Современный школьник. Наблюдение учителя.

Детский сад. Школа. Вуз. Программы, учитель, ученик, учебники ...
Ответить
Сообщение
Автор
марина_b

Современный школьник. Наблюдение учителя.

#1 Сообщение

Пишет школьный учитель из г. Томска 2008г.

Проработав в школе двадцать с лишним лет, волей-неволей наблюдаю медленные метаморфозы современного мне общества, ибо очевидно, что школа является реальным зеркалом, отображающим все (без исключения) процессы, происходящие в нём. Подобные наблюдения не подчиняются каким-то научным принципам, потому достаточно субъективны, тем и интересны, как мне кажется. Итак, что же вот так, галопом по Европам, можно заметить и удивиться чему?

1. По сравнению с двадцатилетней давностью уменьшилось число неполных семей. Ну, то есть таких, где, скажем, мама воспитывает одного-двух чад. (Совсем не статистические, не характерные данные, но почему-то бросающиеся в глаза, - немало (сравнительно) отцов воспитывают детей после ранней смерти жены. Что-то женщины стали умирать…)
А по поводу полных семей, - как мне кажется, это не связано лишь с тем, что возрождается «культ семьи» (хотя я этого не отрицаю, кстати). Дело всё в том, что довольно часто люди боятся «разбегаться» чисто по экономическим причинам. Что во времена СССР развестись? – плёвое дело! Алименты, конечно, (что касается мужчин), но уж как-нибудь… Ну, а сейчас это реальная катастрофа, финансовая дыра, которую ни за год, ни за два не залатать. Так что вот потому многие и живут вместе без всяких там любовей-морковей, но зато при штанах и сытые.

2. Дети стали «ухоженнее», одевают их дорого (сравнительно), но убого. Отсутствие вкуса повальное, и это нельзя списать лишь на «молодёжную» («детскую») моду, вроде голого пуза или торчащих из пояса джинсов кружевных трусов. Не скажу, что это явление всеобщее, но в целом картина удручающая.
«Ухоженность» странно контрастирует с тем, что детей не выгнать из школьной столовой, - попросту, дома их не кормят, и они едят всякую дрянь, вроде мини-пицц. Тем более, карманных денег у них чёрт знает сколько, у меня иногда столько нет. С моим отвращением к любой «казённой» пище странно наблюдать всё это, - одновременно понимаешь, что fast-food наступает, и что альтернативы ему попросту нет: коли мать ни черта дома не готовит, что ещё прикажете жрать?

3. Старшие школьники давно, лет десять как, отказались от крепких спиртных напитков, - они практически не пьют водку и коньяк. Про наркотики я уже давненько писал, - нет такой проблемы, она исчезла СОВЕРШЕННО, и уже лет 10-12, как. Шуточки про «травку» шутят, так про неё и с телеэкранов всякие «кривые зеркала» шутят, причём гораздо чаще, чем школьники. Что до пива, хлещут, конечно, но это не очень бросается в глаза. В общем и целом, растёт непьющее поколение. (??)

Что же до курения, - удивительно: курят в основном девушки; парни, конечно, тоже, но реально меньше, - в пропорции 1\3. Зато массово курят с какого-то смешного возраста, - с 12-13 лет, то есть «толпа за углом» реально ПОМОЛОДЕЛА, и выглядит очень смешно и живописно. Стоит эдакий писюн, в три раза больше сигареты, и дымит, и слюной истекает...

4. Удивительно уменьшилось число действительно красивых девушек, - к моей великой печали, - но это действительно так. (Причём я не имею в виду стиль, шарм, обаяние и прочие атрибуты истинной красоты, - я говорю лишь о «физиологии», о «породе» .) Вообще, средний рост учащихся, скажем 11-классников, понижается, - не столь катастрофически, но некоторые выпуски на «Последнем звонке» выглядят совершенно карикатурно: что юноши, что девушки, - сплошные недомерки. (?)

