Хороший детский писатель Аркадий Гайдар.

Ответить
Сообщение
Автор
arhiv
Сообщения: 298
Зарегистрирован: 20 июн

Хороший детский писатель Аркадий Гайдар.

#1 Сообщение arhiv »

Пришел я как-то в гости к моей любимой девушке, а там мама хлопочет, чай там, всё такое. И вижу - портрет Аркадия Петровича, размытый от увеличения, и мама - такая дорогая Елена Сергеевна, учительница русского и литературы.
Я сразу понял, что я среди своих.

Русский писатель Аркадий Гайдар.

Изображение

Он командовал полком в том возрасте, в котором наши современные дети получают паспорта. Он погиб на фронте Великой Отечественной войны в качестве боевого командира в то время, когда другие писатели с именами отправлялись в эвакуацию или служили фронтовыми корреспондентами. Он - единственный из наших писателей создал произведение, которое не просто было прочитано детьми, но породило реальное общественное движение среди подростков, назвавших себя "тимуровцами". Так, сегодня поклонники романов Толкиена называют себя "толкиенистами" - другие времена, другие нравы, другие "тимуровцы"...
"Эй же, вы, мальчиши, мальчиши-малыши! Или нам, мальчишам, только в палки играть да в скакалки скакать? И отцы ушли, и братья ушли. Или нам, мальчишам, сидеть дожидаться, чтоб буржуины пришли и забрали нас в свое проклятое буржуинство?"
«Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»
Счастье. Вот оно, большое человеческое счастье, когда ничего не нужно объяснять, говорить, оправдываться и когда люди уже сами все знают и все понимают.
«Судьба барабанщика»
Взялся сделать — сделай хорошо.
«Тимур и его команда»
"Труд облагораживает человека. Тебе же душевного благородства как раз не хватает."
«Тимур и его команда»
Изображение

«О жизни Аркадия Гайдара существует много мрачных мифов и легенд. В связи с этим накопилось немало вопросов, которые мы задали Борису Николаевичу Камову - педагогу, публицисту, биографу Гайдара. За книгу "Аркадий Гайдар. Мишень для газетных киллеров" он удостоен премии Артема Боровика за 2010 год.

Миф первый: жестокость

Российская газета: Правда ли, что Аркадий Голиков (будущий Аркадий Гайдар) был родом из дворян?

Борис Камов: Наполовину. Мать, Наталья Аркадьевна, принадлежала к древнему (300 лет!), но бедному дворянскому роду. Отец, Петр Исидорович, был сыном крепостного. Все мужчины в семье матери выбирали военную службу.

http://www.maximonline.ru/images/th/100 ... ZTQzZA.jpg[/right] РГ: Это верно, что в 14 лет он командовал полком?

Камов: Неверно. Аркадий Петрович Голиков родился в 1904 году. До конца 1918 года учился в пятом классе Арзамасского реального училища. В конце того же года стал адъютантом командира местного рабочего батальона. Внезапно командира назначили командующим войсками по охране всех железных дорог Советской Республики. Аркадий остался при нем адъютантом, начальником узла связи. Уехал в Москву.

В 1919-м окончил Киевские командные курсы и в 15 лет стал командиром роты. Полк ему доверили в 16 лет после получения второго военного образования в школе "Выстрел". Во время учебы преподаватели из бывших офицеров обнаружили у юноши полководческие способности. Полученный будущим писателем полк насчитывал 4000 человек. Голиков испугался такой ответственности и просил должность пониже. В ответ его... послали в Тамбовскую губернию. Там он вскоре стал начальником боевого района. В его подчинении оказались 6000 человек.

http://gaidarovka-metod.ru/images/stori ... rzamas.jpg[/right]

РГ: Владимир Солоухин в книге "Соленое озеро" писал, что на Тамбовщине проявилась его "кровавая жестокость".

Камов: При этом не привел ни одного документа.
<...>

Смерть Гайдара

РГ: Конец жизни Гайдара покрыт мраком... Он ведь погиб в начале войны? Кажется, не было ни одного именитого писателя, который бы отправился именно воевать, а не только фронтовым корреспондентом.

Камов: Первое заявление с просьбой направить на фронт Гайдар подал 23 июня 1941-го. Военкомат отказал, как инвалиду Гражданской войны. Тогда Аркадий Петрович заявил ( но уже в редакции "Комсомолки"), что хочет попасть в район боевых действий в качестве корреспондента. Когда же он появился на передовой, под Киевом, всем стало очевидно, что он приехал воевать.

Вместе с бойцами комбата И.Н. Прудникова он ходил в немецкий тыл за "языками", подымался в атаку и в одном бою вынес из-под огня самого Прудникова, который потерял сознание от контузии. Перед падением Киева Гайдару предложили место в самолете, который улетал в Москву. Аркадий Петрович отказался. "Почему?" "Стыдно!" Сталин и Буденный бросили под Киевом лучшую тогда 600-тысячную армию. Но это были его читатели. Гайдар не нашел для себя возможным тоже их кинуть.

Находясь в глубоком немецком тылу, Гайдар услышал, что под деревней Семеновка в лесу собралось 3000 или даже 4000 бойцов. Он проник в лес и застал уныние, близкое к отчаянию. Не было продуктов, бинтов, не хватало даже воды. Но главное: никто не представлял, что делать дальше? В соседнем селе Гайдар отыскал комсомольцев. Те приехали на подводах и увезли часть раненых. После этого он стал искать в лесу людей, которым знакомы эти места, и нашел покалеченного капитана-сапера по фамилии Рябоконь. Тот разъяснил, как выйти из леса и куда безопасно двигаться. Вместе с летчиком-истребителем, полковником А.Д. Орловым, они сформировали три штурмовые колонны и с боем вырвались из леса, вышли к болотам, а там начали расходиться мелкими группами. В ту ночь Гайдару и Орлову удалось спасти более 3000 человек.

