Размышление дилетанта о педагогике. Рекомендация гоям почитать книги Шалвы Амонашвили. Макаренко.

Детский сад. Школа. Вуз. Программы, учитель, ученик, учебники ...
Сообщение
Автор
доктор Ватсон

Размышление дилетанта о педагогике. Рекомендация гоям почитать книги Шалвы Амонашвили. Макаренко.

#1 Сообщение

  • ред: Этот пост - прямая, незамаскированная реклама книг педагога Шалвы Александровича Амонашвили. Но, поскольку настоящее, земное сейчас становится всё труднее выискивать, и он действительно хороший педагог, который учит хорошему и по земным законам, такая реклама у нас даже всячески приветствуется.



"Если люди сами не умеют летать, пусть научат летать своих детей. Притом ВЫСОКО, СТРЕМИТЕЛЬНО, ДАЛЕКО, КРАСИВО. И настанет срок, когда дети раскроют крылья и взлетят.

Пусть взрослые просто последуют за детьми, чтобы уберечь их от падения. И тогда обнаружат, что они, оказывается, действительно умеют летать...

Изображение

Что делает Евреонал со всем тем, что было наработано в СССР и может быть полезным програссивным гоям? Евреонал или уничтожает это на корню, если возможно технически, или опорочивает это, как случилось, например, с Кирюшкиным, или же, по возможности, разбавляет важное чепухой или доводит до абсурда и тем самым обесценивает наработанное. Важное пропадает, растворяется, камуфлируется, высмеивается и доводится до абсурда, или замещается на начто похожее, но не несущее элементов любви, добра и света.
Это стандартные проделки Евреонала. Их надо знать и видеть.
Что мы знаем о Василии Сухомлинском?, о Макаренко, Ушинском. Ничего.

При существующем сегодня раскладе с образованием в россиянии недолбоёбские родители всё чаще начинают подумывать о домашнем воспитании и образовании детей. Официальное образование и школа готовят дебила-потребителя, всё большее число родителей начинают понимать это. И если, пока трудно совсем отделить своего ребенка от школы, то ограничить вред наносимый системой образования вполне по силам каждому здравомыслящему и небезразличному родителю.

Вот возьмем, к примеру, педагогику. Напрасно многие думают что тут как в медицине - чтобы быть здоровым надо идти к врачу, то есть к педагогу, он де - лучше знает как воспитывать ребенка. Ничуть не бывало. Многие свои болезни вы гораздо быстее вылечите сами, если будете обходить поликлинику стороной. Вы что, не знаете как покупаются дипломы, как учит сегодня ВУЗ, как именно учатся сегодня негойские долбоёбы в ВУЗах?

Тоже самое происходит и в педагогике. Только в педагогике еще хуже. Этому много причин, а мы можем увидеть только следствие всего этого. Зайдите в любую школу и сами всё увидите. Или просто почитайте школьный учебник. Или просто оглянитесь вокруг непьяным взором. Про нравственность вообще речи нет.
И не надейтесь что школа что-то даст, встретить хорошего учителя, в смысле УЧИТЕЛЯ, который может научить сегодня вашего ребенка чему-то нравственному - это большая редкость, к сожалению.

А что-нибудь мы можем сделать? Родители что могут сделать?
Да. Наверное, можно попытаться минимизировать вред, наносимый негойской системой образования и всей школой в частности. А может, и вообще избежать его.
Что для этого нужно делать?
Это как в медицине. Профилактика, здоровый образ жизни, гимнастика -зарядка, чистота, знание необходимых гигиенических приемов... Немного, но уже позволяет избежать большей части болезней.

В педагогике тоже есть своя гигиена, гойская гигиена, гигиена нравственная, землянам имеет смысл знать её основы. Держаться подальше от всего иверского, наносного, и тянуться поближе к Природе, ко всему естественному, природному, человеческому, к Любви и Свету.

Легко сказать, но трудно сделать, а еще труднее распознать, что к чему. Например, трудно сразу уловить разницу между пронзительной земной педагогикой Жан Лендлофф и "педагогическими откровениями" Юлии Гиппенрейтер. Между гойской земной системой Никитиных и Вальдорфской педагогикой Рудольфа Штейнера...
Это два совершенно разных мира - мир земной, естественной педагогики изнутри, согласный Природе и мир педагогики алиенов, которые изучают повадки землян со стороны. И не просто изучают, а активно туда вмешиваются, ставят свои метки, практически заменяют земную естественную природную педагогику на свою - искусственную.

