Остап Петрикович Маск: Полное разоблачение разработок «гения тысячелетия»

Уголок гойского долбоёба. Разбор и снятие одежд с фальсификаций и дурилок. ДЛБ и деньги понятия несовместимые.
Ответить
Сообщение
Автор
лохотрон
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 02 ноя

Остап Петрикович Маск: Полное разоблачение разработок «гения тысячелетия»

#1 Сообщение лохотрон »

«Не бойтесь, просто дайте денег».
Остап Петрикович Маск: Полное разоблачение разработок «гения тысячелетия»

Остап Петрикович Маск или Илон Мавродиевич Петрик?

Человек не может без веры.

Если её отнять, то он начинает судорожно искать новую точку опоры, веруя во что-то другое.

Этот естественный механизм давно заметили крупные корпорации и теперь монетизация веры — основной способ стимуляции маркетинга и сбыта.

Дело несложное — высмеиванием-враньём убираются традиционные конкуренты в рясах, которые что-то там пищали про духовность, развитие, пользу труда и тому подобное, и подсовывается что-то блестящее, понятное, простое и прикольное. Сразу переносящее самооценку «на уровень выше». Просто надо верить, что этот уровень есть. Что если раньше бухал водку, а теперь ннннакатываешь вискачок 12ти летний — то это развитие. А если раньше была японская машина, а теперь европейская — то новый уровень. «Я встречаюсь с мужчинами, которые могут позволить себе BMW» — пишут на сайтах знакомств; и что такого в плохо замаскированном ценнике, если типовой «мужчина, который может позволить себе BMW», для этого её себе и «позволил»?

До блеска (запатентованного и сертифицированного) эту тему в потреб. секторе довёл Стив Джобс. Не, конечно, всё это было и до него — но довести до секты «Выйдет новый товар компании Х и я его куплю любой ценой, потому что я достоин, потому что это будет новый уровень жизни, господи какое же счастье обладать мечтой» миллионы людей — всё ж надо уметь. Годами «вот новый телефон — это новый уровень в жизни, вот-вот изменится». Что с 1го на 2й, что с 3го на 4й, что с 6го на 6S. Вот-вот изменится, да.

Вложить в цену товара несколько сотен долларов за «Вы покупаете сопричастность к гениальности, к роскоши, часть нашей души, которую мы с дрожью вкладываем в каждый штрих» и тому подобное — выгодно, как выгодна любая торговля воздухом. Энди Таккер продавал «невзрывающийся песок» для керосиновых ламп — что ж, развитие не стоит на месте, теперь продают ощущение сопричастности к невзрывающемуся песку, а из-за горизонта появляется кредитование рисков снижения сбыта ощущения сопричастности, а также страхование этого кредитования.

Одним из эксплуатирующих подобную тему является известный шоумен Илон Петрикович Мавроди, в оригинале «Маск».

Изображение

Вокруг его шоу-программ образовалась достаточно плотная секта верующих, которые малограмотны технически (сейчас таких называют техногиками — т. е. теми, кто интересуется, но не в теме), но активны в части рекламы и пиара. У них есть некий фиксированный перечень постулатов — типа «всё, что делает Маск — успешно и хайтехово» — которые не обсуждаются критически, т. е. вот вообще — поэтому данную секту в последнее время принято показательно чморить. Это несложно, потому что они глупые.

Учитывая то, что память сейчас у людей стала совсем краткой, я заметил, что все фантазии членов данного кружка крутятся вокруг нескольких ключевых тем — что ж, можно свести всё это в одну статью. Показательную — про то, как выгодно имитировать хайтех.

Меня часто обвиняют, что я пишу необъёмные совершенно по масштабу тексты — ОК, в этот раз всё будет относительно компактно и скупо на эпитеты.

Миф про PayPal

Краткая суть: «Один из удачных проектов Маска — то, что он в одиночку создал PayPal»

Факты, однако, куда как прозаичнее.

Компания PayPal создана в декабре 1998, и называлась она тогда Confinity. Изначально компания планировала писать софт для наладонников. Основатели — наш соотечественник, советский еврей Max Levchin, а также Peter Thiel, Luke Nosek и Ken Howery.

PayPal же был придуман внутри Confinity в 1999м как сервис для быстрого перевода денег. Под эту задумку были взяты деньги у инвестора, BlueRun Ventures.