Вскоре группа окруженцев во главе с Гайдаром и Орловым нашла партизанский отряд. Лагерь и отряд оказались ненадежными. Орлов с частью бойцов и командиров направился к линии фронта, пришел к нашим и провоевал до конца войны. Гайдар идти с Орловым отказался...

Он задумал создать свой партизанский отряд, но уже армейского типа. Сегодня очевидно, что у бывшего командира полка Голикова-Гайдара была реальная возможность создать партизанское соединение раньше будущих дважды Героев Сидора Ковпака и Алексея Федорова. Оставалось только запастись провиантом на дорогу в Черниговские леса.

Утром 26 октября 1941года Гайдар с четырьмя товарищами возвращался с продуктовой базы во временный лагерь. Не доходя, сделали привал. Гайдар вызвался зайти к знакомому путевому обходчику попросить хлеба или картошки. Для этого поднялся на высокую железнодорожную насыпь и увидел засаду.

Оставалась возможность спастись. Для этого нужно было всего лишь рывком пересечь одноколейную насыпь. Гитлеровцы были готовы позволить партизану, который стоял на возвышении, уйти. Немцам были нужны "языки", а не трупы. Гайдар имел возможность совершить любое действие, но только одно.

- Ребята, немцы! - крикнул он.

Раздалась пулеметная очередь. Гайдар погиб, а четверо товарищей остались живы. Судьба двоих мне лично неизвестна. Лейтенант Сергей Абрамов, который сопровождал Гайдара 26-го числа, стал позднее главным подрывником у Ковпака. Другой лейтенант, Василий Скрыпник, дошел до Берлина. Я дружил с обоими. Однажды, когда мы собрались вместе, Абрамов сказал Скрыпнику:

- Знаешь, Василий Иванович, если бы не Аркадий Петрович, не было бы у тебя твоих дочек, а у меня моих сыновей.»
*
Аркадий Гайдар погиб около деревни Леплява Каневского района Черкасской области 26 октября 1941 г.
Ему исполнилось к тому времени всего 37 лет.

Изображение

Основной источник - Российская газета
***
Будучи ребёнком, гордился тем, что наши с таким человеком дни рождения празднуются в один день. Горжусь и сейчас – тем, что в стране советской были такие люди.
«Я знаю, город будет, я знаю – саду цвесть, когда такие люди в стране советской есть» В. Маяковский
http://arctus.livejournal.com/268308.html#comments
читатель
Сообщения: 381
Зарегистрирован: 14 май

Re: Хороший детский писатель Аркадий Гайдар.

#2 Сообщение читатель »

Гайдар

Совершенно неожиданно открыл для себя детского писателя(тм) Аркадия Гайдара. Был городской праздник, устроили бесплатный обмен книг (приноси свои в коробку и бери оттуда принесённые другими). Мне на глаза попалась книга Гайдара. Взял, открыл... и меня унесло. Дел много, читаю только в транспорте, но на неделю я сделался по-особому счастливым. "Р.В.С.", "Судьба барабанщика", "Дым в лесу", "Военная тайна", короткие рассказы...

Я правда никогда раньше не читал книг этого автора. Естественно, фильм про тимуровцев смотрели все, но сама литература прошла мимо меня. То ли проболел, когда в школе по программе проходили, то ли школа в 90-е уже его отменила.

Тот случай, когда испытываешь радость, что с детства знаешь русский язык и вообще понимаешь русскую культуру. Есть много великих писателей, которые отлично рассказали на разных языках про всё на свете: про душевные страдания, про заламывание аристократических рук и про жестокость низов, про время и про добро. Но вот так, на родном языке читать про родное детство... не прямо моё, конечно, я вырос гораздо позже, но отблески того солнечного отношения к жизни я узнаю точно. Или, может быть, моё детство и было сформировано в том числе и Гайдаром?.. Наверное, да. По горькой иронии, даже обоими: самый ужас т.н. внуковских "гайдаровских реформ" пришёлся как-раз на то время, когда мне было столько же лет, сколько мальчишкам из книг деда.

То, о чём грезил Аркадий Гайдар со своими товарищами, за что воевал в Гражданскую-Интервентскую, это бесконечно солнечная мечта об обществе равных, добрых, человечных граждан – она неописуемо прекрасна. За неё потом бились мальчишки-барабанщики, когда подросли и смогли управлять танком Т-34, штурмовиком Ил-2 или просто держать в руках ППШ, держать до последнего луча солнца. Эту мечту и нельзя было не отстоять. Это лучше, чем может себе представить любой человек. Сам Гайдар погиб на территории современной Украины в 1941 от немецкой пули, защищая вместе с партизанами свою прекрасную большую Родину. Глядя смерти в глаза, просто и ясно сказал: да, всё это правда, по-другому и быть не может.

Мир Гайдара преодолевает смерть. Не так, как рассказывают в религиозных сказках, а гораздо надёжнее. Пусть враги убили мать, пусть недобитая сволочь угробила сына. Но остался отец, осталась подруга, осталось слово Мальчиша, осталась сказка, остались люди, которые её услышали. Каждый прекрасный поступок растворяется в миллионах других сверкающих душ, каждый искренний порыв изменяет жизнь товарищей к лучшему. В таком обществе нельзя умереть, можно только для других людей, таких же бесконечно сложных, запомниться с хорошей стороны. Один дом, одно синее небо над головой. Нет, не семья, больше – один мир.

