Свободные спуски на горных лыжах. Альтернативный учебник.

Здесь можно писать обо всём. Модератор сам перенесет в другие разделы, если необходимо.
Ответить
Сообщение
Автор
Евгений Крутень
введите число: 999
Откуда: Germany

Свободные спуски на горных лыжах. Альтернативный учебник.

#1 Сообщение

Читатель вашего форума зарегистрировался у вас под ником автора для того, чтобы выложить сюда его уникальную книжку. Как это ни странно, книга полностью подходит под формат сайта. Это литература нестандартная и очень полезная для ГДЛБ. Естественно она не замечается иверами и не продвигается никуда. Автор сам на свои средства написал и издал этот учебник микроскопическим тиражом. Единственное место где сейчас лежит кусок из нее, выложенный автором - форум сайта http://www.elbrus666.ru/forum/viewforum.php?f=2 , там лежит даже не очищенная от сканирования несколько глав уже 8 лет. За это время страницу просмотрели 5 тысяч ДЛБ-лыжников. Это значит, что не прочитал ее практически никто. И ценнейшая информация, как всегда и бывает, лежит не востребованная.

Я сам общался много лет назад с автором, он мне подарил эту книгу, как дарит ее и другим долбоёбам, в основном иверского рода, которые приезжают к нему кататься на Эльбрус и используют его как проводника и инструктора за небольшие деньги.
И за десять-пятнадцать лет ни один ДЛБ не помог автору, не отсканировал подаренную ему книжку и не положил ее в сеть! Узнаёте элементы иверо-гойского противостояния и всеобщей долбоёбизации? Автор сам с трудом отсканировал текст и даже очистить его не ссмог, и картинки на смог вставить. А ДЛБ , как обычно, пофигу. "Друзья" на склоне сразу забывают о дружбе уезжая обратно в город.

Автор действительно крутой и глубокий специалист в своем лыжном деле. Он меня самого ставил на лыжи и как независимый свидетель докладываю вам - более компетентного человека в этой области вы не найдете. Особенно если дело касается экстремальных спусков.

Могу много написать своих личных соображений и впечатлений по иверо-гойскому вопросу в той местности, может как нибудь соберусь, но пока надо просто не навредить автору. Он живет прямо в Терсколе, у подножия Эльбруса. Там весьма не простые межэтнические отношения. Кто там был и внимательно смотрел вокруг знают. Русских там почти нет, только гости, а местное население сердить не надо.



учебник по горным лыжам

Дата: 2008-12-01
Вид туризма: Горные лыжи
Источник: учебник Евгения Крутеня
На суд всех любителей горных лыж предоставляется второе издание в сокращённом варианте книга

Свободные спуски на горных лыжах.
Теория, практика, обучение
посвященная обучению техники горных лыж в условиях высокогорной зоны Приэльбрусья.


Оглавление.

Предисловие к первому изданию …………......
Предисловие …………………………………….
Введение …………………………………………

Часть 1. Основы горнолыжной техники.
1.1 Горнолыжник с различных точек зрения …
1.2 Статика и динамика горнолыжника ………
1.3 Основные понятия и определения ………..
1.4 Основные виды стоек ……………………..
1.5 Дополнительные стойки ……………………
1.6 Немного о снаряжении …………………….

Часть 2. Статика горнолыжника.
2.1 Упражнения под горнолыжным склоном
2.2 Изучение основных видов стоек……...
2.3 Развороты веером на месте .…………..
2.4 Разворот махом ………………………..
2.5 Укол одной и двумя палками …………
2.6 Укол в нормальной стойке …………….
2.7 Укол в задней стойке двумя руками .....
2.8 Разворот на месте в нормальной стойке
2.9 Развороты на месте в передней стойке...
2.10 Развороты в задних стойках ……………
2.11 Поворот спиной вперёд в задней стойке
2.12 Прямые спуски ………………………….
2.13 Отработка движений в косых спусках…
2.14 Качели на склоне ………………………
2.3 Изучение соскальзывания…………………
2.3.11 Соскальзывание между палками…………
2.3.2 Боковое соскальзывание……………………
2.3.3 Косое соскальзывание……………………….
2.4 Торможение плугом…………………………
2.5 Торможение упором………………………… 33
2.6 Торможение соскальзыванием…………… 33
2.7 Выводы и рекомендации…………………… 34

Часть 3. Динамика горнолыжника.
3.1 Загрузка и разгрузка лыж……………………… 35
3.2 Статические виды разгрузок лыж…………… 36
3.2.1 Разгрузка лыж в нормальной стойке………… 37
3.2.2. Разгрузка лыж в передней и задней стойках… 37
3.3 Динамически активная разгрузка лыж………. 38
3.4 Пассивная динамика лыж…………………… 39
3.5 Движение по буграм…………………………. 40
3.6 Выводы и рекомендации……………………. 43

Часть 4. Теория и практика поворотов.
4. 1 Сопряжённые дуги поворотов……………… 44
4.2 Теория и практика поворотов……………… 45
4.3 Классификация поворотов………………… 47
4.4 Двухтактные повороты…………………… 49
4.4.1. Поворот с упора внешней лыжей………… 49
4.4.2 Поворот с упора внутренней лыжей……… 50
4.5 Однотактные повороты с плоских лыж…… 51
4.5.1 Бросковый поворот………………………… 52
4.5.2 Бросковый поворот в задней стойке……… 54
4.5.3 Поворот веером для контруклонов………… 54
4.5.4 Классический S-поворот……………………….. 55
4.5.5 Поворот вставанием в задней стойке…………... 56
4.5.6 Толчковый поворот……………………………….. 57
4.5.7 Укол в толчковом повороте……………………. .. 58
4.5.8 Кик- стоп………………………………………… .. 60
4.6 Классический толчковый поворот……………….. 60
4.7 Упрощённый толчковый поворот………………. .. 62
4.8 Резаный S-поворот………………………………….. 62
4.9 Поворот в нормальной стойке…………………….. 63

Часть 5. Безопасность горнолыжника.
5.1 Опасности в горах………………………………….... 64
5.2 Акклиматизация в горах………………………….. 64
5.3 Опасности, связанные с рельефом местности…… 64
5.4 Опасности, связанные с климатическими
изменениями………………………………….. 68

