Страница 1 из 3

МУЗЫКА И МОЗГ (о связях между полушариями мозга) Научная статья.

Добавлено: 22 авг
доктор Ватсон
Эта статья - иллюстрация к теме Владимир Кирюшин - битва за генофонд нации. http://www.uznai-pravdu.ru/viewtopic.php?t=2979

http://www.sciam.ru/2005/2/img/neyro.jpg[/left]
http://muzuchitel.ru/images/stories/art ... 000030.jpg[/left]
февраль 2005 № 2 "В МИРЕ НАУКИ"
Нейробиология
МУЗЫКА И МОЗГ
Норман Уэйнбергер
--------------------------------------------------------------------------------

В чем секрет завораживающей власти музыки?

--------------------------------------------------------------------------------

Музыка окружает нас повсюду. При звуках мощного оркестрового крещендо на глаза наворачиваются слезы и по спине бегут мурашки. Музыкальное сопровождение усиливает художественную выразительность фильмов и спектаклей. Рок-музыканты заставляют нас вскакивать на ноги и танцевать, а родители убаюкивают малышей тихими колыбельными песнями.

Любовь к музыке имеет глубокие корни: люди сочиняют и слушают ее с тех пор, как зародилась культура. Более 30 тыс. лет назад наши предки уже играли на каменных флейтах и костяных арфах. Похоже, это увлечение имеет врожденную природу. Младенцы поворачиваются к источнику приятных звуков (консонансов) и отворачиваются от неприятных (диссонансов) (см. врезку на стр. 76). А когда мы испытываем благоговейный трепет при финальных звуках симфонии, в головном мозге активизируются те же центры удовольствия, что и во время вкусной трапезы, занятий сексом или приема наркотиков.

Почему же музыка столь значима для человека и имеет над ним такую власть? Окончательных ответов у нейробиологов пока нет. Однако в последние годы начали появляться некоторые данные о том, где и каким образом происходит переработка музыкальной информации. Изучение пациентов с черепно-мозговыми травмами и исследование здоровых людей современными методами нейровизуализации привели ученых к неожиданному выводу: в головном мозге человека нет специализированного центра музыки. В ее переработке участвуют многочисленные области, рассредоточенные по всему мозгу, в том числе и те, что обычно задействованы в других формах познавательной деятельности. Размеры активных зон варьируют в зависимости от индивидуального опыта и музыкальной подготовки человека. Наше ухо располагает наименьшим количеством сенсорных клеток по сравнению с другими органами чувств: во внутреннем ухе находится всего 3,5 тыс. волосковых клеток, а в глазу - 100 млн. фоторецепторов. Но наши психические реакции на музыку отличаются невероятной пластичностью, т.к. даже кратковременное обучение способно изменить характер переработки мозгом "музыкальных входов".

Музыка в голове

До того как были разработаны современные методы нейровизуализации, исследователи изучали музыкальные способности головного мозга, наблюдая за пациентами (включая знаменитых композиторов) с различными нарушениями его деятельности вследствие травмы или инсульта. Так, в 1933 г. у французского композитора Мориса Равеля появились симптомы локальной мозговой дегенерации - заболевания, сопровождающегося атрофией отдельных участков мозговой ткани. Мыслительные способности композитора не пострадали: он помнил свои старые произведения и хорошо играл гаммы. Но сочинять музыку не мог. Говоря о своей предполагаемой опере "Жанна д'Арк", Равель признавался: "Опера у меня в голове, я слышу ее, но никогда не напишу. Все кончено. Сочинять музыку я больше не в состоянии". Он умер спустя четыре года после неудачной нейрохирургической операции. История его болезни породила среди ученых представление, что головной мозг лишен специализированного центра музыки.

Когда мы слушаем музыку, головной мозг реагирует на нее активизацией нескольких областей за пределами слуховой коры, включая те, которые обычно участвуют в других формах мыслительной деятельности. На переработку музыкальной информации оказывает влияние зрительный, осязательный и эмоциональный опыт человека.

Изображение увеличить
Изображение

Достигающие человека звуки преобразуются структурами наружного и среднего уха в колебания жидкости во внутреннем ухе. Крошечная косточка среднего уха, стремечко, "сотрясает" улитку, изменяя давление заполняющей ее жидкости.

Изображение увеличить
Изображение

В свою очередь, вибрации базилярной мембраны улитки заставляют сенсорные рецепторы уха, волосковые клетки, генерировать электрические сигналы, направляющиеся по слуховому нерву в головной мозг. Каждая волосковая клетка настроена на определенную частоту колебаний жидкости.

Переработка головным мозгом музыки основана на иерархическом и пространственном принципах. Первичная слуховая кора, получающая входы от уха и (через таламус) низших слуховых центров, участвует в начальных процессах восприятия музыки, например, анализе высоты звука (частоты тона). Под влиянием опыта первичная слуховая кора может перенастраиваться - в ней увеличивается число клеток, обладающих максимальной реактивностью к важным для человека звукам и музыкальным тонам, что влияет на дальнейшую переработку музыкальной информации во вторичных слуховых областях коры и слуховых ассоциативных зонах, где происходит переработка более сложных музыкальных характеристик (гармонии, мелодии и ритма).

Когда музыкант играет на инструменте, активность моторной коры, мозжечка и других структур мозга, участвующих в планировании и осуществлении специфических, точно выверенных во времени движений, возрастает.
--------------------------------------------------------------------------------

Гипотезу подтвердил случай другого известного музыканта. После перенесенного в 1953 г. инсульта русский композитор Виссарион Шебалин оказался парализован и перестал понимать речь, но до самой смерти, последовавшей через 10 лет, сохранил способность к сочинительству. Таким образом, предположение о независимой переработке музыкальной и речевой информации оказалось верным.

Впрочем, более поздние исследования внесли коррективы, связанные с двумя общими особенностями музыки и языка: обе психические функции являются средством общения и обладают синтаксисом - набором правил, определяющих надлежащее соединение элементов (нот и слов, соответственно).

Также мы получили полное представление о том, как головной мозг реагирует на музыку. Слуховая система, как и все прочие сенсорные системы организма, имеет иерархическую организацию. Она состоит из цепочки центров, которые перерабатывают нервные сигналы, направляющиеся из уха в высший отдел слухового анализатора - слуховую кору. Переработка звуков (например, музыкальных тонов) начинается во внутреннем ухе (улитке), сортирующем сложные звуки (издаваемые, например, скрипкой) на составляющие элементарные частоты. Затем по волокнам слухового нерва, настроенным на разную частоту, улитка посылает информацию в виде последовательности нейронных разрядов (импульсов) в головной мозг. В итоге они достигают слуховой коры в височных долях мозга, где каждая клетка реагирует на звуки определенной частоты. Кривые частотной настройки соседних клеток перекрываются, т.е. разрывы между ними отсутствуют, и на поверхности слуховой коры формируется частотная карта звуков.

Реакции головного мозга на музыку гораздо сложнее. Музыка состоит из последовательности нот, и ее восприятие зависит от способности мозга улавливать взаимосвязь между звуками. Многие его области участвуют в переработке различных компонентов музыки. Возьмем, например, тон, включающий в себя как частотные составляющие, так и громкость звука. Одно время исследователи считали, что клетки, настроенные на определенную частоту, "услышав" ее, всегда реагируют одинаково.

ПЕРЕНАСТРОЙКА МОЗГА
Каждая клетка мозга реагирует на определенную высоту (частоту) звука (а). Когда какой-либо тон приобретает для животного особую значимость, первоначальная настройка клеток изменяется (b). В результате участвует более обширная область мозга (с).