Нам странновато примерять это на себя теперь. Мы мужчин делаем упрямыми эгоистами, женщин несдержанными и никому не обязанными куклами. Дети наши... всё так же чисты, но мы обязаны подготовить их к другой жизни. Я, как и любой нормальный отец в России, не отпускаю свою 6-летнюю дочь одну на улицу. Не будет она кидать камешки в окно, прыгать в кусты от выстрела настоящего шпиона и бежать 20 километров через лес, чтобы позвать старших. От всего этого мы своих детей ограждаем, и вот чертовская насмешка диалектики: правильно делаем, заботимся о хорошей безопасной жизни, а становится она у нас тоскливее и неопределённее.

Сейчас нельзя быть Гайдаром и написать книги Гайдара. Таких авторов изживают, исторгают, перетирают на каких-то специальных промышленных установках в послушных конформистов-депутатов-космонавтов. Такие детские книжки, будь они написаны сейчас, выходили бы с приговором "18+", потому что там насилие одних человеческих особей над другими. Там опасно и стреляют. Это убьёт психику детей, скажет любой эксперт по вопросам нашей гнилой этики.

Кто виноват, Гайдар Третий? Время? Объективные законы исторического развития, требующие неминуемой контрреволюции, реакции, отката волны прогресса к прежним кромкам? Наверное, всё так, но всё это не важно.

Я не читал Гайдара в детстве, но каким-то чудом застигнул ненадолго краешек того безопасного общества. Кто-то светил солнечным зайчиком в лицо и доброй сильной рукой трепал по упрямым жёстким волосам. Я знаю, что так должно быть, а по-другому и быть не может: человек человеку друг, мир у нас один, а родились мы, чтобы сделать его лучше. И весь наш нынешний морок – просто сон, который надо досмотреть до конца. Быль ещё станет на правильные рельсы и понесётся вдаль. У меня тёплый яркий осколок в сердце, у тебя, дорогой читатель, тоже. И у многих людей вокруг он тоже есть. Мы немножко поделимся со своими детьми, подложим им под подушки эти прекрасные книги. А там и пионер в красном галстуке протрубит в свой медный горн: вставайте, ребята, наши пришли!

https://1957-anti.livejournal.com/237887.html


Автор Максим Слепов http://1957anti.ru/publications/authors/botya
america
Сообщения: 118
Зарегистрирован: 13 ноя

Re: Хороший детский писатель Аркадий Гайдар.

#3 Сообщение america »

http://zhurnal.lib.ru/w/wereshagin_o_n/gaydar.shtml

Гайдар шагает впереди! С благодарностью - великому бойцу и писателю.


ВСАДНИК, СКАЧУЩИЙ ВПЕРЕДИ

Снились люди, убитые мной в детстве...
А.П.Гайдар. Дневник.

Изображение

Кто такой Гайдар?

(опрос проведён мной в апреле-начале мая 2010 года в шести населённых пунктах Тамбовщины) см по ссылке


* * *

ГАЙДАР.
Ещё каких-то двадцать лет назад, когда Гайдара знали ВСЕ - ВСЕ, без исключений! - мало кто задумывался над тем, что это - псевдоним. Всем известная фамилия писателя казалась неотделимой от его книг и их героев. Вслушайтесь сами. Г-А-Й-Д-А-Р. ГАЙ - густой лес на некоторых русских диалектах. Короткое ДА. ДАР - подарок, нет - более величественное, чем подарок - Дар. ГАЙДА - боевой клич казаков, и АЙДА - боевой клич нескольких поколений пацанов.
Разве это могло быть не фамилией? Я удивился и даже немного обиделся, когда узнал, что "Гайдар - не Гайдар".
Голиков АркадиЙ Д'АРзамас.
Такова одна из многих версий происхождения этого псевдонима. Есть и другие. Романтичный "Хайдар" - Всадник, Скачущий Впереди по-хакасски (на самом деле, это звучит инчае...). Или просто "хайда?" - "куда?" на том же хакасском, мол, куда едет молодой командир в неизменной чёрной кубанке? Есть и ещё версии...
Но мне кажется правильной именно эта - первая. Почему - я объясню ниже. А пока...
* * *

...Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия -- Голиков, и грабитель-Егорушка, обокравший и народ в целом и своего деда персонально, не имеет никакого права на этот псевдоним!!!) родился 9 (22) января 1904 в городе Льгов, ныне Курской области, в семье учителя Петра Исидоровича Голикова. Его родители участвовали в революционных выступлениях 1905 года и, опасаясь ареста, уехали в провинциальный Арзамас. Там он и провёл детство. Обычное детство провинциального полусельского мальчишки из семьи среднего достатка.

В Первую мировую войну отца забрали на фронт. Аркадий, тогда ещё мальчишка (и большой патриот России, надо сказать!), тоже пытался добраться на войну. Попытка не удалась, его задержали и вернули домой. Тогда подобное поведение мальчишек было, кстати, достаточно распространённым. Мне так и не удалось понять, почему и каким образом Аркадий встал на позиции большевизма, столь несходные в ту пору с патриотизмом. Видимо, это было связано с влиянием родителей (отца арестовывали за революционную пропаганду уже во время войны) и школьного учителя, выведенного в полуавтобиографической повести "Школа" как Галка. Едва ли в то время 12-14-летний мальчишка на самом деле был таким уж "идейным" большевиком. Конечно, Голиков был парнишкой неординарным - начитанным, романтичным, упорным (достаточно вспомнить, как он изучал по самоучителю английский бокс, как на спор наизусть выучил здоровенный прозаический текст из Гоголя!) Но тут скорее всего играла роль в основном его личная преданность людям, которые были ему симпатичны и близки. А окончательно и сознательно он "определился с политической платформой" уже в дни революции.

