


Вернуться к началу
 не видно картинки-здесь uznai-pravdu.com/1/(архивная копия с картинками)
 Прочитал сам - поделись с другом, размести ссылку на других ресурсах
 Но форум снова закроют, и ссылка никуда не приведёт -> Копируйте ссылку вместе с текстом.
 Или Распечатай и дай почитать у кого нет компьютера. Будь активнее!  
 
 Заголовок сообщения: Re: ИВАН ГРОЗНЫЙ
Классика деМотивации.


Вернуться к началу
 не видно картинки-здесь uznai-pravdu.com/1/(архивная копия с картинками)
 Прочитал сам - поделись с другом, размести ссылку на других ресурсах
 Но форум снова закроют, и ссылка никуда не приведёт -> Копируйте ссылку вместе с текстом.
 Или Распечатай и дай почитать у кого нет компьютера. Будь активнее!  
 
 Заголовок сообщения: Re: ИВАН ГРОЗНЫЙ
Кому неохота столько много читать про Ивана Грозного, можно посмотреть
Бесогон TV. Что вам от нас надобно?
https://www.youtube.com/watch?v=7Au5uP7ZwVg
Никита Михалков кратенько рассказывает

или можно посмотреть ролик на канале Dmitry Puchkov "Разведопрос: Клим Жуков о репрессиях Ивана Грозного" Там историк, Клим Жуков подробно развенчивает вранье Акунина


Вернуться к началу
 не видно картинки-здесь uznai-pravdu.com/1/(архивная копия с картинками)
 Прочитал сам - поделись с другом, размести ссылку на других ресурсах
 Но форум снова закроют, и ссылка никуда не приведёт -> Копируйте ссылку вместе с текстом.
 Или Распечатай и дай почитать у кого нет компьютера. Будь активнее!  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ]  На страницу Пред.  1, 2


Перейти:  
 Тёмная сторона Америки. Самый большой антиамериканский сайт Рунета  Радио человеческого формата, круглосуточно, детям и взрослым, без рекламы и зомбирования. Гойские новости через ширму ЗАЗЕРКАЛЬЯ, профессор Столешников передаёт из Нью-Йорка  Аудиоверсия книги Юрия Козенкова Убийцы России. Проясняет мозги необыкновенно. 
Любые материалы с этого форума и форум целиком, можно свободно использовать и копировать без спросу.
В случае пропажи форума информация тут uznaipravdu.livejournal.com       зеркало    uznai-pravdu.ru  копия yz-p.ru/
tumblr hit counter