Изображение Изображение Изображение

Изображение

Но в конце 1980-х гг. Томас Маккена (Thomas M. McKenna) и автор настоящей статьи подвергли это представление сомнению. В те годы мы изучали реакции головного мозга на звуковые контуры - комплексы звуков увеличивающейся или уменьшающейся высоты, которые составляют основу любой мелодии. Мы сконструировали мелодии, состоящие из различных контуров, используя пять одинаковых тонов, а затем зарегистрировали реакции одиночных нейронов слуховой коры кошки. Было обнаружено, что реакции клеток (число разрядов) зависели от положения данного тона в мелодии: нейроны могли разряжаться более интенсивно, если тону предшествовали другие тоны, чем когда он был первым в мелодии. Кроме того, на один и тот же тон клетки реагировали по-разному, в зависимости от того, был ли он частью восходящего контура (в котором высота звуков увеличивалась) или нисходящего. Это указывает на большое значение паттерна мелодии: переработка информации в слуховой системе существенно отличается от простой ретрансляции звуков в телефоне или стереосистеме.

Реакции мозга на музыку зависят также от опыта и подготовленности слушателя. Они могут меняться даже под влиянием кратковременного обучения. Так, например, еще 10 лет назад ученые считали, что каждая клетка слуховой коры раз и навсегда настроена на определенные характеристики звука. Однако оказалось, что настройка клеток может меняться: некоторые нейроны становятся сверхчувствительными к звукам, привлекающим внимание животных и хранящимся у них в памяти.

В 1990-х гг. Йон Бейкин (Jon S. Bakin), Жан-Марк Идлайн (Jean-Marc Edeline) и я провели опыт, в котором попытались выяснить, изменяется ли у животного базовая организация слуховой коры, когда оно начинает понимать, что какой-то определенный тон для него важен. Вначале мы предлагали морским свинкам множество разнообразных тонов и регистрировали ответы нейронов, чтобы определить, какие из них вызывают максимальные реакции клеток. Затем мы обучали животных воспринимать определенный тон как сигнал, предшествующий болевому раздражению лап слабым электрическим током. Условный рефлекс вырабатывался у морских свинок через несколько минут. После этого мы снова определяли силу нейронных ответов непосредственно после обучения и некоторое время (до двух месяцев) спустя. Было обнаружено, что настройка нейронов изменилась, сместившись в область частот сигнального тона. Таким образом, мы выяснили, что обучение вызывает перенастройку мозга, в результате которой увеличивается число нейронов, отвечающих максимальными реакциями на поведенчески значимые звуки. Процесс охватывает всю слуховую кору, переиначивая частотную карту так, чтобы переработкой информации о значимых звуках занимались более обширные ее участки. Для того чтобы определить, какие звуковые частоты представляют для животного особую важность, достаточно изучить частотную организацию его слуховой коры.

В 1988 г. Рей Долан (Ray Dolan) из Лондонского университетского колледжа провел аналогичное исследование с людьми: их обучали придавать особую значимость одному из предъявляемых тонов. Было установлено, что это вызывает у испытуемых точно такой же сдвиг частотной настройки нейронов, что и у животных. Долгосрочные эффекты обучения за счет нейронной перенастройки помогают, к примеру, объяснить, почему мы так быстро распознаем знакомую мелодию в шумной комнате и почему люди, страдающие потерей памяти вследствие болезни Альцгеймера и других нейродегенеративных заболеваний, способны вспоминать музыку, которую они запомнили в далеком прошлом.

Музыкально одаренный мозг

Подобно тому, как кратковременное обучение увеличивает число нейронов, реагирующих на звук, длительное обучение усиливает реакции нервных клеток и даже вызывает физические изменения в мозге. Реакции головного мозга профессиональных музыкантов существенно отличаются от реакций немузыкантов, а некоторые области их мозга развиты чрезмерно.

В 1998 г. Христо Пантев (Christo Pantev) из Мюнстерского университета в Германии показал, что, когда музыканты слушают фортепианную игру, площадь слуховых зон, реагирующих на музыку, у них на 25% больше, чем у немузыкантов. Исследования детей также подтверждают предположение, что ранний музыкальный опыт облегчает "музыкальное" развитие мозга. В 2004 г. Антуан Шахин (Antoine Shahin), Ларри Робертс (Larry E. Roberts) и Лорел Трейнор (Laurel J. Trainor) из Университета Макмастера в Онтарио регистрировали реакции головного мозга 4-5-?летних детей на звуки фортепиано, скрипки и чистые тоны. У ребят, в чьих домах постоянно звучала музыка, выявлена более высокая активность слуховых областей мозга, чем у тех, которые были на три года старше, но музыку слушали мало.

ТЮЛЕНИ И МУЗЫКА
В 1960 году во время плавания в Японском море наш корабль - малый рыболовецкий тральщик - стоял на рейде метрах в ста от берега одного из островов Малых Курил. Море было удивительно спокойным, а день - солнечным и тихим. Я вышел на палубу и увидел, что на расстоянии нескольких метров, высунув из воды забавные мордочки, на меня внимательно смотрят несколько небольших тюленей. Я спросил боцмана, что их так привлекает.
- Да они музыку слушают!
Действительно, по громкой связи звучала несложная мелодия. Боцман зашел в рубку и вырубил звук. Зверьки огорченно завертели головами и уплыли. Но стоило включить музыку, как они вернулись. Я навсегда запомнил их выразительный взгляд, ушки на макушке, усы и то, с каким вниманием они слушали нашу, человеческую музыку. Ее я, правда, вспомнить не могу.

С.П. Капица


Как сообщил в 2002 г. Питер Шнейдер (Peter Schneider) из Гейдельбергского университета в Германии, объем слуховой коры у музыкантов на 30% больше, чем у людей, не имеющих отношения к музыке. Кроме того, у них бoльшая площадь мозга вовлечена в управление движениями пальцев, необходимыми для игры на различных инструментах. В 1995 г. Томас Элберт (Thomas Elbert) из Констанцского университета (Германия) сообщил, что площадь мозговых зон, получающих сенсорные ходы от указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца левой руки у скрипачей, была значительно больше, чем у немузыкантов (именно эти пальцы и совершают быстрые и сложные движения во время игры на инструменте). С другой стороны, ученые не выявили никакого увеличения площади корковых зон, получающих входы от правой руки, в которой музыкант держит смычок и пальцы которой не совершают особых движений. И, наконец, в 2001 г. было выявлено, что головной мозг трубачей генерирует ответы повышенной амплитуды только на звуки трубы, но не скрипки или фортепиано.

Ода радости или печали?

Исследователи изучают не только переработку мозгом "акустической" составляющей музыки, но и процессы, благодаря которым она эмоционально воздействует на людей. В одной из таких работ было показано, что физические реакции на музыку (в виде мурашек, слез, смеха и т.д.) возникают у 80% взрослых людей. Согласно данным опроса, проведенного в 1995 г. Яаком Пэнксеппом (Jaak Panksepp) из Университета в г. Боулинг-Грин, 70% из нескольких сотен опрошенных сказали, что они наслаждаются музыкой, "потому что она порождает эмоции и чувства".

ПРИРОЖДЕННЫЕ МУЗЫКАНТЫ

http://www.sciam.ru/2005/2/img/neyro1.jpg[/right]http://muzuchitel.ru/images/stories/art ... 000033.jpg[/right] Все люди рождаются музыкантами. Чтобы отыскать музыкально одаренного ребенка, далеко ходить не надо - достаточно взглянуть на любого малыша. Задолго до того, как он начинает понимать и произносить первые слова, у него возникают отчетливые реакции на музыку. Вот почему многие родители инстинктивно предпочитают общаться со своими детьми с помощью мелодий.

Исследование, проведенное в 1999 г. в Йоркском университете в Торонто, показало, что и белые, и индейские матери напевали одну и ту же песенку в двух ситуациях - в присутствии и в отсутствие своего ребенка. Затем оба варианты записей проигрывали другим родителям, и те точно определяли, при каких обстоятельствах напевала мать (независимо от того, исполнялась ли песня на их родном или чужом языке).

Откуда же мы знаем, что младенцы понимают музыку, если они даже не умеют разговаривать? Мы определяем это с помощью объективной оценки их поведения. Например, ребенок сидит на коленях у матери. Слева и справа находятся две колонки, а рядом с ними - ящики из прозрачного пластика. Обычно ящики темные, но когда малыш поворачивает голову к одному из них, в нем загорается свет и начинает двигаться игрушечная собачка или обезьянка. Во время эксперимента исследователь, чтобы отвлечь внимание ребенка от ящиков, манипулирует перед ним различными предметами. Музыкальный стимул (тон и мелодия) появляется из одной колонки. Время от времени экспериментатор нажимает спрятанную кнопку, изменяющую характер стимула. Если малыш замечает разницу в звучании стимула и поворачивает голову к колонке, он получает вознаграждение - вид движущейся игрушки.

