Динамическая гимнастика для грудничков

родителям - учимся оберегать детей от вредителей и растлителей.
Сообщение
Автор
Барсик
введите число: 999

Динамическая гимнастика для грудничков

#1 Сообщение

Динамическая гимнастика — система развивающих упражнений для грудных детей, распространенная в самых различных модификациях. Динамическая гимнастика включает элементы массажа, обычной гимнастики, упражнений для развития вестибулярного аппарата. Только степень такого воздействия в динамической гимнастике выше. Основное отличие этой гимнастики от обычной — это большее количество динамики (движения), в отличие от традиционных комплексов, где малыш, как правило, лежит, а его руками и ногами двигает взрослый в том или ином направлении.

ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО?

Занимаясь с ребенком таким видом развивающих упражнений, мы одновременно достигаем нескольких целей.

Во-первых, это важно для физического развития малыша. Динамическая гимнастика — это инструмент коррекции мышечного тонуса ребенка. Известно, что после рождения ребенок еще в течение нескольких месяцев находится в позе, которую мы называем "внутриутробной" — с согнутыми ручками и ножками. Это происходит из-за повышенного тонуса мышц-сгибателей, причем этот тонус неравномерно повышен в разных мышечных группах. Присмотритесь к своему ребенку, когда он спит, и вы увидите, что одна ручка согнута в большей степени, чем другая; то же самое с ножками. Это происходит из-за несогласованной работы различных зон головного мозга на этом этапе жизни. Это как "вспышки": возбуждение какой-либо зоны мозга приводит к сокращению соответствующей мышцы тела. Такие неожиданные мышечные подергивания могут напугать даже самого ребенка, например во сне. В результате повышается уровень возбуждения, вызванного избытком стимуляции, исходящей из собственного тела. Чтобы помочь организму ребенка гармонизировать, упорядочить процессы возбуждения и торможения в нервной и, как следствие, в мышечной системе, применяют массаж и динамическую гимнастику. Хорошо, если с ребенком занимается человек, которому малыш очень доверяет, — в первую очередь, это, конечно, его мама. Мать своими руками "лепит" тело ребенка, обозначая его границы, воздействуя при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительность. В результате снимается избыточный мышечный тонус. Кроме того, эти упражнения активизируют перистальтику кишечника, укрепляют сердечно-сосудистую, иммунную систему, адаптируют организм к нагрузкам, а стало быть, к стрессовому воздействию изменений окружающей среды.

Во-вторых, это конечно же еще один способ общения ребенка с матерью — возможность увидеть ее улыбку и глаза и свое отражение в них, услышать ее голос, почувствовать ее руки. Ребенок узнает себя через глаза матери. Это для него как зеркало. Не случайно в психотерапии используется лечение зеркалом и улыбкой: пациент смотрит в зеркало, улыбается себе, узнает себя сам. Глаза дают ребенку чувство уверенности в том, что его держат, заботятся о нем. Ребенок первых месяцев жизни должен получить большую порцию аудиальной, визуальной, осязательной чувствительности от матери. В результате появляется базовое доверие к Миру, формируется желание и способность с ним взаимодействовать, что благоприятным образом отзовется во взрослой жизни подрастающего человека. Таким образом, проведение динамической гимнастики способствует психическому развитию ребенка и становлению гармоничных материнско-детских отношений.

ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДИНАМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА?

Теперь о том, каким детям в первую очередь нужны эти занятия. Показания и противопоказания можно согласовать с педиатром. Но особый разговор о детях — "кесарятах". Дело в том, что в случае планового кесарева сечения ребенок извлекается из матки ("рождается") на 3-5-й минуте от начала операции. В результате такой ребенок лишен адаптационного периода со всеми его фазами, как это происходит при прохождении через естественные родовые пути в течение нескольких часов. Согласно законам теории адаптации, у организма есть потребность в физиологическом стрессе как необходимом условии развития. Вспомним определение основоположника теории стресса физиолога Ганса Селье: "Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование". В результате такого ответа организм реализует свою потребность осуществить приспособительную функцию и восстановить нормальное состояние. При этом активируется и усиливается один из базовых инстинктов организма — инстинкт выживания. А начинается это с ситуации родового процесса с его внезапностью начала, многочасовым усилением мышечного напряжения, нарастанием кислородного голодания в процессе схваток и непредсказуемым изменением среды обитания с необходимостью дальнейшего выживания в условиях разнообразных сенсорных нагрузок. Продолжительность процесса позволяет ребенку адаптироваться к изменяющимся условиям, выработав приспособительные реакции. В случае же кесарева сечения ребенок попадает "с корабля на бал", не успевая подготовиться, потеряв некоторые фазы процесса адаптации.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

Занятия проводят при температуре воздуха 22-25°С, в помещении или на открытом воздухе. Если вы уже начали закаливать своего ребенка, то температура воздуха в помещении может быть и ниже. Важно прикасаться к ребенку теплыми, мягкими руками — уверенно и нежно. Свои руки перед этим можно размягчить скрабом, что повысит их чувствительность. Тело малыша кремом не смазывают.