Тогда его - четырнадцатилетнего большевистского связного - ранили ножом. Знакомая картина...
А за что во все века мальчишек -

Топорами? Пулями? Напалмом?

"Пролитая кровь закрепляет верность идее надёжней печатей." Конечно, Аркадий не знал этих слов. Но в 14 лет он, подтверждая их - ещё не сказанные! - сбежал из дому с парой сухарей в одном кармане и "маузером" в другом - и вступил в ряды Красной Армии. (Сколько раз я в детстве мучился вопросом, разглядывая фотографии пистолета "маузер": как эту огромную штуку Аркадий прятал в кубанку, о чём неоднократно пишет? Я тогда ещё не знал, что отец передал ему с фронта в подарок не здоровенный десятизарядный "маузер", а карманный пистолет той же фирмы - калибра 6,35, который и правда можно было спрятать в головной убор...) Стал помощником командира отряда красных партизан. В этом отряде, больше похожем на банду, самодур-командир едва не расстрелял мальчишку - лихому "краскому" понравился лёгкий и удобный японский карабин Аркадия, и партизанский батька хотел оружие "прихватизировать", когда же мальчишка отказался отдавать - начал грозить наганом. Карабин Аркадий так и не отдал, а командира вскоре сняли за дурость, выдающуюся даже для красных командиров того времени.

Июнь 1921 года -- командующий операцией в Тамбовской губернии М. Н. Тухачевский подписал приказ о назначении Аркадия Голикова командиром 58-го отдельного полка по борьбе с бандитизмом. Шестнадцатилетний командир полка! И немаленького по тем временам - 58-й полк насчитывал около 300 бойцов. Сперва они встретили своего командира удивлённо и насмешливо. Но это удивление пошло на убыль, когда новичок лично инспектировал холерный барак, к которому прежний командир и подходить боялся...

Когда полк расформировали, Аркадий Голиков был назначен командиром батальона, потом -- сводного отряда, действовавшего против двух повстанческих "армий" Антонова в Тамбовской губернии.

На моей Тамбовщине писатель получил тяжёлое ранение-контузию, предопределившую во многом трагичность его будущего пути - и в то же время странным образом давшую Родине великого писателя. На всю жизнь Гайдар запомнил спокойно-деловитые глаза тамбовского мужика, мечущего под ноги - из своего сада - лошади юного командира самодельную бомбу из чугунка... С невольным ужасом вспоминал потом писатель операцию по извлечению осколков (кстати, её проводил хирург Бадмаев - брат, но не единомышленник "знаменитого" Бадмаева, приятеля Распутина). Девушки-медсёстры - и он, голышом на операционном столе... Из гордости Аркадий отказался пить спирт как обезболивающее и вынес операцию без наркоза... Потом едва не умер от гангрены в госпитале, и спасла его только вторичная операция - тут ему уже дали эфирный наркоз. Парень выкарабкался. Тогда он ещё не знал, какие последствия будет иметь то ранение...

С февраля по сен-тябрь 1922 года Аркадий находился в Енисейской губернии, возглавляя отряд ЧОНа, подавляющий антисоветское повстанческое движение в Хакасии (в Ачинско-Минусинском районе Енисейской губернии), лидером которого был казак И. Н. Соловьев.
19 марта комбат Голиков получил назначение на должность начальника Второго боевого участка Ачинско-Минусинского боевого района. А уже 26 марта он выехал из Ужура в село Божье Озеро, где с 29 марта принял командование участком . В его распоряжении находились 102 красноармейца 2-й роты 6-го сводного от-ряда с четырьмя пулемётами и 26 кавалеристов, позднее численность бойцов увеличилась до 165 человек. Выделив сорок красноармейцев для охраны курорта "Озеро Шира" и десять - в качестве гарнизона села Солёноозёрное, Голиков основные силы держал при себе.

Представитель военной власти не сумел наладить отношений с местными Советами и с уполномоченными губотдела ГПУ, которые, по его мнению, больше следили за поведением чоновских командиров и не занимались своими прямыми обязанностями - созданием агентур-ной сети. Голикову пришлось лично вербовать себе лазутчиков. А это было противно его натуре и самому его возрасту - бескомпромиссный, романтичный, смелый и решительный парень питал инстинктивное отвращение к любому "шпионству"...

Именно в схватке с Соловьёвым Гайдар потерпел серьёзное поражение. Опытный, умный и храбрый "полевой командир", ветеран нескольких войн, пользовавшийся поддержкой значительной части русского и почти всего хакасского населения, начштаба у которого был полковник царской армии, оказался не по зубам восемнадцатилетнему красному командиру. Правда, позже сам Соловьёв признавался, что "Аркаша меня за малым не прижал." И действительно, в устроенной Гайдаром ловушке Соловьёв потерял две трети своего отряда, а сам спасся лишь потому, что вовремя - и совершенно беспринципно - подставил вместо себя "двойника", которого Гайдар убил из того самого подаренного в детстве "маузера" в почти дуэльном поединке. Удалось Гайдару "отстреляться" и от ночного покушения на него лично - а Соловьёву оно обошлось в двух его лучших "киллеров".

