Попытка сформировать в СССР "новую общность" людей - СОВЕТСКИЙ НАРОД.

Союз Советских Социалистических Республик. Наша страна до 1991 г. (Совок) Обычно к совку имеет претензии только мусор и прочие отбросы и хлам. По одной простой причине - совок это все собирает и выбрасывает в мусорное ведро. Ну никакой свободы!
Сообщение
Автор
zina-korzina

Попытка сформировать в СССР "новую общность" людей - СОВЕТСКИЙ НАРОД.

#1 Сообщение

немного об авторе:
это известная в ЖЖ писательница zina-korzina, пишет неглупые посты и красиво их оформляет. Тема - СССР, точнее совок. По молодости, лет имеет весьма далёкое отношение непосредственно к советскому времени, но пишет о нём охотно и часто. Возможно она имеет какое то литератуное образование, или любительница, но пишет она складно и подбирает хорошие картинки.

Таких корреспондентов, популярных и читаемых, а их есть в блогах достаточно, быстро замечает ZOG и берёт на заметку, со временем превращая в "своих". Это может делаться и незаметно для самого писателя. Разместили в его журнале платную рекламу (помните как горбачёвым и чубайсам гонорары за книжки платили с шестью нулями в долларах?), пригласили на встречу популярных блоггеров, на приём в посольстве, почёи и уважение, оплатили поездку на край света как другим, тёмам... Вариантов много.

А когда нужно будет, попросят немножко скорректировать акценты, ввести или вывести нужных персонажей, акцентировать событие. Тогда, ненавязчиво так, сначала порекомендуют, затем попросят, потом прикажут... Нет ничего нового под солнцем!

А скорее всего вообще ничего делать не придётся. Сама по себе zina-korzina целиком устраивает ZOG вместе с её готовыми мыслями и выводами в её женской головке.
Вот посмотрим что там у неё сейчас:
пишет читатель её журнала писал(а):Социализм тянул людей вверх, капитализм позволяет им становиться свиньями. Что мы и видим вокруг.
отвечает zina-korzina писал(а):ПОЗВОЛЯЕТ тем, кто ХОЧЕТ. Никто не заставляет курить мариахуану или, скажем, танцевать голыми на столах. НИКТО.
Видите как уже всё хорошо. Зина думает что человек - САМ творец своего счастья, и что ZOG и манипуляторы тут ни при чём. Хочет-колется, хочет - сам становится наркоманом, геем, проституткой , а мы тут ни при чём. Вот и чудненько.
И по другим вопросам она тоже проходит на ура! Отрицательно относится к нацистской эстетике, не любит нациков... Самое то что надо.

Итак, zina-korzina разразилась интересным постом. Мы не будем обращать внимания на её выводы, рождающиеся в её чудненькой девичей головке, нас они должны мало интересовать, а вот сам материал - почитаем. Возьмём из него только информационную составляющую.

Какие направления тут интересны?

Человеку нужен позитивный идеал, который создать пока ни у кого не получается.
В СССР такой идеал нащупали верно и даже начали создавать. Другое дело что ZOG в лице мирового сообщества с $миллиардными бюджетами и пятая колонна внутри самого СССР не спали, и грамотно этому противодействовали. Но попытка была.
- попытка создать у человека чувство сопричастности к сверхдержаве, и к светлой Идее.
- попытка дать человеку веру в Будущее с большой буквы.
- начать формирование нового, "советского человека".
В СССР не случайно говорили о "новой общности" - советском народе. Пытались создать новый этнос, а почему не вышло - это отдельный разговор... zina-korzina на этот вопрос ответить на может, масштаб не тот, фактов маловато, возраст не позволит. Вот Антон Семёнович Макаренко - масштабом покрупнее:
"Советский человек показал себя не только в пафосе загоревшихся
глаз, не только в усилии волевого взрыва, но и в терпеливых ежедневных
напряжениях, в той черной, невидной работе, когда будущее начинает
просвечивать в самых неуловимых и тонких явлениях, настолько нежных, что
заметить их может только тот, кто стоит у их источника, кто не отходит от
них ни помышлением, ни физически. После многих дней и ночей, после самых
бедственных разочарований и срывов, отчаяния и слабости наступает
праздник: видны уже не мелочи и детали, а целые постройки, пролеты
великолепного здания, до сих пор жившие только в оптимистической мечте. На
таком празднике самое радостное заключается в логическом торжестве:
оказывается, что иначе и быть не могло, что все предвидения рассчитаны
были точно, основаны на знании, на ощущении действительных ценностей. И
был вовсе не оптимизм, а реалистическая уверенность, а оптимизмом она
называлась из застенчивости."
(с) Антон Семенович Макаренко. ФЛАГИ НА БАШНЯХ. ч.2.
Окунёмся в советский агитпроп с помошью блоггера zina-korzina, постараемся почувствовать какие позывы вызывала в головах трёхсот миллионов советских людей эта, пусть даже и пропаганда.
Давайте же присмотримся -
куда звал СССР свой народ? В какое будущее?