Опыты показывают, что младенцы выявляют различия между двумя близкими по звучанию тонами не хуже взрослых. Кроме того, малыши замечают изменения как темпа (скорость воспроизведения) музыки, так и ритма и тональности. Кроме того, недавно обнаружили, что 2-6-месячные дети предпочитают созвучия-консонансы диссонансам. Музыкальное образование ребенка начинается еще раньше - в материнском чреве.

--------------------------------------------------------------------------------

До недавнего времени механизмы таких реакций оставались для ученых загадкой. Однако исследование больной, страдающей двус?торонним повреждением височных долей, затронувшим и области слуховой коры, подсказало ответ на мучивший нас вопрос. У пациентки сохранился нормальный интеллект и общая память, не возникает никаких трудностей с языком и речью. Но музыку (будь то старые и прежде хорошо известные ей произведения или же новые, только что прослушанные) она не узнает. Девушка не способна различить и две мелодии, какими бы разными они ни были. И тем не менее у нее наблюдаются нормальные эмоциональные реакции на музыку разных жанров, а ее способность отождествлять эмоции с настроением музыкального произведения абсолютно адекватна. Мы предположили, что височные доли мозга необходимы для понимания мелодии, но не для возникновения соответствующей эмоциональной реакции, в развитии которой участвуют как подкорковые структуры, так и лобные доли коры.

В 2001 г. Анна Блад (Anne Blood) из Университета Макгилла попыталась выявить области мозга, участвующие в развитии эмоциональных реакций на музыку. В исследовании использовались слабые эмоциональные раздражители, связанные с реакциями людей на консонансы и диссонансы. К созвучиям-консонансам относятся такие музыкальные интервалы или аккорды, для которых характерно простое соотношение частот составляющих их звуков. В качестве примера можно привести до первой октавы (частотой примерно 260 Гц) и соль той же октавы (частотой около 390 Гц). Соотношение тонов составляет 2:3, что при одновременном их воспроизведении порождает приятное для слуха созвучие. Напротив, до первой октавы и соседний до-диез (частотой 277 Гц) дают сложное соотношение частот, составляющее 8:9, и при одновременном звучании воспринимаются как неприятный аккорд.

Изображение
Этой костяной флейте, найденной во Франции, по меньшей мере 32 тыс. лет: люди сочиняли и исполняли музыку с тех пор, как зародилась культура.


--------------------------------------------------------------------------------

Как реагирует на благозвучные и неблагозвучные сочетания тонов головной мозг? Его изображения, полученные с помощью позитронно-эмиссионной томографии во время прослушивания испытуемыми созвучий-консонансов и диссонансов, показали, что в развитии эмоциональных реакций участвуют различные области. Аккорды-консонансы активизировали орбитоф?ронтальную область коры (часть мозговой системы вознаграждения) правого полушария, а также часть области, расположенной под мозолистым телом. Аккорды-диссонансы вызывали активизацию правой парагиппокампальной извилины. Таким образом, в развитии эмоциональных переживаний, связанных с восприятием музыки, принимают участие две различные системы мозговых структур. Ученые раскрыли еще одну тайну, связанную с восприятием музыки. Когда они сканировали головной мозг музыкантов, блаженствовавших во время прослушивания мелодий, они обнаружили, что звуки вызывали активизацию ряда тех же самых мозговых систем вознаграждения, которые активизируются и под влиянием вкусной еды, занятий сексом и приема наркотиков.

Полученные данные указывают на то, что восприятие музыки имеет биологическую природу и опосредовано специфической функциональной организацией головного мозга. Ученым совершенно ясно, что различные аспекты переработки музыкальной информации связаны с деятельностью многочисленных мозговых структур, одни из которых обеспечивают восприятие музыки (например, понимание мелодии), а другие опосредуют развитие эмоциональных реакций. { речь идет о связях между полушариями }


--------------------------------------------------------------------------------

ОБ АВТОРЕ:
Норман Уэйнбергер (Norman M. Weinberger) работает на факультете нейробиологии Калифорнийского университета в г. Ирвин. Он основал Центр нейробиологических механизмов обучения и памяти и Компьютерный архив музыкальной и научной информации.

Полушария мозга - левое и правое, а между ними дорожка

Добавлено: 22 авг
доктор Ватсон
Левое и правое полушарие мозга



"Известно, что мозг состоит их больших полушарий: левого и правого. Известно так же, что, если произошло повреждение левого полушария, то правая часть всего тела парализуется, а если повреждено правое, парализуется левая часть тела.

Недавние исследования Калифорнийского университета. Роберта Орнстейна пролили больше света на то, насколько различны виды деятельности, которыми руководят разные полушария.

Отталкиваясь от предположения, что две части мозга биологически одинаковы и скорее могут рассматриваться как два идентичных мозга, работающих в полном согласии, чем как один мозг, разделенный на две части, профессор Орнстейн решил выявить, какими интеллектуальными и физическими видами деятельности руководит каждая из его отдельных половин.

http://www.pinktentacle.com/images/brain_1.jpg[/right] Разместив специальные датчики для измерения мозговых волн на некоторых из своих студентов, он попросил их выполнить различные умственные задачи. Задания, например, состояли в том, чтобы дополнить числовой ряд, написать стандартное письмо, или сочинение, разместить цветные кубики, логически проанализировать что-то, помечтать. Все время, на протяжении которого выполнялись эти действия, профессор измерял параметры волн, излучаемых мозгом каждого из учеников. Его открытие было удивительным и знаменательным. В основном, левое полушарие руководит следующими видами умственной деятельности:

Математика;
Языки;
Логика;
Анализ;
Письмо;
Другие аналогичные виды деятельности,
А правое полушарие руководит различными видами деятельности вида:

Воображение
Восприятие цвета:
Музыка;
Чувство ритма;
Мечтания;
Другие аналогичные виды деятельности.
Ученый также установил: чем в большей степени люди использовали преимущественно одну половину своего мозга, тем соответственно слабее могли использовать другое полушарие в тех ситуациях, где это необходимо.

Изображение
Изображение

Орнстейн обнаружил еще один знаменательный факт: когда "более слабое" их двух полушарий стимулируется и привлекается к работе вместе с более сильным, {то есть, используется качественный нейронный мостик между полушариями} конечным результатом является огромное увеличение всех способностей и эффективности деятельности человека.

Это увеличение было больше, чем предполагал ученый: он ожидал, что, привлекая к деятельности "слабое" полушарие вместе с сильным, он получит результат: 1 полушарие + 1 полушарие = 2 двойное улучшение.

Но результаты опытов показали, что когда одно полушарие добавляется к другому, эффективность возрастает в 5-10 и более раз !.

Открытия Орнстейна имеют особое значение... {Правда Кирюшин это открыл еще раньше!}

--------------------------------------------------------------------------------

"Конфликт внутри человека. Пока он не разрешен там, он не может быть разрешен больше нигде. Политика у тебя внутри; это конфликт между двумя половинами твоего ума.

Между ними очень небольшой мост. Если этот мост разрушается: из-за физиологического дефекта или чего-то в этом роде, - человек становится расщепленным, человек становится двумя людьми, и происходит явление шизофрении или "раздвоения личности". Если мост разрушен - а этот мост очень хрупок, - тогда ты становишься двумя людьми, ведешь себя, как два человека. Утром ты очень любящий, очень милый; вечером ты очень злой, абсолютно другой.

Если этот мост укрепить настолько, что два ума исчезнут и станут одним, возникает интеграция, кристаллизация. То, что Георгий Гурджиев называл "кристаллизацией существа", не что иное, как слияние этих двух частей воедино, встреча мужского и женского внутри, встреча инь и ян, встреча левого и правого, встреча логики и нелогичного, встреча Платона и Аристотеля."
http://www.cerebrum.lt/mozg.html

Изображение


Ученые на пороге разгадки главной тайны мозга

Сто пятьдесят лет назад ученые начали фиксировать функциональные различия полушарий мозга – так началось изучение загадочного явления межполушарной асимметрии.


