Классическая музыка. Как научиться ее понимать и любить. (Михаил Казиник)

Сообщение
Автор
марина_b

"О чем говорилось в программах М.Казиника на радио "Серебряный дождь".

#15 Сообщение

Для тех, кто хочет послушать передачи, можно просто включить по воскресениям в 11-05 "Серебряный дождь", а старые программы - например, по ссылке
http://www.moskva.fm/stations/FM_100.1/ ... 2-15_11:05
Это будет эфир от 15 февраля 2009г. Если в адресной строке поменять дату на другую из указанных в моей таблице, сохраняя, естественно, шаблон записи, то получаем искомую передачу.

Продолжение таблиц "О чем говорилось в программах М.Казиника на радио "Серебряный дождь".

Продолжение таблиц

28.03.2010 - О современном композиторе Василии Николаеве и его. фортепианном трио (фортепиано+скрипка+виолончель).
Отзыв К.Хачатуряна. О толковании музыки авторами произведения.

4.04.2010 - О музыкальном рождественском Стокгольме.
Высказывание Экзюпери о музыке 15 века.
О концерте в маленькой стокгольмской церкви трио "Южный глас" из Тирасполя (Евгений Лисий, Вячеслав Луговской, Дмитрий Коваль).
Встреча с исполнителями в студии.
(запись передачи была сделана 31.12.09).

18.04.2010 - О Шопене (2010 год объявлен «Годом Шопена»), об авиационной катастрофе.
- О польском поэте 19 века Циприане Норведе. Стихотворение Норведа «Как» и «Ноктюрн» Шопена.
- Об отношении к ночи классиков и романтиков.
- Этюды Шопена. «Революционный этюд» (в исполнении Ашкенази) - написан для пианиста, который должен был технически развить свою левую руку...
- Соната № 2 в 4-х частях – «безумное детище Шопена».
- Стихотворение Норведа «Фортепиано Шопена».
- "Мазурка" Шопена

25.04.2010 - строки из «Моцарта и Сальери» - самая маленькая в мире диссертация о музыке Моцарта, фрагмент из «Евгения Онегина» - о музыке Россини.
- Почему Россини перестал писать музыку в 37 лет на вершине творчества и стал кулинаром.
Последняя его опера - «Вильгельм Тель» (1829г.). Звучала увертюра к опере. О сюжете этой оперы.
Почему с 1830 года оперу стали давать под другим названием в разных странах Европы.
- 15 симфония Шостаковича, как не случайно использован фрагмент увертюры Россини в качестве символа абсолютной свободы.
- О связи времен, «едином энергетическом пространстве».

16.05.2010 - О скрипаче Семене Снетковском (1933-1980). Отзывы из прессы.
Бах, концерт ля-минор, Н.Паганини, соната - записи в исп. Снетковского. Что такое «пиццикатто».
Различные истории из жизни Снетковского (например, о вступительном экзамене в консерваторию),
его педагогах (П.С.Столярском, В.Мордковиче), особенностях его характера.
- О Столярском и Мордковиче.
- Снетковский, записи: «?» (Шуберта), «Сельская серенада» (Ф.Крейслера в стиле Франсуа Куперена).

23.05.2010 Продолжение рассказа о Снетковском
- от отношении художника к свету, три варианта свечения в живописи: эпоха Возрождения – свет солнца, которое освещает весь мир;
революция Рембранта – предметы светятся настолько, насколько они духовны;
революция импрессионистов – предметы светятся, потому что они существуют и наборот.
- Сирил Скотт (английский композитор-импрессионист), «Страна лотоса» и стихотворение Мандельштама о художнике-импрессионисте.
О связи живописи и музыки.
- «Венгерская рапсодия» Листа (исп. Снетковский)
- «Венгерский танец» Брамса (исп. Снетковский).

30.05.2010 - О письме начинающего автора А.Шарыгина и его музыкальном сочинении.
- О композиторе Евгении Эльпере. Отзыв о его произведении.
- Мнения слушателей о произведениях, прозвучавших в программе.
- Хорал из баховской кантаты.
- Кратко об устройстве органа.