Для занятий используют время бодрствования ребенка, когда он наиболее расположен к контакту, но не ранее, чем через час после еды. Для справки: периоды бодрствования резко увеличиваются после 1,5 месяцев жизни при переходе от нормальной аутистической фазы развития младенца (когда бодрствованию он явно предпочитал сон, предохраняющий от избыточного влияния внешней среды) к началу становления субъект-объектных отношений — взаимодействия с другими. С этого возраста можно расширять комплекс развивающих упражнений. Выполнять подобный комплекс следует ежедневно или несколько раз в день, начиная всякий раз в качестве разминки с традиционных массажных приемов поглаживания, растирания, разминания, пассивных упражнений для рук и ног, а затем переходя к динамическим воздействиям. Примерами упражнений, входящих в комплекс динамической гимнастики, являются покачивание ребенка вперед-назад в захвате за руки, вращение ребенка за руки или за ноги вокруг вертикальной оси и другие.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

1.Уверенность и позитивный настрой

Если Вы будете делать гимнастику осознанно и уверенно, малыш обязательно будет чувствовать тоже, что и Вы. Поэтому, лучше практикуйте динамическую гимнастику (особенно вначале) без лишних людей, которые не так уверенны в нужности гимнастических упражнений. Что бы лишний раз Вам не пришлось ничего кому-то объяснять и тратить свои силы. Потом Вы обретете уверенность и сможете не обращать внимание на разные замечания сердобольных бабушек.

2.От простого к сложному

Начинать нужно с самых простых упражнений, ПОСТЕПЕННО УВЕЛИЧИВАНИЯ НАГРУЗКУ. Динамическая гимнастика – это действительно серьезные нагрузки для малыша. Первое, с чего нужно начать - это безопасный захват. Потом будете поднимать ребеночка его за ручки. Затем раскачивать. Потом раскручивать, и так далее. Неделю за неделей увеличивайте темп, амплитуду и время занятий.

3. Не переутомляйте и обязательно поощряйте.

Изображение
Воздействие динамической гимнастики является стрессогенным для ребенка. Вы сами будете чувствовать меру – находясь в постоянном зрительном, эмоциональном контакте с ребёнком вы не пропустите момент, когда он устанет или испугается. Видите, что малыш забеспокоился и надул губки… не спешите, прижмите ребёнка к себе. Ребенок полюбит некоторые упражнения, чередуйте их которыми он может быть недоволен.

В какой-то момент малышу может что-то не понравится, вы почувствуете тонус в мышцах. Остановитесь, лучше остановиться на достигнутом, или вернуться на ступень пониже.

Каждый малыш двигается в своем темпе овладения упражнениями. Прислушивайтесь к своему малышу. Каждое занятие следует строить так, что бы чуть усложнять, хотя бы малость. Малыш не готов? Вернитесь назад, не торопите ребеночка.

4. Очень важна регулярность тренировок.

Рекомендуем делать гимнастику ежедневно в первой половине дня, лучше – после пробуждения и в комплексе с другими оздоровительными процедурами. Проснулись – разделись, сделали массаж, потом динамическую гимнастику, потом поплавали и закончили обливанием. После всех «заслуженных трудов» вручите ребёнку грудь – он поест с аппетитом и крепко заснёт.

В какое время проводить занятия?

Лучшим временем для физической нагрузки считается первая половина дня, а кроме того, физкультурой вредно заниматься сразу после еды.

Когда начинать…

Есть разные точки зрения. Сторонники одной из них полагают, что чем раньше начать загружать ребёнка, тем лучше. Мол, крепче и здоровее будет, да и адаптивные способности у ребёнка тем выше, чем он меньше.

По другой версии, напротив, до полутора месяцев (или – по другим данным – до 40-го дня жизни) у ребёнка идёт адаптация к окружающей действительности, не случайно в этом возрасте он спит до 20-ти часов в сутки. Природа предусмотрела механизм предохранения от психических перегрузок. И напротив, периоды бодрствования резко увеличиваются после 1,5 месяцев жизни – тогда-то и советуют начинать динамическую гимнастику.

…и когда заканчивать.