Поделюсь с читателями моим открытием одного такого настоящего Учителя, педагога от Бога.
Его имя Шалва Амонашвили.
Я прочитал его первую книгу 20 лет назад, когда еще простые гойские долбоёбы не знали, что существуют иверы.
http://agnivesti.ru/wp-content/uploads/ ... 1_t207.jpg[/left]
Огонёк 1989год. 20 лет назад главный герой "Огонька" - педагог Шалва Амонашвили — директор экспериментального научно-педагогического производственного объединения МНО Грузинской ССР и самый известный депутат Верховного Совета СССР. В те годы его имя не сходило со страниц газет, а его лекции о "гуманной педагогике" транслировались по телевидению.

В 1991 году, когда в республиках стало совершенно невыносимо заниматься наукой и педагогикой, он уехал в Москву где живет по сей день. Москва это территория Евреонала, тут не важно с чем ты сюда приехал, тут важно к какой евреоналовой группировке ты принадлежишь. Тут иверы сразу задают вопрос: "Вы от кого?", а кто ты есть сам по себе никого не интересует. Не надо путать жизнь с телесказками, которыми иверы кормят гоев.

Доктор Наук Шалва Амонашвили приехал в столицу со своими наработками, очевидно понимал, что под желательно расположиться под чьим нибудь крылом, иначе его дальше прихожей не прстят. Это частные соображения дилетанта, не претендующие на абсолютную истину, зачем они нужны тут вы поймете, почитав потом ниже критику Амонашвили.

Отношение к религии:
Амонашвили обращается в зал: «Где Храм Божий? Тот, что строится неподалеку или Храм тот, что в нас?» (показывает на сердце). «Зачем нам тот храм, который строится? Зачем мы туда пойдем, у нас у каждого Храм есть внутри! Сердце – наш Храм» В Письмах Махатм мы читаем, что Бог христианский, Иисус Христос – это «демон мстительный, несправедливый, жестокий и тупой,… небесный тиран, на которого христиане так щедро расточают свое раболепное обожание» (Письма Махатм, 58).

Амонашвили не захотел ложиться под церковников, хотя запросто бы мог. Он говорит:"Я светский, а не религиозный педагог..." И РПЦ его не любит. Попы записали Амонашвили в сектанты, ставят его в ряд ненавистных им рериховцев и блаватских. Вот тут они жонглируют словами пытаясь высосать из пальца его сектантство: http://www.iriney.ru/sects/teacher/006.htm Попы и педагога Щетинина не любят,
http://iriney.ru/sects/teacher/index.htm Всех они мерят своей поповской мерой и если те не ложатся под них - все мгновенно становятся сектантами.

Вот взять, к примеру, тоже детских психологов, педагогов Медведеву и Шишову; их голоса немного слышно сейчас, даже книжки у них выходят, фильмы они даже снимают о растлении детей, а почему? Потому что они под крышей РПЦ. Если бы не под шапкой РПЦ, кто бы о них узнал вообще?
Или врач Шевченко, тоже под шапкой РПЦ. Иначе его сожрали бы давно с косточками.
Или взять супругов Никитиных, ими тоже в советское время зачитывались прогрессивные родители, но кто о них слышал сегодня? Снятые документальные фильмы про семью Никитиных как будто не существует в природе, нет их и в интернете. Совсем нет, как не было. Что, может они устарели, стали не актуальны, не востребованы? Почему их нет? Потому, что это Евреонал определяет что актуально сегодня для гоев а что нет, чем кормить гоев, а что им знать не надо. Никитины были сами по себе, кто о них позаботился?
Так и в других науках и в педагогике.
А гойские долбоёбы думают что кроме Яшуша Корчака (Janusz Korczak; настоящее имя Генрик Гольдшмит), который знаменит рассказом о спасении еврейских детей, другой педагогики не существует.

Шалва Амонашвили, умный и дальновидный ученый, недаром что доктор наук, прекрасно знал эту внутреннюю академическую структуру еще в советское время, и чётко понимал, что для реального продвижения своих идей и методик нужен паровоз. А без паровоза ты будешь безвестным учёным, пусть даже новатором, о котором никто никогда не услышит. И любая твоя идея, пусть даже стократ гениальная останется невостребованной у тебя на столе. Время свободного творчества закончилось вместе с развалом СССР. Такая система, ничего не поделаешь, так иверы устроили мир в 20 веке. Сейчас правда, возможно что-то изменится в эпоху интернета. Но пока принип тот-же. Евреонал решает кого будет видно, кого нет. Или филиалы.