Но "по очкам" схватку выигрывал явно Соловьёв. В поединке с опытным и умелым врагом Аркадий надорвал нервы. Он почти не спал, стал болезненно-подозрительным, совершал нелогичные поступки (например, подписывал своей кровью выданные крестьянам документы, чем приводил их в настоящий ужас!), расстрелял заложников (в мае 1922 года по приказу и с участием Гайдара чоновцы расстреляли и убили при попытке к бегству пятерых человек), а кончил тем, что во главе своего отряда захватил склад с военным имуществом и раздал его бойцам. Правда перед этим он месяц бомбардировал начальство просьбами обеспечить его людей хотя бы самым необходимым...

3 июня 1922 года особым отделом губернского отдела ГПУ было начато дело N 274 по обвинению Голикова в злоупотреблении служебным положением. На место выезжала специальная комиссия во главе с комбатом Я. А. Виттенбергом, которая, собрав жалобы населения, заключила свой отчет требова-нием расстрела бывшего начальника боеучастка. 7 июня из штаба губернского ЧОНа в особый отдел была передана резолюция командующего В. Н. Какоулина: "Арестовать ни в коем случае, заменить и отоз-вать".

14 и 18 июня Голиков был допрошен в ГПУ. Пока-зав, что все расстрелянные являлись "бандитами" или их пособниками, он признал себя виновным лишь в несоблюдении при осуществлении дан-ных акций "законных формальностей". Согласно его объяснению, оформлять протоколы допросов и расстрельные приговоры было некому. Началь-ник особого отдела Коновалов нашёл Голикова виновным в самочинных расстрелах и подлежа-щим заключению под стражу. 30 июня дело Голикова губотделом ГПУ по указанию президиума Енисейского губкома РКП(б) было передано в контрольную комиссию при губкоме для рассмотрения его по партийной линии. 18 августа партийный орган решил об-судить его на совместном заседании президиу-ма губкома и КК РКП(б). 1 сентября 1922 года оно постановило перевести Голикова на два года в разряд испытуемых, с лишением возможности занимать ответственные посты

Но именно мелкий казалось бы фокус со складом поставил точку в его карьере командира гражданской войны. Медицинская комиссия - а её созвали именно после выяснения этого вопроса - выявила у восемнадцатилетнего Аркадия Петровича Гайдара тяжкие нарушения деятельности нервной системы и чудовищное нервное истощение. Выявила именно в тот момент, когда он "отбился" от остальных обвинений, да и вроде бы уже поступил на курсы красных командиров - и впереди была профессиональная военная служба, мечта детства.

Вместо краскома юноша стал безработным. Понять то, что с ним произошло, может только человек, лишившийся надежд на исполнение мечты всей жизни.
Надо помнить и то, какое это было время. Красные разбили белых - но проигрывали новую схватку: схватку с мещанством. Как писал Маяковский:

...и вылезло из-за спины СССР
мурло
мещанина...

Именно мещанство оказалось стократ более страшным врагом Советской Власти, чем романтичные поручики Голицыны и корнеты Оболенские, с которыми сражался Гайдар-Голиков. Да и какая это была "Советская Власть"? Еврейский ленинский "тырцынал", уверенно вёдший "совдепию" к неизбежному превращению в благополучную буржуазную республику! Это было время нэпачьей мразоты, бешеных денег, пошлого хихиканья и оплёвывания всего, что было дорого Гайдару. Время, очень похожее на наши сегодняшние дни. Время, в котором он был никому не нужен - и никому не нужны были те идеалы, которые он считал святыми, за которые когда-то он - четырнадцатилетний - пошёл на нож...

Изображение

Как тяжело было ему слышать в одном из издательств, куда он принёс свою первую рукопись, что "это сейчас никому не нужно, сейчас хорошо идёт юмор "под Аверченку""! Тяжело, стыдно, позорно... Конское гыгыканье "под аверченку" - как результат ранений, боёв, смертей, тифа, надломленной психики, головных болей, от которых темнеет в глазах, онемелой ломоты в спине... Торжество жрущего скотства...
Сон, записанный А. П. Гайдаром:

"После многих лет войны я, красный командир, возвращаюсь в свой город. Мои товарищи по школе все еще сидят на школьных скамьях, хотя уже и в старших классах. Вместе с ними на свое старое место сажусь и я. И с тревогой замечаю, что я-то ничего не знаю из того, чему они научились без меня, а кроме того, за годы войны я позабыл абсолютно все, чему прежде учился.

И вот я чувствую себя одиноким, окруженным вежливой враждебностью и холодком.
Особенно запоминается черная доска. Я стою в военной форме 1923 года (остальные одеты просто). Преподаватель спрашивает со скрытой иронией:
"Вы что же? Или совсем не знаете, или позабыли?"
"И позабыл, и не знаю!" -- злобно кричу я и, звякая тяже-лыми шпорами, под ехидные смешки выбегаю за дверь. За дверью пусто"...

Но рукопись - это позже. А ведь мало кто знает о том, как Гайдар работал на Дальнем Востоке! Корреспондент газеты, он попал на лечение в профилакторий для алкашей. Как над этим издевались позже "раскопавшие факт" дерьмократишки! Но они забыли упомянуть, что не ПОПАЛ, а - УПРЯТАЛИ. После разгромных статей о "рыбной мафии", после журналистских расследований о том, как местные власти "сдавали в аренду" - в рабство - на рыбкомбинаты частникам пацанов-беспризорников. Не тогда ли и появилась у Гайдара щемящая любовь к пацанам - и горячая ненависть к тем, кто мучает и терзает слабых, не давая им вырасти сильными?

Я не знаю, как он вырвался из "заведения". Но, очевидно, понял, что ничего в одиночку не сделает - и стал пробираться в Москву.