После появления толстого инвестора и по его совету начинается покупка аналогичных стартапов (стандартный ход). И один из таких стартапов — убыточный на тот момент X.com, который хочет быть онлайн-банком. В X.com вложено 10 миллионов баксов, но он сидит в убытках, бизнес не идёт. Там работает И. Маск. Маск приходит в Confinity, рисует ослепительные перспективы, и его стартап покупают в числе пачки других, а его ставят заниматься рекламой-маркетингом.

Изображение

Ещё раз — покупают оптом. Эта методика известна — так, например, работает фирма Cisco, которая за год делает множество поглощений — т. е. рынок просто зачищается от потенциальных «подрастающих» конкурентов, плюс скупаются на корню перспективные наработки. Да, дорого — но что-нибудь да выстрелит — а если так произойдёт, то успешное срочно переименуют в Cisco. Чтобы потом люди восхищались «сколько у них наработок и изобретений». У них — деньги.

Итак, фирму Маска покупают оптом вместе с другой мелочью, а его ставят не на техническую, а рекламную позицию. Сейчас, знаете, есть такая штука — евангелизация технологий — когда технарь подменяется шоуменом (есть, конечно, исключения, но они вымрут естественным путём, т. е. за шоу платят больше, чем за технологии) — вот, тогда такой термин не был раскручен, но суть та же.

По итогам технологии от X.com в пейпале не используются, но долю акций Маск, как руководитель поглощённого предприятия, имеет. Единственный актив — бренд X.com— быстро заминают, потому что после опросов выясняется, что пользователи его не с банком ассоциируют, а с порноресурсом.

И после, когда PayPal поднимается и раскручивается, его уже покупает задорого (полтора миллиарда) eBay. И вот после всего этого долю в PayPal Маск продаёт. За большие деньги — ну так бум доткомов начала нулевых и всё такое.

А теперь сравните это с «Илон Маск в одиночку создал с нуля PayPal, вот это да, что значит — гений, изобретатель, технарь».

Перейдём от недавней, но уже истории, к современности.

Автомобили Tesla

От плотности мифов тут в глазах рябит — всё «уникальное, высокотехнологичное, американское, продвинутое, сверхуспешное» и так далее. Всё, безусловно, придумал и разработал лично Маск.

Изображение

Реальность проще.

Фирма Tesla Motors основана в 2003 году двумя людьми — Martin Eberhard и Marc Tarpenning. Они и придумали концепцию «электрический спорткар». Никакого Маска рядом не было. Маск появился позже, как один из представителей инвесторов. Продукт в этот момент был уже разработан.

За 13 лет (!!!) эволюции Tesla выпустила несколько моделей, различающихся дизайном и салоном. Техническая часть не меняется, своих разработок Тесла не ведёт. В качестве батареек используются китайские элементы 18650, на которых бегает весь китайский электротранспорт — от скутеров до автобусов. Это стандартные элементы на 3.7В, визуально похожие на пальчиковые батарейки. Из них набираются батареи с нужными параметрами — например, у скутеров это блоки по 12 вольт и 12 или 20 ампер-часов (например, такие). Тесла покупает их оптом у Panasonic, а он размещает заказ в Китае.

Своего производства что у Теслы, что у Панасоника — нет. Никаких «специальных секретных батарейных модулей» тоже нет, у Теслы нет патентов, связанных с техническими решениями в части батарейного модуля. Контроллер у батарейного блока разработан в Шеньчжене — и, кстати, по мотивам такого же у китайских электроавтобусов. По сути, Тесла просто покупает то, что придумали и внедрили у себя китайцы, поэтому в части технологий Тесла вечно догоняющая — у неё будут в новой модели те батарейки, которые в скутере за 1200 юаней у китайского продавца лапши уже полгода как работают.

Вот, например, обычное электротакси из Шеньчженя — ни элитарной сверхстоимости, ни пиара. Работает целый день, стоимость проезда небольшая. У него, что удивительно, батарейный блок той же ёмкости, что и у Tesla — на 85 киловатт-часов. Хотя разработан раньше. Видимо, совпадение. И никаких мифов про «уникальную укладку и упаковку батарей, дорогую патентованную», да.


Моторы для Теслы также делаются в Китае — отдельно ротор, отдельно статор, Тесла просто ставит на них свой лейбл (см. http://www.cens.com/cens/html/en/news/n ... 43640.html , «Fukuta Elec. & Mach. Co., Ltd. is the only Taiwanese supplier of the motor on the Model S featuring high-conductivity die-cast copper rotor for higher efficiency, lower power consumption, compact size and lighter weight»). Это «сложное» действие выгодно — оно позволяет «честно» поставить местом производства США, и ввозить моторы по тарифам для комплектующих, а не для готовых изделий (другие пошлины).