5. Дети рано сексуально «эмансипируются», но это так искусственно, так безжизненно, что говорить об этом без раздражения невозможно. Такое впечатление, что (даже у взрослых) всё это происходит вовсе не от прилива крови к половым органам, а «от головы», оттого, что «так надо». Дети младшие и среднего звена распущены, что ни месяц, - маленький «сексуальный скандал», да всё с какими-то перверсиями, тьфу, аж тошно… Куда только не суют…

6. Уровень дебилизации детей вот уже 6-8 лет находится примерно на одном уровне, - ура, «стабилизировался»! Всё это, как не покажется странным, очень чётко совпадает со всеми волнами «реформ в области образования», которые скоро окончательно разрушат это самое образование. Дети неразвиты, они практически (и здесь – повально) не читают и не испытывают потребности в том. Лексикон убогий, устная речь обычного старшеклассника соответствует уровню 7-8 класса «школы моего детства» (1972-1982). Для меня устные опросы в 10-11 классах, - что-то вроде пытки, потому что наблюдать неспособность половозрелых дядек и тётек выразить простейшие мысли действительно мучительно для меня…

7. (Кстати, про «половозрелось»… 80-е годы были для школы характерны тем, что в год 1-2 дурёхи «залетали», и рожали в 9-10 классах. Потом, - «эмансипировались», научились пользоваться презервативами, по всей видимости. И вот, уже год – другой, - снова «залёты»! Объяснить это я пока не в состоянии. Что, неужели разучились пользоваться?..)

8. Возвращаюсь к речи. Она малоэмоциональна, убого интонирована, и пересыпана всевозможной «нелитературной» лексикой, которая стала уже повседневностью. Дети удивляются, когда им делают замечания по поводу употребления в речи нецензурных слов. То есть они не замечают их произнесения, они, – абсолютная часть их сознания. Причём речь не идёт только лишь о "трудновоспитуемых", "тяжёлых" детках, - процесс оскотинивания речи касается 90% учащихся.


9. Классы в основе своей не дружны, такие хрестоматийный понятия, как «класс сорвался с урока» или «класс объявил Имярек бойкот», совершенно исчезли. Любой классный коллектив разделён на фракции, сущность которых трудно поддаётся анализу. Нет, конечно, есть и разделение на «беленьких» и «чёрненьких», но оно не определяющее, и отнюдь не везде. Подчас наоборот, «беленькие» и «чёрненькие» водят крутую дружбу, - смотришь со стороны, и никак не можешь понять, что же их объединяет?.. То есть пресловутое «социальное расслоение» в школе, - это (по моим наблюдениям) абсолютный миф.

10. С каждым годом в школе всё больше детей с неславянскими фамилиями, - это и беженцы, и переселенцы. Очень серьёзно растёт местное татарское население Томска, и в каждом классе – три-четыре Абушахмановых-Гулямнасыровых-Улукахуновых; впрочем, за редким исключением, единственный язык, которым они владеют, - это русский. Есть выходцы из Средней Азии, из Азербайджана, Армении, Грузии. Всё это не вызывает никаких принципиальных проблем, поскольку большинство «пришлых» детей конструктивно работают над ассимиляцией в русскоязычную среду, «местные» же дети в основе своей абсолютно миролюбивы и корректны, - за последние годы я не слышал ни об одном подобном конфликте.
Помнится, несколько лет назад один мальчик очень обиделся на то, что какой-то придурок назвал его «китайцем». Я сказал мальчику: «А чего обижаться- то, Ли-Мин? Ты ведь действительно китаец?» - «Да», - ответил тот, и разом успокоился.
Итак, если «пришлые» спокойно вливаются в ход жизни города, если они понимают, что им выгоднее жить по тем законам, которые существуют здесь, ни о каких «национальных проблемах» говорить не приходится. Внешняя (школьная, скажем) среда, - это одно, внутренняя (семья, диаспора), - другое. Тем более, многие из носителей «неславянских» фамилий, - из смешанных семей, мать чаще всего русская-украинка-белорусска. Стоит отметить очевидное, - в основном именно в смешанных семьях дети получаются очень даже красивые.