6.06.2010 - Сегодня день рождения А.С.Пушкина. Влияние Пушкина на всех нас. О попе и балде.
- "Сказка о царе Салтане" – закодирована на число 3 и как это подтверждается разными фрагментами.
- Концерт № 5 Моцарта.
- Стихи Ахматовой о Пушкине

13.06.2010 - О «беззаконной комете». История возникновения понятия. О женщине, губящей мужчин (Аграфена Закревская).
Пушкин, стих «Портрет» и его тайном знаке.
- Бетховен, 1 симфония (1799). Описание внешности Бетховена. Маленькая история конфликта с Гуммелем.
Отличие этой симфонии от других, «нормальных» (т.е. "законных") симфоний. …Хохот в третьей части.
- Ответы на письма, вопросы и сообщения (о колонке Казиника в газете «Вечерний Петербург», о переносе и разрушении органов в Харькове и Челябинске…)

20.06.2010 -Как искусство может помочь людям преодолеть трудности. О теории «поцелуя и удара».
- О преодолении и о венгерском пианисте Гезе Зичи (1849-1924), который в 14 лет потерял правую руку из-за несчастного случая на охоте, но не оставил
занятия музыкой. А также о Пауле Витгенштейне (1887-1961), потерявшим правую руку в Первой мировой, и как Равель написал специально для него
концерт для левой руки.
- Энергия музыки принимается не всеми…



Продолжение таблиц


11.07.2010 - О России 19 - 20 веков
- Рахманинов, 3-й концерт.
- Рахманинов, 2-й концерт. О фильме «Космос Рахманинова», как близки Рахманинов и Бах. О колоколах православия.
- Глинка, увертюра к опере «Руслан и Людмила» (на западе его не знают!). Как Пушкин защитил Глинку от завистников.
- О российских исполнителях. Ансамбль Большого театра из 18 скрипачей под управлением Юрия Рентовича, «Полет шмеля» (Римский-Корсаков)
- Шостакович, романс из музыки к к/ф «Овод»
- Прокофьев, вальс Наташи из оперы «Война и Мир»
- Рахманинов, прелюдия (в исп. М.Ботвинова).

18.07.2010 - О встрече с Игорем Рыбаком: песня в исполнении А.Рыбака («Первый поцелуй») и др. записи с норвежского диска.

25.07.2010 - О правде жизни и правде искусства. Примеры из жизни: о концерте в Каунасе 13 января 1991г. и о штурме ОМОНом вильнюсского телевидения;
- О Цветаеве и Светлове (стих. «Гренада»).
- О балете Хачатуряна «Спартак» (адажио).
- Комментарии к сообщениям слушателей.
- Глиэр, «Красный мак».

1.08.2010 - О реальной жизни Баха. Хорал «Христос воскреси», «Адам и грехопадение», «Я взываю к тебе»…
Концерт для скрипки с оркестром ля-минор.

8.08.2010 Продолжение разговора о правде искусства и правде жизни.
- О жизни и музыке Глинки. Записи Чайковского в своем дневнике о Глинке, как великие русские поэты обыграли его фамилию в своих четверостишьях.
«Краковяк» и «Вальс» из «Ивана Сусанина»
- О «поцелуе и ударе» на примере Глинки.
- Марш Черномора, «Руслан и Людмила»

5.09.2010 Опера П.И.Чайковского «Евгений Онегин»
(запись оперы сделана в Лейпциге, дирижер Джеймс Ливайн, в роли Татьяны – Мирелла Фрини, Ольги – Анна Софи Вон Оттер)
- Стихотворение Казиника «Вечер на Воробьевых горах».

12.09.2010 Опера «Евгений Онегин», продолжение.

19.09.2010 Опера «Евгений Онегин», продолжение (письмо Татьяны).

26.09.2010 Опера «Евгений Онегин», продолжение (восход солнца, разговор с няней, встреча Татьяны с Онегиным).
3.10.2010 Опера «Евгений Онегин», продолжение (бал в доме Лариных, ссора Ленского и Онегина).

10.10.2010 Опера «Евгений Онегин», продолжение (вызов на дуэль, …)
- Почему Чайковский не писал романсы на стихи Пушкина.

17.10.2010 Опера «Евгений Онегин», продолжение (дуэль и гибель Ленского. Бал в Петербурге (полонез)…

24.10.2010 Опера «Евгений Онегин», продолжение
- В.Набоков с критикой оперы.
- Отношение Чайковского к пушкинскому роману в стихах. Почему и зачем он вводил новых героев, изменил драматургию.

