Страница 1 из 1

Современный школьник. Наблюдение учителя.

Добавлено: 08 янв
марина_b
Пишет школьный учитель из г. Томска 2008г.

Проработав в школе двадцать с лишним лет, волей-неволей наблюдаю медленные метаморфозы современного мне общества, ибо очевидно, что школа является реальным зеркалом, отображающим все (без исключения) процессы, происходящие в нём. Подобные наблюдения не подчиняются каким-то научным принципам, потому достаточно субъективны, тем и интересны, как мне кажется. Итак, что же вот так, галопом по Европам, можно заметить и удивиться чему?

1. По сравнению с двадцатилетней давностью уменьшилось число неполных семей. Ну, то есть таких, где, скажем, мама воспитывает одного-двух чад. (Совсем не статистические, не характерные данные, но почему-то бросающиеся в глаза, - немало (сравнительно) отцов воспитывают детей после ранней смерти жены. Что-то женщины стали умирать…)
А по поводу полных семей, - как мне кажется, это не связано лишь с тем, что возрождается «культ семьи» (хотя я этого не отрицаю, кстати). Дело всё в том, что довольно часто люди боятся «разбегаться» чисто по экономическим причинам. Что во времена СССР развестись? – плёвое дело! Алименты, конечно, (что касается мужчин), но уж как-нибудь… Ну, а сейчас это реальная катастрофа, финансовая дыра, которую ни за год, ни за два не залатать. Так что вот потому многие и живут вместе без всяких там любовей-морковей, но зато при штанах и сытые.

2. Дети стали «ухоженнее», одевают их дорого (сравнительно), но убого. Отсутствие вкуса повальное, и это нельзя списать лишь на «молодёжную» («детскую») моду, вроде голого пуза или торчащих из пояса джинсов кружевных трусов. Не скажу, что это явление всеобщее, но в целом картина удручающая.
«Ухоженность» странно контрастирует с тем, что детей не выгнать из школьной столовой, - попросту, дома их не кормят, и они едят всякую дрянь, вроде мини-пицц. Тем более, карманных денег у них чёрт знает сколько, у меня иногда столько нет. С моим отвращением к любой «казённой» пище странно наблюдать всё это, - одновременно понимаешь, что fast-food наступает, и что альтернативы ему попросту нет: коли мать ни черта дома не готовит, что ещё прикажете жрать?

3. Старшие школьники давно, лет десять как, отказались от крепких спиртных напитков, - они практически не пьют водку и коньяк. Про наркотики я уже давненько писал, - нет такой проблемы, она исчезла СОВЕРШЕННО, и уже лет 10-12, как. Шуточки про «травку» шутят, так про неё и с телеэкранов всякие «кривые зеркала» шутят, причём гораздо чаще, чем школьники. Что до пива, хлещут, конечно, но это не очень бросается в глаза. В общем и целом, растёт непьющее поколение. (??)

Что же до курения, - удивительно: курят в основном девушки; парни, конечно, тоже, но реально меньше, - в пропорции 1\3. Зато массово курят с какого-то смешного возраста, - с 12-13 лет, то есть «толпа за углом» реально ПОМОЛОДЕЛА, и выглядит очень смешно и живописно. Стоит эдакий писюн, в три раза больше сигареты, и дымит, и слюной истекает...

4. Удивительно уменьшилось число действительно красивых девушек, - к моей великой печали, - но это действительно так. (Причём я не имею в виду стиль, шарм, обаяние и прочие атрибуты истинной красоты, - я говорю лишь о «физиологии», о «породе» .) Вообще, средний рост учащихся, скажем 11-классников, понижается, - не столь катастрофически, но некоторые выпуски на «Последнем звонке» выглядят совершенно карикатурно: что юноши, что девушки, - сплошные недомерки. (?)

5. Дети рано сексуально «эмансипируются», но это так искусственно, так безжизненно, что говорить об этом без раздражения невозможно. Такое впечатление, что (даже у взрослых) всё это происходит вовсе не от прилива крови к половым органам, а «от головы», оттого, что «так надо». Дети младшие и среднего звена распущены, что ни месяц, - маленький «сексуальный скандал», да всё с какими-то перверсиями, тьфу, аж тошно… Куда только не суют…

6. Уровень дебилизации детей вот уже 6-8 лет находится примерно на одном уровне, - ура, «стабилизировался»! Всё это, как не покажется странным, очень чётко совпадает со всеми волнами «реформ в области образования», которые скоро окончательно разрушат это самое образование. Дети неразвиты, они практически (и здесь – повально) не читают и не испытывают потребности в том. Лексикон убогий, устная речь обычного старшеклассника соответствует уровню 7-8 класса «школы моего детства» (1972-1982). Для меня устные опросы в 10-11 классах, - что-то вроде пытки, потому что наблюдать неспособность половозрелых дядек и тётек выразить простейшие мысли действительно мучительно для меня…

7. (Кстати, про «половозрелось»… 80-е годы были для школы характерны тем, что в год 1-2 дурёхи «залетали», и рожали в 9-10 классах. Потом, - «эмансипировались», научились пользоваться презервативами, по всей видимости. И вот, уже год – другой, - снова «залёты»! Объяснить это я пока не в состоянии. Что, неужели разучились пользоваться?..)

8. Возвращаюсь к речи. Она малоэмоциональна, убого интонирована, и пересыпана всевозможной «нелитературной» лексикой, которая стала уже повседневностью. Дети удивляются, когда им делают замечания по поводу употребления в речи нецензурных слов. То есть они не замечают их произнесения, они, – абсолютная часть их сознания. Причём речь не идёт только лишь о "трудновоспитуемых", "тяжёлых" детках, - процесс оскотинивания речи касается 90% учащихся.


9. Классы в основе своей не дружны, такие хрестоматийный понятия, как «класс сорвался с урока» или «класс объявил Имярек бойкот», совершенно исчезли. Любой классный коллектив разделён на фракции, сущность которых трудно поддаётся анализу. Нет, конечно, есть и разделение на «беленьких» и «чёрненьких», но оно не определяющее, и отнюдь не везде. Подчас наоборот, «беленькие» и «чёрненькие» водят крутую дружбу, - смотришь со стороны, и никак не можешь понять, что же их объединяет?.. То есть пресловутое «социальное расслоение» в школе, - это (по моим наблюдениям) абсолютный миф.