11. Забавно то, что «компьютерный бум» в среде школьников заметно поутих, - компьютер дома превратился во что-то вроде кухонной плиты, и поэтому такого ажиотажа, который был лет 10-15 назад, уже нет, как нет. Дети играют в компьютерные игры намного реже и без этого выворачивающего душу ожесточения. Есть, конечно, фанаты, но их совсем немного. Что же до блогов, чатов, - они не особо заинтересованы в таком общении, слава Богу. Про live journal или что-то подобное вообще никто ничего не знает.
Но вот что касается сотовых телефонов, – это кердык. Они лучше руку дадут на отсечение, чем расстанутся со своим телефоном. Причём используют все имеющиеся ресурсы, которые в этим телефоне заложены. Очень раздражает постоянный, непрекращающийся обмен смс, - в принципе, контролировать его невозможно: телефоны молчат, - шасть, руки под парту, глаза туда же, и сидят, как зомби какие-то, кнопочки тыкают. Вообще, отношение к своим телефонам несколько фетишистское, и, кстати, где уж прослеживается «табель о рангах», уровень престижа, так это в телефонах: у кого круче, у кого фуфло.

12. Отношение к учёбе абсолютно потребительское и, в какой-то мере, антиинтеллектуальное. Образование, - это то, что позволяет выйти на рынок труда, рынок товарный, какой угодно рынок. Поэтому знания, получаемые в школе, не важны, - главное, получить документ доступа к рыночным ценностям. Здесь дети ничего сами не выдумали, это работа их тупорылых родителей, которые и к школе относятся, как потребители, забывая при этом, что, вообще-то, в рыночном обществе действуют обменные отношения: заплати – получи. Коли дети получают образование бесплатно, странна таковая позиция их родителей, но, так ли, иначе, с какого-то перепуга претензии к школе растут год от года, - находясь в абсолютном загоне и идеологическом, и материальном, странно, что школа до сих пор стоит и УЧИТ!.. Впрочем, я об этом уже писал: вот уйдёт «старая гвардия», те, кому сейчас 50-65 лет, придут молодые придурки с «новациями» и «свежими западными идеями», - и писец школе.

из комментариев:

Все верно. А потом они приходят в вуз. Я 18 лет наблюдаю уверенную деградацию студенчества. И профессиональную (речь о музыкальном образовании), и общеинтеллектуальную. Причем об умственном недоразвитии речь не идет - все вполне социализированы (за исключением обычного процента двоечников, которым все "по-барабану"). Нет, они просто миновали в своем развитии некие важнейшие сензитивные периоды, когда должен был сформироваться музыкальный слух, потом логическое мышление и т.д.
В результате - мучительное неприятие ситуации, когда от них требуют думать: реферировать, а не списывать, рассказывать вопрос своими словами, когда они выясняют, что дипломную работу нельзя списать всю или скачать из интернета. И негодование: чего вы, дескать, все от нас все хотите! А профессиональные умения и навыки педагогов воспринимают с недоверчивым восторгом и растущим чувствои неполноценности, в лучшем случае. В худшем - с враждебностью - кому это надо!
Да я уже лет пять как забыла привычное ощущение студента как коллеги, для музыкантов раньше всегда нормальное! И после этого они идут в общеобразовательную школу...

***
"Им главное - акт покупки". Западная (и уже почти "наша") система образования НАЦЕЛЕНА(именно большими буквами) на "воспитание" потребителя. Представьте себе классического потребителя и оцените его интеллектуальный "багаж", - вот примерно таким и должен быть выпускник школы. Чтобы читать умел, совсем дураком не был, и в то же время "без особых претензий", без собственного мнения, - только такому можно рекламировать что угодно и продавать что угодно. Я говорю совершенно серьёзно, без ажитации и своих вечных приколов про всемирный заговор: просто это очевидно.