Читая этот пост, подумайте об этом.


Пропаганда добра , света, любви, радости это вам не
пропаганда разврата, пороков, наркотиков, вседозволенности...

---------- начало поста ------------

Опасное обаяние мифа?
July 9th,
      • -У вас всё было так круто - пионеры, тимуровцы, нормальные отношения между людьми, классные фильмы и никакого «потребленства».
        -Это всё потому, что фильмы слишком классные!
        (Из диалога представителей разных поколений).
...По ТВ постоянно крутят чудесное советское кино, снятое не только под руководством цензора, не только в соотвествии с задачами Партии, но с душой, с талантом, с мыслями. На дачных чердаках пылятся забытые «Техники молодёжи» и «Юные натуралисты» - после глянцевых задниц и пустых статей современных журналов, те, советские, кажутся рассчитанными на вундеркиндов и гениев. В некоторых школах всё ещё хранятся фотоальбомы прошлых лет - радостные пионеры пекут картошку, идут со знаменем, оформляют какой-нибудь стенд. Ребёнок полистает-полистает, а потом глянет на свою соседку по парте, пускающую слезу на рекламу нового iPhone и тоже слезу пустит. Но не в связи с iPhone, а в связи с соседкой.

Изображение Изображение Изображение Изображение

...Советский мир представляется красочным, торжествующим и уверенным в своей силе. В нём все дети - улыбаются, а взрослые - работают, причём не в офисе, а на шахте или, там, в передовой химлаборатории. В нём все девушки - целомудренны, а матери - заботливы. В этом мире есть абсолютная Правда и абсолютное Добро - имя всему этому марксизм-ленинизм. Вспоминается показательный случай - на уроке обществознания тинейджер встал и объявил, что «красные» были герояим и борцами, а «белые» - бандитами и что если бы не Сталин, весь мир сейчас был бы нацистским. Мальчик, брошенный офисно-занятыми папо-мамой, воспитывался бабушкой, которая и внедряла ему свои представления. В общем, забавно, что супер-современные родаки (мама - фитнес-леди, папа - на крутой тачке) в конечном итоге получили персонального классового врага. Так им и надо!
Он, как и многие молодые люди, сравнивают нынешнюю реальность с советским идеалом реальности. (Это как восторженный ретроград брезгливо сравнивает губастых-грудастых девок из телевизора с лёгкими и нежными красавицами эпохи рококо. Он забывает, что дамы-то нарисованы льстивым художником - ни оспинки, ни прыщика, а грудь сплющена корсетом, а губы нарисованы...)

[/url] Изображение Изображение Изображение Изображение

[*] 1. Цветовые предпочтения.

Советский Союз в том виде, в каком мы его видим по фильмам и журналам, невероятно эстетически-привлекателен. Почти как эпоха рококо. В советской эстетике много белого и красного - это два очень позитивных, жизнеутвержающих цвета. В любой теории цвета они - главные, самые основные и самые желанные.
Если взять теорию В.Кадинского, то получается, что красный цвет как бы воспламеняет белый. Итак, белый по Кандинскому - это некое до-начальное Ничто: «Это безмолвие не мертво, оно полно возможностей. Белый цвет звучит как молчание, которое может быть внезапно понято. Белое —это Ничто, которое юно, или еще точнее — это ничто доначальное, до рождения сущее. Так, может быть, звучала земля во времена ледникового периода». Итак, как пелось в «Интернационале»: «До основанья, а затем...»
Красный же - напротив, энергичен: «Светлый теплый красный цвет… вызывает ощущение силы, энергии, устремленности, решительности, радости, триумфа (шумного) и т.д. Музыкально он напоминает звучание фанфар с призвуком трубы — это упорный, навязчивый, сильный тон».
Красный с белым - чистые, языческие цвета, созвучные человеческой природе.