Часть 6. Техника реальных склонов.
6.1 Повороты на одиночных буграх………………….. 68
6.2 Повороты в нормальной стойке…………………… 69
6.2.1 Прыжки через бугры по прямой линии …………. 69
6.2.2 Повороты над буграми переносом лыж…………... 69
6.2.3. Повороты на буграх соскальзыванием…………... 71
6.3 Поворот в передней стойке……………………….. 72
6.4 Поворот толчковым поворотом…………………… 73
6.5 Поворот в задней стойке…………………………… 74
6.6 Повороты на буграх…………………………………74
6.7 Спуски по целине………………………………….. 76
6.7.1 Динамическое глиссирование…………………….. 77
6.7.2 Растянутые повороты в целине……………………. 78
6.7.3 Повороты на снежном насте……………………... 79
6.7.4 Движение по снежным застругам………………….79
6.8 Крутые склоны…………………………………….. 80
6.9 Деревья и кустарники…………………………….. 81
6.10 Особенности скитура……………………………… 83
Заключение………………………………………… .85


Реальное обучение для реальных склонов.
Предисловие к первому изданию.

Горы, природа, воздух, снег усиливают и без того эмоциональную и физическую прелесть горнолыжного катания. Возможность выбора склонов различной крутизны и сложности в зависимости от индивидуальности делают горные лыжи доступными детям, мужчинам и женщинам любых возрастов.

Эстетическое удовольствие от горнолыжных спусков столь велико, что побуждает людей, полюбивших горные лыжи, стремиться всё к большему мастерству, осваивать всё более совершенный инвентарь, выбирать для катания всё более сложные и высотные регионы и трассы, не всегда достаточно обустроенные, порой экстремальные и опасные.

Тема, разработанная горнолыжным инструктором Крутень Е.И. интересна и актуальна. В предоставленной рукописи книги, на основе анализа специальных отечественных и зарубежных источников, а также богатого личного опыта практической деятельности предложены общие и специфические особенности горнолыжной техники в условиях типовых горных мест России и Ближнего зарубежья.

Заслуживает интереса выводы и обобщения по оптимизации методологии обучения и совершенствования горнолыжной техники в сжатые сроки в условиях высокогорных, слабо оборудованных трасс. Книга иллюстрирована рисунками на основе применения фото и видео съёмок и их компьютерной обработки значительного объёма видео и фото материала, полученного при работе с большим числом обучаемых лыжников.

Для помощи читателей на наш взгляд в книгу необходимо включить рекомендации:
- по специфике горного климата и его влиянию на организм вообще и, применительно к данному высокогорному району, в частности по Приэльбруью:
- по акклиматизации и адаптации;
- по основам поисково-спасательных работ;
- по технике безопасности и профилактике травматизма;
- необходимо привести паспорта наиболее популярных трасс Приэльбрусья.
Данную рукопись можно рекомендовать к изданию в виде книги рекомендаций для инструкторов-методистов и туристов-горнолыжников, приезжающих на отдых в различные горные регионы.

Профессор Украинского госуниверситета физической культуры и спорта, Заслуженный тренер Украины, Мастер спорта СССР по горнолыжному спорту.
И. В. Соколов



Немного об авторе

http://cs11103.vk.me/u162899747/a_173016d6.jpg[/right] Крутень Евгений Ильич – мастер спорта СССР по горному туризму, член Спасотряда СССР, закончил 2 горнолыжных школы, инструктор по горному туризму и горным лыжам. Вот уже более четверти века живёт под склонами Эльбруса в посёлке Терскол КБР. В эпоху Советского союза работал инструктором на туристских и альпинистских базах Кавказа. Имеет большой горный опыт, участник спортивных походов, восхождений и экспедиций по всем горным районам СССР.
За время учёбы в Новочеркасском политехническом институте был председателем горнолыжной секции. В настоящее время работает свободным гидом в Приэльбрусье. Зимой – обучение горным лыжам, организация скитура на вершины и перевалы района, с восхождением и спуском с Эльбруса.
В зимний сезон организует экстремальные спуски по Чегетским склонам и ледникам Эльбруса. Летом – экскурсии походы, трекинги, восхождения на вершины и т. д.

Более 10 лет является организатором поисковой работы по обнаружению погибших солдат и офицеров в Приэльбрусье в годы обороны Кавказа. За это время обнаружены останки и захоронены более 6 защитников нашей Родины. Найдены документы погибших, найдены их родственники. Командиру дальнего бомбардировщика ДБ-3, разбившегося на леднике Кюкюртлю в новогоднюю ночь 1943 года капитану Иванову А. В. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, наверно последнее награждение такого уровня в истории нашего государства.

Хобби – фото и видео съёмка. Евгений является участником региональных выставок, не однократно занимал первые места за фотографии и авторские видеофильмы. В настоящее время пишет книгу о путешествиях вокруг Эльбруса. Ближайшие планы - организовать поход вокруг Эльбруса в межсезонье на сктуровских лыжах. На Эльбрус со всех сторон поднимался более 170 раз в качестве руководителя восхождений и траверсов. (фото. 0).




Введение.

Существует не так уж много литературы по обучению свободным спускам на горных лыжах. Но и эти книги и методики посвящены либо спортивным дисциплинам, либо обучению спускам по подготовленным для обучения склонам, скажем на горнолыжных курортах других стран. Склоны наших горнолыжных центров не отвечают даже элементарным требованиям безопасности. Практически нет литературы и методик обучения спускам по любому виду снежных склонов, по любому виду снега и наста.

Стандартные методики обучения основаны на переходе от техники упора к спускам на параллельных лыжах. Но часто бывает так, что первые спуски начинающий горнолыжник вынужден делать по свежевыпавшему снегу. Ждать, когда склоны придут в нормальное состояние времени нет. Часто, освоив только азы техники упора, лыжники так и не могут нормально кататься по неподготовленным трассам. Они к этому не готовы ни технически, ни морально.