Тут все просто! Когда Вам станет очень тяжело))) Часто к 6 месяцам, детки становятся очень тяжелыми, и мамам трудно, хотя детки к этому возрасту очень любят динамическую гимнастику. Прекрасно когда в процесс включен папа, тогда гимнастика может продлится.

Готовы? НАЧИНАЕМ…

Вы выставили за дверь пугливых бабушек;
Вы выбрали место и время;
Ваш малыш не голоден, но и не сыт;
Он ещё не устал, но и не только что проснулся;
Вы проветрили помещение (низкая температура стимулирует двигательную активность);
И раздели ребёнка (ползунки и распашонки не только будут вам мешать, они ещё и небезопасны во время занятий);
Ваши руки тёплые;
Вы никуда не торопитесь и ничего не боитесь;
Ребёнок лежит перед вами на спине…

Изображение

1. Начните с мягкого прикосновения к коже ребёнка, посмотрите ему в глаза, мысленно пошлите ему добрый сигнал. Ваши поглаживания придадут ему уверенности.

2. Вложите большие пальцы в его ладошки (он с удовольствием за них уцепится), задайте лёгкое движение вверх, стимулируя его поднять головку (попытаться сесть).

3. Дайте ему крепче зажать палец в ладошке, а своей ладонью обхватите его кулачок. Потяните вверх, поднимите его в воздух целиком – «обезьянка висит». Вот и первое упражнение!

Изображение

Изображение

4. Если ничего страшного не произошло – продолжайте висеть до тех пор, пока «обезьянке» нравится. Сохраняйте зрительный контакт, подбадривайте малыша, хвалите, шутите. Лёгким раскачивающим движением переносите вес тела ребёнка с одной ручки на другую. Позднее вы будете раскачивать его то за одну руку, то за другую. Ещё позже он будет то же самое вытворять один – на кольцах или на турнике.

5. Из того же положения выполняется упражнение «Крестик». Подбрасывая ребёнка вертикально вверх, разводите его ручки в стороны. Не забывайте разговаривать с ребёнком!

6. Когда ваш малыш освоит висы на руках лицом к вам, вы можете перейти к упражнениям лицом от вас с висом на руках:

- Прижмите тело ребёнка спинкой к себе, вложите указательные пальцы в его ладошки и затем обхватите своими руками его кулачки. Это – безопасный и активный захват. Начните с переносов веса тела с одной руки на другую и, с нарастанием вашей уверенности, переходите к раскачиваниям из стороны в сторону.

- Плавным круговым движением кисть левой руки подводите к локтю правой и наоборот, задавая телу ребёнка вращение вокруг вертикальной оси.

Изображение

Изображение

- Позднее из этого положения вы будете выполнять боковые «забросы»: задавая телу ребёнка вращение вокруг вертикальной оси, вы одновременно подбрасываете его немного вверх и в сторону вращения таким образом, чтобы животиком он «приземлился» на ваше предплечье.

Теперь начните раскачивать ребёнка вперёд-назад. Увеличивая амплитуду раскачиваний вперёд, вы в конечном итоге можете забросить ребёнка вверх настолько, что его ягодицы «приземлятся» к вам на грудь, а лицом он будет обращён в пол. Слегка подтолкните его попку своей грудью и возвращайте тело ребёнка в исходное положение.

- Позднее вы можете полностью прокрутить ребёнка (помня о мерах безопасности!): когда он «усядется» к вам на грудь, позвольте ему соскользнуть вниз, ОДНОВРЕМЕННО отпуская одну ручку. (Важно вовремя отпустить руку!) Он прокрутится вокруг второй руки и займёт исходное положение – спиной к вам.

Изображение

Изображение

Изображение

Познакомимся с висами вниз головой. Сядьте на пол, положите ребёнка на животик на свои согнутые колени.

Изображение

Изображение

- Продолжая удерживать зрительный контакт, переносите вес тела ребёнка с одной ножки на другую (некоторые дети в висах вниз головой засовывают кулак в рот и становятся очень сосредоточенными ). Опустите его обратно, грудью и животиком на ваши колени.

- После относительно щадящего знакомства с висами вниз головой лицом к себе можно подводить малыша к более активным упражнениям. Взяв ребёнка за голени, раскачивайте его вперёд-назад, постепенно увеличивая амплитуду. Когда он окажется в горизонтальной плоскости, пятками к вам, выполните «Пружинку» - толкните его вперёд, от себя , он согнёт колени и «спружинит».

Изображение

- Кроме того, из положения вниз головой, лицом от себя можно выполнять те же упражнения, что и в положении на руках: начинайте с раскачиваний из стороны в сторону, переносите вес тела с одной ноги на другую. Выполните «крестик» и вращение вокруг вертикальной оси.