Межполушарная асимметрия – основная характеристика мозга. У всех людей одно из полушарий мозга доминирует над другим, и человечество делится на две неравные части: левополушарных и правополушарных.

Первых больше в западных странах, вторых – на Востоке и в Африке. На планете как бы существуют два огромных народа, по-разному воспринимающие реальность и часто не понимающие друг друга.

Ученые полагают, что эволюционный путь к человеку начался с появлением функционально различий полушарий.
Впервые на «эволюционной лестнице» этот феномен отмечается у рыб. И чем выше стоит живое существо, тем ярче межполушарная асимметрия. Венец межполушарной асимметрии – Homo sapiens.

Как утверждают исследователи, асимметрия связана с оптимизацией процесса принятия решений. Другими словами, самец должен четко знать, как защитить свое потомство и, в случае опасности, мгновенно решить, что для этого сделать.

Полушария по-разному обрабатывают информацию, поступающую из внешнего мира. Левое отвечает за аналитическое мышление; люди с доминирующим левым полушарием, как правило, рациональны, расчетливы и, что называется, не поддаются власти эмоций. Пишут они правой рукой.

Правополушарные обладают образным мышлением, им свойственно не аналитическое целостное восприятие мира. Как вы уже, наверное, догадались, в их число попадают пишущие левой рукой. Но не только они, потому что, сколько природного левшу ни переучивай писать правой рукой, его правое полушарие все равно останется доминирующим. Асимметричная организация мозга прослеживаются на различных уровнях: от молекулярного до поведенческого. Природный левша никогда не превратится в правшу и наоборот – так решила сама природа.

Нельзя воспринимать асимметрию буквально. Каждое решение принимается обоими полушариями совместно, между ними проходят миллионы информационных каналов. Просто в общем решении содержится разный вклад полушарий.
...
Межполушарная асимметрия человеческого мозга , ни больше ни меньше – основа устойчивости системы мышления.
...
Как определить доминирующее полушарие? Для этого есть несколько простых тестов. Сложите ладони в «замок», и если сверху окажется большой палец правой руки, скорее всего, вы правша. То же самое можно проделать с «позой Наполеона» – скрестите руки на груди. Если правая рука окажется над левой, вы точно правша. В случае доминирования правого полушария выше должна оказаться левая рука. Еще лучше, не делать эти тесты осознанно, а попросить знакомых подсмотреть, как вы обычно складываете руки или ладони.
...
Самые характерные представители левополушарного мира – европейские культуры (левшей там не более 12% от всего населения). Особенно германская, где рациональность и логика столетиями являются основой существования нации. Исключение составляют Британские острова. Вообще, у островных народов – англичан, ирландцев или японцев – правополушарных людей всегда много. Американская цивилизация оказалась более терпимой к левшам. Может, сказалась генетическая связь с Англией, а может, молодая культура подсознательно понимала важность включения в социальное пространство «других людей».

Ученые выяснили, как наркотик действует на мозг


Новое исследование, проведенное неврологами Питтсбургского университета в США, показало, что у кокаинистов нарушаются связи между предлобной долей коры головного мозга, гиппокампусом и прилежащим ядром. Первая область отвечает за обучение, память и обработку информации. Вторая — за эмоции и удовольствие. {то есть ломается мостик , связи межу полушариями}


Как правило, между этими регионами поддерживается баланс в плане обмена информации, тем самым обеспечивается «гибкость мышления» и подстройка поведения под изменяющиеся ситуации. Однако у наркоманов эти связи нарушены, и каёмчатая система, в которой располагается прилежащее ядро, оказывается слишком стимулированной.

«Это может объяснить, почему кокаинисты ориентированы исключительно на поиск удовольствия, и испытывают крайние затруднения в плане принятия решений.
...
Опыты проводились на крысах. Группе крыс в течение некоторого времени стимулировали электричеством указанные регионы мозга с целью изучить процесс обмена информации между ними. После введения кокаина оказалось, что нормальные связи в мозге нарушились, и что нейроны в области прилежащего ядра стали гиперактивными.

В дальнейшем половине крыс регулярно давали кокаин в течение нескольких дней, в то время как второй половине его не давали вовсе. Всех грызунов из опытной группы поместили в Т-образный лабиринт, где, в соответствии с условным сигналом, им приходилось решать, в какую сторону поворачивать, чтобы получить пищу.

Вначале крысы, получавшие кокаин, очень быстро усвоили правила игры, и до пищи добирались первыми. Однако, когда правила поменялись, крысы, не получавшие наркотика, разбирались в ситуации гораздо быстрее, поскольку кокаин их навыки к обучению не притуплял. http://www.beseder.co.il/uchenyie-vyiya ... et-na-mozg


Изображение

Опыты с „расщепленным мозгом“, проведенные Р. Сперри и показали, что с помощью электрошока или снотворного, вводимого в сонную артерию, можно отключить одно или другое полушарие головного мозга. Если отключается правое полушарие, то человека охватывает эйфория. Он становится возбужден, весел, говорлив, импульсивен и беззаботен. Но если отключается левое полушарие, то возникает депрессивное настроение, мир окрашивается в черный цвет.


Интересно: Попытайтесь назвать ЦВЕТ каждого слова, а не само слово.

Конфликт правого и левого полушарий мозга.
Правое полушарие пытается сказать цвет, а левое настаивает на произношении самого слова

Изображение

Правое полушарие мозга – распознает цвета, левое – читает. В этом упражнении происходит балансировка полушарий и тренировка их взаимодействия.

Изображение

Рис 3. Ассиметричный иудейский семисвечник. Его правая половина символизирует особенности функций правого полушария (4 ветви, змея, женщина, левша). Левая половина – особенности функций левого полушария (3 ветви, муж, правша).

сложная и непонятная статья: http://www.smolensk.ru/user/sgma/MMORPH ... skiy-2.htm
с форума Климова...Это называется системным мышлением. Мало кто им обладает. Нужно достичь определённой ступени эволюции. Для такого мышления нужно особое строение мозга. Одинаково хорошо развиты оба полушария и прекрасно развитая система обратных связей между ними СОС. Вот эта часть мозга между полушариями, которая осуществляет СОС, называется наблюдатель. Такой человек всегда как бы видит себя со стороны. Совесть-ступень эволюции. Называется человек разумный разумный или человек мыслящий. Это новый вид. У Диденко он называется неоантроп.

Композитор Владимир Дашкевич о музыке.

Добавлено: 22 авг
доктор Ватсон
Интересен взгляд современного композитора , вы его произведения хорошо
знаете по фильмам - Зимняя вишня, Шерлок Холмс, Бумбараш. Он не ученый а гуманитарий, но тоже догадывается о связях между попсой и зомбированием.


Владимир ДАШКЕВИЧ:
Русская попса в отличие от мировой на 95% минорна. В миноре легче сочинять

...
— Что же в начале было, по мнению музыканта, слово или музыка?
— Поскольку я разрабатывал теорию интонации, скажу тебе честно: в начале была интонация. Сигнал, передающий тревогу, — эмоциональный диалог со средой. Сила интонации в непроизвольности. Тебе на голову падает кирпич — и ты?..
— Кричу: «Ах!», потом — умираю.
— Не успеваешь даже подумать: «Скажу-ка я: «Ах». Это предупреждение остальным. Музыка — тоже в каком-то смысле предупреждение. Композитор комбинирует интонации.

http://psy.tom.ru/psy/image/music_collage.jpg[/left] Существуют разработки известного английского невропатолога Джексона, установившего, что музыка сидит у нас в правом полушарии, а слово — в левом. Если у больного поражение при инсульте левого полушария, он сохраняет возможность связно говорить. Но речь лишается окраски. Он не интонирует.
Вот у Альфреда Шнитке был особый случай. Левосторонний инсульт, а поскольку он левша, то не потерял и дара речи, и музыкальных способностей. У него слово оказалось перемещенным в правую часть. Интересно, что правое, так называемое реликтовое полушарие, развилось лет на миллион раньше, чем левое.