Почему и кому нужно разрушать систему образования, как Вы думаете?

Ответ очевиден, и даже озвучивался президентом - управлять лохами проще:(

http://gvardei.livejournal.com/304095.html
http://gvardei.livejournal.com/304230.html



О современной молодёжи

Недавно Макс выкладывал заметки одного томского преподавателя о современных школьниках . Кстати очень любопытное чтиво, рекомендую к прочтению. В связи с тем, что мне тоже довольно часто приходится сталкиваться я молодёжью в различных местах (в школе у племянника, в своём вузе, куда до сих пор иногда заезжаю по работе, в кафе, клубах и проч.) у меня тоже накопился ряд наблюдений, о которых хочется написать. В сравнении с тем временем, когда мне было столько же. Сразу оговорюсь, что так как я сам ещё далеко не старый, то под молодежью для себя я понимаю молодых людей и девушек в возрасте 14-18 лет, плюс-минус один год.

*со старческим занудством*
Значит так, по сравнению с моим временем:

- Несмотря на век прогресса, по-настоящему, продвинутых людей очень мало. К навороченным девайсам относятся потребительски, используя их только на 10-15 процентов от всех возможностей;

- К образованию относятся также потребительски. Ни о каком развитии личности тут и речи не идёт. Правда и уровень образования упал, как и требования, так что всё вполне объяснимо;

- Работать не любят, не умеют и не хотят, вообще;

- Денег как и раньше особо ни у кого не было. Все стреляют друг у друга, и платежеспособных в компании обычно 2-3 человека. Зато понтов стало намного больше. Причём даже у тех, у кого денег нет;

- Но на клубы и наркоту (трава, таблетки) денег почему-то всё также всегда хватает;

- Кстати, наркоты стали потреблять намного больше, то есть денег стало всё-таки больше;

- Девушки, кстати, пьют больше, чем мальчики;

- И курят больше тоже;

- И матерятся, кстати, тоже;

- Мальчики же называются мальчиками только по формальным признакам. По внешнему виду, характеру и поведению они мало, чем отличаются от девочек. Раньше мы таких называли задротами, а теперь оказывается задротом быть модно;

- Смотря на это всё, то понимаешь, что с таким поколением России очень скоро наступит пиздец. А учитывая, что такой молодёжи действительно очень много и что противопоставляется ей только гопота из спальных районов или депрессивных регионов страны, то понимаешь, что этот пиздец наступит ещё раньше

- А учитывая поток мигрантов далеко не из самых развитых стран, и то, с какой скоростью они у нас плодятся, то пиздец точно не минуем.

- Избежать этого пиздеца уже не хватит ни времени, ни людских ресурсов. И спасёт страну разве что, если нас захватят китайцы (ибо они более развитые, чем кавказцы или таджики) или, если человечество заменится человекоподобными роботами.

- Страшно, в общем.

Естественно из всего этого есть исключения. Но на то они и сключения, чтобы не быть правилом.

***
На первой лекции прошу, чтобы каждый студент (1 курс) написал на листочке фамилию и свои интересы - больше половины просто не знают что писать. Раньше просила указать любимые книги, фильмы и т.д. Но после прочтения этого вообще плакать хотелось.

Кстати, о мате в целом: уж не знаю, может, я в каких-то "неправильных" школах училась (Донецкая обл., Москва и военный городок в Берлине), но за все 10 лет обучения мата я не слышала. И в институте это была редкость. Лет 15 назад на матершинников в транспорте и на улице сразу набрасывались все подряд. А вот 10 лет назад в электричке - только я... А сейчас, думаю, ситуация в комментариях не нуждается.
Кстати, мой сын первое матерное слово принес из садика, когда ему было 5 лет...
http://dark-lawyer.livejournal.com/1320037.html