10. С каждым годом в школе всё больше детей с неславянскими фамилиями, - это и беженцы, и переселенцы. Очень серьёзно растёт местное татарское население Томска, и в каждом классе – три-четыре Абушахмановых-Гулямнасыровых-Улукахуновых; впрочем, за редким исключением, единственный язык, которым они владеют, - это русский. Есть выходцы из Средней Азии, из Азербайджана, Армении, Грузии. Всё это не вызывает никаких принципиальных проблем, поскольку большинство «пришлых» детей конструктивно работают над ассимиляцией в русскоязычную среду, «местные» же дети в основе своей абсолютно миролюбивы и корректны, - за последние годы я не слышал ни об одном подобном конфликте.
Помнится, несколько лет назад один мальчик очень обиделся на то, что какой-то придурок назвал его «китайцем». Я сказал мальчику: «А чего обижаться- то, Ли-Мин? Ты ведь действительно китаец?» - «Да», - ответил тот, и разом успокоился.
Итак, если «пришлые» спокойно вливаются в ход жизни города, если они понимают, что им выгоднее жить по тем законам, которые существуют здесь, ни о каких «национальных проблемах» говорить не приходится. Внешняя (школьная, скажем) среда, - это одно, внутренняя (семья, диаспора), - другое. Тем более, многие из носителей «неславянских» фамилий, - из смешанных семей, мать чаще всего русская-украинка-белорусска. Стоит отметить очевидное, - в основном именно в смешанных семьях дети получаются очень даже красивые.

11. Забавно то, что «компьютерный бум» в среде школьников заметно поутих, - компьютер дома превратился во что-то вроде кухонной плиты, и поэтому такого ажиотажа, который был лет 10-15 назад, уже нет, как нет. Дети играют в компьютерные игры намного реже и без этого выворачивающего душу ожесточения. Есть, конечно, фанаты, но их совсем немного. Что же до блогов, чатов, - они не особо заинтересованы в таком общении, слава Богу. Про live journal или что-то подобное вообще никто ничего не знает.
Но вот что касается сотовых телефонов, – это кердык. Они лучше руку дадут на отсечение, чем расстанутся со своим телефоном. Причём используют все имеющиеся ресурсы, которые в этим телефоне заложены. Очень раздражает постоянный, непрекращающийся обмен смс, - в принципе, контролировать его невозможно: телефоны молчат, - шасть, руки под парту, глаза туда же, и сидят, как зомби какие-то, кнопочки тыкают. Вообще, отношение к своим телефонам несколько фетишистское, и, кстати, где уж прослеживается «табель о рангах», уровень престижа, так это в телефонах: у кого круче, у кого фуфло.

12. Отношение к учёбе абсолютно потребительское и, в какой-то мере, антиинтеллектуальное. Образование, - это то, что позволяет выйти на рынок труда, рынок товарный, какой угодно рынок. Поэтому знания, получаемые в школе, не важны, - главное, получить документ доступа к рыночным ценностям. Здесь дети ничего сами не выдумали, это работа их тупорылых родителей, которые и к школе относятся, как потребители, забывая при этом, что, вообще-то, в рыночном обществе действуют обменные отношения: заплати – получи. Коли дети получают образование бесплатно, странна таковая позиция их родителей, но, так ли, иначе, с какого-то перепуга претензии к школе растут год от года, - находясь в абсолютном загоне и идеологическом, и материальном, странно, что школа до сих пор стоит и УЧИТ!.. Впрочем, я об этом уже писал: вот уйдёт «старая гвардия», те, кому сейчас 50-65 лет, придут молодые придурки с «новациями» и «свежими западными идеями», - и писец школе.

из комментариев:

Все верно. А потом они приходят в вуз. Я 18 лет наблюдаю уверенную деградацию студенчества. И профессиональную (речь о музыкальном образовании), и общеинтеллектуальную. Причем об умственном недоразвитии речь не идет - все вполне социализированы (за исключением обычного процента двоечников, которым все "по-барабану"). Нет, они просто миновали в своем развитии некие важнейшие сензитивные периоды, когда должен был сформироваться музыкальный слух, потом логическое мышление и т.д.
В результате - мучительное неприятие ситуации, когда от них требуют думать: реферировать, а не списывать, рассказывать вопрос своими словами, когда они выясняют, что дипломную работу нельзя списать всю или скачать из интернета. И негодование: чего вы, дескать, все от нас все хотите! А профессиональные умения и навыки педагогов воспринимают с недоверчивым восторгом и растущим чувствои неполноценности, в лучшем случае. В худшем - с враждебностью - кому это надо!
Да я уже лет пять как забыла привычное ощущение студента как коллеги, для музыкантов раньше всегда нормальное! И после этого они идут в общеобразовательную школу...

***
"Им главное - акт покупки". Западная (и уже почти "наша") система образования НАЦЕЛЕНА(именно большими буквами) на "воспитание" потребителя. Представьте себе классического потребителя и оцените его интеллектуальный "багаж", - вот примерно таким и должен быть выпускник школы. Чтобы читать умел, совсем дураком не был, и в то же время "без особых претензий", без собственного мнения, - только такому можно рекламировать что угодно и продавать что угодно. Я говорю совершенно серьёзно, без ажитации и своих вечных приколов про всемирный заговор: просто это очевидно.

Почему и кому нужно разрушать систему образования, как Вы думаете?

Ответ очевиден, и даже озвучивался президентом - управлять лохами проще:(

http://gvardei.livejournal.com/304095.html
http://gvardei.livejournal.com/304230.html



О современной молодёжи

Недавно Макс выкладывал заметки одного томского преподавателя о современных школьниках . Кстати очень любопытное чтиво, рекомендую к прочтению. В связи с тем, что мне тоже довольно часто приходится сталкиваться я молодёжью в различных местах (в школе у племянника, в своём вузе, куда до сих пор иногда заезжаю по работе, в кафе, клубах и проч.) у меня тоже накопился ряд наблюдений, о которых хочется написать. В сравнении с тем временем, когда мне было столько же. Сразу оговорюсь, что так как я сам ещё далеко не старый, то под молодежью для себя я понимаю молодых людей и девушек в возрасте 14-18 лет, плюс-минус один год.