Так вот, понимая всё это, Шалва Амонашвили решил подцепиться к сравнительно безобидному паровозику - рериховцам, которые по направлению движения и идеям созвучны его земной педагогике. На самом деле, рериховцы тоже, конечно, являются одним из ответвлений глобального Евреонального направления "Нью Эйдж" для разводки гоев, но достаточно безобидного на начальном этапе. Рериховцы имеют много денег, большое влияние в мире, и на их тяге Амонашвили всё-таки протаскивает свои педагогические идеи в мир.

Это личное, частное мнение, возможно всё и не так просто на самом деле. В любом случае респект Шалве Александровичу за его земные идеи воспитания гойских детишек - землян.

В том, что педагогика Шалвы Амонашвили абсолютно земная вы можете легко убедиться сами прочитав его книги. Иверы это тоже знают, и после 1991 года книги Амонашвили уже почти не издаются. Советские тиражи его первых книг - Первая книга Здравствуйте дети! 300 тысяч, вторая книга- Как живёте, дети? 500 тысяч и по нескольку изданий. Если и появляются эти книги немножко в интернете, то случайно, редкий энтузиаст дома сканирует и выкладывает. Потом это пропадает, и так много раз.

Вообще, вам не кажется странным что интереснейшие книги, это не марксистско-ленинская макулатура, интереснейшие книги тиражом полмиллиона (!) экземпляров, которыми зачитывались советские люди, никто не сканирует и их нет в сети? посмотрите сами. Единственное место и то, только в jpg, даже не распознанная!

Иверы такие книги не сканируют. Что только не отсканировано сегодня, весь мусор представлен и аккуратно выложен на самых видных местах. Иногда диву даёшься, кто и зачем сканировал такую откровенную муть и выкладывал её в сеть? Тут прослеживается организованная линия массированного оглупления гоев.

http://imp.rudn.ru/psychology/pedagogic ... monash.jpg[/right]
Обратим внимание. что Шалва Александрович начинал свою карьеру еще при Сталине и развивалась в СССР.
АМОНАШВИЛИ Шалва Александрович (р. 8.3.1931, Тбилиси) груз, педагог и психолог. После окончания Тбилисского ун-та (1955) работал в НИИ педагогики МП Груз. ССР (в 1983-91 - директор), д-р психол. наук (1973), проф. (1980), д. ч. АПН СССР (1989-91). с 1987 - ген. директор эксперим. научно-пед. производств, объединения MHO Грузии.
С 1964 руководит экспериментом по определению нового содержания, форм и методов нач. обучения, в т. ч. обучения детей с 6 лет в условиях школы.

Можно проследить путь снановления Шалвы Амонашвили как ученого и педагога:
Сочинения:
Основы формирования навыков письма и развития письм. речи в нач. классах, Тб., 1970;
Обучение. Оценка. Отметка, М., 1980;
Созидая человека, М., 1982;
Здравствуйте, дети!, М., 1983;
Воспитат. и образоват. функция оценки учения школьников, М., 1984;
В школу - с шести лет, М., 1986;
Как живете, дети?, М., 1986;
Единство цели, М., 1987;
Личностно-гуманная основа пед. процесса, Минск, 1990.
После 1991 набольшой крен в рериховщину, возможно вынужденный? Всё что издается сейчас - всё написано после 91 года.

Почему это важно? Потому, что фундаментом педагогики Амонашвили является гуманизм, она так и называется - "Гуманная педагогика". А что такое гуманизм ДО и гуманизм ПОСЛЕ (1991г)?
Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе.

В советское время в советской педагогике подразумевался просто человек, советский человек, не важно какой, но человек. После 1991 года понятие "гуманизм" негласно стало относиться не ко всему человечеству, а только к его части; как известно по Торе - гой это не человек. Это только гойский долбоёб не чувствуют разницы, Евреонал такие трансформации мгновенно отслеживает. С учётом этого появилась нужда пересмотреть и всю педагогику в целом. Как теперь Шалва Александрович должен менять всю свою педагогику? Скорее всего её оставят, но для ограниченного применения и видоизменят; в ешивах например, в закрытых школах для элиты...

