Метод Сузуки обучения детей музыке.

родителям - учимся оберегать детей от вредителей и растлителей.
Ответить
Сообщение
Автор
bukived
Сообщения: 151
Зарегистрирован: 15 май

Метод Сузуки обучения детей музыке.

#1 Сообщение bukived »

Мифы и правда о методе Сузуки
Гельфрейх Полина (Италия)


По правде говоря, мне еще не разу не приходилось услышать в России положительного отзыва о методе Сузуки. Критик много, и исходят они частенько от самых авторитетных педагогов и музыкальных преподавателей. Чаще всего метод упрекают в том, что он не готовит профессионалов (можно подумать, все, кто ходят в музыкальную школу, становятся профессионалами!..), что он только слегка развивает музыкальные способности детей (а не в этом ли цель занятий музыкой с детьми?..), что потом при смене школы трудно переучивать (трудно переучивать даже при смене педагога в одной и той же музыкальной школе) и т.д…. Ну что ж, в конце концов, авторитетам виднее. Но есть в этих критиках одно, что настораживает.

Исходят они, как правило, от людей, которые, несмотря на весь их профессионализм и исполнительское мастерство, о методе ничего особенно не знают, сами по нему никогда не работали. И тут в душу закрадывается первое сомнение: а не идет ли все это от нашей всем известной национальной гордыни - "НАШЕ ЛУЧШЕ!", зачем нам японско-американские методики… Особенно
на фоне отсутствия реальной информации о методе.

Все это привело меня к мысли, что неплохо было бы подробнее познакомиться с этим "зверем"…

Изображение

Первое, что бросается в глаза при ближайшем рассмотрении, что метод Сузуки вовсе не находится в противоречии с другими методами, и может быть использован в дополнении к ним, так как метод Сузуки - это больше философия и практический метод, чем исполнительская школа, о чем школы Сузуки активно и заявляют.

В чем же ее основная отличительная особенность?
В основе метода - подход к музыкальному обучению как к обучению человеческому слову.
Задумайтесь на секунду: как ребенок учится говорить? Он слышит вокруг звучащую речь и по имитации начинает произносить сначала слоги, потом слова, а затем и фразы. При этом родители проявляют терпение и доброжелательность к малышу, хвалят его за малейшие успехи. Что же случится, если мы не будем разговаривать с ребенком или сначала попытаемся проверить, а есть ли у него способности для обучения говорению (то, что мы делаем при обучении музыке)? Ребенок, выросший в условиях отсутствия речи, останется немым.

Тот же принцип, что мы используем при обучении устной речи, по мысли Судзуки, должен лежать и в обучении музыке. Ребенок с рождения должен быть окружен музыкой. И должен учиться исполнять музыку по имитации. Поэтому совершенно необходимо с самого рождения окружить ребенка звучащей музыкой.

Произведения, которые он разучивает, должны прослушиваться несколько раз в день. Из принципа "играть как говорить" вытекает и второй подход кобучению: начальный этап без нот. Ребенок сначала учится говорить и только потом читать.

Так и в методе Сузуки: первые произведения выучиваются по слуху при помощи педагога, и только затем объясняются ноты. Причем с самых первых уроков обращается особое внимание на правильное положение за инструментом и на качество звука. Неважно, играет ли ваш ребенок первые пьесы, сложные произведения или просто ноту "до" - качество производимого звука и выразительность исполнения должно стоять на первом месте.

Далее, как любой здоровый ребенок может научиться говорить, так и любой здоровый ребенок (да и не только здоровый, некоторые школы Сузуки открыли группы для детей Даун) при соответствующем обучении может научиться хорошо играть.

Кто находится рядом с ребенком при обучению речи? Любящие родители. Так должно быть и при обучении музыки. Родители в школах Сузуки обязано присутствовать на уроках и выучивать произведения, исполняемые детьми. На родителях лежит все домашнее разучивание произведения.

Дальнейшее описание метода для простоты я построила в виде вопросов-ответов:

Когда можно начинать обучение музыке по методу Сузуки?
В Америке рекомендуют с 2-2 ? лет. В Европе - с 3-4.