*со старческим занудством*
Значит так, по сравнению с моим временем:

- Несмотря на век прогресса, по-настоящему, продвинутых людей очень мало. К навороченным девайсам относятся потребительски, используя их только на 10-15 процентов от всех возможностей;

- К образованию относятся также потребительски. Ни о каком развитии личности тут и речи не идёт. Правда и уровень образования упал, как и требования, так что всё вполне объяснимо;

- Работать не любят, не умеют и не хотят, вообще;

- Денег как и раньше особо ни у кого не было. Все стреляют друг у друга, и платежеспособных в компании обычно 2-3 человека. Зато понтов стало намного больше. Причём даже у тех, у кого денег нет;

- Но на клубы и наркоту (трава, таблетки) денег почему-то всё также всегда хватает;

- Кстати, наркоты стали потреблять намного больше, то есть денег стало всё-таки больше;

- Девушки, кстати, пьют больше, чем мальчики;

- И курят больше тоже;

- И матерятся, кстати, тоже;

- Мальчики же называются мальчиками только по формальным признакам. По внешнему виду, характеру и поведению они мало, чем отличаются от девочек. Раньше мы таких называли задротами, а теперь оказывается задротом быть модно;

- Смотря на это всё, то понимаешь, что с таким поколением России очень скоро наступит пиздец. А учитывая, что такой молодёжи действительно очень много и что противопоставляется ей только гопота из спальных районов или депрессивных регионов страны, то понимаешь, что этот пиздец наступит ещё раньше

- А учитывая поток мигрантов далеко не из самых развитых стран, и то, с какой скоростью они у нас плодятся, то пиздец точно не минуем.

- Избежать этого пиздеца уже не хватит ни времени, ни людских ресурсов. И спасёт страну разве что, если нас захватят китайцы (ибо они более развитые, чем кавказцы или таджики) или, если человечество заменится человекоподобными роботами.

- Страшно, в общем.

Естественно из всего этого есть исключения. Но на то они и сключения, чтобы не быть правилом.

***
На первой лекции прошу, чтобы каждый студент (1 курс) написал на листочке фамилию и свои интересы - больше половины просто не знают что писать. Раньше просила указать любимые книги, фильмы и т.д. Но после прочтения этого вообще плакать хотелось.

Кстати, о мате в целом: уж не знаю, может, я в каких-то "неправильных" школах училась (Донецкая обл., Москва и военный городок в Берлине), но за все 10 лет обучения мата я не слышала. И в институте это была редкость. Лет 15 назад на матершинников в транспорте и на улице сразу набрасывались все подряд. А вот 10 лет назад в электричке - только я... А сейчас, думаю, ситуация в комментариях не нуждается.
Кстати, мой сын первое матерное слово принес из садика, когда ему было 5 лет...
http://dark-lawyer.livejournal.com/1320037.html

Re: Современный школьник. Наблюдение учителя.

Добавлено: 15 окт
читатель
"Люди с клиповым мышлением элитой не станут"



О том, как меняется мышление в эпоху высоких технологий, в интервью "Росбалту" рассказала профессор, доктор психологических наук, старший научный сотрудник отдела организации научно-исследовательской работы ФГБУ "Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России" Рада Грановская .

— Сегодня часто говорят о том, что современное поколение детей и молодежи очень сильно отличается от предыдущих. В чем, на ваш взгляд, заключается это отличие?

— Оно связано с тем, что молодые люди сегодня по-другому воспринимают новый материал: очень быстро и в другом объеме. Например, учителя и родители стонут и плачут, что дети и современная молодежь не читают книг. Это действительно так. Многие из них не видят надобности в книгах. Они вынуждены приспосабливаться к новому типу восприятия и темпу жизни. Считается, что за последний век скорость изменений вокруг человека увеличилась в 50 раз. Вполне естественно, что возникают и другие способы переработки информации. Тем более, что они поддерживаются с помощью телевизора, компьютера, интернета.

Дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир. Их восприятие — не последовательное и не текстовое. Они видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа. Для современной молодежи свойственно клиповое мышление. Люди же моего поколения, которые учились на книгах, с трудом представляют себе, как такое вообще возможно.

— Вы не могли бы привести какой-нибудь пример?

— Например, проводили такой эксперимент. Ребенок играет в компьютерную игру. Периодически ему дается инструкция на следующий шаг, где-то на три страницы текста. Рядом сидит взрослый, который, в принципе, быстро читает. Но он успевает прочитать только полстраницы, а ребенок уже обработал всю информацию и сделал следующий ход.

— И чем это объясняется?

— Когда у детей в ходе эксперимента спрашивали, как они так быстро читают, то они отвечали, что не читали весь материал. Они искали ключевые моменты, которые давали им знать, как поступить. Чтобы представить, как работает такой принцип, могу привести еще один пример. Представьте, что вам поручили в большом сундуке на чердаке найти старые галоши. Вы быстренько все выкидываете, добираетесь до галош и спускаетесь с ними. А тут какой-то дурак подходит к вам и просит перечислить все, что вы выкинули, да еще сказать, в каком порядке оно там лежало Но в вашу задачу это не входило.

Были еще эксперименты. Детям показывали картинку на определенное количество миллисекунд. И они описывали ее так: кто-то поднял что-то на кого-то. На картинке была лисица, которая стояла на задних лапах, а в передней держала сачок и замахивалась на бабочку. Вопрос в том, нужны ли были детям эти подробности, или для задачи, которую они решали, было достаточно, что "кто-то поднял что-то на кого-то". Сейчас темп поступления информации такой, что для многих задач детали не нужны. Нужен только общий рисунок.

На клиповое мышление во многом работает и школа. Детей заставляют читать книги. Но на самом деле школа построена так, что учебники не являются книгами. Ученики читают один кусочек, потом через неделю — другой, а в это время еще по кусочку из других десяти учебников. Таким образом, провозглашая чтение линейное, школа ориентируется на совсем другой принцип. Не нужно читать весь учебник подряд. Один урок, потом десять других, потом снова этот — и так далее. В итоге возникают противоречия между тем, что требует школа и что она реально предлагает.

— А о какой возрастной границе в данном случае идет речь?

— В первую очередь, такой тип мышления свойственен молодежи где-то до 20 лет. Поколение, представителям которого сейчас 20–35 лет, можно сказать, находится на стыке.

— Неужели всем современным детям и молодежи свойственно клиповое мышление?

— Большинству. Но, конечно, сохраняется определенное количество детей с последовательным типом мышления, которым нужен монотонный и последовательный объем информации, чтобы прийти к какому-то заключению.

— А от чего зависит, какой у ребенка будет развиваться тип мышления, последовательный или клиповый?