Гайдар нищенствовал. Он продал всё, что было, в холода ходил в парусиновых туфлях... Не продавал он только свой маленький "маузер", хотя за пистолет давали неплохие деньги. Может быть, потому что любил своё оружие, как любят его мальчишки? Или потому, что оно оставалось последней ниточкой, связывающей его с мечтой об армии? Или потому, что понимал: в случае чего можно будет уйти достойно именно ТАК? И почти чудом оказалась его встреча с издателем Ильёй Рубановским. Они встретились в тот момент, когда Гайдар, унося из издательства отвергнутую рукопись, думал только об одном: жить или уже не надо?..
Повторяющийся сон, записанный А. П. Гай-даром:

"Я приезжаю в отпуск. Встречают со сдержанным удивле-нием. В это время развёртываются какие-то события. Чаще всего назревает антисоветское восстание (еще не восстание, но вот-вот оно вспыхнет). Масса движения. Масса народу. Всевоз-можные группировки и комбинации, но я никак не могу найти своего места.

Я теряю всякую ориентировку. И наконец в момент восста-ния остаюсь -- в самой гуще -- одиноким и изолированным.

Я вынимаю маузер и стреляю. Оказывается, что я стреляю по твоим. Тогда -- в дикой злобе на самого себя -- я стреляю себе в голову.
Огромный бледно-жёлтый огонь. Сильный удар. Острая мгновенная мысль: "Все кончено"...
Нет.
Всё только начиналось. []

...Первое произведение Гайдара было опубликовано в 1925 году. Невероятно стремительно писатель стал классиком детской литературы, прославившись произведениями об искренней дружбе и боевом товариществе. Книги были настолько мощными и необычными, что я не побоюсь сказать - ранее аналогов чего-то подобного в мировой литературе не было.

В середине 1920-х годов Аркадий женился на 17-летней комсомолке из Перми Лие Лазаревне Соломянской В 1926 году в Архангельске у них родился сын Тимур. Но через пять лет жена ушла к другому. Обычная история таких людей с такой биографией. Не всякая женщина выдержит ночные крики мужа и его вид - когда он, тяжело дыша, садится в постели и пытается понять, где он и что с ним? "Некому обо мне позаботиться, а сам я не умею", -- писал Гайдар в своем дневнике в 1931 году. В 1934 году А. П. Гайдар приезжает к сыну в село Ивня Белгородской области. Здесь он работал над известными повестями "Синие звезды" и "Военная тайна", а также писал фельетоны, придумывал подписи к карикатурам в многотиражной газете политотдела Ивнянской МТС "За урожай".

С 1938 по 1941 год А. П. Гайдар жил в подмосковном Клину на улице Большевистской (ныне ул. Гайдара). Здесь он написал произведения "Тимур и его команда", "Дым в лесу", "Комендант снежной крепости". В Клину открыт мемориальный Дом-музей писателя, а Центральная детская библиотека носит его имя.

Кстати, сам автор однозначно и чётко о происхождении псевдонима "Гайдар" не писал. А вот Григорий Итпеков в газете "Ленин чолы" за 12 февраля 1991 года писал: "В это время в деревню чоновцы пришли. А их начальника к нам Агафон привел, чтобы жил у нас. Он сильно молодой был. Имя Аркадий. Но почему-то его все в деревне Архашкой звали. Так мама познакомилась с Голиковым. Они оказались ровесниками. Мама, Татьяна Федоровна (по-хакасски Тарус) гостю-начальнику чистила одежду и мыла грязные сапоги, а когда не было в доме бабушки, еще и очень хорошо кормила его. Тарус в то время не знала еще по-русски хорошо. Поэтому общение было в основном с помощью жестикуляции рук. Иногда, когда забудет фамилию и несколько слов по-русски, смеялась и говорила: "Архашка, хайдар?" А он в ответ откликался как на фамилию, даже нравилось ему больше, просил его называть так."

Расцвет творчества Аркадия Петровича связан со временами Сталина. Стальной Император Всея Руси прижал, передавил и уничтожил гнусную гадину "большевизма", породившую НЭП и мещанство. И молодой писатель вдруг ощутил, что он - нужен. Это было, наверное, непередаваемое ощущение счастья... Теперь можно было писать - и знать, что никакие петрося... то есть, "аверченки" не перебегут дорогу, метя вонючим хвостом смеху...чков! Писать - и знать, что твои слова - не вода в песок, не "глас вопиющего в пустыне", а гранитные блоки в фундамент здания Великой Страны Советов!

Наиболее известные произведения Аркадия Гайдара: "P.B.C." (1925), "Дальние страны", "Четвертый блиндаж", "Школа" (1930), "Тимур и его команда" (1940), "Чук и Гек" (1939), "Судьба барабанщика" (1938), рассказы "Горячий камень", "Голубая чашка" (1936)... Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались, были переведены на многие языки мира. Произведение "Тимур и его команда" фактически положило начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров...

...А ведь даже своего Тимура он хотел сперва - неисправимый романтик! - назвать Дунканом! Но потом, как видно, понял, что это уж слишком... И вот именно поэтому я думаю, что версия с "Голиков АркадиЙ Д'Арзамас" - как ни крути, а самая верная.

Александр Мартынов сказал о Гайдаре: "Что интересно - ближе всех к пониманию природы язычества стоят современные (ну, или относительно современные) писатели, умеющие хорошо писать о детях и понимающие детей, так как дети - стихийные язычники. Первым стал ныне многократно обруганный Аркадий Гайдар, своими книгами давший нескольким поколениям настоящий воинский кодекс, современный русский "Drergeskapur", который оказался сильнее воинского кодекса столь же языческого Третьего Рейха.