Часто, кстати, используемая схема при имитации локального производства — упомянутая выше американская фирма на букву C так в Зеленограде «локализовывала» производство защищённых маршрутизаторов — ввозила маршрутизаторы как комплектующие, а на «месте производства» вставляла в них модуль с поддержкой российской криптографии, и всё сразу волшебным образом превращалось в «локализованное производство российских маршрутизаторов».

За почти полтора десятка лет Тесла понаделала кучу патентов, но все они, если посмотреть, связаны с дизайнерскими или оформительскими решениями. Т. е. рассказы про «двигают науку, вон какая капитализация, всё за счёт уникальных технологий» по факту описывают многочисленные патенты «форма крыла» и «цвет пластика у выдвижной ручки». С этим связана комичная история — в 2014м году, в целях раскрутки и пиара, Маск заявил о том, что «дарит миру все уникальные технологии Теслы». Креативный класс пустил слезу и оставил тысячи комментариев «господи как он велик он наш бог какое счастье жить на одной планете с таким уникальным гением миня аж трисёт до дрожи», и на этом всё закончилось.

Изображение

Ожидалось, видимо, что «ну раз опубликовали такие уникальные патенты, то вот сейчас вал аналогов Тесл начнётся», потому что предполагалось, что это как раз некие Уникальные Технические Патенты — а ничего не произошло, потому что патенты эти, по сути, после публикации дали любому возможность сделать такой же багажник, как у Теслы, или такую же обивку в салоне. В части техники Тесла как была догоняющей, так и осталась — запатентовать китайский движок она не может, свой разработать — тоже. Такой вот «технологический прорыв», да, и «если у них патенты оцениваются в миллиарды, то это значит что они гении».

Это значит лишь то, что некий аудитор прикинул, сколько денег может в теории недополучить фирма, если вдруг из-за появления конкурентов сбыт упадёт, например, до нуля. Получилась огромная (и чисто теоретическая) сумма, эту сумму прикрепили к патенту «дверная ручка с кнопкой прикольной формы», и если кто-то захочет купить этот патент — то он должен заплатить такую вот сумму. Просто никто не хочет, смысла-то нет никакого. Поэтому сумма есть, патент есть, а вот что к технологичности, что к продвинутости — никак не относится, вообще нет связи — что в 1 миллиард ручку эту оценить, что в 100 миллиардов.

Перейдём к вопросам экологичности.

Экологичность сейчас — это такая штука, которая позволяет продать ненужную вещь не просто дорого, а очень дорого. В варианте с Теслой это ещё и повод получать дотации — притом сразу с двух сторон, и на электричество для зарядок, и на машины. Говоря проще, покупая литр бензина в странах, где есть программа спонсирования электрокаров, вы платите за зарядку чужой Теслы.

Первый миф про экологичность Теслы — что её зарядка бесплатна, потому что «на крышах зарядных станций солнечные батареи и поэтому можно просто заряжать машины этой же энергией». У Маска вообще пункт «приляпать на любой рекламный ролик нового чудесного изобретения, существующего только в виде 3D-модели, солнечные батареи.

Будучи приглашённым в местную гонконгскую Теслу на презентацию Model 3 и тест-драйв, я уточнил данный момент в деталях. Всё оказалось просто.

Суперчарджер, который сверхбыстро заряжает батарейку, кушает 120 киловатт. Таких суперчарджеров по 4 штуки на зарядке. Это полмегаватта. Солнечных батарей, чтобы обеспечить круглосуточную возможность отдавать такую мощность (равно как и батарей, которые можно зарядить, а потом от них запитать суперчарджеры, от которых зарядить машины) просто нет, да и можно прикинуть, какую площадь они бы занимали. Зарядки Теслы подключены к обычной городской сети и платят приличные деньги за потребляемое электричество. Схема «заряжаем свои батарейки а потом от них машины» на зарядках не используется, так как невыгодна (!!! — привет «настенной батарейке Тесла», про которую далее) — стоимость солнечных батарей плюс аккумуляторов плюс износ плюс обслуживание плюс потери на зарядке-разрядке делают это «экологичное солнечное электричество» невыгодным даже для самой Теслы.

Бесплатная зарядка же есть с кучей оговорок, которые делают её не бесплатной вообще. Она есть у топовой Model S, которая стоит больше 100К долларов, при этом надо, чтобы машина была на полном официальном сервисном обслуживании (с некислой ценой за нормочас), чтобы ни разу не была в аварии (т. е. поцарапался — всё), и ещё оплачивается хранение и транспортировка батареи. Классика жанра, в общем. Если сесть и посчитать цену машины плюс ТО, то выйдет, что расходы на «бесплатно подзаряжаемую» будут выше, чем у обычных машин.