— Это зависит во многом от темперамента. Флегматики, скорее, склонны к восприятию больших объемов информации. Это также зависит от среды, от задач, которые она предлагает, от того, в каком темпе они поступают. Неслучайно людей старого типа психологи называют людьми книги, а нового — людьми экрана.

— И что для них характерно?

— Очень большая скорость включения. Они обладают возможностью одновременно читать, посылать смс, звонить кому-то — в общем, делать многие вещи параллельно. И ситуация в мире такова, что таких людей требуется все больше. Потому что сегодня замедленная реакция при любой квалификации не есть качество положительное. Только некоторым специалистам и в исключительных ситуациях необходима работа с большим объемом информации.

Еще немецкий промышленник Крупп писал, что если бы перед ним стояла задача разорить конкурентов, он бы просто предоставил им самых высококвалифицированных специалистов. Потому что они не начинают работать, пока не получают и не обработают 100% информации. А к тому времени, когда они ее получают, решение, которое от них требуется, становится уже не актуальным.

Быстрая реакция, пусть и не достаточно точная, в большинстве случаев сейчас важнее. Все ускорилось. Изменилась система технического производства. Еще 50-60 лет назад машина состояла, скажем, из 500 деталей. И нужен был очень хороший, квалифицированный специалист, который нашел бы конкретную деталь и быстро заменил. Теперь технику преимущественно делают из блоков. Если есть поломка в каком-то блоке, его целиком вынимают, а потом быстро вставляют другой. Такой квалификации, как раньше, для этого уже не нужно. И эта идея быстроты сегодня проникает повсюду. Сейчас главный показатель — скорость.

— Получается, что сегодня люди учатся быстрее реагировать на поставленные перед ними задачи. А есть ли здесь обратная сторона медали?

— Происходит снижение квалификации. Люди с клиповым мышлением не могут проводить глубокий логический анализ и не могут решать достаточно сложные задачи.

И здесь я бы хотела обратить внимание на то, что сейчас происходит интересное расслоение. Очень небольшой процент состоятельных и профессионально продвинутых людей обучают своих детей преимущественно без компьютера, требуют, чтобы они занимались классической музыкой и подходящими видами спорта. То есть, по сути, дают им образование по старому принципу, который способствует формированию последовательного, а не клипового мышления. Яркий пример — основатель компании Apple Стив Джоббс всегда ограничивал количество современных устройств, которые дети используют дома.

— Но ведь очень многое зависит и от среды, в которой воспитываются дети. Могут ли родители как-то повлиять на то, чтобы при всей нынешней вовлеченности в мир современных устройств у ребенка развивалось не только клиповое мышление, но и традиционное, последовательное?

— Конечно, могут. Надо, в первую очередь, стараться расширить их круг общения. Именно живое общение дает нечто невосполнимое.

— В начале беседы вы упомянули о том, что книги читают все меньше. На ваш взгляд, означает ли это, что век массовой книги подходит к концу?

— К сожалению, во многом это так. В одной из американских статей я недавно прочитала совет для преподавателей вузов: "не рекомендуйте своим слушателям книги, а рекомендуйте главу из книги, а лучше параграф". Гораздо меньше шансов, что книгу возьмут в руки, если ее порекомендуют прочесть целиком. Продавцы в магазинах обращают внимание, что книги толще трехсот страниц редко покупают и даже рассматривают. И вопрос не в цене. Дело в том, что люди внутри себя перераспределили время на разные виды занятий. Они лучше посидят в социальных сетях, чем будут читать книжку. Это им интересней. Люди уходят в другие виды развлечений.

— Насколько я понимаю, клиповое мышление – это неизбежное следствие развития современного общества, и повернуть этот процесс вспять невозможно?

— Правильно, это направление цивилизации. Но, тем не менее, надо понимать, к чему это ведет. Те, кто пошел по линии клипового мышления, элитой уже никогда не станут. Идет расслоение общества, очень глубокое. Так что те, кто позволяет своим детям часами сидеть за компьютером, готовят для них не самое лучшее будущее.

отсюда: http://www.rosbalt.ru/piter/2015/03/28/1382125.html

Re: Современный школьник. Наблюдение учителя.

Добавлено: 06 июн
ТВзритель
Нынешние школьники - Хаос в головах.

"всё должно вдруг стать относительно, невнятно, амбивалентно "


Отзвенели по школам последние звонки, через месяц разойдутся выпускники по дорогам взрослой жизни. С каким багажом отправляются они в путь? Я даже не столько о знаниях, умениях и навыках, прозванных из суеты «компетентностями» - я о другом багаже. О багаже идейном. Об идеологии. О верованиях: ведь идеология – это и есть род светской религии. Вот как с этим?

Смотрю на них, таких весёлых, элегантно-раскованных, продуманно одетых, стоящих на последней школьной линейке, и пытаюсь прозреть в тумане времени, что ждёт их, наших выросших детей. И чего можно ждать от них? Как пелось в песне, звучавшей в моё давнее-предавнее детство: «Мальчишки, мальчишки, что будет у вас впереди?». Время сегодня тревожное, тучи над городом встали – и не желают уходить с нашего горизонта. Пролетевший над Москвою ураган похож на развёрнутую метафору того, что нас ждёт и нам грозит. В такое время нужна твёрдость духа и ясность мысли. Есть она? Вот тут большие сомнения.

В головах молодого поколения – каша. Винегрет, где перемешано всё со всем. И вовсе не потому, что плохо учили или учились (хотя и это было), а потому что так и задумано. Каша-винегрет – это и есть управляемый хаос. Он создаётся, разрабатывается и закачивается в незрелые мозги подрастающего поколения.

Для того, чтобы создать управляемый хаос в стране, надо прежде создать его в мозгах населения, потому что все дела начинаются в сознании, в голове.

Прежде всего, должно быть непонятно, кто друг, а кто враг. Всё должно вдруг стать относительно, невнятно, амбивалентно.


Мы вроде как патриоты, носим ленточки, и рассказываем, сколь велик был Советский Союз и какой геополитической катастрофой был его развал, в ту же самую минуту приходим в восторг от блистательной перспективы: следующий год может быть объявлен годом Солженицына. Того самого, кто Советский Союз проклинал и разваливал с помощью тех, кого называют нашими геополитическими противниками. А вдова Солженицына – нынче главнейший эксперт по литературе в школе. И то сказать, она без дела не сидела, а адаптировала для школьного чтения «Архипелаг Гулаг», о котором вроде как давно уж установлено, что там, мягко сказать, много вымышленных и произвольных фактов. Тогда зачем его «проходить»? – спросит наивный школьник-ботаник. Нет ответа.