Продвинутых гойских родителей обязательно должна заинтересовать гойская педагогика для землян, такая, какой её замышлял Шалва Александрович еще в сталинское и советское время. Для этого стоит присмотреться к ранним книгам Амонашвили. Коснёмся здесь только его золотого педагогического периода - до 1991 года, там точно есть что черпать.

Этот пост просто небольшой рассказ и реклама хорошего детского земного учителя и педагога Шалвы Амонашвили. Что-бы гойские родители познакомились с ним и по возможности почитали.
Вот только несколько цитат, взятые наугад из разных книг Амонашвили.
Принципы моей педагогической деятельности очень просты, как всякая истина, только нужно принять их за истину, пропитаться ими, строить на них свою деятельность.
  • Первый принцип — это любить ребенка. Любовь человеческое солнце. Солнце излучает тепло и свет, без которых не было бы жизни на Земле. Учитель же должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребенок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно. Любовь облегчает воспитание, так как она есть единственная добрая сила, доставляющая (приносящая) ребенку гармонию души, стимулирующая его взросление, доброе отношение к окружающим. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка. Все это составляет темную силу педагогики, педагогическое зло, которое порой способно разрушить и отравить освещенную и согретую любовью и добротой жизнь ребенка, внести в нее растерянность, разочарование, злобу.

    Второй принцип (он вытекает из первого) — это очеловечить среду, в которой живет ребенок. Очеловечивание среды означает внимание ко всем сферам общения ребенка с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность.
    Расшифровываем слово "очеловечить" - убрать то, что привнесено на Планету иверами, телевизор с его насилием и порнографией, иверское искусство в любых формах (книги, журналы, фильмы), по возможности ограничить круг общения ребенка землянами...
    Несогласованность разных сфер общения в воспитании вызывает колебание ребенка, он теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начнет делать назло другим, даже назло отцу, матери, и учителю тоже, тогда именно он с легкостью найдет приют в «тихом омуте». Кому объединять все сферы общения ребенка? Учителю, кому же еще. Он должен внести ясность во все эти сферы, преобразовать их в интересах воспитания ребенка.

    Третий принцип — прожить в ребенке свое детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребенка. Глубокое изучение жизни ребенка, движение его души возможно только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе.
Или вот например цитата , вообще откровение:
Надо ли утверждать, что для общества крайне опасно да­вать безнравственному, бездуховному, бессердечному, злому человеку современные высшие знания о законах природы и веществ, психики и Вселенной.
по одной этой цитате можно гойскую диссертацию написать

Некоторые вехи его экспериментальных классов?
Нравств. основа дет. уч. кооперации в системе Амонашвили.—
способность радоваться успехам других, готовность прийти на помощь...
Отменены балльные оценки, не допускается сравнение детей друг с другом...

Позитивное выражение педагогом своих огорчений из-за неудачи школьника опять-таки должно основываться на вере в его будущие успехи. Оно должно носить форму обнадеживающего сочувствия, в котором одновременно заложена мысль о том, что педагог переживает его беду как свою и готов прийти ему на помощь. Не следует преувеличивать неудачи школьника и приписывать им личностный характер, стыдить перед товарищами, вызывать родителей, осведомлять их об отставании ребенка и взывать к их помощи. Хотя все это может рассматриваться как забота о ребенке, однако такая «забота», отчуждая ребенка от самого педагога, товарищей и близких, так же негуманна, как «забота» матери, избивающей ребенка за то, что он сломал себе шею. ист
Кусок из интервью. Вы знаете, что в коротком интервью человек обычно сжато формулирует свои взгляды, интервью полезно читать когда хочешь скоренько узнать о мировоззрении человека.
«Перед вами – единственный в мире учитель, награжденный орденом Буратино!»
«за воспитание у детей и подростков внутренней свободы, чистоты помыслов и уверенности в собственных силах».
Это первый орден, который получил в своей жизни учитель, любимый на всем пространстве бывшего Советского Союза, во многих странах мира.
...
– Что надо иметь за душой, чтобы идти в педагогику, к детям?
– Необязательно быть в школе отличником, чтобы стать учителем. Тот, кто был шалуном, кто был неугомонным, кто был двоечником, – тот лучше поймет сегодняшнего шалуна и сегодняшнего двоечника. Каждый из нас рожден быть педагогом. Такие понятия, как папа, мама, дедушка, бабушка, – суть педагогические. Воспитательная жилка изначально есть в нас. Я не обязан быть инженером, шофером или солистом оперы, но отцом я быть обязан.
Я знаю мам, которые ни одной педагогической книжки в глаза не видели, и это не мешает им воспитывать достойных детей. И знаю профессоров, которые все книжки перепахали, а сами жалуются на своих детей и внуков. В чем же тут тайна? В знаниях или в самих нас?..
...
– За последние десять лет в России закрылось семь с половиной тысяч сельских школ. В этом году хотят закрыть на селе еще пять тысяч школ. Эта беда прикрывается умным словом «реструктуризация»…
– Село хранит ребенка. Дерево, птичка, дорога проселочная – все это бережет ум и держит в чистоте душу. Тот, кто закрывает деревенскую школу, лишает детей чистоты, похищает небо. Закрывает саму деревню с околицей, речкой и опушкой леса, все это обжитое веками пространство, где выросли многие поколения. Увезут детей в город – и куда деваться родителям? И они туда потянутся. А кто им даст там дом, работу?