Совершенствовать свою технику без помощи инструкторов очень долго и в большинстве своём начинающие горнолыжники так и остаются вечными новичками. Даже современные методики обучения не даёт достаточной основы для спусков по неподготовленным трассам. Новичкам обычно не даются теория поворотов на плоских и закантованных лыжах, не рассматриваются приёмы спусков по буграм, снежным доскам или по очень крутым снежным склонам с многочисленными естественными препятствиями. Далеко не каждый горнолыжник может себе позволить провести свой отпуск на курортах других стран. Наши горнолыжные центры в ближайшее время вряд ли будут отвечать международным стандартам. Поэтому методика обучения горнолыжной техники должна учитывать особенности катания в Приэльбрусье или в Домбае.

Стандартная методика обучения приводит к тому, что горнолыжные центры России теряет своих потенциальных горнолыжников, которые предпочитают отдыхать на горнолыжных курортах дальнего зарубежья. Основной недостаток существующих методик в том, что начинающие горнолыжники так и не могут выйти из техники упора, которая не обеспечивает безопасность на неподготовленных склонах высокогорных районов. Проще новичка сразу обучить более сложным техническим приёмам, тем самым подготовить его к спускам по реальным склонам.

Переучивать лыжника с техники упора на более совершенную технику очень трудно и не каждый это может себе позволить. Предложенная автором методика обучения позволяет не бояться крутых и трудных склонов, спускаться по любому виду рельефа. Методика обучения, основанная на многолетнем опыте обучению горнолыжному мастерству как при групповом, таки при индивидуальном методе обучения, легко видоизменяется и легко адаптируется к реальному состоянию склонов в данный момент времени.

Знание теории и практики, полученные при обучении данной методикой, позволяет в дальнейшем горнолыжнику самостоятельно повышать свой технический уровень. Применение видеосъёмки на всех этапах обучения способствует более интенсивному обучению, позволяет посмотреть на свои ошибки со стороны и во время их устранять. Учебный авторский видеофильм, снятый на занятиях по данной методике, позволяет наглядно изучать все тонкости горнолыжных приёмов и движений. Автор надеется, что данная методика будет полезна не только начинающим, но и опытным горнолыжникам. Участие автора в программах обучения, внетрассового катания, скитуре, хелиски, спусках с перевалов и вершин Кавказа вместе с иностранными и российскими любителями горных лыж в течение последних 20 лет подтверждает практическую ценность данной методики обучения.
Автор благодарит всех тех, кто оказал неоценимую помощь в написании и изданию данной книги.

По всем интересующим вопросам обращаться по адресу:

361605 КБР Эльбрусский район
пос. Терскол ЦАО дом. 1 кв. 62.

Крутень Евгений Ильич.

Тел: 8 928 970 87 97 8866 38 711 53

[email protected]

Часть 1. Основы горнолыжной техники.

Изображение

1.1 Горнолыжник с различных точек зрения.

С точки зрения науки об управлении - кибернетики система управления лыжами состоит из 3-х основных частей, каждая из которых свои частные задачи:

1. Нижняя часть - ноги. Они управляют лыжами, оптимально выбирая как степень давления лыж на снег, так и положение поверхностей скольжения лыж относительно снега. Ноги также являются сенсорными датчиками, которыми горнолыжник принимает информацию о состоянии снега, микрорельефа в каждый конкретный момент времени.

2. Верхняя часть туловища с «компьютерным» центром мгновенно оценивает полученную информацию, принимает оптимальное решение и посылает мышцам тела необходимые сигналы управления.

3. Средняя часть тела с посредством сгибания и разгибания в тазобедренных и коленных суставах передают команды управления через ноги лыжам. Суставы также играют роль амортизаторов и передатчиков необходимых усилий ногам.

4. Руки с палками действуют как балансиры и стабилизаторы положения тела. Они могут усиливать моменты вращения, необходимые для ввода лыж в поворот. Руки играют также роль синхронизирующих или фиксирующих элементов. В некоторых случаях, руки играют роль сенсорных датчиков состояния снега в момент укола палкой. Вся эта система управления посредством сенсорной и визуальной информации охвачена обратной связью, то есть осознанными ощущениями, возникающие при спусках на горных лыжах.
Синхронное взаимодействие всех частей этой управляющей системы является необходимым условием хорошей техники катания.

Данная методика обучения и направлена на реализацию этого условия. Потеря сенсорной и визуальной информации в конкретный момент времени приводит к блокировке все системы управления, разрыву обратной связи между лыжами и «компьютерным центром». Горнолыжник теряет контроль над лыжами, что приводит к падению на склоне. В связи с этим важно всё время поддерживать контакт лыж со снегом, что обеспечивает поступление необходимой сенсорной информации.

Для хорошего лыжника скорость спуска в 30 км/час далеко не предельная, скорее крейсерская скорость, но на этой скорости лыжи успевают за секунду проехать около 8 метров. А для проведения поворота или его отдельной фазы вам опущено не более 0,4 - 0,8 секунд. Это время между принятием решения и моментом, когда лыжи начнут выполнять ваш приказ. Чем Вы старше и меньше тренированы, тем больше времени между решением, и исполнением какого либо движения.
Поэтому начинающие лыжники просто не успевают выполнить необходимое мышечное движение, так как просто не хватает времени для выполнения какого либо движения. И это при условии, что решение правильно и все мышечные усилия и движения правильны и согласованы между собой.

Поэтому на начальных этапах обучения так важна отработка всех цепочек непрерывных и взаимосвязанных движений и усилий задействованных мышц тела. Горнолыжник должен чётко представлять и ощущать реакцию лыж на каждое движение. Таким образом, ваш мозг должен начать сбор, переработку необходимой информации о состоянии склона впереди вас на расстоянии не менее 10 метров до места выполнения определённого горнолыжного приёма. В это же время система управления лыжами в автоматическом режиме выполняет необходимые команды, принятые вами доли секунды тому назад.

Отработка каждого движения, каждого приёма до автоматизма является необходимым условием хорошего владения горными лыжами. Технично катается не тот, кто смотрит себе под ноги, а тот, кто видит склон впереди себя на три и более поворота.

С точки зрения механики экипированного лыжника можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных масс тела с большой степенью свободы. Упрощенно можно выделить самую большую массу тела - туловище, и менее инертные массы - руки и ноги с лыжами. Масса туловища значительно превышает массу конечностей, что позволяет перемещать их в большем диапазоне скоростей и ускорений, чем перемещение самого туловища.