Изображение

Вот школьники изучают близкое прошлое – Перестройку. Им прямо и открыто рассказывают о руководящей роли Горбачёва и Ельцина в развале нашей страны. А потом они узнают об открытии Ельцин-центра, почестях, которыми осыпан Горбачёв, о государственных наградах вдовы Ельцина. А ещё раньше Президент выражал государственное соболезнование по случаю смерти главной антисоветчицы, покровительствуемой ЦРУ Новодворской.

Выходит, все эти люди действовали правильно? Ах нет? Тогда за что же их хвалят и превозносят? Тут что-то не так, - соображает школьник. А как правильно?

И тут начинается самое интересное. Ему, школьнику дают понять, что ничего правильного - нет. И неправильного тоже нет. И вообще никакой истины нет. Есть просто разные взгляды. Мнения. Ты, парень, тоже можешь иметь мнение – любое. Какое хочешь – такое и имей: выбирай на вкус. Вон их сколько, мнений – только интернет раскрой. Истина заменилась мнением. Так полагается в демократических странах в эпоху универсального прогресса и прав человека. Как сказала мне одна школьница, тут как в одежде: раньше все носили то, что в моде, а теперь – кто что хочет.

Отстаивать собственное мнение? Ну, можно, конечно, но только так, понарошку, в порядке ток-шоу, а вовсе не потому, что кто-то хочет утвердить какую-то истину. Истина, а равно и идейная борьба – это, сынок, прошлый век.

Так и детей учат. В ЕГЭ прямо такие задания даются: найди аргументы «за» и найди аргументы «против». Это считается воспитанием толерантности и разностороннего взгляда на предмет. А на самом деле, это отучает от поиска и утверждения истины. Так, знаете, ненавязчиво и словно бы невзначай.

Разносторонность – дело неплохое. Но нынешняя разносторонность приводит к полной идейной и умственной невнятице. И мало что невнятице. Дело обстоит гораздо хуже.

Известен давний опыт с собакой Павлова. Если пса приучить на один сигнал получать пищу, а на другой удар током, а потом совместить или перепутать эти сигналы – он впадает в тупое равнодушие.

Ровно так и в области идей.

Если говорят, что Советский Союз – это прекрасно, а потом награждают и чествуют его разрушителей, то молодые люди реагируют единственно возможным способом: «А пошли вы все!». И, как та давняя собака, впадают в тупое равнодушие, погружаясь в развлекалово и мелкие делишки. Кого и от кого они будут защищать и отстаивать в той войне, которая уже развязана против нас?

Те самые деды, которые отстояли когда-то страну и которых мы сегодня многоречиво благодарим за Победу, не были толерантными и разносторонними. Да, их мышление было во многом обеднённым и чёрно-белым, но они знали истину и были способны отстаивать свою страну. И отстояли. И отстроили. Сумеют ли нынешние?

http://zavtra.ru/blogs/upravlyaemij_haos_v_golovah

Re: Современный школьник. Наблюдение учителя.

Добавлено: 03 дек
жжурнал
Я, Игорь Николаевич Гусев, служил в Рижской средней школе № 17 с 1986 по 1994 гг. Преподавал историю, а также обществоведение, психологию и логику (в те годы экспериментально практиковались и такие дисциплины). Был классным руководителем. Ушёл из школы вместе с моими выпускниками, так что совесть перед ними чиста. Минуло четверть века и в прошлом году меня попросили временно заменить в одной из школ захворавшего историка. Так, нежданно-негаданно для себя, я вновь погрузился в эту прекрасно-необыкновенную, чудовищно-непутёвую школьную жизнь, со всеми её плюсами и недостатками.

У меня появилась завидная возможность сравнить своих учеников – тех, прошлых и нынешних, современных. Это было особенно любопытно, тем более, что среди новых учеников обнаружились отпрыски моих былых воспитанников. Сравнение отцов и детей обещало быть интересным!

Считается, что у хорошего педагога любимчиков не бывает. Ему все дети одинаково противны. Я учитель плохой… Детей очень люблю и сам, будучи современным папой, искренне пытаюсь понять новое поколение, младое и малознакомое. Сами по себе дети прекрасны! Есть просто умнички и лапочки, со многими, как мне кажется, мы искренне подружились. Тронули до глубины души их слёзы на глазах, когда через полгода нашей совместной работы, настал срок мне покидать это гостеприимное школьное сообщество. Спасибо, милые мои, я вас помню и люблю… Так есть ли отличие между учениками прошлых лет и нынешним поколением славных оболтусов?


Изображение

ПЕРВОЕ, что бросается в глаза в современной школе -- много тучных детей, особенно девочек. Виной тому, полагаю, не только нездоровое питание, но и те стрессы, в которые дети погружены с момента рождения. Нередко полный человек набирает лишний вес именно под воздействием постоянного нервного напряжения. Это своеобразная защитная реакция организма.

Дети, если сравнивать с прежними поколениями, вообще очень мало развиты физически. Отсутствие подвижных игр. Я ни разу не видел на переменках, чтобы девочки играли в свои извечные девчачьи «скакалочки», «резиночки», а мальчики гоняли мячик. Никаких «казаков-разбойников» и «салочек»! В лучшем случае – бессмысленная возня и толкотня.

Но чаще всего, Его Величество МОБИЛЬНИК! Забывая всё на свете, не видя никого и ничего, дети тычут пальчиком по экрану. Они «играют» на мобильнике по дороге в школу, на перемене, играют на уроке, в туалете, играют по дороге домой. Начало урока, для детей всегда мука – ведь зловредный учитель требует спрятать мобильник с недоигранной игрой! Дети злятся, они раздражены и мало думают об уроке…

ВТОРОЕ. Современные дети очень быстро устают, теряют внимание и концентрацию. Я ещё помню уроки по 45 минут. Но сегодня они длятся 40, и даже этого получается много! Современный ученик уже через 20 минут практически неработоспособен, он уже не в состоянии следить за речью учителя.
Проявляется немотивированная гиперактивность: сам вертится, ёрзает, руки бегают по парте, ребёнок бессмысленно перекладывает карандаши-ручки-линейки с места на место. Вдруг в разгар урока поднимает сумку и начинает шумно копаться в ней, после чего снова ставит её на место. Интересуюсь: «Саша, что ты искал?». Смущённо улыбается, краснеет, пожимает плечами… Он и сам не знает. Таких «Саш» -- полкласса.

