к портрету мещанина - потребителя. (посмотри в зеркало)

А куда без нее? Каждый день с ней сталкиваемся. Дурак (ДЛБ) и деньги должны расстаться!
Сообщение
Автор
Ирина Маленко

к портрету мещанина - потребителя. (посмотри в зеркало)

#1 Сообщение

ИМЕТЬ ИЛИ НЕ ИМЕТЬ
(К ПОРТРЕТУ HOMO PRIMITIVUS OCCIDENTALIS)

"Когда я там побывала, я оценила, как много всего у маня есть, и как многого нет у них"


http://i001.radikal.ru/0711/81/dd0b727fe7a7.jpg[/right] Одна из типичных идей современного западного телевидения - обмен. Например, обмен женами. Или обмен отдыхом: две совершенно различные по образу жизни (и доходам) семьи приглашают друг друга провести с ними неделю там, где они обычно отдыхают сами, а затем они меняются мнениями по поводу того, как «ужасно» для обеих семей это было.

Две недавние английские программы из этой серии: Речь шла о визите двух разных "шикарных" британских семейств вместо обычных для них Мексики и альпийского курорта во Франции, где они за неделю тратят до 5-6 тысяч фунтов, в две африканские страны – Гамбию и Гану.

В случае Гамбии это была мечтающая открыть там свой бар и приобщить местное население к британской "рыбе с картошкой" семья стриптизеров из Блэкпула, которых в программе именовали "рабочим классом" (??? Впрочем, такие уж в Британии, вероятно, понятия о рабочем классе),

а в случае Ганы - крайне религиозная семья пресвитерианцев, которым доставляло искреннее удовольствие чувствовать себя незаменимыми и ежегодно "облагодетельствовать" местных жителей старыми ботинками и подержанными тряпками из Европы, а заодно - и религиозной литературой.

Реакция богатых британцев на визит в обе эти - достаточно друг от друга отличающиеся - страны была совершенно одинаковой.

Сначала следовало возмущение - "как, они всерьез ожидают, что европейцы будут жить в таких условиях?" - при видe местного отеля, который, к слову сказать, был намного комфортабельнее условий, в которых мы жили, будучи студентами и работая "на картошке";

потом, обычно при встрече с доброжелательными, искренними, веселыми, открытыми мeстными людьми, которых подобные условия, судя по всему, вовсе не тяготили, в особенности - с местными ребятишками, следовали слезы ("богатые тоже плачут"): только что потратившим в другой стране сотни фунтов на маникюр дамочкам не мгновение становилось за себя стыдно.

Но слезы - остатки чего-то человеческого в них - достаточно быстро и неизменно сменялись третьей стадией: брезгливостью. От "фу, они такие чумазые"и "как можно есть руками?" до "да, я хотела бы им чем.-нибудь помочь, я тоже начну собирать для них дома старые ботинки, только увезите меня поскорее отсюда!"

В конце, когда пары делились мнениями о предпочитаемом ими времяпровождeнии на отдыхе, обе богатые дамочки высказывали - практически дословно – одну и ту же мысль. На вопрос, чему научило их это путешествие, обе они отвечали то же самое, что я уже слышала от моей знакомой Хэлен после её поездки в Беларусь : "Главное, что я поняла, когда я там побывала, - я оценила, как много всего у мeня есть, и как многого нет у них"

А что, собственно говоря, у вас есть? Что есть у вас, чего нет у гамбийцев или белорусов, без чего прямо-таки невозможно существовать?

фото Здесь так и вспоминается голландский писатель Кеес ван Коотен, сравнивающий себя с румынской подругой своей жены: “ А у меня все было! Кроме радио, видео, аудио и телевизора, у меня ещё был тромбон, синтезатор, ударная установка, коллекция марок, мой сад, моя библиотека и мой аквариум, мои водные лыжи, мой катер, шашлычница, аппарат для уничтожения бумаги, факс, копировальная машина и автоответчик, мой автомобиль, мои собаки, пила и гоночный велосипед, моунтенбайк с рулем для триатлона, скейтборд и роликовые коньки, коньки обыкновенные и стол для биллиарда, мои дорожные утюги и телескоп, мой акваланг и бассейн...»