Рассмотрим силы, действующие на горнолыжника в стойке прямого спуска. В точке А расположен центр тяжести ЦТ системы лыжи - лыжник (примерно в районе солнечного сплетения). При этом сила веса имеет две составляющие (рис. 1, 2), одна из них Pt обеспечивает движение лыжника вниз по склону. Силы взаимодействия лыж со снегом приложены в точке О, посередине между центрами ботинок. В дальнейшем для упрощения будем считать, что тело горнолыжника двигается при изменении стойки равномерно без ускорения (в статике) в плоскости S вдоль линии АО. В динамике, то есть при спусках с ускорениями и по кривым траекториям на лыжника будут действовать динамические силы, отдельные части тела будут перемещаться относительно друг друга в разных плоскостях и вращаться относительно точки А. Вращение туловища горнолыжника относительно точки опоры О будем называть наклоном. Вращения или изменения положения частей тела относительно точки А - группировкой, сваливанием или нырком.

Необходимо различать пассивную группировку, в которой движущим элементом является вес, и активную группировку, вызываемую мышечными усилиями. При движении туловище и конечности приобретают свойства инертных масс, что также влияет на взаимодействие лыж со снегом. Взаимодействие всех частей тела позволяет опытному горнолыжнику сохранять равновесие, выполняя все виды технических приёмов при спусках по любому рельефу, при любой скорости спуска.

Центр тяжести лыжника при этом движется по прямой или по более сложной траектории. Конечности движутся в большем диапазоне скоростей и ускорений. При хорошей технике катания создаётся впечатление, что туловище относительно неподвижно, а перемещаются только руки и ноги.

У начинающего горнолыжника туловище перемещается относительно лыж, не управляя ими. Все усилия лыжника направлены на сохранение равновесия. Стойка новичка при этом статична, обычно задняя, так называемая ‘‘горшок’’. Лыжи при такой стойке всё время уходят из-под туловища и лыжи всё время разворачиваются под склон.

Опытный горнолыжник может контролировать положение туловища, используя не менее 10 типов стоек. Минимальное перемещение центра тяжести по высоте, умение расслабить мышцы, дать отдых в процессе спуска позволяет опытному горнолыжнику экономить физические силы для совершения многокилометровых спусков.

Законы высшей нервной деятельности влияют как на процесс обучения горным лыжам, так и на всю деятельность человека и эти законы ограничивают изменения двигательных стереотипов, приобретённых и заученных в процессе обучения. Поэтому так важно сразу учить современным элементам горнолыжной технике с первых шагов обучения, ибо потом переучиваться будет очень трудно, так как ломать приобретённые неправильные двигательные стереотипы сложно.
Надо понимать, что к вершинам технического мастерства ведёт ограниченное число путей и путь к совершенствованию горнолыжной техники через обучение с упора длителен, труден и часто не приводит к мастерству.

1.2 Статика и динамика горнолыжника.

Под статическим движением лыжника мы будем понимать относительно медленное изменение положения тела над лыжами, рук и ног относительно туловища. Эти движения могут быть обусловлены мышечными усилиями или движениями, направленными на сохранение равновесия при движении по рельефу переменного профиля.

В статике всё тело движется, как единое целое и инерционностью отдельных частей тела можно пренебречь и их перемещение относительно туловища не влияет на взаимодействие лыж со снегом. Косые спуски, траверсы, повороты с упора, на ровных склонах и малых скоростях можно считать статическими.
Попытка применения статических видов поворотов на высокой скорости приводит к тому, что горнолыжник не может правильно отреагировать на возникающие при этом силы, стремящиеся вывести лыжника из равновесия. И, как следствие, такие спуски приводят к падению.

Скорости спуска должна соответствовать уровню технических приёмов, освоенных лыжником. Надо знать свои возможности, правильно их оценивать и применять.
Если вы ``проглотили’’ бугор, применяя динамическую разгрузку лыж в задней или передней стойке, при этом мышцами пресса успели подтянуть лыжи к туловищу для компенсации трамплинного эффекта при наезде на бугор, то каждая отдельная часть тела выполняет своё особенное движение и динамически взаимодействует с другими частями тела.
Чем выше скорость, тем в большей степени необходимо учитывать, использовать и применять динамические силы, возникающие при взаимодействии лыж со снегом.

Горнолыжник должен знать, что такое статическое и динамическое равновесие, статическая и динамическая загрузка и разгрузка лыж

Выпрямление туловища над лыжами в момент, предшествующий остановке, приводит к уменьшению давлению лыж на снег, то есть их разгрузке. Поэтому большинство лыжников выполняют поворот после приседания в момент выпрямления. Тело лыжника при этом взаимодействует с лыжами как единая масса. И только мастерство горнолыжной техники позволит лыжнику разгрузить лыжи в динамике, подтягиванием ног к туловищу, которое в этот момент времени может двигаться вниз, вверх или совершать более сложные движения.

Из механики известно, что чем ниже центр тяжести лыжника относительно лыж, чем шире поставлены лыжи, тем большей устойчивостью он обладает лыжник и его труднее вывести из равновесия. Это статическая устойчивость.

Но при таком положении тела над лыжами требуется больше времени на изменение стойки, необходимы большие мышечные усилия для перемещения тела относительно лыж. Низкие статические стойки психологически кажутся более надёжными для начинающего горнолыжника и проще в обучении. Но в таких стойках лыжник не успевает вовремя выполнить нужное движение.

В технике упора лыжник осваивает только статические стойки, и они применимы для низких скоростей спуска по простым склонам, но затем становятся тормозом для дальнейшего совершенствования.

Высокая, чуть передняя стойка с узким ведением лыж (рис. 3) статически и психологически менее устойчива, но зато позволяет за минимальное время войти в поворот или во все виды соскальзывания, выполнить все виды динамических разгрузок. Носки лыж загружены сильнее задников лыж. Это приводит к тому, что лыжи стремятся выйти на более пологую траекторию косого спуска. Высокие стойки обладают лучшими динамическими качествами, но требуют высокой техники исполнения.

