Алиса Селезнёва. Девочка, с которой ничего не случится. Кир Булычев

Ответить
Сообщение
Автор
девочка

Алиса Селезнёва. Девочка, с которой ничего не случится. Кир Булычев

#1 Сообщение

Девочка, с которой случилось все
19.09.2003
И. Маленко, Left.Ru

Памяти Кира Булычева.

… За окном темнеет. Откуда-то со стороны моря доносятся тревожные звуки флейт и барабанов: местные оранжисты опять маршируют по улицам в нашем маленьком городке. Это в сентябре-то, да ещё в 10 вечера! Со стороны католического квaртaла через дорогу неожиданно раздается пронзительная и долгая очередь, похожая на артиллерийскую канонаду - и не замолкает, пока не удается окончательно заглушить звуки сектантско-расистских песен. Что и удается с блеcком. Это, впрочем, никакие не АК-47 Ирландской республиканской армии, а всего лишь китайский фейeрверк, который здешние жители специально берегут у себя дома для "торжественных" случаев.

… Не по-осеннему тепло и почти безветренно. Не по-ирландски сухо. "Перестрелка" не дает мне заснуть, я выхожу во двор и сажусь на качели, с книгой в руке. Почти как в детстве. Только в моем детстве не было вокруг никаких религиозно-фашиствующих фанатиков, которых бы защищало государство. Не было страха за то, что с тобой случится завтра. А АК-47 ИРА существовали где-то почти на другой планете, до которой - мы знали твердо - все равно в один прекрасный день доберется заря, встающая над всем прогрессивным человечеством. Ведь надо быть слепым, чтобы продолжать желать быть угнетенным, - когда ты являешься большинством в планетарном масштабе, и тебе, и таким, как ты, по праву должна принадлежать наша планета.…

Не было страха за то, что с тобой случится завтра. Ты, как твоя любимая с детских лет героиня Алиса Селезнева, была "девочкой, с которой ничего не случится". Как и миллионы других советских детей. Ты не знала, кто такие брокеры, дилеры, олигархи, сутенеры и педофилы. Это были незнакомые слова из далекого и неприглядного, как планета Шелезяка и пираты Крыс и Весельчак У, мира. А вокруг тебя были совсем другие люди - если в большинстве своем и не такие героические, как отважные Три Капитана, то по крaйней мере, похожие на Корнелия и Ксению Удалoвых и их соседей. Добрые, отзывчивые и открытые, готовые прийти друг другу на помощь в трудную минуту, хотя и имеющие обычные человеческие недостатки. Такими же добрыми были и книги автора, сотворившего этих словно бы подсмотренных из нашей жизни героев, - Кира Булычева...

Когда я прочитала первую для себя его книжку - публикацию в "Пионерской правде" "Заграничной принцессы", - читателям ещё не было известно настоящее имя автора, Игоря Всеволодовича Можейко. На все вопросы он скромно отвечал, что Булычева - девичья фамилия его мамы, и что он не хочет, чтобы его высмеивали коллеги-серьезные ученые, если они узнают, что он пишет фантастические рассказы. "Кир" тогда ещё был Кириллом (видимо, редакции показалось, что такого имени, как Кир, нет и быть не может, и на последней страничке затертой до дыр "Девочки с Земли", которую мне удалось раздобыть в нашей местной библиотеке клуба "Серп и Молот", значилось : "автор - Кирилл Всеволодович Булычев").

Помню, с каким нетерпением я и моя подружка Маринка ждали "Пионерку" каждую неделю, пока там публиковался Булычев! Уже с утра я выглядывала из калитки в ожидании нашего почтальoна тети Тани. А когда хрустящая газета наконец оказывалась в моих руках, я галопом бежала к Маринке, и мы с ней читали друг другу вслух очередную главу.

"Девочка с Земли" оказалась ещё интереснее (хотя она и вышла в свет раньше, я прочитала её после)! Никогда ещё в жизни я не читала под одеялом с фонариком: до такой степени не могла я оторваться от этой книжки вечером, когда надо было ложиться спать, что я не могла заснуть, пока не узнала, чем она кончится! Алиса стала любимой героиней на долгие годы. Я считала, что ни одна из существующих экранизаций не передает в полной мере того, чем были книги Булычева - они неизменно в той или иной форме становились на фоне самих книг разочарованием, ибо "из песни слов не выкинешь", а авторы фильмов умудрялись их не только выкидывать, но и вставлять многочисленные свои.