ТРЕТЬЕ. Современные дети с рождения усваивают массу информации, но вся эта информация, как правило, мало связана с обыденной жизнью и уж конечно не имеет отношения к истории. Рассказываю на уроке о крестьянском труде, о подсечно-огневом земледелии. Тут понимаю, что дети вообще не ориентируются, что такое плуг, зачем нужна борона, как сеют и выращивают хлеб! Недоумённо хлопают глазами.

В старое время советские дети получали много информации из мультиков. Помните? Кошечки и собачки пекли хлеб, Фока на все руки дока ковал подковы в кузне, персонажи народных сказок из советских мультфильмов много и трудолюбиво работали. В современных мультиках разнообразные супергерои не работают вообще. Им работать некогда – они «мир спасают»!

ЧЕТВЁРТОЕ. Дети не читают, т.е. совершенно! Вообще!!! Успешное преподавание истории обязательно базируется на тех историко-приключенческих романах, которые подросток «проглотил» к средней школе. Помните, у Высоцкого: «Значит, нужные книги ты в детстве читал!» Сейчас не читают никаких книг…

И вот стою я перед классом, весь такой красивый и самонадеянный, рассказываю об истории Франции XVII века и наивно вопрошаю: «Помните, как д'Артаньян приезжает в Париж?» И вижу огромные недоумённые глаза детей! Оказывается, из четырёх средних классов, роман «Три мушкетёра» читали лишь ТРИ человека!!!
Но я такой старый, что ещё помню, как это произведение читали буквально ВСЕ, потому что не прочитать его считалось позорным и неприличным!

Уже общее правило современной школы: если ученик хорошо и бойко отвечает, если учится успешно, значит – читающий ребёнок. Увы, но таких уникумов прискорбно мало…


ПЯТОЕ. Дети удручающе прагматичны, у них почти полностью отсутствуют романтические порывы. Они мало чем интересуются, кроме того, что относится к их «личному потреблению».

У меня есть небольшая коллекция предметов, привезённых из археологических экспедиций. В былые годы, демонстрируя на уроках истории обломки древнегреческих амфор, орудия труда первобытного человека, многотысячелетнюю керамику со следами пальцев давно истлевшего гончара, я с удовольствием наблюдал горящие глаза детей, которые страстно разглядывали все эти археологические чудеса, вырывали их из рук, засыпали меня вопросами…

Теперь же, попытка предъявить мою коллекцию ученикам, вызвала у них лишь вежливый интерес (у некоторых!). 25 лет назад это вызывало восторг...
Сегодня это им НЕ ИНТЕРЕСНО! Переданное мною по рядам рубило каменного века, многие даже не рассматривая передавали дальше.

Я вообще был приучен к особому вниманию моих учеников, привык, что после урока возле учительского стола обязательно собирается стайка любознательных чудаков, засыпающих меня вопросами, доказывающих своё, особое мнение. Сегодня это невозможно. Сразу после звонка, все дружно хватают мобильники и играя на ходу, вылетают в коридор.



ШЕСТОЕ. В каждом классе всегда были диссиденты. Это, как правило, дети-личности, они особые, неординарные. Они могли портить нервы учителю, могли спорить и не соглашаться, отстаивая своё мнение. Таких учеников вечно ругали, «пытались поставить на место», их родителей нередко вызывали к директору. Но умные учителя, таких ребят в душе очень любили. Это были ЛИЧНОСТИ, имеющие своё собственное мнение.

В современной школе такой диссидентствующий типаж также имеется. Только разница в том, что нынешний «диссидент» портит тебе нервы и умничает не потому, что «борется за справедливость». Он язвит ПРОСТО «ПО ПРИКОЛУ»! У него нет особого, своего мнения. Это изначально умный, неординарный ребёнок, с увы… крайне скудным багажом познаний, но с большими амбициями. Спорить ему хочется, только спорить не о чем, знаний не хватает. Поэтому – просто дерзит.

СЕДЬМОЕ. У современных детей крайне низкая мотивация к успешной учёбе. Они вообще НЕ ПОНИМАЮТ, зачем им нужно учиться хорошо? Звучит дико, но это так…

Столкнувшись с этим удивительным явлением, я поставил эксперимент: выложил на парты учебники, задал несколько вопросов и велел ученикам просто НАЙТИ И ВЫПИСАТЬ из учебников готовые ответы! В прежние годы, мне подобная профанация учебного процесса и в страшном сне бы не приснилась…
Эксперимент дал поразительные результаты. Многие ученики НЕ НАШЛИ ответов в указанном мною параграфе. Для них оказалось непосильной работой прочитать текст и выписать готовые ответы! Многие и не пытались этого делать. Их даже не соблазняла хорошая оценка.
За десять минут до конца урока, мне сдавались листочки с несколькими случайно подобранными фразами, их же владельцы в ожидании звонка просто сидели, украдкой под партами играя на мобильных телефонах.

Я пытался исследовать этот феномен. Складывается впечатление, что у многих детей прочно укоренился стереотип, что всё в жизни к ним как-то придёт и сложится само-собой. Может быть дело в этих стереотипах сознания?

Присматриваясь к мультяшкам и кинофильмам, которые смотрят наши дети, которые сегодня идут в кинотеатрах, можно заметить, что многие из них имеют некую общую канву.

Живёт некий мальчик (девочка) – откровенный лузер и неудачник. Он (она) не обладает никакими особыми способностями, никакими особыми талантами. Он беден, некрасив и одинок. И вдруг неожиданно выясняется, что он (она) ИЗБРАННЫЙ! Он пришёл в это воплощение, чтобы СПАСТИ МИР! Невероятным волшебным образом наш вчерашний неудачник вдруг приобретает особые таланты, способности и становится СУПЕРГЕРОЕМ! Он обретает всё – славу, почёт, любовь, дружбу и успех!

Заметим, это в старом «совковом кино», герой, чтобы обрести себя должен был много трудиться, учиться, преодолевать трудности и свою собственную лень. В советском мультфильме просто так никому ничего не доставалось. Только через ТРУД и преодоление лени, трусости, эгоизма обыденный персонаж становился Героем. Он не превращался чудом, он делал себя САМ!

В современных мультфильмах герой как правило приобретает свои способности просто так, по волшебству, или на худой конец, скушав особую пилюлю (тогда это уже не фэнтези, а научная фантастика).