Можно заряжаться и без суперчарджера, от розетки. Зарядка просит 400V при 32 амперах. Учитывая, что в обычной квартире на входе дай бог 32А автомат стоит, а проводка вообще под 16–25 заточена, заряжаться от «обычной» розетки на 220V просто не выйдет — это будет сверхдолго. Подразумевается, что такая зарядка будет в коттедже, где будет отдельный щиток для этой цели, ну или специальная зарядка на парковке у дома (опять же за деньги). Никакой особой экологичностью тут и не пахнет в итоге.

Изображение

Второй миф про экологичность Теслы — это то, что электрокары снижают выбросы CO2. Нет, выбросы лишь увеличиваются. Разрушение этого мифа крайне опасно для Теслы — во-первых в исследовании по ссылке оказывается, что потребление мощности в рекламе сильно занижается (почти в 2 раза), во-вторых из-за того, что на создание нужного электричества тратится много топлива, теряется смысл «зелёных» дотаций — а без них и так убыточная Тесла будет совсем плохо себя чувствовать. Поэтому идёт массовая кампания «ой да ерунда всё это какая разница главное что не дымит». То, что рядом при этом дымит в 3 раза сильнее ТЭС — умалчивается.

По итогам под маркой Тесла имеем круто распиаренную китайскую электромашину, дорогую в обслуживании. Схема монетизации — «электрический транспорт — это вау-эксклюзив для успешных и неординарных людей, отсюда наценка в сотни процентов за бренд и имидж».

Эксклюзивность, а не инклюзивность, приводит к тому, что априори более дешёвый электротранспорт (в нём банально меньше узлов и компонентов) превращается в фетиш и престижную штучку. Никакого развития, никаких технических прорывов нет — фирме 13 лет, за это время ничего, кроме редизайна, не сделано. Провал 2014го года с «открытием миру уникальных технологий» наглядно показал, что за роскошной дверью Буратино ждал пыльный пустой чулан.

Финансовая сторона вопроса ещё более уныла — несмотря на гос. дотации, несмотря на льготы на электричество для зарядок, несмотря на дотации покупателям машин, Тесла убыточна и работает в минус, тратя деньги инвесторов. Маску не удалось ни совершить технологический прорыв, ни создать финансово состоятельное предприятие.

Перейдём к батарейкам.

Блеск и нищета батареек

Настенная батарейка, которая «экономит», а то и «генерит» электричество — пожалуй, самый лучший детектор «техногиков»- гуманитариев . Я до её появления всё думал — вот для кого этот спам рассылают, типа «экономайзер электричества! просто воткни в прикуриватель!»? Оказывается, типовой потребитель такой чуши — тот самый «продвинутый техногик, фанатик новых технологий», не осиливший школьную физику.

В мае 2015го, чуть более года назад, Маск провёл презентацию настенной батарейки. Суть его идеи была проста — на стену вешается здоровый бесперебойник, через который запитывается весь дом. К бесперебойнику добавляются генерирующие мощности — или ветряк, или солнечные батареи. Они его постоянно подзаряжают, а он хитро следит за абонентами, и когда надо — подпитывается от общей сети, когда нет — копит. Может даже продавать электричество назад в общую сеть. В принципе т. е. может, да. Может покупать электричество, когда оно подешевле, например ночью.

Презентация произвела фурор у жадных инфантильных пожилых детей из офисных кубиклов. Столько «Ну вот теперь Газпрому капец» не было даже тогда, когда ему реально мог бы быть капец.

Что же по факту?

Вся задумка с настенной батарейкой — это попытка дополнительной монетизации отработавших батарей. То есть в батарейном модуле Теслы куча элементов 18650 — они по разному вырабатывают свой ресурс — поэтому имеет смысл как-то разукомплектовывать эти блоки и куда-то девать батарейки, к примеру, половинной ёмкости (которые потеряли после 2500 циклов свои 20%, а потом ещё 20%, например). Так как Тесла батарейки не производит, то это единственная возможность откуда-то взять много и дешевых «почти работающих» элементов 18650 — ёмкости которых для машины уже не очень, а для настенной батарейки — ОК.