Благодаря реликтовому полушарию Владимира Дашкевича наши сердца начинают стучать в такт его музыке: сбиваясь с маршеобразных торжественных аккордов «Шерлок Холмса» на синкопированное трагическое шутовство «Бумбараша», замирая в легато лирических тем к «Зимней вишне», «Вору», «Слуге».


— Не кажется ли тебе, что серьезная музыка медленно истекает из нашей жизни? Не будем углубляться во времена, когда Верди сапожники распевали на улицах — в моем детстве все подружки после уроков бегали в музыкалку, в школе распространяли абонементы «Классика — юным», музыка звучала по радио, телевидению, на уроках пения. Сегодня слушать классику уже не престижно...
— Это все-таки контекст российской жизни. Во всем мире престиж классической музыки растет, выходит за пределы концертных залов. Ни в одном приличном ресторане Европы ты не услышишь попсы. Только классика.
— Что там в ресторане, Вивальди в Америке называют музыкой для лифта.
— Люди достаточно богатые понимают, что культура необходима, без культуры они не уберегут свое богатство и мир погрузится в хаос. Когда «Дженерал Моторс» протежирует симфоническому оркестру — это престижно. Коммерческая попса интересует один социальный слой, точнее возраст. Она для тинейджеров.
— А наше общество инфантилизируется на глазах. Подтверждением тому — ласковомайская музыка, льющаяся на голову с утра до вечера.
— Конечно, Россия — классически инфантильная страна. Что такое инфантилизм? Социальная безответственность. В музыке это очевидно. Нелепо и глупо, когда 45-летние мужчины и женщины танцуют под музыку тинейджеров. Кроме того, особенности русской попсы чреваты серьезными психологическими неприятностями. Русская попса в отличие от мировой на 95% минорна (в миноре легче сочинять). Что такое минор? Знак неудачи. Беды.
— Но музыка и не может не отражать психологического состояния общества?
Она же и программирует психологию неудачника: когда люди нон-стопом глотают дозы пессимизма, впитывая разрушительную программу как наркотик. Минор и мажор должны быть сбалансированы. Можно сказать, что у газмановых, шуфутинских и прочих киркоровых мажора почти нет. Заметим, что в рекламе, программирующей подсознание, минора не услышишь. Некому заботиться о душевной гигиене.
— Когда-то музыка помогала не только строить, но и выживать. Как сегодня складываются ее отношения с обществом?
— В XIX веке слушание музыки протекало в атмосфере священнодействия. Умение музицировать дарило привилегированное положение в обществе. Когда музыка стала тиражироваться, она проникла в недозволенные поры человеческой психики. Скажем, приезжаю на какой-нибудь фестиваль, иду в столовую. Громко звучит отвратительная музыка. Кроме меня, никого. Прошу выключить. Черта с два. Оказывается, это не для посетителей, а для поваров. Музыка превратилась в наркотик.
— Можно ли говорить всерьез об утерянном нами праве на тишину?
— Несомненно. Эта потеря невосполнима. Звукошумовой фон всюду: в машине, на огороде, из соседских окон. Считаю, что надо вводить закон о праве человека слушать или не слушать музыку. Я не хочу слушать твою музыку и имею на это право. У нас совковые традиции. Если праздник — врубаются колонки, да еще на подоконнике. Такой же элемент насилия над личностью, как остальные. Но этого, заметь, никто не слышит. Россия сегодня — классическая страна глухих. Ее идолы — люди с плохим слухом, фальшиво поющие.
— Значит, наша страна заслуживает тот гимн, который имеет?
— Это скорее политическая игра. Глупо сравнивать Александрова и Глинку. Все равно, что Бетховена с Шаинским. Александров, по большому счету, вообще ведь не был композитором. Как это порой случается, он написал одну хорошую песню «Вставай, страна огромная». На этом его композиторский вклад исчерпан. Музыка Глинки — благородна, в хорошем смысле патриотична. А мелодия Александрова, я вот посчитал, состоит из 64 собачьих лаев — все эти бесконечные затакты. В них интонация агрессивности, страшилки. Зачем это было нужно Сталину — понятно, он хотел пугать. Зачем Путину — непонятно. Кроме некоторого недоумения, других эмоций эта музыка не вызывает.

Про полушария мозга

Добавлено: 15 окт
фрейд
Левое и правое полушария

Наш головной мозг состоит из двух половинок – левого и правого полушарий. Как установила наука, эти полушария специализируются на решении совершенно разных задач и выполняют взаимодополняющие функции. Левое полушарие ориентировано и специализируется на восприятии только трехмерного пространства, воспринимает тот мир, в котором мы живем. Связанное с ним Сознание помогает нам воспринимать, осознавать этот мир и творить в нем. Оно воспринимает речь, слова.

Но процессы, происходящие в мире, левое полушарие не способно воспринимать целиком, поэтому оно дифференцирует их, делит на составные части. Свой ресурс в этом отношении левое полушарие целиком и полностью исчерпало: все, что можно было поделить – уже поделено. Все наше восприятие и жизнь направлены на развитие левого полушария, поэтому мы отлично умеем все расчленять, препарировать и разделять.

Но эти дискретные величины мы не умеем объединять. Потому что левое полушарие не наделено такой функцией от Природы, и научить его этому нельзя! А значит, мы не можем предвидеть и понять, к каким последствиям приведут нас те или иные наши действия (в том числе – и пренебрежительное отношение к данной информации).

Вспомните, кому в Библии принадлежит роль дифференциатора, чей девиз: «Разделяй и властвуй!»? А сейчас ответьте сами себе, чьим орудием мы являемся, развивая в себе только левое полушарие? Конечно же, не Бога! Дискретное мышление присуще нам, и это в нас – от лукавого.

Но совершенно недостаточно только констатировать факт и соглашаться с этой точкой зрения. Это надо принять как руководство к действию и поменять свои ориентиры, развернувшись на 180 градусов. Как показала практика, сделать это непросто, так как путь к победе лежит через борьбу с самим собой, с неспособностью отключать свое левое полушарие, одновременно включая правое.

Этим надо заниматься серьезно и регулярно. Люди настолько втянуты в миражи дискретного мира, что не имеют ни времени, ни желания на какие-либо занятия над собой. Плачевно? Да, потому что никто, кроме вас самих, не спасет ни вас, ни ваших детей! И не потому, что не хотят помочь из-за скверного характера, а потому, что не могут: никто не имеет права вмешиваться в ваш Выбор!


Функция правого полушария

Правое полушарие ориентировано на восприятие многомерного пространства, на формирование в Сознании единой, целостной, абстрактной картины Мира. Именно оно дает возможность объединить разрозненные, дискретные понятия и представления, сложить общую, единую картину Мира. Оно позволяет предусмотреть и предугадать последствия тех или иных действий; увидеть целостную картину всех мировых процессов в их органической взаимосвязи; дает возможность творчески реализовать себя, предугадывать, предвосхищать и формировать будущее, с желаемым результатом; расширять диапазон осознания, раскрыв в себе богоподобные возможности и способности. Только через развитие правого полушария человек способен достичь совершенного здоровья, бессмертия и совершать все те чудеса, на которые способны йоги, маги и волшебники.

Активность правого полушария присуща всем людям от рождения. Однако, начиная с раннего детства, его активность блокируется всем воспитательным процессом, потому что характер воздействия на детей их правого полушария не воспринимается людьми с активным левым полушарием. Таким ребенком трудно управлять, а значит, его надо гнуть, ломая «через колено», чтобы был как все! Сверхзадача материального мира – заглушить активность правого полушария вместе с его владельцем, невзирая на то, кем он нам приходится, и чем это, в конце концов, для человека обернется. Нет человека – нет проблемы!