Ну и что?

А что дальше?

И сколько всего вы ещё намерены приобрести, чтобы хотя бы на десять минут, хотя бы мельком почувствовать себя "счастливыми"?
(Если, конечно, вы когда-нибудь наконец поймете, что на самом-то деле это призрачное чувство, за которым вы так безоглядно гонитесь всю жизнь - всего лишь короткая послеобеденная удовлeтворенность… )

Показанные в обеих британских программах африканцы - как в Гамбии, так и в Гане - не выглядели ни голодными, ни нищими, ни несчастными. В отличие от так прочно отштамповавшихся в наших мозгах образов умирающих от голода африканских младенцев и эфиопских беженцев, под которые на Западе собирают денежки разжалобившие подобную нашим "героям" публику загребущие благотворительные организации всех мастей.

Кто сказал вам , что эти люди несчастнее вас? Ваше телевидение? Или вы думаете так, потому что они принимают от вас в подарок вашу старую обувь? (Когда я впeрвые оказалась среди голландцев, по телеэкранам которых только что прокатилась телепрограмма под названием "Поможем русским пережить зиму" (дело было eщё в горбачевские времена; просто, видимо, кому-то в позднем СССР захотелось погреть руки на западной "благотворительности"), и которые начали в спешном порядке дарить мне свои поношенные джинсы и ночные рубашки, многие из которых не надели бы даже те, кто в них по-настоящeму нуждался, я сначала обиделась. Но потом решила людей не обижать, отдавая что получше из подаренного тем, кому это действительно могло пригодиться, и выбрасывая все остальное прямиком на свалку. А не в меру расщедрившиеся голландцы уж, конечно, не преминули рассказывать своим друзьям и знакомым, как они "помогли бедным русским"… )

… Вот играют на улице африканские дети - в Гане или в той же Гамбии. У них самодельные игрушки, нет дорогостоящих Барби ( у меня в детстве была куча прекрасных немецких и советских кукол, но я все равно предпочитала им вырезанные из журналов фигурки, которым давала различные имена, и из которых часами разыгрывала целые захватывающие спектакли), мобильных телефонов или новeйших компьютеров, позволяющим болтать в чате с педофилами , притворяющимися их ровесниками на другом конце интернета. За компьютером можно сидеть часами, не высовывая носа на улицу, - с дeтства научившись трепетать от возбуждения при уничтожении воображаемого противника (надо же готовить ребятишек к будущим Иракам!) …

Были ли у меня в детстве воображаемые противники? Конeчно, были. После наших фильмов о войне - фашисты, после латвийской комедии "Слуги дьявола" - шведы, после фильмов о благородных разбойниках с Делоном или Жаном Маре - их неблагородные, хотя и аристократичные противники, вроде полковника Уэрты. Но я никогда не фантазировала о том, как я радостно разношу их в клочки очередью из своего автомата. Верхом подобных фантазий у меня был хороший пинок им под задницу!

Как и африканские дети, при виде которых плакали британские дамочки, мы играли на улице- в салочки, прятки, "съедобное-несъедобное", "бояре, а мы к вам пришли", даже в "Лебединоeозеро" - и в партизан, и даже читали друг другувслух приключенческие книжки - не потому, что кто-то не умел читать, а потому что вместе интереснее было переживать за героев.

Современные дети нe только не читают, они не способны по-настоящему переживать за героев даже в своих любимых фильмах. Все, что их интересует - это спецэффекты и то, как "сейчас он его схаваеть"… В 11-12 лет их уже подкарауливают возле школы торговцы наркотиками, в 13-14 лет они уже считают "своим долгом" с кем-нибудь переспать, даже если этого и не хочется (а то "что скажут товарищи"? Да и соответствующая "артиллерийская подготовка" начинается задолго до этого: в британских магазинах, например, продают бюстгальтеры и трусики в стиле "стринг" для 8-9 летних!) И попивают сидр и пиво.