"Гордый. Хочет плакать, а молчит," - в совершенно языческом уважительном ключе говорит в "Тимуре и его команде" главный "плохиш" Квакин о своём смертельном враге. И обрушивается на своего адъютанта Фигуру, предлагающего избить беспомощного противника, со словами: "Он гордый... а ты - сволочь!" А до этого - помните - говорит Тимуру, пленившему весь отряд Квакина: "Выпусти ребят. Или посади меня вместе с ними..." Это и есть поведение языческого вождя. Да и сам Тимур совершенно таков..."

Мартынов прав. Именно к этому и стремился - и именно этого почти добился! - Аркадий Гайдар: сплотить новое поколение под знамёнами Верности, Чести, Отваги и Родины. Он наделил свои книги и своих героев магическим зарядом такой силы, что его мальчишки продолжали излучать эту силу, трансформируя реальность, даже когда ушёл их создатель и когда "взрослая идея" начала давать чудовищные сбои...

...Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента "Комсомольской правды". Написал военные очерки "У переправы", "Мост", "У переднего края", "Ракеты и гранаты". После окружения в сентябре 1941 частей Юго-Западного фронта в районе Умань--Киев Аркадий Петрович попал в партизанский отряд. В отряде был пулемётчиком, а позже - комиссаром при новом командире. (Старого - бездарного, трусоватого и горластого - при активном участии и с подачи Гайдара бойцы то ли шлёпнули, то ли просто сместили.) 26 октября 1941 года Аркадий Гайдар погиб недалеко от села Леплява Каневского района Черкасской области (Украина). Согласно распространённой версии событий, 26 октября 1941 года группа партизан отряда, в котором он был военным корреспондентом, столкнулась с немецким отрядом. Гайдар вскочил во весь рост и крикнул своим товарищам: "Вперёд! За мной!" По рассказам очевидцев, представленных в фильме Сергея Медведева "Гибель Гайдара. Легенда о красном всаднике", А.Гайдар был застрелен местным полицаем. Другие источники описывают смерть писателя иначе. Так, в книге Б. Камова "Партизанской тропой Гайдара" его смерть описывается следующим образом: пять партизан во главе с Гайдаром двигались по направлению к новой базе партизанского отряда (несли продукты для бойцов); утром 26 октября 1941 года они остановились на привал рядом с железнодорожной насыпью в районе села Леплява у железной дороги Канев-Золотоноша. Гайдар взял ведро чтобы набрать картошки в доме путевого обходчика. На самом гребне насыпи заметил притаившихся в засаде немцев. Успел крикнуть: "Ребята, немцы!", после чего был убит пулеметной очередью. Это спасло остальных - они успели уйти от засады. Был вариант, в котором Гайдар погиб из-за отказа снять форму Красной Армии - его застрелили при выходе партизан из окружения, целясь именно по форме. Теперь уже ничего не скажешь точно - кроме того, что 26 октября 1941 великий писатель и хороший человек, патриот и солдат, Аркадий Петрович Гайдар погиб, как и жил - в рост и без страха.

В 1947 году останки Гайдара были перезахоронены в городе Каневе.

В Советском Союзе книги Гайдара играли огромную роль в воспитании подрастающих поколений. Имя Гайдара было присвоено многим школам, улицам городов и сёл СССР. Памятник герою повести Гайдара Мальчишу-Кибальчишу -- первый в Москве памятник литературному персонажу (скульптор В.К. Фролов, архитектор В.С. Кубасов) -- установлен в 1972 году у Городского дворца творчества детей и юношества на Воробьёвых горах (в Советском Союзе -- Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах).

Из "сумки Гайдара", если пользоваться словами певца Андрея Земскова, вышли почти все советские (и некоторые стоящие зарубежные!) писатели, которые рассказывали о детях. Пример? Крапивин. Владислав Петрович, который не открещивается от этого - и - надо отдать ему должное! - не открещивался в самые тяжёлые годы обхаркивания прошлого. Да что там... Гайдаровская тема скользит то тут то там даже в произведения современных писателей. У того же Эдуарда Веркина. Многие его герои мне кажутся мальчишками Гайдара - запутавшимися во временах, может - рождёнными не в то время - и мучительно старающимися вернуть его - или вернуться в него самим. Искажённые, испачканные, искривлённые - но всё же Тимуры, Альки, Борьки, Мальчиши. Коменданты сданных взрослыми крепостей, обитатели тайных штабов, где оборваны провода для связи...

Острее всех - ещё в 70-х годах ХХ века - учуял запах тления всё тот же Владислав Петрович Крапивин, прямо и резко написавший о засилии в тимуровском движении "классных дам", "толстоногих пионервожатых". Это казалось не только тимуровцев - это касалось всего наследия Гайдара. "Власть стариков" усиленно старалась превратить его в памятник. Неживой, величественный и спокойный.

Изображение

А ведь это было оружие. Всё ещё мощное даже в 80-х... Его сложили к ногам врага. И, не разгибая спины, раболепно смотрели снизу вверх: чего ещё прикажете?..