В рекламе рассказывалось про то, что будет производиться два варианта батарейки Powerwall — на 7 киловатт-часов и на 10. Ценой в 3 и 3.5 тысячи долларов США. Также использовалась картинка «Красивая Тесла красиво заряжается от настенной батарейки, всё такое белое и технологичное» — впрочем, как зарядить машину, у которой у аккумулятора 85 киловатт-часов от батарейки, в которой 7 или 10 — загадка, которая не дождалась своего исследователя.


Батарейка обещала отдавать 2 киловатта постоянно и до 3 в пике.

Для иллюстрации выгоды демонстрировались, понятное дело, таблички вида «Вот сколько стоит самое дорогое электричество, а вот сколько самое дешёвое ночью, вы только представьте…» и прочая мишура, которую век назад описали Ильф и Петров в бессмертном «Граждане Нью-Васюков ничего не будут тратить! Они будут по-лу-чать!».

Что ж, сразу же после анонса (в котором было обещано начать поставки уже через несколько месяцев), изучив технические характеристики, было выяснено следующее — вся декларируемая схема и финансовая составляющая банально выдумана. Разберём, почему.

Указанные технические параметры — что ёмкость, что — особенно! — отдаваемая мощность, не дают никакой возможности эксплуатировать батарейку так, как указано в рекламе. В самом деле, если предположить, что в квартире живёт хипстер с ноутбуком, то такой мощности вполне хватит на ноутбук, модем, лампочку и можно будет включать микроволновку. Но в квартире батарейку вешать смысла нет, т. к. негде поставить генерирующую мощность, поэтому целевая аудитория — это обладатели коттеджей. А там сразу же другой список потребителей — это всякие насосы для воды, камеры слежения, внешнее и внутреннее освещение, бытовая техника (холодильник, стиральная машина, плита, куча мелочи типа чайника, которая, однако, кушает-то по 1.5–2 киловатта), а также кондиционеры, возможно тёплый пол и обогреватели, ну и развлекательная часть из компьютеров-телевизоров-аудиосистем. Всё это по сумме в 2 киловатта никак не влезет, и в пиковые-разовые 3 — тоже.

Если же вешать несколько батарей, то это линейно увеличивает стоимость, а также возникают другие вопросы.

http://img1.oodles.press/1970/01/01/t/1 ... 380x_0.jpg[/right] Например, вопрос безопасности — как литиевые батареи прекрасно горят-детонируют при повреждении, вы можете увидеть на ютубе — и прикинуть, как грохнет блок батарей метрового размера (для детонации достаточно разгерметизации — т. е. например с другой стороны стены кто-то будет неосторожно сверлить). Следовательно, батарею надо поместить в безопасное помещение, с хорошей вентиляцией (т. е. плюс кондиционер, плюс расходы). Далее, на её монтаж нужно разрешение собственника (в ипотечном доме, к примеру, такое опасное оборудование размещать не каждый согласится — а кто согласится, тот увеличит стоимость страховки, чтобы покрыть новый потенциальный риск).

Сам по себе монтаж, кстати, отдельная тема — по сути надо переделать всю сеть дома, чтобы все розетки и фиксированных потребителей завести на батарею (или батарейный блок), а также добавить защиту (УЗО те же) и смонтировать новую схему с двумя вводами (от общей сети и от генерирующей мощности). Эту операцию, судя по информации на сайте Теслы, должны были делать некие партнёры — как понятно, в результате цена всего этого от 3 тысяч долларов уходит очень далеко.

Также совершенно не учитывались потери на инверторе — для многих верующих в Маска было откровением, что в розетке-то ток переменный, а в батарейке — нет — и что нужно специальное устройство, которое будет делать это преобразование. И что у этого устройства свой КПД — и не особо хороший (вы можете для примера посмотреть блоки питания для компьютеров — там за блок питания с КПД 80+ или 90+ надо будет заплатить в разы больше, чем за обычный). И у батарейки есть КПД — то есть на каждой зарядке-разрядке от общей сети идёт двойная потеря — на преобразование тока и на зарядку-разрядку батареи с не-100%м КПД. И всё это греется, и это надо охлаждать — и на это тоже расход мощности.

Чтобы были понятны вопросы про КПД (а то многие предполагают, что во всём американском и технологичном оное 100, а то и более процентов), напомню, что в пресс-релизе настенной батарейки указан КПД в 92.5% у «round-trip DC efficiency». То есть это без потерь на перевод постоянных 350–450V в переменные 220. Что в сухом остатке при декларируемой постоянной отдаче в 3.3 киловатта будет выражаться где-то в 250 ваттах, уходящих наружу. Немудрено, что в батарее используется жидкостное охлаждение, которое надо запитывать от отдельного источника питания — всё ж греться будет она прилично. И да, эти 7.5% потерь на зарядке-разрядке вы можете вычитать из декларируемой ёмкости-мощности. Т. е. всё это греется, теряет мощность на каждом преобразовании, а в рекламе — теоретический пиковый максимум «на клеммах батареи».