Может быть в этом стереотипе, навязанном современным кинематографом и скрывается тот факт, что многие дети просто ждут подарка от судьбы, не желая прикладывать к этому никакого труда?

ВОСЬМОЕ. Современные дети очень любят «качать права», ведь их с первого класса старательно знакомят с «правами ребёнка». Если бы они также хорошо помнили о своих обязанностях…

ДЕВЯТОЕ. Я был потрясён практически полным отсутствием брезгливости у своих теперешних учеников. Они спокойно сидят и лежат прямо на полу в коридоре и на лестнице. Они кладут без особого пакета свои грязные кроссовки с урока физкультуры прямо в сумку, вперемежку с учебниками и тетрадями. Они роняют печенюшки на пол, а затем поднимают их и спокойно едят…

Впрочем, возможно, это общеевропейские тенденции, а я – старый замшелый консерватор. В Европе я насмотрелся на приличного вида девушек, мирно отдыхающих на полу общественного туалета (туалет унисекс), на бодрых французов, спокойно кладущих свежекупленный багет на сиденье автомобиля или общественную скамейку. Видел щеголеватого немца, уронившего сигарету на мостовую, который поднял и невозмутимо прикурил её… Может, так и надо. Ну её, эту брезгливость…

И наконец, ДЕСЯТОЕ… Я всегда пытался пробудить у своих учеников стремление к Высокому духовному идеалу, воспитать уважение к духовным ценностям нашего несовершенного мира. Мне кажется, что у каждого нормального человека должна быть в жизни Высокая Мечта.

Во время моей недавней школьной практики дети делились своими мыслями. Они были разными, но горько тронули меня слова одного мальчугана из 6-го класса, который печально сказал: «Я мечтаю учиться на родном языке…» Такая вот, Высокая Мечта.

В заключение, хочу заметить, что вовсе не критикую НАШИХ детей. Не их вина, но их беда, что вынуждены они вступать в жизнь в это непростое, недоброе время.

И особая роль и особая задача родителей, всеми силами помогать им.

Даже сейчас, дайте мне нормальный учебник, нормальную продуманную учебную программу и не мешайте работать, уверен, что с этими детьми можно творить чудеса! Да только, кто же даст…

СВЕТ И ЛЮБОВЬ ВСЕМ!

https://cont.ws/@sevariga/1118204
via


И ещё мои наблюдения, может и не корректные. Если молодые парни 18, 19, 20 -и летние не интересуются противоположным полом, то они инфантильны, отсутствет тяга к познаниям, инертны, не инициативны - роботы. Но те, у которых гглаза горят , увидав где либо девушек, они , как правило, активны, сообразительны, инициативны, умеют слушать, воспринимать информацию и обдумывать её.


Наталья Благушина → Олег Я.10 ноября 12:58
Потрясающе последнее наблюдение! Оно объясняет всё. Природа - величайшая сила! Современный молодой человек совершенно оторван от природы, он не сотрудничает с ней ментально. Начиная с чувственнной сферы и соответственно через воображение на интеллектуальном увровне. Действительно - роботы.

Огненный Буревестник9 ноября 17:14
Уважаемые коллеги! Статья правильно описывает учащихся и психолого-педагогические проблемы, стоящие перед учителем. Но этот список совсем неполный. И не там стоят акценты.

Вы будете судить котёнка, воспитанного дикой кошкой, за то, что он кусается и на руки не даётся? Котёнок всегда хороший и милый. Воспитай его домашняя кошка, тот же самый кошачий детёныш мурчал бы у хозяина на груди и кусался бы только в процессе игры.

Беда не в детях. И не в девайсах. И не в информации, которая всех захлёстывает с головой. Проблема в родителях. И это страшнее всего.

Что делают родители в 99% случаев, приходя домой с работы? Отдыхая на выходных? Валяются у телевизора. Ну, может, иной раз и сводят ребёнка куда, редко.

Кто сейчас уделяет чаду должное внимание??? Как раньше и бывало? А кто не купит сыну или дочке смартфон или планшет, типа, чтобы у их чад было, "как у всех"? И потом сам же приучит, дитя занято девайсом - класс, больше времени на работу и на себя любимых.

И всё, интересы родителей - вокруг денег, зарабатывания. Да, это важно, но детей-то надо развивать. Ну, сказать, что родители не развивают современных детей - это ошибка. Развивают. Но странно. Делают за них, по сути, уроки. Отдают детей в секции, нанимают репетиторов. У детей и свободного времени-то нет!!! И дети привыкают, что за них, по сути, всё делают, только вот напрягать голову ох, как не хочется.

А куда "сбежать" ребёнку от этой напасти? В мир грёз, конечно. А экран только супергероев и предлагает. Он лёгкий и всё достаётся героям без труда.

Где там "Три мушкетёра" читать?

Но главная проблема, повторюсь, не в детях. Бичевать надо родителей
Галина Метуневич → Огненный Буревестник10 ноября 12:53
я правильно поняла, что за никчёмных родителей бичевать ИХ родителей и так до Адама и Евы?
Детей учат словами на 10%, остальные 90% они добирают примерами. Те ли примеры родители выдают детям?
Ответить

Наталья Благушина → Огненный Буревестник10 ноября 13:41
Очень верно!
Всё начинается в семье. Заметила, что современные родители не заморачиваются на оказании какого-либо влияния на своих отпрысков. Начиная с личного примера и до мудрых внушений по поводу тех или иных поступков. Хороших или плохих, любых. Просто никак не реагируют на любые, даже самые неадекватные поступки, часто их неадекватность даже не замечают. Кажется это теперь называется свободой самовыражения и всячески поощряется обществом тем, что не предлагает никакой другой альтернативы в виде хотя бы всё тех же мультиков.
Характерно, что и вся культурная сфера сегодня полностью самоустранилась от такого влияния, которое можно назвать традиционным, то есть передающим свой опыт из поколения в поколение. Парадокс уже в том, что такое традиционное влияние стало считаться альтернативным, то есть спорным.
В итоге ослабление культурного влияния погружает население в бескультурье, а значит в расчеловечивание, в безбожие (без религиозной коннотации). А если Бога/ Царя в голове нет, то всё можно. А это и есть путь к расчеловечению. Что и показано в статье - дети ведут себя наподобие обезьянок (немотивированные движения). Ужасные симптомы!
Большинство родителей и раньше не занимались воспитанием детей. Однако их воспитанием в СССР занималось государство. Через школу: программы по истории, обществознанию, подбор литературных произведений для уроков литературы, внеклассные воспитательные мероприятия. И через искусство: кино, театр, мультипликацию, песни, художественную и научно-популярную литературу. (да, худсоветы и цензура ;) ) Через игры и игрушки, которые продавали в магазинах. И, конечно, через СМИ и телевидение.
И если государство перестаёт выполнять эту свою функцию, результат предсказуем.