– А в это время земля, способная кормить, полная богатств, оставлена…
– И вот тут надо спросить: кому она оставлена? Кому нужна экономия на сельских школах?
...
– Власти и не скрывают, что их конечная цель – не школы, а «депрессивные» населенные пункты.
– Есть такая грузинская пословица, попробую ее перевести на русский: «Пустым храмом черти овладевают». Если мы уходим с земли, то должны быть готовы, что к нам возникнут притязания. Найдется кому захватить опустевшие земли. Скажут, что это «глобализация», или другую мудреную вывеску придумают.
...
– Если у меня в классе двадцать ребятишек, я каждого знаю. Если их будет сорок, они для меня – муравьи. Если в школе триста детей, то я, как директор, могу утром всем руку пожать. Если их становится пятьсот, семьсот, тысяча, то говорить о воспитании личности не приходится. И значит, государству не нужны личности, ему нужна просто рабочая сила, послушная масса.

– У меня уже много лет ощущение, что государство тяготится детьми. Они для него не радость, а проблема. На лицах чиновников это просто написано: как бы нам с этими детьми развязаться, куда бы их сплавить…
...
- Разве они не заложники? Неужели надо ждать, чтобы и их убивали?.. А ведь их уже убивают. Детей используют как сырье для пересадки органов, есть черный рынок, где детьми торгуют. У нас Беслан – каждый день и на каждом шагу!

http://www.ug.ru/old_images/pics2006/09 ... 401601.jpg[/right] ...
Православие очень соединяет нас. Раньше я этого не понимал. Когда в детстве бабушка читала молитвы, я ей говорил небрежно: «Где твой Бог? Нету Бога!» Она не ругалась, она просто говорила: «Иди с Богом» – и дальше читала молитвы.
Когда в пятидесятые годы я был пионервожатым, то повел своих пионеров в старинную церковь в центре Тбилиси. В нижнем храме шла служба на русском языке, а в верхнем – на грузинском. Там до сих пор так служба идет… Меня сильно ругали потом, чуть из комсомола не вылетел. Но я не об этом хотел сказать… Образование – не набор знаний, а раскрытие образа Божьего в ребенке. Моя бабушка крестик ставила, не умела расписаться, но она была проницательнее многих профессоров. И дедушка был мудрым, не имея никаких дипломов. «Дедушка, что ты шепчешь?» – спросил я его однажды вечером, заметив, что он перед сном что-то бормочет. «Кладу мысль на сердце, сынок…» – ответил он.
Я светский, а не религиозный педагог, но убежден, что без духовного подхода к образованию мы останемся пленниками схемы. Без сердца что поймем?..

http://ps.1september.ru/article.php?ID=200600501

Шалва Александрович живёт в Москве, ему сегодня почти 80 лет. Представьте как трудно ему сейчас не смотря на все звания и заслуги.


http://tvbalance.com/experts/791-amonashvili.html скачать кое что
обратите внимания что старых - первых книг с свободном скачивании нет. Свободно лежат везде последние, написанные под рериховским крылом.

про него http://www.serdcevedenie.narod.ru/pedagog/amon.htm
ссылки на его статьи в журналах

Кому нужно! "Здраствуйте, дети!" в отсканированном виде можно скачать: http://narod.ru/disk/19863607000/%D0%A8 ... 8.exe.html

Книги Амонашвили на алибе

Изображение

Шалва Александрович Амонашвили в пособии для учителей "Здравствуйте, дети!" обобщает результаты своей педагогической деятельности, своих наблюдений над формированием личности самых маленьких школьников. Книга написана в виде рассказа и размышлений педагога, ставшего организатором увлекательной школьной жизни малышей. В ней раскрываются психологические особенности этой возрастной группы, специфика содержания, форм и методов обучения и воспитания шестилеток.