Изображение Изображение Изображение Изображение

Ещё важен глубокий синий - цвет неба и моря. Покорение высоты и глубины. Девушка с белом платье с красным флагом на фоне бескрайнего синего неба. По В.Кандинскому синий - «...это непостижимое ничто и вместе с тем прозрачная атмосфера. Синий уводит нас в бесконечность духа и веры. Для нас синий — символ веры, а для китайцев он был символом бессмертия. <...> Но всегда он остаётся в области сверхчувственно-духовного, трансцендентного. <...>Чем глубже становится синее, тем больше зовет оно человека к бесконечному, будит в нем голод к чистоте и, наконец, к сверхчувственному». .

Изображение Изображение Изображение Изображение

[*] 2. Пространство.

Советская эстетика - это эстетика громадных пространств. Дело не в гигантомании, а именно в ощущении зрителем необозримого пространства - ширины, глубины, высоты и - скорости. Помните, у Е.Евтушенко: «Антенна упиралась в мирозданье». Антенна не может упереться ни в потолок, ни даже в небо - только в Мирозданье. Если вспомнить пресловутую эстетику нацизма (в наличии которой лично я вообще сильно сомневаюсь), то там художники вовсе не умели работать с пространством - на их полотнах и плакатах было всегда темно, «тесно» и «безвоздушно», несмотря на тщательно выписываемый солнечный свет и флаги на ветру. «Арийский» мир на этих картинах просто хочется «стереть» или раздвинуть его границы, чтобы увидеть, наконец-то, просвет. В СССР - всё иначе. Потому что страна сама по себе огромная? Потому что люди жили скученно и им хотелось хотя бы на холсте изобразить бескрайность? Версий много, но суть одна:

«Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!»


Изображение Изображение Изображение Изображение

У плакатно-картинно-поэтического СССР - то самое «лёгкое дыхание», о котором писал И.Бунин в приложении к женщине. Люди будущего посмотрят и влюбятся в этот мир, как многие из нас влюбляются в «парадно-фасадный», фальшивый Галантный Век. Перечитайте книги И.Ефремова, а лучше послушайте аудиокниги - там это ощущение бескрайности чувствуется наиболее полно. Если попробовать охарактеризовать пространство ефремовских фантазий, то это солнечная, тёплая бесконечность. Разумеется, если речь заходит о том мире, где живут положительные герои. Помните, «Час быка»? На жуткой планете, куда прилетели земляне, отсутствует именно пространство, «лёгкое дыхание». Было ли оно в настоящем, реальном СССР? Сказать сложно. Было ли оно в советском искусстве? Бесспорно.

Изображение Изображение Изображение

[*] 3. Время.

Советский миф базируется на чётком и поступательном движении от прошлого к будущему (спирально, если уж по Марксу!) От прошлого (безусловно тёмного и жестокого) советский миф брал всё лучшее, а точнее - тщательно препарировал дворянскую культуру. Советское мировоззрение базировалось на дворянских, рыцарских добродетелях - на чести, на служении, на самоотречении. Помните детский рассказ Л.Пантелеева «Честное слово»? Можете перенести его в николаевскую эпоху? Запросто. В петровскую? Легко. Советский миф был сугубо антибуржуазен - в нём нет места потребительству, предприимчивости, да и вообще - товарно-денежным «добродетелям». Врагом сказочной страны в «Кибальчише» был именно Буржуин, а не «Белая Армия, Чёрный Барон». Потому что даже из Чёрного Барона при желании можно сделать Красного Графа и красиво показывать его в качестве «своего». А Буржуина можно только уничтожить.