...Всё будет. И злой публичный высер одного из детских писателей о Гайдаре: "Пламенный вешатель времён революции." И издевательство над его героями - так издеваются только над живыми, так ненавидят только сильных, храбрых и добрых - трусы и подонки, и эта ненависть, эти издевательства - лучшее признание мощи писателя. И хохмочки, ржание и плевки со сцен, страниц и экранов. И апогей мерзости и страха - испуганное признание Успенского, что он больше всего боится, как бы не нашёлся "кто-нибудь, кто нарядит Кибальчиша в скафандр и запустит в космос - это будет страшно, этого нельзя допустить!" Сколько в этих словах ужаса перед миром, в котором сам Успенский с его "развлекаловкой", в последние годы - уже откровенно бездарной и просто конъюнктурной - не нужен, невозможен и бессилен...
...Не знаю, что - дальше? Что современным властям гайдаровское наследие не нужно и опасно - это понятно даже ежу. Они многое украли у Советской Власти - как правило, то, что касается укрепления этой самой власти. Насильно согнанные шествия, помпезные глупые речи, массовый одобрям, Наша Великая Победа... Но Гайдар-то сюда не подходит. Им нельзя пользоваться. В него надо верить. Но если ты веришь в него - то?..
То что тогда?..

...А самое страшное для них знаете что? То, что гайдаровские архетипы живы. Странное дело, они пережили и своего создателя, и его страну, и его героев, и его идеи... Неясным и волшебным образом они стали такой же частью повседневности, как восход солнца, лето, зима, весна и осень. Их просто нельзя отменить.

Можно не знать, кто такой Гайдар. Но что такое ТИМУР - волшебным образом знают все. Как и то, что - плохо быть ПЛОХИШОМ.
Это всё, господа буржуины. Вы проиграли. Понимаете?
Проиграли.
Пыльная герань на подоконнике.
Ночь бредет пешком по лебеде.
Запахи лекарств в постылой комнате,
Как напоминанье о беде.
Человек лежит.
Не спит, а мучится:
Сон не сон, а так, унылый бред.
Жухлая луна -- беды попутчица --
Тихо кружит тени во дворе.
Эй, друзья... Ну что ж вы не приходите?
Ваших голосов не уловить.
- Мальчик, ты не спишь?
Хромают ходики.
Лучше их совсем остановить.
Слушай... Вдруг мне не дождаться дня?
Слушай, мальчик, позови коня.
За окном,
За серым подоконником
Побежит тропа в ночную тьму.
Там, за горизонтом, бродят конники.
Позови...
Скажи, я поднимусь.
Ты не думай, я же не в бреду.
Ты им расскажи -
Они придут...
...Сброшена герань в окно разбитое.
Пусто в доме: тени да клопы.
В переулки, песнями забытые,
Разлетелся перестук копыт.
В.П.Крапивин. Гайдар.

Эй, вставайте - кто ещё остался?! []
Награды Гайдара

-- Орден Отечественной войны I степени (посмертно)
-- Орден "Знак Почёта"
Библиография

-- 1926 -- "РВС"
-- 1930 -- "Школа"
-- 1932 -- "Дальние страны"
-- 1935 -- "Военная тайна"
-- 1936 -- "Голубая чашка"
-- 1939 -- "Судьба барабанщика"
-- 1940 -- "Тимур и его команда"
-- "Чук и Гек"
-- "Жизнь ни во что (Лбовщина)" (повесть)
-- "Лесные братья (Давыдовщина)"
-- "Всадники неприступных гор"
-- "Пусть светит" (рассказ)
-- "Четвертый блиндаж" (рассказ)
-- "Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове"
-- "Комендант снежной крепости" (я восхищённо ужаснулся, когда прочёл эту повесть - вот откуда пришли "сорок островов" Лукьяненко, а не из Крапивина!)
-- "В дни поражений и побед", (1925?)
-- "Дым в лесу"
-- "На графских развалинах"
-- "Обыкновенная биография"
-- "Бумбараш"
Помимо этого, писатель является автором более ста рассказов и фельетонов.
Экранизации произведений

-- 1937 -- Дума про казака Голоту
-- 1940 -- Тимур и его команда, режиссёр Разумный, Александр Ефимович
-- 1942 -- Клятва Тимура (в сценарии Гайдар предупредил об опасности, подстерегающей тимуровское движение - посмотрите фильм!)
-- 1953 -- Чук и Гек
-- 1955 -- Судьба барабанщика
-- 1955 -- Дым в лесу
-- 1957 -- На графских развалинах
-- 1959 -- Военная тайна
-- 1960 -- Пусть светит
-- 1964 -- Голубая чашка
-- 1964 -- Сказка о Мальчише-Кибальчише
-- 1964 -- Дальние страны
-- 1965 -- Горячий камень
-- 1971 -- Бумбараш
-- 1976 -- Тимур и его команда
-- 1976 -- Судьба барабанщика
-- 1977 -- Р. В. С.
-- 1981 -- Школа
Кино о Гайдаре

-- "Серебряные трубы" (1970). Фильм о жизни Гайдара после Гражданской войны. В главной роли Андрей Мягков.
-- "Конец императора тайги" (1978). Приключенческий фильм об одном из эпизодов Гражданской войны, когда Гайдар боролся в Хакасии с атаманом Соловьёвым. В главной роли Андрей Ростоцкий.
-- "Остаюсь с вами" (1981). Фильм о последних годах жизни писателя. В главной роли Анатолий Грачёв, во флешбэках роль молодого Гайдара исполняет Андрей Ростоцкий.
Аркадий Гайдар выведен под именем Арсений Гай в повести Л. Кассиля "Дорогие мои мальчишки". И появляется в моей повести (да простят читатели, что я пихаю себя рядом с Кассилем) "Про тех, кто в пути", когда главному герою становится СОВСЕМ плохо.
ПРИМЕЧАНИЕ:

Эссе написано на основе материала

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1% ... 0%B0%D1%80
но не в согласии с ним!
Ответить

Вернуться в «Доска почёта русских писателей и общественных деятелей.»