Наука пришла к выводу, что человек может творчески реализовать себя, выполнив свою миссию только лишь при равноценной и взаимодополняющей работе обоих полушарий. Но нашей цивилизацией эти навыки утрачены, целиком и полностью! Осваивать их придется заново. Процесс этот выглядит так: правое полушарие воспринимает информацию извне, отображает ее в образе и передает его левому (на реализацию). Левое полушарие не способно целиком воспринимать процессы, происходящие в Мире, поэтому вынуждено дифференцировать, делить образ на части. Умение человека включить в работу свой головной мозг полностью, при равноценном участии правого и левого полушарий – залог успеха и благополучия во всех аспектах Бытия, залог безупречного здоровья и бесконечно долгой Жизни! Такой человек в своем единении с окружающей Природой, с Миром и Жизнью гармоничен как внутренне, так и внешне.

взято отсюда http://www.om3.org/russian/main.htm
ресурс странный, на главной странице алиенский глаз, наверное это очередная секта для лохов, но про полушария мозга неплохо написано.

Изображение

ИСЦЕЛЯЮЩАЯ МУЗЫКА интервью с дирижёром А. Полетаевым

Добавлено: 15 дек
марина_b
: ИСЦЕЛЯЮЩАЯ МУЗЫКА


http://www.perunica.ru/uploads/posts/20 ... letaev.jpg[/right]

Это интервью журналиста М. Дмитрука с А. Полетаевым из журнала "СВЕТ, природа и человек" (№5,1005 г) который теперь уже ЗАКРЫЛИ, как и всё позитивное. Статью пришлось сократить (в интернете её нет, пришлось набрать, но сократить), она намного больше и очень интересная. Кто заинтересовался - найдите в библиотеках и прочтите, не пожалеете.

Руководитель Центра славянской музыки Государственного академического концертного оркестра «Боян», народный артист СССР и России профессор Анатолий Полетаев:




«Многим моё заявление, наверное, покажется неожиданным, но в последние годы оружием массового уничтожения стала… музыка. Конечно, не вся, а та, на которую нас погружает Запад. Эта отравленная музыка разрушает здоровье души и тела. Музыку превратили в наркотик, без которого не могут обойтись многие молодые люди. Некоторые из них даже понимают, что их убивают музыкой, однако, всё равно не могут оторваться от неё.

Люди становятся зависимы от звукового наркотика точно также, как и от химического. Их организм требует отравленной музыки. Не от хорошей жизни беснуются они на дискотеках. Их возбуждённое состояние само по себе создаёт мощное биополе, оно служит энергетическим допингом. Но главная причина в том, что людей обрабатывают особыми звуковыми схемами, подавляющими волю и интеллект, вводящими в гипнотическое состояние, когда человек становится послушным исполнителем злой воли. Ребята от 15 до 30 лет буквально за 2-3 часа зомбируются этой музыкой настолько, что становятся готовыми колоться, насиловать, убивать.

Сейчас уже не нужны изощрённые методы обработки психики, которые испытывали на меломанах десятки лет назад. Молодёжь зомбируют более простыми методами, например ритмами. Одной музыкой можно исцелять, а другой – убивать.

Приведу позитивный пример, о нём хорошо знают специалисты: ни одна медицинская школа не лечит эпилепсию, потому что не знает природу этой болезни. Но люди избавляются от неё… слушая ре-мажорную сонату Моцарта для фортепьяно. Обнаружив такой неожиданный эффект, медики и музыканты исследовали огромное количество произведений разных композиторов, но ничего подобного больше не нашли. Только соната Моцарта останавливает приступы и прекращает эпилепсию. Лаборатории США и Великобритании несколько лет изучают этот феномен и не находят ему объяснение.

А причина здесь, очевидно, в том., что звуковые формулы – ритмические и гармонические – несут информацию, которая воздействует на гены клетки, весь организм, изменяют их, дают ресурс для восстановления и борьбы со своими противниками.

У растений нет психики, но они реагируют на музыку подобно людям. Лабораторные исследования показали, что одни виды музыки угнетают растения, а другие – вызывают их цветение. Но улавливать разницу они могут только на клеточном уровне.

Молодёжи навязывают патологическую музыку. Дети с 15 лет созревают в половом отношении, а их старательно обрабатывают сексуальными ритмами. Они привыкают к звуковым формулам разврата, «давят на педаль» инстинкта.

Музыка – важнейшая форма воспитания человеческой души. Ещё Конфуций говорил, что правильной музыкой можно управлять государством. А в Древней Греции за нарушение музыкальных канонов воспитания души полагалась не ссылка, не темница – смертная казнь! Древние прекрасно знали ценность этих канонов и опасность, которую несёт их нарушение. Тем, кто понимает эту проблему, не дают возможности говорить об этом в СМИ.

Между тем целебную силу народной и классической музыки, которую исполняет наш оркестр «Боян», подтвердили научные исследования. Мы не стремились к этой проверке, но наши слушатели обнаружили её лечебные свойства. Некоторые слушатели приходили больными, а уходили здоровыми. За время концерта высокая температура снижалась до нормальной.

Изображение

Феномен Орфея известен очень давно: музыка снимала агрессию, делала миролюбивыми людей и зверей, использовалась вместо заговоров для лечения больных. За этими мифами и легендами кроется реальная способность музыки лечить тела и души человеческие. А механизм её целебного воздействия сумели расшифровать заинтересовавшиеся нашими результатами специалисты из проблемной лаборатории научного обоснования традиционных методов диагностики и лечения при Минздраве России, которую возглавляет доктор биологических наук Станислав Зенин.

Они пришли к нам со своей методикой. Давно известно, что обычная вода хранит информацию, которую ей передают с помощью звуковых вибраций. Более чем на 80% из неё состоит человеческий организм, поэтому он тоже «записывает» и хранит информацию звуковых вибраций, которыми на него воздействуют. Сотрудники ставили воду в концертном зале, а контрольную держали в другом кабинете. Опыты показали, что на наших концертах вода становилась в прямом смысле слова живой, которой можно было лечить различные недуги. Наиболее сильные целебные свойства почему-то приобретала вода, побывавшая на втором концерте Рахманинова.
Эти и другие исследования позволили учёным выдать нам официальное заключение с печатью Минздрава о лечебном воздействии народной и классической музыки на концертах, или прослушивая их запись. Это было настоящей сенсацией. Впервые в истории исполнительства музыканты получили медицинский сертификат о том, что их произведения целебны.

Мой старый приятель заболел раком. Болезнь быстро прогрессировала. Он таял на глазах, перестал ходить и не мог пошевелиться без боли. Его отправили домой умирать, предупредили жену, что близок летальный исход. Я передал ему через знакомых нашу запись Второго концерта Рахманинова, полагая, что она облегчит его страдания.

Через месяц мне неожиданно позвонил сам больной и рассказал, что с огромным удовольствием слушает концерт по несколько раз в день – и забывает о своём недуге. Через пару месяцев позвонила его жена и с восторгом сообщила, что вопреки прогнозам врачей супруг быстро поправляется, начал ходить. Мы приехали к нему и были поражены происшедшей переменой: недавний «шкелет» оброс мясом, был полон энергии и радости жизни. Но по наивности мы позвонили врачам, его лечившим. Они положили его в больницу, стали его обследовать и снова лечить. Он не знал тогда ещё, что в музыке его спасение и перестал её слушать, болезнь возобновилась с новой силой…

Я убеждён, что настоящая музыка – это нечто неземное. Такую музыку, как и научные законы, не создают, а только открывают. Эта музыка существует вечно. Она существует в природе как тепло и свет. Сейчас же музыкой стали называть любую звуковую среду. Классические формы живут долго, неклассические – гораздо меньше.

На наши концерты приходили и горделивые, снобствующие американцы, которые садились в первом ряду, развалившись, задрав ноги и засунув руки в карманы брюк. Но через несколько минут они меняли позы, опускали ноги на пол, клали ладони на колени и сидели смирно до конца концерта. А потом стояли и долго аплодировали. Ведь мы играли музыку, которая сильнее «першингов».