Добивает всё интересная ситуация с гарантией — на батарейку идёт гарантия 10 лет, но именно на батарейку как устройство, а не на батарейные модули. То есть реальный ресурс в плане количества циклов зарядки-разрядки не указывается, и от прямых вопросов про это Tesla уклоняется. Это и понятно — ведь внутри батареи б/у модули 18650 из автомобиля, их реальный ресурс в циклах непонятен, и сами эти батареи под гарантию не подпадают. Логичная схема — вы, когда покупаете, например, телевизор, ведь вместе с ним получаете пульт — но никто ж не говорит, что замена батареек в пульте во время действия гарантии на телевизор — бесплатна.

Ну и, конечно же, генерирующая мощность с нужными параметрами — тоже стоит и денег, и нуждается в обслуживании, и грамотном монтаже. Чтобы нормально запитать такую батарейку надо будет иметь внушительную площадь солнечных батарей или ветряк с лопастями метра по 4 минимум — и всё это нуждается в месте на участке (такой ветряк на дом поставить из-за вибрации будет проблематично), и опять платить, платить, платить. Всё по заветам духовного отца И. Маска — тов. Мавроди — лох должен платить.

Итог всего этого прост — если заявленные технические характеристики верны, то эксплуатировать такое можно только в загородном доме, притом надо будет несколько батарей, в отдельном помещении, надо будет заказать переделку всей электросети дома, плюс установку-монтаж ветряка или солнечных паналей, плюс инвертор (и всё это должно проводиться сертифицированными и авторизованными дилерами, и оборудование — тот же инвертор — должен быть совместим с Powerwall), и в результате суммарное потребление, в общем-то, только вырастет — ведь в сети появится новая нагрузка в виде батареи, которая будет разряжаться-заряжаться с не100%м КПД, а, следовательно, тратить.

Общая сумма мероприятия будет не 3 тысячи долларов, а где-то раз в 10 больше, плюс появится плата за поддержку (замена элементов батареи, обслуживание ветряка). Окупить всё это на разнице в копейки на дневном-ночном киловатте возможно за такое время, которое делает бессмысленным всё мероприятие — ну либо надо усилить потребление электричества, чтобы ускорить окупаемость, но ускорится и износ батареи — про который производитель тактично умалчивает, хотя это интереснейший пункт.

Представьте, допустим, что включается чайник (обычный, 2 киловатта). Батарея переключается в режим «срочно отдаём по максимуму». Чайник вскипает и выключается — батарея переключается обратно в «фоново подзаряжаемся». Теперь микроволновка — и опять такая ситуация, на минуту резкое потребление, а потом — обратно. Циклы заряд-разряд туда-сюда, ресурс тикает. А ещё и вопросы безопасности — такую штуку в многоквартирном доме не смонтируешь без согласия соседей (кто ж захочет, чтобы с другой стороны стены была такая бомба?), а в частном — без увеличения стоимости страховки.

Когда всё это было опубликовано (я сделал развёрнутый постинг примерно с таким же текстом), в качестве комментариев были лишь слёзы «Маск гений, у него всё получится — жаль, что я не могу сдать деньги на эту батарею в этой стране, впрочем благодаря Маску через полгода никакого Газпрома и рашки не будет, тогда такие батареи нам будут дарить улыбающиеся американские солдаты». Это и логично — сказать-то нечего по существу. Более того, никак не удавалось привести пример сценария, в котором эта мегабатарея окупается.

То есть если, например, мы предполагаем, что это большой дом с участком — «там легко поместятся на крыше солнечные батареи, плюс там всегда солнце», то в этом явно экваториальном или тропическом месте появится крупная статья затрат на кондиционирование, т. е. чем больше дом, тем больше затраты на электричество для обслуживающих его систем. Если дом мелкий — там такое потребление, что на разнице в цене за киловатт окупаться надо будет век.

Далее начались интересности.

Лохи наперегонки побежали заказывать, гордясь «вот я скоро приобщусь к элитарному электричеству… в батарейку входит такое вот обычное электричество, а выходит такое вот престижное, с закруглёнными уголками, для успешных людей, которые этого достойны».

