Методика Марии Монтесcори.

родителям - учимся оберегать детей от вредителей и растлителей.
Ответить
Сообщение
Автор
sunrise

Методика Марии Монтесcори.

#1 Сообщение

В настоящее время можно наблюдать огромный интерес как родителей, так и специалистов, к методике Марии Монтессори. Ее считают даже необходимой для нормального развития ребенка. Однако, не стоит забывать, что изначально методика Монтессори была разработана в качестве компенсаторной, т.е. направлена лишь на адаптацию детей с проблемами в развитии, а не на формирование личности здорового малыша. Мария Монтессори придумала свою систему для детей, помещенных в специальные интернаты. Эти ребятишки были лишены возможности научиться даже элементарным навыкам самообслуживания, а уж про обучение по обычной школьной системе никто и не думал. При этом, несомненно, все принципы ее методики были необходимы и оправданы. Оправданы ли они для здорового ребенка, который может свободно осваивать бытовые навыки дома?
Несколько основных положений методики Монтессори:

1. Гуманизм.

Методику Монтессори называют основанной на принципах гуманизма. Возможно, методика соответствует этим принципам. Но можно ли сказать, что мать, отдавшая собственного ребенка в интернат, имеет моральное право советовать другим матерям, как им воспитывать детей? Как специалист в области педагогики и молодая мама, могу сказать, что работа с чужими детьми и воспитание собственной дочери очень и очень сильно отличаются! По моему глубокому убеждению, учитель или воспитатель не могут представлять собой "сапожника без сапог", их дети в первую очередь отражают родительские принципы воспитания. Очень сложно поверить в гуманизм, основанный на жертвах.


2. В центре – ребенок.

Этот принцип очень пафосно звучит, и, может быть, для детского интерната он действительно важен, чтобы малышам, лишенным любви и тепла, хотя бы отчасти компенсировать отсутствие родительской опеки. Но в семье ребенок вовсе не является "центром", он – такой же член этой семьи, как все другие. Сейчас широко декларируется воспитательный принцип "не мама при ребенке, а ребенок при маме", очень правильно, на мой взгляд, отражающий суть совместной жизни с детьми. Если же в семье в центр ставится ребенок, и взрослые только и заняты выполнением его требований или поиском специальных "развивающих занятий" вместо совместной деятельности и общения, эту атмосферу никак нельзя назвать здоровой. Этот принцип, возможно, верен в семье в отношении младенца – да, действительно, новорожденный требует повышенного внимания, мама ориентируется на его ритмы, и так или иначе вся семья занята уходом за малышом. Но разве этот принцип может быть верен в отношении дошкольника?


3. Самостоятельность. "Помоги мне это сделать самому!"

В семейной жизни этот принцип при правильном организации быта реализуется совершенно незаметно, без всяких усилий. Поскольку ребенок с самого малого возраста участвует во всех бытовых делах, и пробует делать что-либо самостоятельно, прося помощи родителей там, где это необходимо. С взрослением ребенка доля его самостоятельных действий увеличивается.

К слову, этот принцип хорошо бы сначала усвоить родителям. Ведь роль педагогов, воспитателей или других специалистов – помочь родителям найти нужную информацию, опираясь на которую мама и папа будут САМИ воспитывать свое чадо. На практике происходит наоборот – родители ищут какого-то волшебного специалиста, чтобы он превратил их чадо в желаемый ими "идеал". Получается, что родители сначала препятствуют развитию нужных качеств личности, изолируя ребенка от любой практической деятельности ненужными запретами, а потом ищут особую методику, которая научит всему, легко и непринужденно.

4. Развитие творческого мышления.

В методике отвергаются сказки (их заменяют естественно-научные популярные рассказы), и игра как основная деятельность ребенка дошкольного возраста. Как раз в дошкольном возрасте развитие интеллекта происходит за счет образного мышления и фантазии, для чего совершенно необходимы как игры, так и сказки. Само содержание методики и занятий опровергает принцип развития творческого мышления, поскольку для ребенка создается искусственная среда, и он оперирует определенными формами, извлеченными из всего многообразия.
При этом отвергаются даже творческие занятия (танцы, музыка, и пр.), или используются минимально, как скромное дополнение к основным занятиям (письму, счету, и т.п.).

5. Индивидуальный подход, учет психологических особенностей каждого ребенка.

Обычно любящая мать лучше самого талантливого педагога и воспитателя чувствует своего ребенка, понимает его, и знает его особенности.

6. "Подготовленная среда".
Роль педагога – не вести за собой ребенка, а лишь подготовить для него специальную развивающую среду, и давать право выбирать в ней деятельность.

Но ведь для развития ребенка нет необходимости создавать искусственные условия! Ребенок приходит в этот мир. Его дом, его семья и должны являться этой самой средой! Те предметы, с которыми он взаимодействует в быту, и те вещи, с которыми он играет – это вполне достаточный "дидактический материал" для развития любых способностей, заложенных в личности.