Стойка - это определённое положение тела, предназначенное для выполнения определённого технического приёма наиболее оптимальным образом.
Спуски на лыжах представляют собой последовательное выполнение разных технических приёмов. Поэтому о нельзя говорить о том, что кататься нужно в какой-то определённой стойке. Непрерывное изменение стойки при спусках обусловлено не только изменением последовательности технических приёмов, но и зависит от состояния снежного покрова, скорости спуска, рельефа местности, наличия разных естественных препятствий.

Проделаем такой опыт. Встанем на склоне, чуть согнув ноги в коленных суставах. В таком положении можно поднять одну ногу только до горизонтального положения бедра. Если ноги полностью выпрямить до ’’выключения’’ коленных суставов, то ногу можно поднять выше. Таким образом, более высокая стойка позволяет выше и быстрее подтянуть лыжи к туловищу. Это очень важно при спуске по буграм.

При изучении любых элементов горнолыжной техники нет мелочей, на которые можно не обращать должного внимания. Как держать горнолыжную палку, с каким усилием необходимо сжимать кисть руки, положение рук по высоте и относительно туловища - всё зависит от конкретных условий в каждый момент времени.

Широкое положение рук располагает палки ближе к плоскости Q (см. рис.1) и это положение позволяет наиболее эффективно поддерживать равновесие лыжника в поперечной плоскости мгновенным уколом-опорой. Поэтому палки лучше держать в не зажатой руке вертикально и в момент укола жёстко фиксировать их в руке.

На начальных этапах обучения лыжник должен держать руки достаточно широко и горизонтально. Всё это позволяет экономить доли секунды, которых нам так не хватает при спуске в критических ситуациях.

Надо отметить, что узкое ведение лыж применимо только на малой и средней скорости спуска. Увеличение скорости, спуск по леденистым склонам требует ведение дуг поворотов в резаном скольжении, независимой работы ног, умение вести дугу поворота на внутреннем канте внешней лыжи.

Знание основных видов стоек, доведённых до автоматизма, является тем фундаментом, на котором базируется вся горнолыжная техника. Горнолыжник не робот, и его нельзя запрограммировать на десятки тысяч реакций-ответов на самые различные ситуации. Надо чётко знать, что надо делать в данной конкретной ситуации и применять нужный маневр или нужное движение. Попытка катания в одном стиле и применение только ограниченного количества технических приёмов приводит к техническому регрессу.

В процессе обучения закладываются такие основы, которые позволят в дальнейшем самосовершенствоваться в горнолыжной технике. Этим задачам и отвечает предлагаемая методика обучения. Наилучшие результаты получаются при индивидуальном обучении. Такое обучение учитывает индивидуальность волевых, эмоциональных и психологических факторов начинающего лыжника. Эффективно проходит обучение в небольших группах, не более 3-4 человек, если они были прежде знакомы и их индивидуальные особенности не вступят в конфликт с групповыми интересами обучаемого коллектива.


1.3 Основные определения и понятия.

Существует много терминов и понятий, применяемых в теории горных лыж.
Скат - линия наиболее крутого падения склона. Угол между линией ската и горизонтом определяет крутизну склона. Спуск по линии ската называется прямым спуском. Прямой спуск совершается на плоских лыжах. У плоских лыж вся скользящая поверхность лежит на снегу.
Спуски под углом к линии ската называются косыми спусками. Предельный, почти горизонтальный, косой спуск называется траверсом. При косых спусках и траверсах движение на плоских лыжах практически не возможно. Лыжи стремятся плоско соскользнуть вниз по склону. Поэтому лыжи ставят чуть на ребро, обращённое к склону.
Металлическое ребро лыжи носит название кант. Лыжи, поставленные на снег своими скользящими поверхностями под углом к поверхности снега, называются закантованными.

При косых спусках и траверсах лыжа, палка или канты лыж, распложенные выше по склону, называются горными, ниже по склону - долинными. Если горнолыжник совершает поворот, то лыжа и палка, движущаяся по дуге большего радиуса, носят название внешние к повороту, или просто внешними. Другая лыжа и палка – соответственно, внутренние.

Выкатом называется переход крутого склона к более пологому, и наоборот, переход к более крутому склону носит название спадом. Эти термины применимы и к участкам микрорельефа - буграм и ямам. При прохождении выката происходит увеличение давления лыж на снег, то есть возникает загрузка лыж. На большой скорости спуска при этом на лыжника могут действовать столь большие динамические силы, что тело лыжника под их действием опускается к лыжам. Это может привести к падению.
Для нейтрализации этого явления применяется сгибание ног. Если это нейтрализующее движение происходит под действием динамических сил, то говорят о пассивном подтягивании ног. Если подтягивание ног к туловищу происходит осознано, за счёт мышц ног и пресса за мгновение до действия динамических сил, то говорят об активном движении горнолыжника.

Приёмы, направленные на нейтрализацию вредных последствий динамических сил, действующих на лыжника, называются опережающими, или просто опережением.

При прохождении спадов, возникает разгрузка лыж, которая может привести к их отрыву от снега. Опережающим приёмом в этом случае является нырок, то есть движение туловища вперёд и вниз за счёт вращения тела вокруг точки А (рис.1). Опережением может также служить выпрямление предварительно согнутых ног. Такое активное выпрямление ног может обеспечить постоянный контакт лыж со снегом.

Стойка, возникающая под действием не контролируемых динамических сил, называется пассивной стойкой. Осознанная стойка, принятая горнолыжником в соответствии с данной ситуацией, называется активной стойкой.

Надо понимать, что определённый вид стойки применим для выполнения конкретного технического приёма в соответствии с конкретными условиями. Стойка может быть фиксирована в какой-то промежуток времени, например при выполнении прямых, косых спусков или при соскальзывании по однородному рельефу. Изучение основных и дополнительных видов стоек не самоцель, а возможность понять, ощутить, как происходит взаимодействие лыж со снегом, как они реагируют на каждое Ваше движение.

Таким образом, начинающие горнолыжники катаются в основном в пассивных стойках или в стойке, которая не соответствует конкретному моменту спуска на лыжах. Этим наверное и отличаются уровень подготовки горнолыжников.

Спад – переход склона на более крутой участок. При прохождении линии спада происходит разгрузка лыж, при этом можно потерять контакт лыж со снегом. Для исключения этого явления необходимо выполнить нырок, либо выпрямить предварительно согнутые ноги. Аналогичные движения выполняются при съезде с бугра.