Изображение

Маск собрал бабла и первым делом почему-то поменял технические параметры батареек — сообщив, что версии на 7 и 10 киловатт будут с разным количеством циклов зарядки, в частности «у младшей модели будет около 500 циклов». Что такое около 500 циклов? Это значит, что переделав всю систему электроснабжения в доме, вы через полгода будете вынуждены покупать новую батарею. А то и меньше. 500 циклов — это самые дешёвые китайские 18650е, которые не LiFePo4, а обычные LiFe, их на скутере (у которого 1–2 цикла в день, т. е. на нём ездишь куда-то разово и ставишь на ночь на зарядку, всё просто) убить можно за полгода штатной эксплуатации.

Народ удивился, но продолжил ждать. Ведь вот-вот батарейку на стену можно будет повесить и она тебе будет деньги приносить — так в рекламе.

Прошли «несколько месяцев» после мая 2015. Наступил 2016й. Тишина.

В 2016м году репортёр, используя дрон для видеосъёмки, делает панораму фабрики, на которой должны были «производиться» батарейки Powerwall. Результат удручает — то, что должно было производить «через несколько месяцев после мая 2015, а деньги можно сдавать уже сейчас», ещё даже не полностью обзавелось крышей. Освоены дотации государства и деньги инвесторов — но ни оборудования в цехах, ни даже законченной «коробки». Равно как и почему-то нет вездесущих и глядящих с каждой презентации Илона Маска солнечных батарей. И вообще всё как-то выглядит безжизненно. И это февраль 2016го, да.

На фоне этого начинаются другие интересные вопросы: Study: A Tesla Powerwall pays for itself after nearly 40 years.

Выясняется, что в некоем сценарии «обычного потребления» вся экономия от батарейки, обслуживающей весь дом, составит около 53 центов США в сутки.

Как понятно, многотысячные затраты в таких раскладах не окупить никогда — одна только батарейка будет 3.5 тысяч, а рекомендованный и сертифицированный инвертор SE7600A-USS от SolarEdge’s StorEdge будет стоить ещё 3.5 тысячи долларов — даже если предположить что вся переделка электросети бесплатна, монтаж бесплатен, солнечные батареи и ветряк бесплатны, то по 53 цента окупать 7 тысяч долларов можно примерно 14 тысяч дней — ну, если нулевой износ, не падает эффективность батареи, ничего не ломается, охлаждение батареи берётся из космоса, потери мощности на конвертации нулевые, а так-то и поболее. И это — если разница между дневным и ночным тарифом — в почти 5 раз. А если меньше…

Этот идиотизм «наша система экономит деньги и электричество — поэтому давайте для примера, чтобы подчеркнуть возможную экономию, увеличим объём потребления электричества, тогда мы будем больше экономить», кстати, абсолютно привычен на уровне рефлексов у типового потребителя — ему уже объяснили, что чем больше тратишь по карте, тем больше скидка, и он уже к этому привык — так что не смейтесь, это уже не идиотизм, это уже бытовуха.

Ситуация накаляется, люди спрашивают «Ну и где наша батарейка?», и тут Энди Таккер берёт билет на поезд, снимает котелок, достаёт из саквояжа парик, переодевается, и… но у нас не О. Генри, у нас 2016й год, и всё ещё круче.

Маск заявляет, что батареи Powerwall ослепительно удачны настолько, что все раскуплены — что ж, тем, кто сдавал деньги на первую версию, надо просто дождаться второй, которая будет в августе! Вам повезло, друзья!

Народ начинает тихо офигевать. Народ смотрит на фотки непостроенного завода, на котором в прошлом году им должны были произвести батареи. Народ интересуется, а кто из заказавших получил? Народ задумывается, как так получается, что все записались в очередь, и всё как-то незаметно прошло мимо. Народ интересуется, а как так всё это вышло, если сертифицированных партнёров по установке Powerwall, чтобы с историей успешных инсталляций, не найти. Народ ищет в Интернете отзывы использовавших Powerwall — ну прикиньте, нету их, отзывов. Как так-то? Всё это отметается со смехом «Увидите, всё будет ещё класснее, мы динамичная компания!».


Тесла, в общем, заявляет, что была поставлена некая партия Powerwall, неким секретным испытателям, которые изумились от гениальности и мудрости решения, но так тихо изумились, что ни-че-го, тишина, и ждите новую версию.

В письме акционерам же Тесла прокалывается, что было поставлено «около 2500» Powerwall, притом — вы офигеете! — поставлены они другой компании Илона Маска, SolarCity, для пилотного проекта в Калифорнии, на 500 домов, финансируемого из бюджета штата.