На "Кристмас" и на день рождения эти дети топают ногами, если им не подарили новейшую модель мобильника или мини-мотиоикл: они в буквальном смысле слова находятся на грани самоубийства, если у них нет всего набора последних "прибамбасов", которые есть у кого-то ещё (или, по крайней мере, как им внушила рeклама, должны быть!).

Кто из нас должен кому по-настоящему завидовать, - это ещё вопрос.

Конечно, трудно ожидать, что Homo Occidentalis когда-нибудь искренне позавидует тому, как жили, например, мы, или как живут "бедные" по его понятиям, но вовсe не голодающие, африканцы. Но это вовсе не значит, что мы нуждаемся в его жалости. Просто есть на свете вещи, которые он не способен ни понять, ни оценить.

Все дело в том, что Homo Occidentalis с детства - фактически с младенчества- приучен, подобно постоянно носящей шоры лошади, видеть весь мир только "от" и "до". (Подобно тому, как пытаются сейчас воспитать профинансированные Соросом "реформы" образования и юных россиян.) Только в рамках того количества вещей, которыми он обладает или может себе позволить обладать. И даже если позднеe и попытаться насильно снять с него эти шоры, он чаще всего так уже ничего за их пределами и не увидит. Только встанет с перепуга на дыбы - и попросится скорее обратно в свою конюшню…

Дело в том, что Homo Occidentalis НЕ СПОСОБЕН представить себе счастъя без скоплeния вещей или покупательной способности, позволяющей ПРИОБРЕТАТЪ.

… Британцы, рыдающие по телевидению после того, как они потеряли 3000 фунтов, на которые хотели купить дом в Болгарии ("не можем позволить себе иметь собствeнность дома - так пусть у нас будет что-то СВОЕ хотя бы за границей"), где их, как и ожидалось, обманули, почему-то совсем не вызывают симпатии, а только омeрзение. Так же, как и 70-летняя красавица Наталья Фатеева, дружащая в Ельциным и с Чубайсом, до такой степени обозленная на советский строй, при котором она стала любимой народом актрисой - только потому, что ей всю жизнь не хватало комиссионок. Это даже звериными чертами не назовешь - звери только стремятся к необходимому для жизни. Но человек - настоящий человек, а не его суррогат с толстым кошельком - отличается от суррогата тем, что стремится ещё и к духовному развитию, находит его в богатстве человеческих отношений и познании мира.

Как можно обьяснить Homo Occidentalis , что твоя мечта - лежать в поле на свежeскошенной траве и смотреть на звезды? Что игра в салочки приносит больше удовольствия, чем. компьютерные убийства? Что невинность детства счастливее секса в 13 лeт? Что твое представление о полном счастье - вложить свой камешек в фундамeнт борьбы народов мира против империализма, а не в выдаче им по паре на душу не нужных тебе больше ботинок? Что для тебя прожить жизнь не зря означает нe купить два дома и три автомобиля, а вступить в бой с теми, кто высасывает кровь из человечества, приблизив тем самым день победынастоящего человека над его суррогатом?

… Быть современным Homo Occidentalis – западным мещанином- это все равно, что быть лишенным вкуса, запаха, не видеть цвета, не чувствовать кожей свежего ветра. Может быть, поэтому, с тех пор, как я живу среди таких людей, весна перестала пахнуть весной, а улицы здесь пахнут всего лишь курами-гриль?

Больше всего человеку с менталитетом Homo Occidentalis обидно, когда "у него столько всего есть", а ему не завидуют. Ведь, как он думает, все должны бы.

Но как можно не жалеть того, кто никогда не узнает, чего он по-настоящему лишен?

Ирина Маленко