1.4 Основные виды стоек.

Мышечные усилия через ступни ног, фиксированными ботинками, передаются лыжам, которые взаимодействуют своими поверхностями со снегом. Рассмотрим эту зону взаимодействия.
В первом приближении, эта зона ограничена поверхностями подошв ботинок. Лыжи передают в перпендикулярном поверхности снега направлении, пропорционально весу горнолыжника. Взаимодействие ног через ботинки с лыжами происходит в первом приближении через 3 зоны (рис. 4). Центр тяжести проектируется в зону А, которая не больше 17% от длины подошвы ботинка при любых видах стоек. Если вы стоите на двух ногах и обе лыжи загружены одинаково, то зона взаимодействия расположена между ботинками. Левая часть этой зоны начинается от центра ботинок.

Как видно из рисунка, зона взаимодействия или зона опоры достаточно мала, всего несколько сантиметров, но перемещение точки опоры в этой зоне определяет все возможные виды взаимодействия лыж со снегом. Изменение стойки влияет на перераспределение веса лыжника в 1и 2 зоне. Зона 3 используется при кантовании лыж, наклонах коленей к склону или от него. При всех изменениях стоек горнолыжник должен прочувствовать изменение давления в опорных зонах своей ступни.

Неграмотные стойки приводят к взаимодействию на лыжи через другие части ботинок. Например, неправильная, утрированная задняя стойка приводит к тому, что нога начинает давить на верхний задний край ботинок, что нарушает тонкий механизм взаимодействия лыж со снегом. При выполнении любого движения или стойки, надо все время анализировать ощущения в опорных зонах и в зонах взаимодействия. Это позволит быстрее освоить горнолыжную технику.

1. 4. 1 Нормальная стойка.

Если центр тяжести проектируется в центр опорной зоны, то стойка лыжника называется основной или нормальной. Если вес лыжника равномерно распределён по двум лыжам, то такая стойка называется равновесной.
По высоте нормальная стойка может быть:
- высокой, когда ноги и туловище выпрямлены во всех суставах, мышцы максимально расслаблены;
- средней, когда туловище опущено ближе к лыжам и согнуто во всех суставах;
- низкой, когда туловище максимально приближено к лыжам и удерживается в таком положении с помощью усилия мышц тела.
- низкой, когда туловище максимально приближено к лыжам и удерживается в таком положении с помощью усилия мышц тела.

На рис. 5 показана нормальная средняя стойка. Все суставы чуть согнуты, палка висит вертикально в не зажатой руке между большим и указательным пальцами.
В такой стойке скользящие поверхности лыж загружены одинаково. При повороте лыж ось вращения совпадает с перпендикуляром от центра тяжести. В нормальной стойке при поднятии одной лыжи сразу вся поверхность лыж отрывается от снега.

Если вы после приседания и резкого выпрямления оторвёте лыжи от снега, то скользящие поверхности лыж также сразу оторвутся о снега по всей длине. Точной границы между стойками по высоте нет. Высокая и низкая стойка - это крайние положения нормальной стойки. Особенностью высокой стойки является то, что все мышцы тела максимально расслаблены, все суставы ног и туловища выпрямлены. Высокая нормальная стойка является стойкой отдыха и расслабления.

Для высокой нормальной стойки характерно:
- лыжи параллельны и расставлены относительно друг друга на минимальное расстояние;
- колени по возможности соединены;
- вес тела равномерно распределён между лыжами;
- суставы выпрямлены, мышцы расслаблены;
- голова приподнята, взгляд направлен вперёд;
- руки разведены в стороны, чуть выдвинуты вперёд и находятся в поле бокового зрения, ручки палок не зажаты кистями рук;
- острия палок находятся над снегом на минимальном расстоянии, а сами палки висят вертикально.

1.4. 2 Передняя стойка.

Эта стойка характеризуется тем, что туловище наклоняется вперёд, центр тяжести проектируется ближе к носкам ботинок (рис.6). Передняя часть лыж загружается сильнее, чем задники. При подъёме любой из лыж первыми отрываются от снега задники лыж. Для того чтобы перейти из нормальной стойки в переднюю, иногда достаточно только подать вперёд руки. Центр тяжести будет выходить вперёд из зоны опоры в том случае, если появляется дополнительная зона взаимодействия ног с ботинком в передней части корпуса ботинок. Такая стойка носит название максимальной передней. Такая передняя стойка применяется крайне редко, в статических движениях, разворотах на месте и т. д. Превышение максимальной передней стойки в реальных спусках является ошибкой.

1.4.3 Задняя стойка.

Для принятия задней стойки необходимо сместить туловище назад. Задняя минимальная стойка получается отводом рук назад. Максимальная низкая задняя стойка - когда центр тяжести будет проектироваться на границу опорной зоны. Дальнейший наклон туловища назад приводит давлению ног на заднюю часть корпуса ботинок. Вы должны научиться принимать все виды задней стойки так, чтобы ноги в ботинках не давили на верхнюю заднюю часть ботинка. Задняя стойка, при которой угол между бёдрами и туловищем прямой, называется предельной.

Чтобы ноги не получали дополнительную опору о край ботинка, угол между ними и лыжами тоже должен быть прямым (см. рис.7). Надо научиться чувствовать предельное положение задней стойки, когда мышцы ног и пресса могут ещё с наименьшими усилиями поднять туловище в более высокую стойку. В горнолыжной среде стойка, ниже предельной, носит название ``горшок’’.

Выход из такой стойки требует больших мышечных усилий и длительного времени. Данную стойку часто используют начинающие горнолыжники. Им эта стойка кажется более надёжной и устойчивой. Но при косых спусках разгрузка носков лыж приводит к тому, что лыжи всё время будут стремиться уйти в направление прямого спуска.

Большие мышечные усилия для сохранения этой утрированной стойки быстро приводит к блокировке мышц ног, потере контроля над лыжами и падению на склоне. Вот почему начинающие лыжники так неуверенно чувствуют себя на косых спусках и траверсах, особенно на крутых склонах.