Все мы хотели быть похожими на Алису. НАШУ Алису, - не Алису Льюисa Кэролла, которая просто блекла на фоне Девочки из Будущего. Мы никогда не задумывались над тем, насколько советским был писатель Кир Булычев, - как, вероятно, не задумывался над этим и он сам, не член компартии, не член Союза Писателей, a обыкновенный порядочный советский человек-интеллигент. Все официально-помпезное отталкивало таких людей, порождая их сарказм и легкий цинизм в отношении окружающей действительности - но как же горько сегодня осознавать, что если бы они (то есть, мы с вами, уважаемый читатель!) последовали словам одного из булычевских героев: "Давно пора объединиться обыкновенным людям всего мира. Их больше всего, и они самая здоровая часть разумного человечеcтва. Кому решать судьбы Вселенной, как не нам?", - и взяли бы все, то самое официально-помпезное, в свои руки, вычистив метлой на свалку истории наших Туранчоксов- перевертышей из коммунистов в "демократов", то наша сегодняшняя горько-тупиковая, бессмысленная, животная, а не человеческая жизнь такой бы не была!

Я думаю, что Кир Булычев начал и сам понимать это - ответственность всех нас за то, что случилось с нашей страной и со всем миром после того, как oна была уничтожена усилиями "глубокоуважаемых микробов".

Все более и более печальными становятся его поздние рассказы; исчезает неизменно счастливый конец, все отрицательнее становятся герои, все труднее становится бороться со злом… В одном из рассказов автор горько восклицает: " Читатели историй о Великом Гусляре привыкли к их оптимизму, к тому, что пришельцы, как правило, оказываются доброжелательными или по крайней мере, миролюбовыми созданиями, изобретения идут на благо человечеству, негодяи раскаиваются и перевоспитываются или послушно уходят со сцены. К сожалению, в реальной жизни такое случается все реже и реже."
В другом - говорит о том, что, к сожалению, в реальности справедливость торжествует все реже и реже, и даже если она и торжествует, то за этим, как правило, наступает расплата.

Но тем не менее, несмотря на весь постсоветский пессимизм, автор не меняет сущности своих положительных героев: они по-прежнему продолжают за справедливость и её торжество бороться, и их не смущает и не останавливает тот факт, что её торжество может быть временным и то, что силы зла не сдаются. Не в этом ли главная привлекательность произведений Булычева для нас с вами? Перестав быть сказками, в которых все кончается безоблачно-прекрасно, они тем не менее по-прежнему вселяют в нас надежду, придают нам сил сохранить свой человеческий облик и своё человеческое достоинство в мире, где власть предержащие так стремятся провозгласить героями "баранов с Дурацкого острова".

Несколько дней назад моего самого любимого современного писателя, оказавшего такое влияние на нашу семью, что у нас есть её члены, названные в честь его героев, не стало. Не стало неожиданно - он был ещё совсем не старым. И возникшую на сердце от этого пустоту некем и нечем заменить.

Современная российская "литература" - произведения её постсоветских авторов - пригодна разве что на использование в качестве туалетной бумаги. Несмотря на все тиражи и всю прекрасную полиграфию.

Газеты почти не откликнулись на его кончину. По крайней мере, я ожидала от них гораздо большего."Плачь, Алиса!" - почти радостно восклицает одна из них. Где-то сравнивают Алису с Гарри Поттером, а экранизации Булычева - со "Зведными войнами"."Право же, они были ничуть не хуже западных". Оскорбительное сравнение подлинного писателя с примитивными, бездушными халтурщиками, думающими только о своем банковском счёте. Сравнение, свидетельствующее ещё раз о глубоко холопском, крепостническом, пресмыкательском складе ума ("менталитете") наших сегодняшних "свободных" россиянских журналистов, которым так и не смогли oткрыть глаза на то, что "мы - не рабы".