Для каких музыкальных инструментов разработан метод Сузуки?
Изначально - для скрипки. Сейчас есть разработанные методики для фортепьяно, скрипки, альта, виолончели, флейты, гитары. Ограничения по инструментам связано с наличием (или отсутствием) качественных инструментов детских размеров.

Как организована школа Сузуки?
Обычно первый год дети посещают группу общей музыкальной подготовки. Там они учатся петь мелодии музыкальных произведений, которые будут выучены позже, на уроках по специальности. Будут освоены различные традиционные "детские" инструменты (бубен, барабан, ксилофон). Дети ознакомятся с различными музыкальными инструментами, чтобы в конце года сделать сознательный выбор специальности. Все эти уроки проводятся при активном участии родителей. Многие школы первые 2-3 месяца проводят курсы инструмента для родителей так, чтобы те смогли в будущем помогать ребенку в занятиях дома.

Как построен урок по специальности?
Урок по специальности особенно на начальных этапах коллективный. Это вызвано тем, что маленькие дети (2-4 лет) не способны выдержать взрослый урок по инструменту длиной в 40 минут. Дети учатся наблюдать за игрой других, черпать полезное из комментариев учителя. По очереди дети исполняют свои отрывки. Чем старше возраст детей, тем больше времени уделяется индивидуальным занятиям параллельно с работой в оркестре.

По какому принципу выбран репертуар Сузуки?
Для школ Сузуки существуют специальные сборники по инструментам. Которые можно приобрести по интернету (стоимость одного сборника около 8 долларов). В данные сборники включены известные произведения композиторов разных стран. Однако обязательность репертуара вызвана не столько убеждением, что предлагаемые произведения являются единственными достойными для изучения, сколько (помните?) принципом коллективности исполнения. Школы Сузуки проводят слеты, концерты, летние лагеря, где 10, 50, 100, 1000 маленьких детей из разных стран исполняют вместе одно произведение. Это возможно только благодаря единому репертуару школ Сузуки во всем мире.
Следует отметить, что в старших классах кроме обязательных произведений дети (вместе с педагогом) могут выбрать несколько произведений по своему вкусу.

Сколько лет длится обучение?
В среднем, школа Сузуки состоит из 7-8 классов и обучение заканчивается к 12-14 годам (зависит от инструмента). В конце дети сдают экзамен перед международной комиссией, после чего вручается Диплом Сузуки. Затем дети. Как правило, поступают в традиционные учебные заведения (музыкальные училища, школы, консерватории и т.д.)

Где готовят преподавателей для школ Сузуки?
Во многих странах есть специальные школы при Ассоциациях Сузуки, готовящие преподавателей по методу Сузуки. Набор в эти школы проходит по конкурсу. Есть специальные курсы, проводимые по субботам-воскресеньям. Требования к будущему педагогу Сузуки: любовь к детям, работа не ради денег, а и ради музыки и детей, диплом на уровне музыкального училища или консерватории, желателен опыт работы с детьми и знание иностранных языков. Все претенденты проходят прослушивание, где проверяется их исполнительский уровень. Полный курс обучения для педагогов длится 5 лет. В конце каждого года проводится экзамен с присвоением уровня. Т.е. педагог, сдавший экзамен за первый год имеет первый уровень, за второй - второй и т.д. Только начиная с третьего уровня педагог имеет право открыть свою школу Сузуки . Ассоциации публикуют список педагогов, сдавших экзамены с указанием уровня, домашнего адреса и телефона. Вы можете написать любому педагогу и задать любой интересующий вас вопрос. И - поверьте моему личному опыту - вам любезно отвечают! В этих списках я никогда не встречала имен русских преподавателей, что заставляет меня думать, что некоторые педагоги русских школ Сузуки знают о методе Сузуки часто не больше, чем и описанные мной выше критики данного метода…

В чем преимущество метода Сузуки по мнению тех, кто его практикует (учеников и их родителей, а также преподавателей)?
Метод не отбирает, а развивает детей. Раннее начало дает определенные преимущества. Аналогичные раннему чтению, ранним занятиям математикой и т.д. При хорошей организации учебного процесса у детей не возникает кризиса после первых лет занятий инструментом (вспомните, сколько ваших друзей бросили музыкальную школу после 2-3 лет занятий, как только начались первые сложности). Дети любят уроки, им нравится музицировать вместе. По словам преподавателей одной из школ Сузуки в Италии, их ученики выиграли много международных исполнительских конкурсов.