Изображение Изображение Изображение Изображение

Ибо дворянин (если его не расстреливать в подвалах Лубянки) может вписаться в советский миф. Поручик Голицын способен увидеть в Вожде - сюзерена и сменить «кивер» на «будённовку». Ему проще, чем тому же фабриканту отдать свои заводы и самому встать к станку. Аристократа воспитывали на приципах нестяжательства и готовности погибнуть за Родину (или за иллюзию). Дворянин Трубецкой способен идти на каторгу за иллюзию, дворянин Пестель - даже на виселицу, а вот Рокфеллер с Ротшильдом - вряд ли. Советские дети воспитывались на «Трёх мушкетёрах» - книге, которая учит дружбе, но дружбе на фоне службы королю и феодальному обществу. Дворянин Д`Артаньян был таким же нашим, как Чапаев и пионеры-герои. И Дон-Кихот, способный сражаться за иллюзию, тоже был нашим. Чацкий-Онегин-Печорин изображались в качестве лишних людей, чьи порывы душат свяко-разные Фамусовы. Но они были плоть от плоти своего класса. Все эти декабристы-карбонарии-вольтерьянцы владели поместьями и кушали бланманже. Но они были роднее крестьянина-кулака или купца с фамилией Тяпкин. Ибо те, напомаженные денди, могли (если что) умереть за иллюзию, а эти, с бородами и онучами - нет. Девушка-комсомолка нацепила бант и заявила, что хочет замуж за обеспеченного мужчину. Как её называли? Мещанкой! Не дворянкой, не принцессой и не королевишной.

Изображение Изображение Изображение Изображение

В отличие от советско-дворянского мифа, миф Третьего Рейха - сугубо буржуазен (в плохом смысле этого слова). Почему? Да потому что он был создан уже после войны и с одной только целью - получить от этого мифа сверхприбыль. В нацистском мифо-пространстве есть модные салоны, индустрия красоты, культ красивых тел и поразительно много эротики. Женщины - гиперсексуальны и тщательно холят свои шикарные тела (осиные талии/тяжёлые зады/мощные груди и волна пергидрольных волос). Мужчины - жестоки, черномундирны, белокуры и невозмутимы - они никуда не рвутся и никого не спасают. (Я ещё раз подчёркиваю, что речь идёт не о реальности, а о мифах, созданных кино и пропагандой!) Поэтому-то наци-миф так хорошо продаётся в современной России - он ментально ближе офисному супер-мачо, нежели коммуно-аристократическая утопия про Космос и служение иллюзиям. В основе нацистского мифа лежит любование «фантиком» - формой черепа, объёмом талии, цветом глаз. Там нет места духовной составляющей, поэтому, когда поборники нацизма читают, что в реальном Рейхе идеалом был Фридрих Великий, человек далёкий от эротики, они испытывают когнитивный диссонанс - сладенький мир сексуальных грёз рушится прямо на глазах.

Изображение Изображение Изображение Изображение

Наци-миф не устремлён в Грядущее, советский миф - живёт им. «Я знаю город будет, я знаю саду цвесть» - это как мантра. Одна из тем советского искусства - мечты о будущем. «Я планов наших люблю громадьё...» - писал всё тот же В.Маяковский.

[*] 4. Человек.

Изображаемый Homo Soveticus был идеален. Он никогда не уставал, зато всегда был счастлив и готов на подвиги. Чаще всего Homo Soveticus был красив и могуч. Он хотел только одного - созидать. Социализм (и тем более - коммунизм), в отличие от капитализма, может функционировать только в условиях эталонного общества. Люди должны быть чистыми и светлыми. Если ты не такой, тебя будут активно перевоспитывать. Вспомните типовой советский фильм, хотя бы «Неподдающихся». Простых работяг девушка таскает на лекции, учит их жизни, приволакивает им гору книг. В советском искусстве тема перековки, тема возвращения «блудного сына» и не менее «блудной овцы» - одна из основных. Капитализм толерантен - хочешь быть счастливым, будь им. Не хочешь - не будь: сиди в углу, пиши песни про суицид. В СССР депрессия была чем-то вроде богохульства, чем-то, вроде греха уныния - одного из смертных грехов христианина. Прилагательное «счастливый» встречалось чаще, чем иные. Счастливый советский народ был таковым по определению, изначально.
Замечательно, что тянущаяся к звездам рука не создает ощущения "захапать". Поздороваться, потрогать, погладить - но не присвоить!
Да весь ряд с исследующими или созидающими руками...
Изображение Изображение Изображение Изображение
И очень показательный ряд получился - именно так в советское время и изображали. Сейчас если и изображают руки, то другие: "офисную" с мышкой, папкой или "паркером"; холеную маникюрную ручку с фишками казино - что-нибудь подобное, манипулирующее, но не созидающее.
...Капитализм даёт тебе право быть гением или быть скотиной, стать художником или превратиться в офисный планктон, рожать и кормить или извиваться в стриптизе - делай, что нравится. Советский миф отторгал всё, что было нечистым - он ведь был чем-то, воде Царствия Божия на Земле. Советское искусство не имело право на уродство, на вырождение, на депрессию. Оно прославляло хороших, своих, правильных и непреклонных и добивало хапуг и злыдней. Мир - как вечная битва Добра со Злом. Советский агитпроп изгонял бесов, жёг калёным железом, искоренял и выводил на чистую воду. Одна из рубрик в журнале «Крокодил» называлась «Вилы в бок!» Торквемада был бы доволен. Советский человек представлялся рыцарем, сражающимся с...чем угодно - со стихией, с расхищением народного добра, со стяжательством, с мещанством, с империализмом.