Возьмите вальс-фантазию Глинки – это же высочайший уровень интеллекта, души, культуры. Это вальс не для ног, а для головы и сердца – тончайшая вещь. И туристы понимали, насколько это отличается от всего, что они видели в России. Ведь отели, рестораны, казино у них во много раз лучше, чем у нас. После посещения наших ужасных туалетов, после общения с официантами, похожими на мародёров, у них создаётся впечатление, что это дикая, варварская страна. И вдруг на нашем концерте они встретились с подлинной красотой, которой у них нет! Западные туристы никак не ожидали, что встретят такое в России.

Мы должны всеми силами препятствовать размыванию нашего генотипа. Слушая русскую классику, наши народные песни, давайте их слушать другим – и народ наш будет непобедим.

Только силу уважают противники. А за слабость никого не любят. Всепрощение и смирение сейчас не для нас – мы и так вымираем. Нам надо собирать силы, чтобы воспротивиться вырождению. И эти силы нам даст музыка великих предков».



источник http://www.perunica.ru/zdrava/3493-isce ... uzyka.html

Долбоёбы - правополушарные? (о связях между полушариями мозга)

Добавлено: 25 ноя
Павлов
Долбоёбы - правополушарные?
Левша - с большой вероятностью ДЛБ?
Иверы - с большой вероятностью левополушарные?

Вопросы для размышления иверологам.
Основные мысли по теме выделены размером.

Кирюшин: новый взгляд на обучение детей музыке
Плюрализм в голове

Как известно, когда Всевышний лепил первого человека, рядом крутился черт. И вот, вложив в черепную коробку два мозговых полушария, Бог аккуратно подвел к каждому из них нервные волокна, причем к левому мозгу – от левой половины тела, а к правому – от правой. Он увлекся работой и не заметил, как протянулась мохнатая рука, вынула Адамовы мозги, развернула на 180 градусов и вставила обратно. В результате все нервы оказались перекрученными: от левого полушария пошли к правой руке, правой ноге, правому глазу и уху, а от правого – ко всему левому. С тех пор мы так и живем: левая половинка мозга управляет правой стороной тела, а правая – левой. Однако на этом фокусы не кончаются.

Во времена мрачного средневековья левши были объявлены чуть ли не исчадиями ада. Стоило инквизиторам почувствовать приближение дьявола, козлами отпущения тут же объявлялись косые, хромые и, конечно, левши. Много их тогда на кострах сгорело. Но даже когда потухли костры инквизиции, подозрительное отношение к левшам осталось. Их переучивали, ввергая из-за этого в стресс. И лишь сейчас общество повернулось к ним лицом.

Несмотря на то что все граждане (за редким исключением) имеют одну фамилию, внутри каждого из нас уживаются два получеловека: правша и левша. Посмотрите на себя в зеркало: правый глаз у вас несколько хитрее и задорнее, а левый – грустнее и серьезнее, уголок правой губы оптимистично задран вверх, а левый пессимистически опущен, правое ухо как бы настороже, зато левое доверчиво распахнуто, как окно в сад.

В начале 40-х годов случилось у нейрохирургов поветрие – лечить эпилепсию путем рассечения мозга на две половинки (напомню,что в норме полушария – сросшиеся, как сиамские близнецы). В результате таких операций на свете возникло несколько десятков людей с расщепленными полушариями.

При послеоперационном обследовании попробовали задавать вопросы правой половине мозга, а ждать ответа – от левой (поскольку именно в левом полушарии сосредоточены центры речи и письма). Достичь этого можно следующим образом: если попросить испытуемого сосредоточить взгляд на точке, расположенной симметрично по отношению к правому и левому полуполям зрения, то предмет, помещенный слева от точки, будет опознан в правом полушарии, а справа – в левом.

И вот показывают правому полушарию пациента чайную ложечку и спрашивают: «Что вы видите?» «Не знаю», – отвечает тот (естественно, через левое полушарие). Неужели в самом деле не знает? Завязывают ему глаза и предлагают выбрать из посудного сервиза то, что он только что видел. Испытуемый на ощупь выбирает… ложечку и начинает помешивать ею чай. «Что вы делаете?» Отвечает: «Рисую». Выходит, левая половина мозга не знает, что делает правая!

А так ли дружно живут половинки мозга у здорового человека? Понимающая речь, говорящая и пишущая левая часть мозга (исключение составляют левши) к тому же знает арифметику, умеет отсчитывать время, любит строить планы на будущее и выдумывать всякие революции. Правый мозг – немой. Но он – «Великий немой», поскольку все, что создано Рафаэлем, Моцартом, Эйзенштейном и т. д., создано благодаря правой гемисфере. Таким образом, утверждение А. Вознесенского, что «человек на 2% состоит из Микеланджело», – явное преуменьшение: в каждом из нас 50% художника и музыканта. А еще правое полушарие – ярый «консерватор», поскольку все его помыслы – в прошлом.

«Чукча не читатель»?

Такой вот «двухпалатный парламент» уживается у каждого из нас под черепной коробкой. Однако две половинки мозга редко придерживаются демократических принципов: обычно одна из них является доминирующей и подавляет способности другой. Доминирование во многом определяется наследственностью, воспитанием и системой образования.

Традиционное европейское образование (в том числе и российское) направлено на развитие и выявление способностей левого мозга. Среди тех, кто не успевает за своими сверстниками в средней школе, 60% составляют абсолютно психически здоровые дети с единственной закавыкой в мозге: у них доминирующим является правое полушарие. Им бы быть охотниками, следопытами, геологами. Там, в лесу или тундре, они со своим мозгом дали бы сто очков вперед любому золотомедалисту. А в школе им приходится осваивать «камчатку» и скучать на уроках алгебры.
Конечно, для школьников это не смертельно – жизнь потом расставляет всех по своим «рабочим местам».


Что не смертельно для отдельных школяров, может быть пагубным для нации, если она бездумно загоняется за парты. Некоторые из северных народов генетически являются правополушарными, и московская система образования им абсолютно противопоказана.

Она, конечно, выявляет среди аборигенов небольшую часть левополушарных, оканчивающих впоследствии вузы и становящихся даже, как принято говорить, гордостью нации. Однако остальную массу народа школьный фильтр заводит в тупик: образование, идущее вразрез с церебральным вектором потребностей человека, губит личность, мозг не может гоняться одновременно за двумя «птицами счастья».

Поэтому одна из мер спасения малых народностей от деградации может заключаться в создании образовательных программ, учитывающих правополушарную организацию мозга учеников (подобные программы существуют, например, в Канаде).

А резерв у правого полушария огромен: некоторые программы, рассчитанные на диалог с художественными наклонностями мозга, способны «вывести в люди» даже детей с синдромом Дауна.

Юмор – всегда справа

Любопытно, что и шабаш американской демократии, спровоцированный амурной шалостью незадачливого президента, имеет правополушарную основу. Согласно некоторым версиям, практикантка Моника Левински не случайно забрела в апартаменты Белого дома, а была внедрена туда спецслужбами. На первый взгляд, операция была спланирована «топорно»: неужели президента надеялись заснять в непотребном виде на подконтрольной ему территории? Логичнее было бы организовать встречу с сексапильной Моникой на каком-либо укромном ранчо. Однако учтено было то, что 42-й президент США – стопроцентный левша. А такие люди и рассуждают и чувствуют одним и тем же полушарием (тем, что справа), в результате чего под напором чувств легко теряют голову. Поэтому, воспламенив в высокопоставленном любовнике страсть, Моника без труда могла подтолкнуть его к самым экстравагантным поступкам: от объятий перед жерлами многочисленных телекамер до завершения известного акта в подол злополучного коктейльного платья.

Истории было угодно свести в одном временном пространстве процесс судебный с процессией траурной, провожающей в последний путь другого, на этот раз гениального «левшу».