Так как же о профессиональной непригодности метода?
Это чистая правда. Сам Сузуки заявлял, что цель его метода - это не подготовка профессиональных музыкантов, а развитие изначально заложенной природой в каждом ребенке музыкальности. Хотя многие ученики школ Сузуки стали в будущем профессионалами - настолько сильной стала их любовь к музыке. Школа Сузуки не готовит профессиональных музыкантов, и те, кто хотят ими стать, после ее окончания должен поступить в традиционную музыкальную школу (училище и т.д.). Часто при этом оказывается, что "непрофессионально" подготовленный ребенок в школе Сузуки намного более музыкально развит своего соученика, изначально учившегося по традиционным методикам.

Так вы нам настоятельно советуете записать ребенка в ближайшую школу Сузуки?
Если вы живете в Европе или Америке, я посоветовала бы найти по интернету список официальных школ и преподавателей и обратиться к ним.
Если вы живете в России, при всей моей симпатии к методу, мой ответ - НЕТ. К сожалению, в России сейчас принято завлекать в школы и на курсы известными и модными именами, и часто качество обучения в таких школах не имеет ничего общего с методиками авторов, чьи имена носит такая школа. Если вашему ребенку 2-3 года, найдите ему хорошего педагога, умеющего работать с маленькими детьми. Постарайтесь морально поддерживать ребенка в его занятиях, а не понукать его за неудачи. Постарайтесь принимать активное участие в его музыкальной жизни и … прочитайте мои советы, приведенные ниже.

Как можно использовать положения метода Судзуки в домашних условиях (призанятиях с обычным педагогом или даже без него)?

Во-первых, давать ребенку слушать как можно больше хорошей и разнообразной музыки. Музыка может звучать негромко как фон повседневной жизни. Например, вы просыпаетесь и ставите кассету (диск). Музыку выбирайте в зависимости от вашего настроения. Для спокойных занятий хорошо подходят Времена года Вивальди, симфонии Гайдна и Моцарта. Для поднятия духа - Бетховен или Славянские танцы Дворжака. Все зависит от ваших вкусов и имеющихся в доме записей. Если будете покупать диски - для начала советую предпочитать тип Избранные произведения" вместо "Полное собрание…" известных композиторов, так как обычно содержат самые известные и любимые произведения.

Во-вторых, ребенок должен прослушивать несколько раз в день произведения, которые разучивает (или будет разучивать в будущем). Найти записи некоторых произведений несложно (например, фортепьянных пьес Грига или Чайковского). Найти же записи других произведений зачастую просто невозможно. Попросите учителя вашего ребенка или знакомых, которые умеют играть (желательно на определенном уровне) записать вам кассету. В конце концов, можно это сделать за деньги, попросив какого-нибудь студента старших курсов консерватории. Для репертуара Сузуки такие кассеты продаются по интернету (см. список сайтов в конце статьи)

В-третьих, старайтесь присутствовать на всех уроках вашего ребенка, пытайтесь разобраться во всем материале, который он проходит, если совсем далеки от музыки, возьмите несколько частных уроков по инструменту, на котором учится играть ваш малыш. Читайте книги по музыке, ходите на концерты. Это вам поможет в занятиях с малышом дома.

В-четвертых, организация домашних занятий лежит на вас. Старайтесь заинтересовать малыша занятиями. Помните, что маленьким детям трудно концентрироваться на длительное время. Поэтому ежедневные занятия должны состоять не из одного занятия, которое длится полчаса-час, а из нескольких мини-уроков по 3-5 минут. Искренне хвалите малыша даже за самые незначительные успехи, старайтесь не раздражаться, если что-то не получается.