Дмитрий Тим → Огненный Буревестниквчера в 8:43
Проблема (корень проблемы) не в родителях, проблема в общественном строе...
Ответить

Огненный Буревестник → Дмитрий Тимвчера в 11:44
Вы единственный, который в этом обсуждении посмотрел в самый корень проблемы. Разумеется. Родители есть продукт этого строя. И дети, к сожалению, тоже.
Спхинкса10 ноября 11:02
Я работала с мальчиками 15-17 лет. В отличие от тех, прежних детей, современные дети "без винчестеров". Как приставки денди - без сохранения результата. Да, им можно интересно раскрыть тему, они могут увлечься и работать с этой темой на уроке. Но на следующий день их бесполезно о чем либо спрашивать - не помнят ничего. Действительно ничего не помнят. Так, отдельные обрывки воспоминаний у пары индивидуумов. Дай бог вообще вспомнят о чем был вчерашний урок.
Вот потому они и книг не читают: невозможно читать книгу, не помня что в ней прочитал час назад. Вот потому они и тыкают бессмысленно пальчиками в экранчики телефончиков.



Спхинкса, В прежние времена обучение накладывалось на табула расса (чистая доска) детского мышления. Мозг современного ребёнка - это
мусорное ведро не связанной между собой какой-либо логикой информации. Причём, это касается не только отвлечённой информации, но и всего устройства жизни. Логика поражена во всём, всюду противоречивость, хаос, отсутствие здравого смысла.

А когда нет здравого смысла ни в чем, то и действия становятся такими же бессмысленными (тыкающими в пустоту). Вот почему так популярны стали всевозможные игры. И не только виртуальные, но и на бирже, политические, спортивные, субкультурные и пр...

Вспоминается толстовское: "Играйте, играйте, дети. Чем больше играете, тем меньше возможности вам понять, что мы с вами делаем"


насчёт "мусорной информацией" согласна и что от нас не всё зависит, тоже согласна.
Только не называйте детский мозг мусорным ведром



Вы ошибаетесь. Здоровый мозг здорового человека получает ежеминутно миллионы мегабит мусорной информации и легко с ней справляется, отправляя эту мусорную информацию в небытие. Выйдите на улицу, оглянитесь и вы получите эти миллионы мегабит. Женщина дорогу переходит, кошка у ларька сидит, облачко по небу плывет. Эта информация не имеет для вас никакой ценности и даже не отразится в вашей памяти.
У современных детей именно физиологический дефицит долговременной памяти, как таковой. Очень подозреваю, что в нашем обществе умышленно организована эпидемия пеллагры, от которой особенно и необратимо страдают дети.



Спхинкса, " Эта информация не имеет для вас никакой ценности и даже не отразится в вашей памяти".

Об этом и речь в тексте статьи. Если к нейтральной (кошка, облако, женщина на дороге и пр.) добавляется агрессивная (напр. телереклама), а также необъятный ассортимент товаров, предлагаемых к потреблению торговыми сетями (очень символично), то некритичный (в силу возраста) мозг попадает как рыба в эти сети. Что действительно приводит к эпидемии массового психоза. Ослабление функции памяти при психозе - главный его признак, также как и потребноть в немотивированных действиях (тыканье пальцами в кнопки).

Как говорят учёные - мозг для нормального функционирования должен быть всегда немного голоден..


Kuro Ryu10 ноября 12:34
О школьниках мне трудно судить, ибо не общаюсь с ними, но могу сказать про выпускников вузов - неважно технических или гуманитарных. Я заметила две основные проблемы: полное отсутствие аналитического склада ума, абстрактного мышления и любопытства. Эти вещи взаимосвязаны.
Во-первых, массовая культура и школа не учат детей думать. Вообще. У детей нет абстрактных знаний, они не имеют понятия ни об астрономии, ни о фауне Мадагаскара, ни об истории ацтеков.
Во-вторых, детей не учат анализу текста. Да это и невозможно без вдумчивого изучения литературы, написания сочинений, изложений, решения сложных задач по физике, химии, математике.
В-третьих, вытекающее из первых двух пунктов, формируется сознание потребителя.
Наиболее частая фраза, которую я слышу от молодежи - "а зачем мне это знать?". Им не интересно, почему что-то происходит, они не хотят вникать в суть новых технологий и культурных тенденций, они только потребляют блага, которые им эти технологии и культуры предоставляют.
Их мозг не работает, не развивается, потому что мозг надо тренировать с самого младенчества.
Многим ли детям покупают развивающие игрушки? Игрушки, которые развивали бы мелкую моторику и творческое начало? Даже банальные куклы поставляются полным комплектом, им не надо подбирать и шить одежду, строить домики. Где конструкторы из сотен мелких деталей? Нет этого.

И еще один момент. Дети не учат и даже презирают русский язык. Посмотрите на общий уровень грамотности - это уму непостижимо. За подобные ошибки ставили двойки уже в третьем классе, а сейчас в ответ, если укажете на ошибки, вы услышите - "за чем мне это надо? мы не на экзамене!". Без знания языка, без чистописания, мозг деградирует, этнос деградирует.

И да, согласна с ТС, это беда современных детей, и это трагедия всей современной России, с современной молодежью мы вступили в эпоху тотального непрофессионализма. Старшее поколение, с его подорванным в 90-е здоровьем, вряд ли проживет достаточно долго, чтобы воспитать новое, творческое поколение, а менеджеры могут плодить только менеджеров.


Наталья Благушина → Kuro Ryu10 ноября 15:30
В перечислении изъянов мышления современного ученика пропущено едва ли не основное свойство: способность к логическому мышлению. До середины 50-х годов прошлого века наука Логика входила в школьную программу. Из логики должно проистекать всё остальное.


Kuro Ryu → Наталья Благушина10 ноября 16:07
логическое мышление входит в функции аналитического. Анализ текста или ситуации без основ логики сделать невозможно. Именно поэтому я не выделю логику в дополнительное свойство.