Ещё один повод для глубокой грусти таких, каким был Игорь Всеволодович. И хотя сам Игорь Всеволодович, по утверждению одной из все тех же газет, был далек от политики, ещё более он был удален от современной коньюнктурщины - и, по словам журналистов, говорил, что может позволить себе писать все, что считает нужным, ибо гонорары от переиздания книг об Алисе позволяют ему быть материально независимым. Отражая неприглядную современность, он тем не менее остался верен себе, своим принципам и своим героям.

"Ну почему он? Почему бы не умереть какой-нибудь гадине?"- воскликнула я, когда до меня дошло известие о его кончине. "Да потому, что такие люди, как он, слишком глубоко переживают все происходящее вокруг. Им слишком за все больно,"- ответила мне моя знакомая из России... Давно нет уже библиотеки в клубе "Серп и Молот", где теперь по вечерам устраиваются пьянки со стриптизом. Как нет там теперь и детского летнего пионерского лагеря, и кружков по интересам...

Я зачиталась рассказами о Великом Гусляре, которые не брала в руки уже некоторое время. Зачиталась до полуночи, - а когда оторвалась наконец от книжки и огляделась вокруг, меня пронзило вдруг острое ощущение того, что я нахожусь не в настоящем, не в своем собственном, а в перпендикулярном мире; что человеческая жизнь, полная детского смеха, запаха весенних цветов и летних спелых яблок, доверия к окружающему миру, желания помочь людям стать лучше, проходит где-то в другом мире, а в этот уродливый, как зеркало в "комнате смеха", мир я попала по ошибке и теперь, как бабочка в паутине, бьюсь, пытаясь из него вырваться. Девочка, с которой ничего не должно было случиться, - но с которой случилось все, что не должно было… И совсем не по вине Кира Булычева.

Стихи отличного поэта Всеволода Емелина ( вот его ЖЖ http://emelind.livejournal.com/)
Космос как воспоминание
ко Дню космонавтики

Книжечки беленькие, книжечки красненькие
В детстве стояли на полочке.
"Библиотека современной фантастики"...
Всё угробили, сволочи

Думал ночами бессонными
Как буду сквозь волны эфира
Вести звездолёт фотонный
Облетая чёрные дыры

Вырасту, думал, буду Мвен Масс
Или Дар Ветер.
Вырос. Вокруг одни пидорасы
Да эти ...

Вырасту, ждал, отобью Низу Крит
У Эрга Ноора.
Вырос. Вокруг наркомания, СПИД.
Да эти, которые ...

Выучусь, в детстве мечтал, на прогрессора,
Служить буду доном Руматой.
Вырос. Вокруг сплошь бычьё в "Мерседсах",
И все ругаются матом.

В Руматы меня не брали,
Иди, говорят, не треба.
В результате во всю в Арканаре
Жирует орёл наш дон Рэба.

Лепят людям горбатого,
Собирают армаду
Против мирного атома
Президента Нежада.

Вопрошаю я с подиума:
С кем вы, люди искусства?
Заступитесь за родину
Нашего Заратустры!

В книжках один был мерзавец -- Пур Хисс
(Ещё бы с такой-то фамилией).
А теперь оказалось, Пур Хиссов -- как крыс,
И всех они зачморили.

Навеки улыбка сползла с лица,
Я стал обладателем бледного вида.
Вместо эры Великого Кольца
Настал нескончаемый День Триффидов.

Вот тебе и Роберт Шекли,
Вот тебе и Гарри Гаррисон.
В мире, где правят шекели,
Пойду утоплюсь в Солярисе.

Оказался чужой я на этом пиру
Пришельцев пиковой масти.
Тщетно шарит рука по бедру,
Ищет мой верный бластер.

Гляну сквозь стеклопакет
И, как всегда, офигею --
Вместо звёзд и планет
Горит реклама "Икеи".

Грустно сижу на жопе
На их табуретке фанерной.
Нынче не время утопий
О покорении Вселенной.

Я всё понимаю: Сталин,
Репрессии, пятилетки...
Но зачем мы Космос сменяли
На фанерные табуретки?