На газетной полосе в траурной рамке портрет вполоборота влево. В ту же сторону скошен и взгляд больших темных глаз. Любой психолог отметит: подобная поза характерна для правополушарной, художественной натуры. Композитор Альфред Шнитке был вдвойне правополушарным: мало того, что он сочинял музыку, он и записывал ее левой рукой: то есть справа у него располагались и речевой и музыкальный центры. Меч судьбы, безжалостно опускавшийся на голову музыканта, все время отводился от его гениального ума, сосредоточенного в правой гемисфере: два инсульта в течение десяти лет поражали левый мозг. А музыка лилась и лилась из правого…

Именно благодаря редкой анатомической особенности маэстро, а также небесному ангелу-хранителю, Шнитке буквально на «одном полушарии» написал балет «Пер Гюнт», оперу «Жизнь с идиотом». Кстати, исполняя перед друзьями фрагменты сочинения с таким «жизнерадостным» названием, Шнитке весело смеялся, что изумляло окружающих. А «ларчик» открывался просто: чувство юмора также обитает в правой половинке мозга.
Кстати, о музыке. Кто ходил в походы, знает чувство единения, которое возникает у костра под хорошую песню. Хоровое пение объединяет всех: и право- и левополушарных, поскольку в это время левая половина подсказывает слова, а правая выводит мелодию. Поющий человек перестает быть однополушарным, и большая масса единоличников превращается в единомышленников.

Лидеры часто используют эти законы. Вспомним советские песни, особенно периода «великих строек» и освоения целины: все они, как правило, хорошо поются хором, будь то бытовое застолье либо праздничная демонстрация. Перед тем как развязать вторую мировую войну, фюрер объединял дух Германии совместным поеданием супа на городских площадях, переходящим в хоровое распевание гимнов.

Тонкое дело

Проблема «специализации» полушарий не замыкается на школьных аудиториях, а распространяется и на полушария земные. Как мы уже упоминали, левая половина мозга любит строить планы на будущее: все его помыслы устремлены на день, месяц, год вперед. Правая, напротив, больше живет картинами прошедшего, устоявшегося, традиционного.

А теперь обратимся к ключевому различию между Востоком и Западом: как известно, оно покоится на вероисповедании. Вот христианство. Лейтмотив православных обрядов – ожидание прихода Мессии. Образ Христа – мощный стимул для активизации левого полушария, поскольку повторное явление сына Божьего – событие далекого будущего. В то же время идея Мессии закладывает в мозг установку на некоего лидера, вождя. Вспомним пророческие строки М. Лермонтова:
«Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет…
И зарево окрасит волны рек,-
В тот день явится мощный
человек…»
Как мог юный поэт, не претендующий на роль Нострадамуса, так точно, на восемьдесят с лишним лет вперед угадать алгоритм октябрьского переворота? Да он просто гениально спроецировал подспудные религиозные устремления русского народа на будущее Российской империи.

Итак…
Зачем Природе понадобилось создавать «два в одном»? Не проще ли было, если бы все рождались с одним полушарием и жили себе в мире и согласии?

Дело в том, что благодаря межполушарной асимметрии в мозге формируется вектор поведения. Все наши потребности и хотения зарождаются в правой половине мозга, формируя чувство неудовлетворенности. Однако сами по себе отрицательные эмоции не являются продуктивными. Созидательными они могут стать только в том случае, если нечто будет менять знак эмоции на положительный. Таким «нечто» и является левое полушарие.

В самом деле голодный и нечесаный субъект должен искать закусочную «Жар-пицца» или салон С. Зверева. Но если сами поиски будут вестись на фоне отрицательных эмоций, то, подобно буриданову ослу, бедняга не сможет выбрать меньшее из двух зол: сидишь дома лохматый – плохо, отправился на поиски парикмахерской – тоже плохо…

Подвигнуть личность на поиски может только другой вариант: сидишь – плохо, ищешь — уже лучше. Подобный вектор – «уже лучше» – и зарождается в левой половине мозга во время поисков закусочной или цирюльни. Так два наших полушария и сосуществуют, как ведра на коромысле: вначале перевешивает правое «ведро» с отрицательными эмоциями, затем левое с положительными, затем снова с отрицательными и т. д., пока в результате удовлетворения потребности оба «ведра» не окажутся пустыми. Снова надо идти к «колодцу» – за новой потребностью. И дай бог, чтобы «колодец» не иссяк!

Валерий АЛЕКСАНДРИН.
http://www.vkir.ru/articles/noviy-vzglyad-muziki.html

Re: МУЗЫКА И МОЗГ (о связях между полушариями мозга) Научная статья.

Добавлено: 21 апр
Дмитрий78
Амбидекстрия
Визуальный тест Владимира Пугача на определение доминирующего полушария головного мозга

Автор теста:
психолог Владимир Пугач

Это принципиально новый психофизиологический тест. Данный тест помогает определить, какое из полушарий вашего мозга более активно. Тест показывает Ваше состояние на данный момент. И ещё, вращается в ту или иную сторону не только и не столько картинка, сколько перцептивный образ движущегося пространства, сформированный вашим мозгом.

Особенно это относится к амбидекстрам (лат. ambi — двойной; dextrum — правый). То есть людям, одновременно имеющим правополушарную и левополушарную асимметрию, доминирование в работе головного мозга. Последние годы среди детей с СДВГ по нашим данным обнаруживается значительное количество амбидекстров (в среднем, 37,95%)

Амбидекстры - это особая группа людей, с выдающимися способностями. Достаточно сказать. что таких людей много среди сеидов - прямых потомков Пророка Мухаммада, среди левитов и коэнов, и других выдающихся людей. Например, Владимир Путин - амбидекстр.

Пожалуйста, максимально серьёзно отнеситесь к этому тесту. Его можно время от времени повторять. Я сам это делаю. При доминировании левого полушария, у "логиков" девушка вращается вправо. При доминировании правого полушария, "эйдетиков художественного типа", девушка вдруг начинает вращаться влево. У амбидекстров - при наклоне головы в соответствующую сторону - то вправо, то влево!

Изображение




Изображение

Тест на право-левополушарное мышление

Данный тест показывает Ваше состояние и особенности восприятия движущихся перцептивных (субьективных) пространств, которые перерабатывает и "видит" ваш мозг на данный момент. Особенно это относится к амбидекстрам (лат. ambi — двойной; dextrum — правый). То есть людям, одновременно имеющим правополушарную и левополушарную работу головного мозга.

Амбидекстры и «двурукие»[1], это не одно и тоже, хотя близкие понятия.

Люди могут быть правши-левши:

по движениям глаз,
по ведущему глазу (при стрельбе, например).
А также по аудиальному каналу (к какому уху прикладывают телефонную трубку),
по руке,
по ноге,
повороту оси сердца на электрокардиограмме и т.д.
То есть, скорее всего, Вы - комбинация из этих индивидуальных коммуникативных каналов...

И ещё, обратите внимание, что, как правило, для любой психологической диагностики, специалисты пользуются группой тестов. Например, мы дублируем исследование на "Активациометре" Ю.А. Цигарелли, а также классическими тестами на "право- и леворукость" и т.д.

Тестирование

Устройтесь поудобнее.

Итак, на картинке вы видите силуэт вращающейся фигуры.

1-й этап. Психологическая настройка.

Психологическая настройка вашего мозга длится примерно 2 мин.

2-й этап. Собственно тестирование.

Если фигура устойчиво вращается только по часовой стрелке — значит, у вас доминирует левое полушарие, преобладает левополушарная деятельность мозга. А это логика, счёт, умение говорить и излагать мысли.
Вращение только против часовой стрелки — значит у вас доминирует правое полушарие, и преобладает преимущественно правополушарная деятельность — эйдетика, интуиция, образное мышление, музыкальность, чувство ориентировки в пространстве и времени.
Если же фигура попеременно вращается то в одну, то в другую сторону — это признак амбидекстрии, то есть, работы и правого и левого полушария мозга.
У некоторых такое переключение вращения силуэта происходит при наклоне головы вправо, затем влево, и наоборот.

У других - смена направления вращений отмечается при концентрации взгляда на лице, затем его расфокусировка, и наоборот.

Или, вариант, перевод взгляда примерно на 15 град. влево-вниз - воащается влево. Перевод взгляда на 15 град. вправо-вниз - вращается вправо. (дополнение Стаса Редругина)

Иногда - полезно рукой прикрыть нижнюю часть туловища вращающейся девушки - лучше получается.