Академик АПН СССР А. В. Петровский назвал эту книгу "педагогической симфонией", лейтмотивом которой неизменно остается любовь к детям, чуткое отношение к нежной душе ребенка.

А почему только для учителей? Важнее для родителей! Родители больше времени проводят со своими детьми, в конце концов, они более заинтересованы что-бы их дети выросли хорошими людьми. Или это надо их учителям - троечникам?
По существу, это книги для родителей, бабушек и дедушек, воспитателей. В книгах много конкретных примеров воспитания и обучения земных детей в любви, доброте и ласке, возраста от года до школьников.


Изображение

Для примера - о чем там в его книгах?

Амонашвили Ш. А. Как живете, дети?: Пособие для учителя.— М.: Просвещение, 1986.—176 с.: ил.

Автор книги, педагог-ученый, рассказывает о своем опыте работы с детьми, обучающимися с шестилетнего возраста. Рассказ о содержании, методах и приемах работы с учащимися I, II классов (второй и третий год обучения) приобщает читателя к педагогическим идеям автора. Книга поможет учителю начальных классов, воспитателю группы продленного дня и их творческих поисках по организации учебно-воспитательного процесса в школе.

От автора
Шестилетки подготовительного класса, о которых я рассказал в книге «Здравствуйте, дети!» (издательстпо «Просвещение». М., 1983), перешли в I, а затем во II класс. Естественно, что эти последующие два года жизни детей в школе и по содержанию обучения, и по содержанию воспитания не могли быть такими же, какими они были в обычных I и II классах, которым не предшествовал «нулевой» класс для шестилеток. В организации педагогического процесса в I и II классах (второй и третий год школьной жизни) я исходил из тех же самых принципов гуманного, личностного подхода к детям, которыми руководствовался в подготовительном классе. Одновременно я следовал также классической педагогической мысли о том, что ребенок не только готовится к жизни, но он уже живет.
Как жилось моим ребятишкам — Магде и Зуряко, Русико и Бон-до, Майе и Дато, Ии и Котэ и всем остальным — и 1 и II классах? Чему они научились, какой приобрели нравстзениын опыт? Я стараюсь проследить путь становления личности каждого ребенка, связывая этот процесс с организованным мною педагогическим процессом...

СОДЕРЖАНИЕ
От автора................. 3
Глава I. Педагогическая муза (1 сентября) .... 5
Стая добрых ласточек............ 5
«Жаркие» каникулы.............. 9
О самом главном.............. 12
Глава II. Он не Робинзон какой-нибудь (10 декабря) 15
Времена года, погода и настроение ........ 15
Физзарядка................ 16
Углубление и усовершенствование......... 17
Писал ли Гогебашвили стихи?......... 22
Загадка остается загадкой ........... 26
Царство мысли............... 30
Изолированная самостоятельность?........ 31
Нравственность — опора самостоятельности..... 35
Общее развитие — опора самостоятельности..... 38
Да здравствует тысячный урок!......... 42
Глава III. Сделать обстоятельства человечными (10 мая) 56
Познать себя как человека........... 56
Такой инспектор............... 63
Чувство заботливости.............. 66
Тридцать восемь педагогических проблем...... 73
Глава IV. Так же, как Орфей (2 ноября)...... 79
Приметы переломного класса........... 79
Какой ребенку нужен папа?.......... 83
Крепнуть взаимному доверию.......... 88
Оскорбленное чувство ............. 91
О двух причинах, мешающих педагогу понимать детей 94
О детской влюбленности............ 97
Глава V. Добрые чувства и благородные поступки (10 марта) 102
Деловая планерка...............102
Третий семинар книголюбов...........105
Духовное взросление..............ПО
«Наши золотые руки».............121
Здравствуй, Дима!..............126
По личным вопросам.............129
«Школа человечности». Вступление........137
Речевое воспитание .............. 138
«Как себя вести?»..............140
Упражняться в добрых поступках.........146
Всматриваться в человека как в зеркало.......147
Заключение.................151
Глава VI. Кого я воспитываю (28 мая)....... 152
119 бабушек и дедушек............ 152
От моих предков к предкам моих ребятишек..... 156
«Не умирай!»............... 159
Дорогие дедушки и бабушки!.......... 163