С учётом положения тела по высоте существует 10 разновидностей основных стоек - три передних (высокая, средняя и низкая), три нормальных и три задних и одна предельная задняя. В чистом виде передние стойки применяются в прямых спусках по пологим однородным склонам. А задние стойки в чистом виде - при прямом спуске по целине. В остальных случаях эти стойки являются промежуточными при выполнении более сложных технических приёмов в реальных спусках.

При выполнении всех основных видов стоек и изменению положения тела по высоте, центр тяжести должен перемещаться по прямой АО и только в продольной плоскости S (рис.2). Это условие необходимо для одинаковой загрузки обеих лыж. Изменение вида стойки должно происходить за счет наклонов туловища (перемещения туловища относительно точки О). В статике изменение стоек происходит медленно и динамическими явлениями можно пренебречь.

1. 5 Дополнительные виды стоек.

Существует большое количество дополнительно стоек, особенно много их в специальных горнолыжных дисциплинах. Вначале рассмотрим только те, которые применимы на начальном этапе обучения. В отличие от статичных стоек, где наклоны выполняются в продольной плоскости S, добавлены вращения верхней части туловища в поперечной плоскости. Эти стойки применяются во всех видах косых спусках, траверсах и соскальзывании на однородных склонах.
К дополнительным стойкам относятся:
- стойка прямого спуска;
- стойка косого спуска лицом вперёд;
- стойка косого спуска спиной вперёд;
- стойка бокового и косого соскальзывания;
- стойка плуга.

1.5.1 Стойка прямого спуска.
Вид стойки - высокая передняя, расслабленная, колени находятся впереди лодыжек, бёдра впереди пяток, плечи слегка выдвинуты вперёд относительно бёдер. Руки расслаблены и широко поставлены, палки свободно висят вниз, зажатые между большим и указательным пальцами рук. Это позволяет за наименьшее время произвести укол палкой для сохранения равновесия в поперечной плоскости.

Ни в коем случае нельзя прижимать локти к туловищу (рис. 8). Ноги расставлены не широко. Узкое ведение лыж придёт само, после освоения динамического равновесия. При движении по простому склону на небольшой скорости, стойка прямого спуска может меняться по высоте, реагируя на изменение рельефа. В этой стойке Вы можете свободно проехать на одной лыже, не теряя равновесия.

1.5.2 Стойка косого спуска лицом вперёд.
Применяется, как следует из названия, для косых спусков и траверсов на однородных склонах. Эта стойка также является равновесной. Но в положении, когда лыжи стоят под углом к горизонту, одна лыжа распложена выше другой и загрузка лыж не одинакова. Загружается больше долинная лыжа.
Разворот туловища в долину приводит к тому, что лыжи начинают загружаться более равномерно. Степень разворота лыж в долину зависит в первую очередь от крутизны склона и состояния снега. Если лыжи лежат плоско на снегу, то они легко могут сдвинуться вниз по склону в поперечном направлении. Чтобы избежать этого на косых спусках, особенно на жёстких или леденистых склонах, лыжи должны быть чуть закантованы. Для этого следует подать колени в сторону склона. Степень кантования лыж также зависит от множества факторов.

Стандартная методика обучения рекомендует выдвинуть горную лыжу чуть вперёд, выполнив так называемую разножку, разворотом туловища в сторону долины, загрузить нижнюю лыжу примерно на 3/4 своего веса, лыжи держать шире, чем в нормальной стойке. Это положение статически более устойчиво, но требует загрузку мышц ног и автоматически вынуждает лыжника принять низкую заднюю стойку. Носки лыж разгружаются, а сами лыжи начинают разворачиваться круче в долину. Лыжник сильнее кантует лыжи, сильнее уходит назад, принимая более низкую стойку.

Высокая, чуть передняя стойка косого спуска с узким ведением лыж позволяет сильнее загрузить носки лыж. Такая загрузка препятствует уходу лыж под склон. Разгруженные задники лыж позволяют при необходимости движением ступней ног спустить задники лыж. При необходимости горнолыжник в такой стойке может без труда вести косой спуск на одной долинной или горной лыжи без потери устойчивости.

Отработка данной стойки позволяет без труда совершать траверсы по целинному снегу, где равномерная загрузка обоих лыж является необходимым условием. Склоны Чегета изобилуют длинными траверсами над крутыми склонами. Сброс задников, уходом в переднюю стойку, позволяет легко перевести лыжи на линию более пологого спуска или войти в боковое или косое соскальзывание.
Разножка лыж должна быть минимальной, такой, чтобы колени соприкасались не косточками коленных суставов, а были только чуть сдвинуты относительно друг друга. Это позволяет получить равновесную стойку косого спуска, то есть равномерно загрузить обе лыжи. Широкое положение рук и вертикальное положение палок позволяет за минимальное время точечным уколом восстановить равновесие в поперечной плоскости. На рис. 9 изображена стойка косого спуска.




1.5.3 Стойка косого спуска спиной вперёд.
Данная стойка не описана в горнолыжной литературе. Но она находит и широко применяется при спусках по неустроенным трассам в узких местах среди естественных препятствий. В межсезонье или в малоснежные зимы склоны Чегета требуют частых разворотов среди камней и деревьями или среди камней и лавовыми бомбами на Эльбрусе. Даже короткими поворотами пройти такие участки не возможно.

Начинающие горнолыжники в таких узких местах вынуждены через каждый метр косого спуска или соскальзывания, разворотом на месте менять направление спуска. Более опытные горнолыжники в таких случаях просто чередуют косые спуски лицом и спиной вперёд, легко лавируя между препятствиями.

Чтобы видеть препятствия на пути спуска руки необходимо высоко поднять, туловище необходимо развернуть в долину для одинаковой загрузки обоих лыж. Взгляд направить из-под долинной руки на задники лыж, голова немного опущена. Лыжи немного закантованы и стойка должна быть высокой задней (рис. 10).
При постепенном изменении стойки на переднюю можно из косого спуска спиной вперед плавно перейти в косой спуск лицом. При этом важно, переходя из одной стойки в другую, сохранить одинаковую загрузку обеих лыж. Для плавного перехода из косого спуска лицом вперёд на косой спуск спиной вперёд необходимо плавно перейти из передней стойки в заднюю.

Изменяя тип косого спуска, можно спускаться в узких местах с препятствиями, когда для выполнения поворотов места просто не хватает. Изменяя данную стойку по высоте, можно пересекать участки с переменным рельефом и по буграм.