Изображение Изображение Изображение Изображение

[*] Эпилог.

Советский миф - красив, эпичен и грамотно выстроен. Он, как и любой миф, сильно отличается от реальности. Герои Эллады были не столь красивы, как изображающие их статуи. Красавицы Галантного Века были изрыты оспинами и носили неподъёмные платья. Советские люди жили в коммуналках, тяжело, нудно работали и далеко не всегда хотели в Космос. Но мифы обладают сказочным обаянием - им чаще всего верят больше, чем фактам. Особенно, если очень хочется верить.


из комментариев:
Изящная форма и паршивое, вынужден сказать, содержание...
Я, вообще-то, детство и юность провёл в далеко не лучшие годы СССР, не в Москве-Ленинграде, и мою тогдашнюю семью отнюдь не назовёшь "обеспеченной"...
Тем не менее, мне жаль, что у моих детей нет такого светлого, счастливого и с энтузиазмом и уверенностью смотрящего в Будущее детства, какое было у меня.
Миф - это коллективное представление об Истине.
Никакой другой исторической правды нет - ни в прошлом, ни в настоящем.
Что в головах - то и объективная реальность.
Вот в чем дело-то, вот о чем Вы забыли.
Действительно, весьма привлекательное царство было создано агитпропом. Какие-то вещи я вспоминаю до сих пор с ностальгией, к примеру, мы могли поставить велосипеды у большого универмага, долго по нему болтаться без боязни, что их украдут. Вообще, ощущение чистоты в головах было какое-то. Социальное целомудрие.
...наци-эстетики вообще не было. Она не успела сформироваться. Ту шнягу с "Салонами Китти" и прочими черномундирными глупостями выдумали после войны - это вообще к Рейху отношения не имеет.

Поэтому-то наци-миф так хорошо продаётся в современной России - он ментально ближе офисному супер-мачо, нежели коммуно-аристократическая утопия про Космос и служение иллюзиям. В основе нацистского мифа лежит любование «фантиком» - формой черепа, объёмом талии, цветом глаз.
ghost_ss
В СССР и Третьем Рейхе были не мифы, а выражение коллективной, господствующей воли многих, в форме идеалов.
Мифы же творят пастухи, для баранов капитализма, из пепла пожаров великих идеологий, которые до сих пор, у многих взывают трепет души. Идеал в нём не важен, в нём важно лишь количества тепла и корма для каждого конкретного барана, и, что бы баран обращаясь назад, видел лишь способ получения понятной ему теплоты и корма, и даже не смел думать об идеалах, и всегда оставался скотом. Миф об СССР, уже давно есть, как и о 3 Рейхе, то миф дефицита и террора(отсутствие корма, злого пастуха). А идеалы, на то и идеалы, что остаются всегда неизменными, ибо они в сути господствующая воля многих.


О советском дизайне:
Но сейчас я смотрю на обложки наших журналов с точки зрения заложенности идеи, масштаба, подбора цветов и выражения идеи и понимаю-это было гениально! Почти каждая обложка из показанных тут-маленький шедевр. И конечно,когда они все вместе-видны решающие цветовые пятна белого, красного и синего-голубого.
источник


Изображение