- В положение вниз головой может использоваться и захват двух ножек одной рукой одновременно – указательный палец помещается между щиколоток ребёнка, рука обхватывает обе ножки сразу.

Изображение

Изображение

При этом свободной рукой вы страхуете его под грудку. Из этого положения можно выполнять «пружинку вверх» - ребёнок выполнит в воздухе стойку отталкиваясь от одной вашей руки обеими пятками.

Изображение

Изображение

8. Теперь – боковые висы. Ребёнок по-прежнему к вам спиной (на первых порах хорошо, если перед вами есть ещё кто-то, кому можно улыбаться – ваши единомышленники, домашние животные, игрушки, а лучше всего зеркало). Вложите указательный палец правой руки в левую ручку ребёнка; левой рукой возьмите его за левую ногу, обхватив её в области щиколотки. Раскачивайте «обезьянку» из стороны в сторону, постепенно увеличивайте амплитуду так, чтобы в крайних положениях ребёнок оказывался головой либо вверх, либо вниз.

Изображение

Повторите то же с правой стороной. Позднее из этого положения вы перейдёте в другую плоскость, и будете совершать полный круг ребёнком у себя над головой. Кроме того, из бокового виса можно выполнить также «Крестик» - при этом хорошо растягиваются боковые мышцы.

Будем «качать пресс». Прижмите ребёнка спиной к себе, предплечье одной руки положите на область его тазобедренных суставов, свободной рукой страхуйте его под грудку или под животик. Позвольте ему наклоняться вперёд, задействуя мышцы спины и брюшного пресса. Не выполняйте всю работу за него – почувствуйте, когда ему нужна ваша поддержка, а когда он может справиться самостоятельно.

Изображение

«Лягушечка» - поддерживая малыша под попку, соедините его пятки вместе и плавно подведите их к туловищу ребёнка. Младенцы очень гибкие создания – вскоре вы заметите, что он, как йог, свободно «складывается пополам».

Изображение

Это упражнение хорошо помогает при вздутии живота. Если вы со своей стороны не прилагаете больших усилий, поза лягушки доставит ребёнку удовольствие в любом возрасте.

Надо отметить, что переход от одной фазы к другой может занять у вас несколько дней или несколько недель – каждый ребёнок, как мы уже говорили, выбирает собственный темп наращивания нагрузки.

И напоследок

Будьте в контакте с ребёнком всегда, даже когда дело не касается динамической гимнастики – в любой ситуации позвольте ему почувствовать, что и он влияет на происходящее. Ведь это очень плохо, когда малыш воспринимает занятия с ним как неизбежную процедуру, а родителей – как некую стихию, проявлениями которой управлять совершенно невозможно. Тогда он стоически переносит тренировку, даже, казалось бы, и с благожелательным настроем. Такое отношение к занятиям вводит ребёнка в заторможенное состояние, ведет к подавленности и пассивности.

Малыш должен получить уверенность в том, что все пожелания будут учтены, что его реакции улавливаются родителями и принимаются во внимание.

Ведь динамическая гимнастика – это не просто комплекс обязательных тренировок. Это способ активного общения с ребёнком и это элемент образа жизни семьи.


Источник 1
Источник 2

Скачать с торрента "Динамическая гимнастика обучающее видео"

Соответственно, перед тем, как начать занятия с сыном были прочитаны и мнения противников данного вида спортивных занятий с грудничком. Если посмотреть видео таких занятий, то, действительно, оно не для слабонервных. Как сказала моя жена при просмотре: "Он ее трепет как куклу".

Для человека, систематически занимающего спорта, понятно, что данное "зрелище" - результат постепенных, регулярных занятий. Но было интересно узнать точки зрения "специалистов" от медицины.

Основные заявления от представителей официальной медицины сводятся к следующим:
Мнение остеопата Владимира Совельева: «С точки зрения остеопатов, динамическая гимнастика и беби-йога неестественны и необоснованно переходят физиологические барьеры тканей, что способствует развитию гиперлабильности суставов. По их наблюдениям, у таких детей похрустывают суставы и угасают нормальные рефлексы, например, рефлекс реакции на опору (ребенок, «поставленный» на стол, разгибает ножки). Инструктор по динамической гимнастике может четко дозировать нагрузку на сустав во время полета ребенка, используя его массу и инерцию; остеопатические техники дают более мягкое, небольшое и всегда индивидуальное натяжение тканей.
В мед.словаре гипермобильность определяется как следствие слабости связочного аппарата. Чаще всего гипермобильность проявляется проблемами с суставами и позвоночником. Гипермобильность проявляется чаще в возрасте 14-18 лет. Причина гипермобильности в нарушении выработки коллагена. Коллаген – белок из которого состоят стенки сосудов и связки. Т.е. упражнения, которые усиливает связки и сухожии по мнению доктора ослабляют их.
Среди противников динамической гимнастики – Дмитрий Райский, врач педиатр (Астраханская государственная медицинская академия). Доктор Райский убеждён, что специально обученный инструктор справится с задачей лучше родителя:

«Занятия динамической гимнастикой являются рискованными из-за большой вероятности падений, результатом которых может быть не только безобидный синяк, но и серьезные внутричерепные кровоизлияния, и другие травмы. Учесть и своевременно оценить все противопоказания и побочные эффекты может только специалист, поэтому не пытайтесь сами заниматься с малышом. Упражнения должен проводить мануальный терапевт или врач-реабилитолог, прошедший специальную подготовку».
Ещё один эксперт, Жанна Цареградская, психолог-перинатолог в статье «Вашему ребенку нужен стресс? Что с ним происходит?» не только сомневается в пользе динамической гимнастики, но и подвергает сомнению компетентность родителей вообще:

«Никто из нас, не имея специального образования и подготовки, не возьмется строить мост, удалять аппендицит или управлять самолетом, но почему-то все считают себя специалистами в воспитании детей».

Жанна Цареградская убеждена, что в процессе выполнения упражнений динамической гимнастики «со всеми её подбрасываниями, раскручиваниями и переворотами» несчастный «ребенок всеми силами пытается противостоять агрессивной, "парадоксальной" реальности». Психолог убеждена, что такой стресс ребёнку совершенно ни к чему:

«Итак, бэби-йога, динамическая гимнастика, раннее плавание и экстремальное закаливание младенцев вмешиваются в развитие нервной системы, грубо нарушая его, приводят к неблагоприятному впечатлению об окружающем мире и в дальнейшем могут послужить основой для развития целого ряда психических расстройств и психосоматических заболеваний».
А Жанна Цареградская, как опытный психолог, даже не старается обосновать свою точку зрения, она просто и грубо манипулирует материнским инстинктом, такими терминами как "несчастный ребенок","развитие психических расстройств".

И вообще, все представители официальной медицины в своих комментариях придерживатся мнения, что родители своих детей воспитывать не должны. Этот процесс необходимо поручить "квалифицированному специалисту, имеющему квалификацию и прошедшему обучения в сертифицированном центре". Основная функция родителей сводится к зарабатываю денег, чтобы платить "квалифицированному специалисту", который будет заниматься правильным обучением его ребенка.

Исходя из абсурдности мнений противников мы с сыном начали заниматься динамической гимнастики. Практика занятий показала, что:

1) Предпочтительнее, чтобы с ребенком занимался отец. Самая основная задача матери кроется в ее инстинкте - защитить, накормить, уберечь. И инстинкт, как правило, забивает голос разума. "Ай, у него хрустуло - сломала ручку (ножку)", "У него будет головокружения" и пр. К тому же, ребенок чувствует волнение матери - начинает сам беспокоится, а там уже не далеко и до травмы или отказа от занятий.

Пример из нашей семейной практики. После того, как зажила пуповина мы с сыном начали заниматься плаванием (обучать я его не обучаю, т.к. в случае раннего плавание действительно нужен специалист - инструктор по плаванию. Научится коряво плавать - рефлексы остануться на всю жизнь. Кто занимался спортом - меня поймет). Мама подняла вой, что ребенок утонет. Пришлось ее чуть ли не пинками выгонять из ванной. Результат водных занятий - у ребенка прекрасное самочувствие, простудными заболеваниями не болеет, подвижный.

2) Обязательно занятие нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении. Не нужно боятся застудить ребенка. Когда бежишь в одном спортивном костюме при -5 градусах на улице после 1-1,5 км становится жарко. Мышцы вырабатывают тепло. Аналогично и у грудного ребенка.

3) Обязательная постепенность занятий. Сначала хорошенько размять мышцы суставы. В первое занятие повисеть на руках, ногах, чуть покачать. Во второе: снова размять, немного увеличить амплитуду и интенсивность занятий. И т.д. И обязательно заниматься нужно регулярно.

4) Не обязательно заниматься один в один с представленными видео. Должная быть игра с ребенком, импровизация.

5) При занятиях улыбаться ребенку, говорить ему ободряющие слова: "Ты все можешь, ты достигнешь" и пр. "Заряжать" ребенка на успех.

И самое главное - не боятся. Если решил, то делать все уверенно, потому что ребенок чувствует сомнения и неуверенность.