Переход в нормальную или переднюю высокую стойку приводит к тому, что носки лыж начинают уходить под склон, переводя спуск на более пологую траекторию. При постепенном изменении стойки на переднюю можно из косого спуска спиной вперед плавно перейти в косой спуск лицом.

Для прекращения движения необходимо плавно перейти в заднюю стойку. И далее разворотом ступней ног переведите лыжи в горизонтальное положение. Необходимо помнить, что любое резкое движение при изменении стойки может привести выходу из равновесной стойки, лыжи расходятся и вернуть лыжи в нормальное положение без падения на склон невозможно. Поэтому отрабатывать данный вид спуска необходимо только на пологих и ровных склонах.

1.5.4 Стойки соскальзывания.
В теории горных лыж есть два близких по звучанию, но разные по смыслу понятия - скольжение и соскальзывание.

Скольжение - это совокупность физических явлений, сопровождающих движение скользящей поверхности лыж относительно поверхности снега. При прямых и косых спусках направление движения лыж совпадает их продольной осью. Трение скользящей поверхности лыж о снег не отвечает ни принципам скольжения между двумя твёрдыми поверхностями, ни законами взаимодействия твёрдой и жидкой поверхности. Поэтому управление лыжами зависит от множества непредсказуемых факторов и горнолыжник должен быстро к ним приспосабливаться, применяя различные технические приёмы. И чем больше приёмов освоено, тем легче лыжник осваивает новые трассы.

Соскальзывание лыж - это движение горнолыжника под углом к продольной оси лыж. Если этот угол равен 90 град., то говорят о боковом соскальзывании. Если угол между продольной осью лыж и направлением движения меньше 90 градусов, то такой спуск называется косым соскальзыванием.

Если значение этого угла в процессе соскальзывания меняется, то говорят о скругленном соскальзывании. Движение лыж по дугам поворота на плоских лыжах основано на применении скруглённого соскальзывания. Относительно большая длина лыж обуславливает их предпочтительное скольжение вдоль продольной оси.

Направляющий эффект прямолинейного скольжения плоско лежащих лыж (далее мы будем говорить плоские лыжи) вдоль продольной оси обусловлен наличием продольной канавки на скользящей поверхности и специальным прогнутым профилем лыж.

Современные типы лыж имеют значительное расширение задника лыжи, по сравнению с центральной частью. Такая конструкция образует незначительный эффект плуга, стабилизирующий движение лыж в продольной оси. Поэтому для ввода лыж в соскальзывание необходимо приложить определённое усилие для нейтрализации направляющего эффекта и далее лыжи могут двигаться самостоятельно.

Соскальзывание можно совершать как лицом вперёд, так и спиной вперёд. Условием соскальзывания является плоское положение лыж. Это положение должно сохраняться на каждом минимальном участке микрорельефа.

Нашей задачей в данный момент обучения является изучение взаимодействия лыж со снегом и то, как мышечные усилия и движения, стойки и их изменения влияют на это взаимодействие. Лыжник должен уметь преобразовывать мышечные усилия в необходимые моменты вращения и движения и без потерь передать их лыжам.

1. 5. 5 Стойка косого соскальзывания.
По высоте данная стойка, в зависимости от крутизны склона и состояния снега может быть равновесной высокой расслабленной или средней, так и спиной вперёд. Чем круче склон и жестче снег, тем более напряжены мышцы, тем быстрее надо реагировать на микрорельеф, чтобы обеспечить плоское ведение лыж.

Для стойки косого спуска характерно (рис. 11):
- плечи развёрнуты в долину для равномерной загрузки обоих лыж;
- руки широко разведены в сторону, острия палок направлены на склон и находятся за горной лыжей;
- лыжи сведены как можно ближе друг к другу и раскантованы, степень раскантовки лыж зависит от крутизны склона, состояния снега и скорости спуска;

- колени отводятся от склона в долину и как бы тянут за собой все туловище, но при этом плечи находятся впереди коленей;
- голова поднята, взгляд направлен вниз по склону на 2-4 метра, а не под ноги.


1.5.6 Стойка бокового соскальзывания.
Эта стойка имеет следующие особенности:
- туловище полностью развёрнуто в долину;
- руки горизонтальны и параллельны лыжам;
- кисти рук зажимают палки, и они располагаются почти параллельно склону;
- стойка по высоте зависит от состояния снега, условий спуска.

Стойка бокового соскальзывания применяется на сложных и жёстких склонах и является эффективным способом торможения. Но применение данной стойки в практических случаях требует хорошо развитого чувства ``закантовки’’ лыж, которое придет к вам только после многих часов упорной тренировки.

1.5.7 Стойка плуга.
Самым безопасным, универсальным способом торможения и остановки является торможение в стойке плуга. Но этим способом необходимо пользоваться только в крайних, экстремальных случаях. Это довольно простой технический приём. Но использование его, не совершенствуясь в других способах торможения, резко ограничит ваши двигательные навыки. Данный способ торможения основан на полной блокировке мышц ног. Для выхода из стойки плуга в движении необходимо много времени и больших мышечных усилий.

Плуг - это положение лыж, расположенных под углом друг к другу.
Плуг может быть на закантованых или плоских лыжах. В последнем случае плуг носит название скользящего упора (рис.12). В скользящем упоре ноги лыжника находятся под туловищем.

Чтобы загрузить лыжи плоско и по всей длине, стойка должна быть средней передней, ноги немного согнуты в коленных суставах для амортизации неровностей склона. Чем шире разведены пятки лыж, тем сильнее проявляются тормозящие свойства скользящего упора. Более широкое разведение лыж приводит к постановке лыж на внутренние канты, ступни ног выходят из-под туловища. Стойка высокая задняя. Колени выпрямлены и усилием мышц ног сдвинуты друг к другу, насколько позволяет условия склона.

Чем сильнее стопы сдвинуты вперёд, тем сильнее закантованы лыжи. В этой стойке нельзя наклонять туловище в тазобедренном суставе вперёд.
Ноги получают дополнительные зоны взаимодействия - зону 3 (см. рис.4) и опору на верхнюю часть ботинка. Более подробно о технике выполнения плуга и упора будет рассмотрено в соотв