В-пятых, во время занятия (в классе и дома) основное внимание уделяется правильному положению за инструментом и извлечению красивого звука. Именно поэтому вы должны знать, как ребенок должен сидеть за инструментом или как должен держать его. На подготовительных этапах в школах Сузуки используются ненастоящие инструменты (например, деревянная скрипка без струн и настоящий смычок). Ставится кассета и ребенок изображает, что он играет. Аналогично, практикуется игра на фортепиано с закрытой крышкой (при имитации исполнения произведения можно напевать его или (если петь не умеете) ставите кассету с его записью).

В-шестых, метод подразумевает коллективное музицирование. Для этого или подружитесь с другими семьями, где есть музицирующий малыш, или играйте сами вместе с ребенком. Совместное музицирование имеет разные формы: пение + аккомпанемент (вы играете, малыш поет или наоборот), игра в 4 руки на фортепьяно, фортепьяно+скрипка (флейта….), две, три или даже 10 скрипок вместе. Совместное музицирование (особенно с маленькими детьми) может быть и на детских инструментах (ксилофон+барабан), бубен+пение и т.д.

Успехов вам и вашему малышу!

О методе Сузуки можно получить информацию на следующих сайтах:
www.istitutosuzukitaliano.org (метод Сузуки в Италии на ит. И англ.яз.)
www.suzukiassociation.org (метод Сузуки в Америке)
www.europeansuzuki.org (метод Сузуки в Европе, на всех евр.яз.)
www.suzukimusicacademy.com (на англ., продажа книг и пособий по методу)
www.ymonlinw.com (продажа пособий, кассет, нот и т.д. по методу Сузуки)




О методе Сузуки говорится в книге Масару Ибука "После трех уже поздно"
Колыбельные песни и массовая культурка. http://www.uznai-pravdu.com/viewtopic.php?t=3459
метод Сузуки обучения детей музыке http://smartkids.ru/muzyikalnoe-razviti ... uzuki.html
bukived
Сообщения: 151
Зарегистрирован: 15 май

Re: Метод Сузуки обучения детей музыке.

#2 Сообщение bukived »

# Надя Кузнецова 13.07.2014 06:06

Мы с мужем, что не удивительно, периодически говорим о музыкальном развитии, в том числе о разных методах, включая Сузуки. Вот попросила его сейчас очень сжато сформулировать его мнение еще раз. И "папы этого ответ помещаю в книжке":

Цель? Самое главное — с какой целью вы хотите обучать ребенка музыке?
Если речь просто о том, чтобы занять ребенка чем-то развивающим, полезным и приятным, но в стиле "в этом году мы будем учиться играть на скрипке, а следующем пойдем на футбол или на рисование", то Сузуки — прекрасная возможность малыша заинтересовать, дать ему приятное времяпрепровождение и укрепить самооценку.

Плюсы:

- Это отличный метод для людей с низкими музыкальными данными. То есть если у детки и слух не очень, и ритм, и пальчики не музыкальные, в Сузуки это не будет помехой, с ребенком будут заниматься все равно.

- Хорошо отобранный репертуар, состоит из фрагментов популярных вещей, которые у всех на слуху, многоступенчатый, переход от простого к сложному прослеживается буквально с математической точностью. Плюс репертуар обрабатывается так, чтобы для разных инструментов произведения были в одной тональности, то есть Сузуки-детки могут играть в унисон на разных инструментах, что им очень нравится.

- Быстрый результат — ребенок, отходивший год в школу Сузуки на взгляд людей, не имеющих отношения к музыке, играет более интересные произведения, чем ребенок, занимающийся по традиционной методике. Ну вы помните, как в муз.школах первые годы играешь простые пьески, а ведь так хочется сразу за Шопена с Листом. В Сузуки ребенок будет играть и Шопена чуть ли не сразу, но вопрос в том - как.