Это одно из самых распространенных заблуждений родителей – если не организовать "искусственную среду", ребенок не сможет развиваться. Ребенок развивается ежеминутно. И самая лучшая "среда" для этого – любящие родители и теплая домашняя атмосфера. В самом обычном доме достаточно бытовых предметов, обеспечивающих развитие ребенка. Если дети имеют возможность общаться с природой, наблюдать за окружающим миром, тогда для них не нужны специальные пособия, чтобы "познавать мир". Как можно познавать настоящий мир в лабораторных условиях или через рассказы воспитателей? Этот принцип, безусловно, сыграл положительную роль в развитии умственно-отсталых детей из специальных интернатов – у них не было никакой другой возможности узнать об окружающей действительности и научиться вести себя в социальной среде. У ребенка, который окружен заботой и любовью близких, такая возможность есть.

И роль родителей – именно "вести за собой" маленького ребенка, поскольку дошкольник находится в фазе подражания. Ему совершенно необходим пример и совместная со взрослыми деятельность. Поначалу он лишь подражает и копирует, но постепенно увеличивается его самостоятельность, и он перестает нуждаться в помощи родителей. Так же, как малыш учится ходить – сначала он не может отпустить мамины руки, потом идет самостоятельно и даже убегает от нее.


7. Направленность на раннее обучение.

Мы уже довольно много говорили о том, что период дошкольного возраста чрезвычайно важен для развития эмоциональной сферы и творческих способностей. Замена творческой деятельности выполнением заданий по шаблону, исключение эмоциональных переживаний, которые приносят игры и сказки, не может быть компенсировано ранним знанием о физических законах и овладением навыками письма. Еще при жизни Марии Монтессори критики отмечали, что каллиграфический почерк выпускников ее детсада не помогает им писать сочинения и выражать собственные мысли. Они лишь могли переписать заданное красивым почерком, но были абсолютно лишены умения придумать собственный текст.
Таким образом, развитие качества интеллекта подменяется развитием практического навыка.

При этом, как правило, естественное продолжение обучения, по методике Монтессори, обрывается после детского сада. Школ, работающих по этой методике, практически нет. В итоге ребенок из такого садика попадает в чужеродную среду, у него отсутствуют навыки работы в коллективе, он не принимает стиль школьного общения с педагогами и одноклассниками.

8. "Пять обучающих зон" – зона жизненной практики, зона сенсорного развития, зона математического развития, зона языкового развития, зона космического развития (основы естественно-научных дисциплин).
Ребенок выстраивает целостную картину мира. В быту, в обычной жизни, дома развитие всех вышеперечисленных сфер происходит параллельно. Ребенок не должен отдельно обучаться чему-либо, вне своей деятельности. Овладение навыками "жизненной практики" – застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, накрыть на стол – происходит исподволь, в целенаправленной деятельности, совместно с родителями. При этом совершенно необходимо, чтобы такая деятельность была осмысленной – накрыть на стол либо для ужина в семье, либо в игре. Накрыть на стол по заданию (хотя оно дается не прямо, а косвенно) – это бессмысленно. Застегивать пуговицы на своей рубашке, чтобы выйти на прогулку – здесь стоит практическая цель. Застегивать пуговицы на "дидактическом пособии" – в таком случае действие лишено смысла.

Ребенок не может обучаться основам математики в отрыве от практической деятельности, познавать окружающий мир вне языкового развития, а сенсорное развитие происходит прежде всего в бытовых действиях. Так зачем же искусственно разделять эти области, и тем самым вредить гармоничному формированию всех сфер?


9. Воспитатель не проявляет внимания к ребенку, а ждет инициативы с его стороны. Не предлагает помощь, а откликается на просьбу помочь.

Этот принцип не может действовать для обычного, здорового ребенка, который воспитывается в семье. Если родители или другие близкие ему люди не проявляют инициативы, и не оказывают ему внимания без какого-либо требования с его стороны, ребенок постепенно отчуждается и убеждается в собственной "ненужности". Внимание родителей необходимо ребенку, как воздух. Особенно ценно, если родители сами выступают инициаторами общения, а не ждут, когда же ребенок начнет просить о помощи. В семье все происходит по обратному принципу – сначала мама делает что-либо за ребенка, потом – вместе с ребенком, потом ее помощь сходит на нет, и после этого ребенок требует самостоятельного действия, без маминого вмешательства.

Еще один немаловажный фактор, который хотелось бы отметить. В настоящее время методика Монтессори переживает настоящий бум, и каждое детское учреждение считает своим долгом проводить такие занятия. Но для того, чтобы поскорее привлечь родителей, педагоги, к сожалению, нарушают некоторые основные положения. Например – возрастные ограничения. Система Монтессори была разработана для детей дошкольного возраста, 3-6 лет. "Группы Монтессори" для малышей с 8-10 месяцев, так активно рекламируемые, не имеют ничего общего с системой. К тому же, такие занятия не самым лучшим образом будут сказываться на развитии малыша – ведь чем раньше воображение ребенка загоняется в какие-либо рамки, тем ущербнее развивается креативное мышление и фантазия. Самое важное в развитии малыша до года – эмоциональное общение с мамой, или с человеком, ухаживающим за ребенком. Ни одна методика, и никакие специалисты не могут этого заменить!

Прежде, чем отправиться с ребенком на занятия по методике Монтессори, или записать малыша в такой садик, советуем родителям осознанно взвесить все "за" и "против", и честно признаться себе – это продуманный выбор, или желание не отстать от друзей и дань моде?

http://www.soznatelno.ru/avtor/ozerova/ ... 58-39.html