31.10.2010 Опера «Евгений Онегин», заключительная передача.
- Почему Чайковский не писал романсы на стихи Пушкина.

7.11.2010 - О современной России («Наш дом – Россия», «Дом-2», об аттестации учителей музыки и т.п.).
- О музыке эпохи Возрождения (1500-е годы). О композиторе Винченцо Галилее (отце Галилея). Исп. музыку для лютни (в сочетании со стихотворением «Сонет
о долгожданной встрече» Бориса Старосельского).
- О поэте из Австралии Владиславе Некляеве (родился в Астрахани)
- О музыке уникального композитора эпохи Возрождения – Джованни Пьерлуиджи Полистрина, спасшим музыку церкви. Похоронен в соборе Св.Петра в Риме
- Как дошли до нас ноты тех времен. История создания нот (монах Гвидо Аретинский (Гвидо д`Ареццо) создал нотное письмо еще в 11 веке)
- Орландо ди Лассо, магнификаты.

14.11.2010 О Джованни Батиста Перголези, кантата «Мать скорбящая стояла». Исп. хор мальчиков п/у Свешникова
- Вивальди, «Глория», исп. Юра Шмелев и Андрей Азовский.
- Моцарт, «Реквием», Р.Щедрин, «Сольфеджио», - исп. хор мальчиков п/у Свешникова.
- Ответы на вопросы, много различных рассуждений, историй и впечатлений.

21.11.2010 - О Брамсе. Почему до 40 лет не писал симфонии. О «войне» браминов и вагнерианцев. О любви к Кларе Шуман (Вик).
Несколько произведений в исполнении пианиста Андрея Шибко.
- Гость программы - изобретатель Михаил Ураков (о роли качества акустических систем на восприятие музыки, о энергетике инструмента).
- Что такое «рондо».

28.11.2010 - Впечатления о проведенных концертах в Москве.
- К 200-летию Шумана и Листа: - Шуман-Лист, «Посвящение», исп. Наталья Коршунова (ф-но).
- Продолжение беседы с М.Ураковым. Как Гитлер использовал звук, о Левитане и его голосе. О звуковых эффектах. Космонавт и … скрипка.
О ламповых усилителях. О старых пластинках. Казиник о своей скрипке.
- Брамс, 1-й венгерский танец («Чардаш»).

5.12.2010 - Для новых слушателей рассказал о чем его передача, какие цели и т.п.
- Прочитал несколько страниц из своей новой книги о композиторах (о Гайдне)
- О творчестве Гайдна. «Kyrie eleison» («Господи, помилуй!»). Разные варианты мессы, написанные Гайдном.

12.12.2010 Продолжение рассказа о Гайдне, о «самом радостном композиторе» (чтобы снять напряжение внутри себя надо послушать Гайдна).
Дружба с Моцартом. Автор гимна Германии. 107 симфоний…
- симфония № 94 «Сюрприз» (с сюрпризами) – образец совершенного возделывания.

19.12.2010 - Об учителе и педагоге по скрипке.
- О Рихарде Вагнере. По классификации Голдинга Вагнер на 4 позиции (после Баха, Моцарта и Бетховена). Мнения и цитаты из разных книг о Вагнере (невозможно
любить Вагнера, но и невозможно отрицать его гениальность).
- Об использовании имени и музыки Вагнера фашистами.
- Увертюра к опере “Тангейзер», борьба между духовным и чувственным. Сюжет оперы.

26.12.2010 - О Карле Фридрихе Вильгельме Фитценгагене – великом виолончелисте .1848 г. – год рождения.
В 20 лет получил предложение на работу в Веймар и в Москву, выбрал Москву.
Роль и место России в жизни западных музыкантов. О дружбе с Чайковским.
- О стиле «Рококо» (гении стиля – Франсуа Куперен, Жан-Филипп Рамо и Жан-Батист Люли).
- Чайковский, «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (исп. М.Майский).
- Чайковский, «Ноктюрн», переложение для виолончели (исп. М.Майский).

продолжение будет здесь http://sherg-aigr.livejournal.com/14853.html#cutid1