Классическая советская методика (а по результатам она до сих пор лучшая в мире) не приемлет этого метода, поскольку он создан для любителей, ради развлечения.

Как правило в Сузуки-школах крайне слабые инструкторы, слабые как инструменталисты. То есть, талантливый ребенок, если захочет идти дальше, просто не сможет сделать этого в рамках метода, а драгоценное время будет упущено. Звезд, да и просто приличных музыкантов, из Сузуки-школ не выходит. Единственное исключение - Хиллари Ханн, которая начинала заниматься по Сузуки, а теперь входит в пятерку лучших скрипачей мира. Но, само собой, она не по Сузуки вышла на этот уровень.

Так что, минусы такие:

- Задачей метода является позволить ребенку начать играть, все равно, как. Нет контроля качества звука, интонации и т.д. То есть, это как учить язык по принципу "лишь бы заговорить, а как, неважно, как-нибудь поймут".

- Струнная педагогика (с фортепиано чуть проще) - очень сложная вещь, поэтому если вначале допущен просчет, потом уже не исправишь. А вдруг ребенку захочется идти дальше? А он не сможет просто потому, что ему с самого начала не поставили многих вещей и не объяснили.

- Если ребенок захочет заниматься музыкой серьезно (не обязательно профессионально, а просто серьезно), то ему придется в какой-то момент менять педагога и методику обучения, а это всегда болезненно.

- Результат-то быстрый, но уровень ребенка продвигаться будет очень медленно. То есть он будет играть разные вещи, но качественного прогресса фактически не будет, по сравнению с классической методикой.

- Репертуар Сузуки часто не раскрывает природу инструмента, т.е. одни и те же фрагменты предлагается играть на всех инструментах, в итоге какие-нибудь куски симфоний играются на дудочках и т.д.

- Методика Сузуки носит сильно выраженный коммерческий характер. Да, музыкальное развитие в любом виде — прекрасно, но тут присутствует еще и явный элемент под названием "впечатлить родителей". Бьется на то, что мы все считаем, что наши детки лучшие и хотим, чтобы и другие были такого же мнения. В Сузуки-школах детей будут постоянно хвалить и в лицо и перед родителями.

Ну то есть, понятно. Возвращаемся к первой фразе: какова цель обучения музыке? Оттуда и пляшем.


Пользователь Светлана Медведева
# Светлана Медведева 13.07.2014 09:58
видно, что твой муж профессиональный музыкант! так все подробно и взвешенно и по полочкам разложено! спасибо огромное за такой комментарий!
что касается меня, я не думаю, что буду отдавать кого-либо из детей в музыкальную школу, если им самим этого сильно не захочется. мне бы хотелось добиться того, чтобы им нравилось слушать музыку, чувствовать ее, понимать, интересоваться ею. а для этого, как мне кажется, идея погружения в музыкальную среду (как погружения в языковую среду) очень плодотворна! буду чаще разную музыку включать, особенно классическую





Пользователь Надя Кузнецова
# Надя Кузнецова 13.07.2014 21:51
А о чем бы вы хотели продолжение? Можете накидать маэстро вопросов, он в перерыве между Бахом и Бетховеном осветит тему, а я законспектирую. Хорошо, меня машинописи еще в школе на УПК научили, он говорит — я печатаю Smile

Но на самом деле, он же не спец по детскому развитию, особенно для маленьких детей, и взгляд у него профессиональный. То есть, когда он слышит "желтую тетю", или Железновых, или даже сборники с эффектом Моцарта, ему не очень хорошо становится. А детям-то нравится.

То есть что-то полезное с маэстро поиметь можно, но надо делать скидку на то, что он заточен профессионально и с детьми занимался всегда тоже по профпрограмме.


