Искусство и культура в СССР.

Ответить
Сообщение
Автор
политпросвет

Искусство и культура в СССР.

#1 Сообщение

Застойное лето 1983 года.

25 лет назад москвичи и приезжие задыхались в спёртом воздухе андроповского СССР. Отсутствие информации, неофициальной культуры, свежих людей и впечатлений удручало. В пыльной летней Москве царила зелёная тоска.

Тут ещё давно набивший оскомину кинофестиваль. В кинотеатре "Октябрь" (помните такой?) идёт "Апокалипсис нашего времени" Копполы; до омерзения красивая Джессика Ланж получает приз за гениально сыгранную роль в фильме "Френсис" (кто видел?);

Ален Делон бегает в спортивном костюме по утренним московским улицам - он привёз всего лишь на внеконкурсный показ свой "веховый" фильм "Неукротимый";

на Малой спортивной арене Лужников установлен экран, полный зал собирают все фильмы, а не только "Профессионал" с Бельмондо. (Смешно то, что все эти звёзды приехали в Москву бесплатно, олухи.)

А "ретроспективы" и "тематические кинопоказы" - сверх "конкурсных" и "внеконкурсных"? По десятку фильмов Трюффо, Феллини, Антониони, Висконти, Фасбиндер, "новая волна", "итальянский неореализм", "костюмированное кино", мексиканское, немецкое, кино Азии, Африки, "лучшие комедии", "детективное кино", дурацкое "кино против насилия и неравенства"... Ужас, в общем. Все кинотеатры забили этой чепухой. Непонятно только, почему ни на что нет билетов...

Да ещё внеконкурсные фильмы развозят по всему СССР, по городкам и сёлам! Как на подобное дал согласие бдительный западный копирайт? Господи, что смогут понять жители села "Коровино" в новом триллере с Джейн Фондой?! В Антониони? Сплошная пропаганда, канцелярское выполнение нелепой ленинской установки про "главнейшее из искусств"...

А тут ещё гастроли Кировского театра Оперы и балета (слыхали о таком?).
На сцене Большого театра и Кремлёвского дворца (бессмыленных) Съездов. "Аида", "Евгений Онегин", "Иван Сусанин", "Псковитянка", "Пётр Первый". Поют И.Богачёва, Б.Штоколов, В.Морозов, С.Лейферкус, Л.Шевченко. "Баядерка", "Лебединое озеро", "Сильфида", "Жизель", "Собор парижской богоматери", дивертисменты какие-то. Кого в пролетарском СССР могут заинтересовать хореографии Бурнонвиля или Пети? Пляшут И.Колпакова, Г.Мезенцева, Г.Комлева, О.Ченчикова, К. Заклинский, Т.Терехова. И, что показательно, опять нет билетов, даже в КДС, где зал 4000 мест. Всё из-за идиотской советской дешивизны...

А тут ещё другой ленинградский коллектив, Большого драматического театра притащился, с Г.Товстоноговым во главе.
Играют "Амадеуса" и "Историю лошади". Лебедев, Стржельчик, Басилашвили, Демич. Главная пакость - устроились в помещении Малого театра, что рядом с Большим, потому из станций метро "Площадь Свердлова" и "Проспект Маркса" (где это?) выйти невозможно - лишний билет стреляют уже на выходе с эскалатора. И непонятно что спрашивают - Кировский или БДТ? Каша какая-то...

А тут ещё московские решили отличиться. В.Васильев поставил
одноактные балеты, в коих наприглашал - без замены - всех звёзд Большого: Семеняку, Фадеечева, Семизорову, Тимофееву, себя с Максимовой... К чему, спрашивается, когда и так кругом... В Концертный зал гостиницы "Россия" билеты на 4 спектакля распроданы.

Ещё современный аргентинский балет на сцене МХАТа на Тверском. И Венская оперетта. Издевательство...

Воистину, эпоха застоя - мёртвое время.

P.S. Собирая материал к данному посту, автор испытал затруднения - мало публикаций о том времени. Но опрос очевидцев вёлся со всей тщательностью, потому автор ручается за достоверность фактов.

Мораль.
В интернете и прессе ведётся много дискуссий о разнице СССР и РФ "с точки зрения" колбасы. Порой подразумевается, что "свободы такой не было, зато все были сыты". Это принципиальная ошибка.

Социализм ставит целью искоренение нищеты, голода, бездомности, неравенства. Перечисленные задачи СССР решил целиком и полностью. Гнаться за "уровнем потребления" социализм не должен. Ресурсы следует расходовать на науку, образование, космос и перечисленные в посте "излишества". Достижения СССР в культуре исключительны и не могут быть превзойдены в обозримое время. Если социализм не победит - подобное не повторится никогда.


...
Добавил бы еще один момент. Часто сторонники измазывания грязью СССР говорят о недоступности там приличной литературы. Как-то я провёл интересный эксперимент: попросил одного своего оппонента, эмигрировавшего в США лет 25 назад, привести мне примеры книг, которые он не сумел прочитать в СССР по причине невозможнисти их достать, а потом нашёл бы их в США и прочитал там. Я не получил внятного ответа. Про себя могу сказать, что если исключить из пользования современные средства распространения информации, в СССР у меня было больше возможностей для чтения хорошей литературы, чем сейчас в США, где я живу, а уж про театры-концерты я просто молчу... Будучи студентом, я имел возможность не реже раза в месяц смотреть превосходные спектакли в московских театрах. Теперь в США у меня нет такой возможности - это для меня слишком дорого!

Так что Вы совершенно правы: только социализм способен создать условия для полноценного развития всех тех, кто этого хочет.


...Ну да , так оно всё и было. А выставку немецкого экспрессионизма и з музеев ФРГ помните? Супер! Гастроли Ла Скала, Марлен Дитрих, Шарля Азновура , чешская " Латерна магика ",Мирей Матье, американский балет на льду" Холлидей он айс".А выставки Лувра и " Золото фараонов из Египта"..... Много чего было в эпоху "непроницаемого железного занавеса", всё сразу и не вспомнишь....



А ещё поучительно сравнить репертуар "Старого радио",http://www.staroeradio.ru/ записанный в СССР и то, что jm`ncz из радиоприёмников сегодня сегодня

Ты, Бланки, забываешь, что в 70х-80х в ссср было вредительство, которое к концу 80х закономерно увенчалось известными событиями.
Вредительство это затрагивало многие сферы деятельности, в том числе и искусство. Существовало много глупейших запретов, совершенно бессмысленных, убрать которые ничего не стоило. Например, запретили джаз в конце 60х. Зачем?


... Французская цензура (про это Делон рассказывал) весьма часто меняла концовки фильмов, мог быть произвол прокатчика. Я о том, что в "советском варианте" картина, несомненно, много выиграла.
Как выиграл средненький романчик "Трое в лодке, не считая собаки" в замечательном советском переводе ставший классикой. А сегодня неплохие фильмы и книги БЕЗНАДЁЖНО УНИЧТОЖАЮТСЯ капиталистическим (это вина режима, системы) переводом.

О доступности сегодня всего - сказки не рассказывайте. Копирайт и цена уничтожают доступность. "Бентли" тоже доступен всем.

В области театра и исполнительского искусства РФ - сгнившие останки и пьяная отрыжка по сравнению с СССР.

http://blanqi.livejournal.com/173169.html