Пользователь Светлана Медведева
# Светлана Медведева 13.07.2014 21:58
Надя, а ты сама для Костика что планируешь? какие вы муззыкальные перспективы намечаете? ведь о музыкальном развитии своего ребенка твой маэстро явно задумывался. вот это и интересно



Пользователь Надя Кузнецова
# Надя Кузнецова 14.07.2014 05:22
Ну пока рано говорить о каких-то серьезных перспективах, это будет во многом зависеть от желания Костика, но пока есть базовая установка, которая соответствует принципу "не навреди":

1. Не навредить при формировании музыкального вкуса.
То есть, максимально следить за тем, что ребенку попадает в уши, даже фоном. Максимально оградить его от дешевой попсы, всякого блатняка, реггетона (в Южной Америке это очень популярный стиль) и вообще некачественной музыки, включая некачественное исполнение классики. В этом смысле, считает маэстро Шварц Smile, лучше никак, чем кое-как. Так что, меня заставили выбросить несколько дисков с классикой типа "Лучшее из...".


Мое музыкальное образование довольно ущербно, я неплохо знаю композиторов и главные произведения, но отличить качественное исполнение от некачественного мне сложно (я имею в виду профессиональное исполнение). Если поставить 2-3 разных исполнения, я смогу сказать, что мне больше нравится и как-то интуитивно аргументировать, и опыт показывает, что выбираю я всегда то, что лучше, но все равно, это взгляд любителя-профана. Папа же наш крайне требователен и аудио- и видео-записи, которые он ставит, всегда соответствуют прямо-таки вершинам исполнительского искусства.

2. Не навредить при формировании отношения к занятиям музыкой.
Нам совершенно не нужен ребенок, для которого это будет мучением, как это часто бывает. Я помню моих одноклассников, учившихся в музыкалке, и только одна девушка после окончания садилась и до сих пор садится за пианино. Остальные пару десятков ребят забыли музшколу как страшный сон. Так что, если учить играть на чем-то, то во-первых, должно быть явное желание ребенка, а во-вторых, нужен хороший педагог, который сможет погрузить ребенка в этот мир, замотивировать, очаровать и превратить занятия в источник удовольствия.


В общем, наша программа минимум — сделать так, чтобы Костя много слушал хорошей музыки (это классика, и джаз, и рок, и фолк, главное — чтобы это было качественно) и научился в ней разбираться, чтобы у него сформировался тонкий музыкальный вкус.
Такое же у меня отношение и к живописи, кстати.

А дальше будет видно, если он проявит интерес к овладению каким-нибудь инструментом, то будем искать хорошего педагога и создавать среду. Базовые вещи на ф-но ему папа покажет, но это в районе 3-4 лет, если хорошо пойдет, то нужен грамотный педагог. На виолончели или контрабасе папа может научить, но будет зависеть от Костиного характера и его способности заниматься с папой, как правило, нет пророка в своей отечестве и быть родителем и педагогом вместе мало у кого получается.

Вообще, игра на струнных инструментах очень развивает мозг, нам хотелось бы, чтобы Костька хоть немного играл, но что-то подсказывает, что у него не струнный темперамент. Так что если и будет играть, то, видимо, на ф-но и для себя.

Еще нам кажется крайне важным пение и какие-то базовые элементы танцев. Ну то есть просто петь с Костей песенки, хлопать-топать, делать какие-то движения. Это дает понятие о мелодии и ритме, позволяет сделать движения более плавными и скоординированными, развить крупную моторику. Пение также очень полезно для гармонизации энергии и как иммуноповышающее средство.

В профессиональные музыканты мы ему идти не желаем никоим образом, ну разве что в нем обнаружится какой-то баснословный талант и он жить без музыки не сможет. Да и тогда папа сделает все возможное, чтобы его переориентировать на другую профессию, а музыку оставить в качестве хобби.



# Светлана Медведева 14.07.2014 07:03
Надя, ты просто кладезь полезной информации!!!
вот, не поверишь, ты чудесным образом облекла в слова то, что в виде сумбурно-путанных мыслей было у меня в голове! и как-то сразу стало очень легко и понятно! а главное, вырисовалась стратегия развития детей в этом направлении!
спасибо тебе огромное!

http://club.umnitsa.ru/blog/metod-suzuki
Ответить

Вернуться в «Детство. (Маме, папе, бабушкам)»