То есть производства батарей нет, оно физически ещё не создано. Все сроки профуканы. Видимо, заявленные технические параметры достигнуть не удаётся. Делается следующий шаг — батареи заказываются на стороне (возможно, в Китае), вручную собираются в виде небольшой партии в США и одна компания Маска продаёт их другой компании Маска — с нулевой утечкой наружу информации о фактических характеристиках и данных об эксплуатации. Всё это в рамках освоения гос. средств богатого штата Калифорния, т. е. коммерческая сторона вопроса, всякая там окупаемость и прочее — отсутствует как класс, даже цена контракта неизвестна. И результат — «да, мы успешно сделали батареи, мы победили, у нас всё хорошо, ждите вторую версию». И таки вы скажете, что Маск плохой шоумен? Ой вей.

На данный момент с момента анонса и «через несколько месяцев мы изменим мир» прошло более года. Ситуация не изменилась — завод «вот-вот построится», батареи записавшимся и сдавшим деньги «вот-вот» начнут поставлять. Двое моих знакомых, проживающих в Калифорнии, и заказавшие себе Powerwall, на день этой публикации получили от Tesla только письмо с рекламой второй версии батареи.

Изображение

Да, и ещё — от изначальных двух версий, на 7 и 10 киловатт-часов, осталась одна — поменьше. Десятикиловаттную батарейку с сайта тихо удалили, а батарейка на 7 стала батарейкой на 6,4. Такие действия, как понятно, ещё больше воодушевили внёсших предоплату больше года назад клиентов. Такой вот успешный успех по перепродаже б/у китайских элементов 18650 в красивом корпусе и с обязательной оплатой абонентского обслуживания от сертифицированных партнёров, да. Очередной прорыв, всё такое технологичное, такое успешное, первым в списке достоинств батареи идёт «Beautifully Functional» — ну, вы поняли — а какие закруглённые уголочки и патентованный дизайн, ммм…

Поехали дальше. На столе — суп из семи…

Hyperloop

Журнал «Юный Техник» опередил своё время (я ещё помню был такой польский «Горизонты техники для детей» — эх, времена, времена) настолько, что копированием идей из него можно обеспечить себе безбедное существование.

Одна из таких идей — что-то типа увеличенной в масштабе пневмопочты, только вместо капсулы с письмом — поезд с людьми, а вместо давления воздуха — электромагниты.

Техническая концепция красивая, но упирается в кучу вопросов реализации. Поддержка вакуума в трубе с диаметром в несколько метров, притом при очень сильной вибрации (пролетает многотонная махина со скоростью пули), на протяжении сотен километров — штука нетривиальная. Маглев, в принципе, уже реализован — но опять же стоимость за километр у него огромная. Вопросы безопасности (разгерметизация вагона и все сразу покойники, а также малейшее отклонение от траектории и вылет с трассы), вопросы организации станций — много вопросов.

Но это у унылых технарей-реалистов — а мы ж про весёлого динамичного успешного позитивного гуманитария с женским именем Илона.

Маск берётся за дело отлично — в 2012 году он сообщает, что вот-вот родится новый тип транспорта. Который затмит Конкорд. Который можно будет использовать на Марсе. Который будет (я понимаю, что дежавю, да) экологичным и дешёвым (???). И в 2013 показывает видеоролик с поездом-в-трубе. На все вопросы — широкая улыбка «Не бойтесь, просто дайте денег».

Никто, в общем, и не боится, всем интересно, что будет, так как метода решения технических проблем, озвученных выше, не приводится.

Маск обещает сделать демонстрацию и всё показать. Проходят годы, секта верующих в Маска уже считает, что всё в тайных лабораториях давно работает, и опять ждёт конца мировой энергетики (в этот раз ещё и логистики). Тайные лаборатории на самом деле называются Hyperloop Transportation Technologies (HTT) — и это не фирма, это около 500 инженеров, работающих по схеме частичной занятости, которые раз в неделю собираются на конференции по Skype и обсуждают мысли и гипотезы про будущее Hyperloop. Т. е. скажем честно — это уже выдаёт, что серьёзно вкладываться никто не хочет. В ноябре 2015 наконец-то (три года с начала прошло) начинается строительство тестовой линии, которое планируется к завершению через 32 месяца. Тестовой. Трубы. 32 месяца.

Ну а пока это идёт, публике показывают совершенно эпичное зрелище. Состоит оно в том, что по куску железнодорожного полотна в несколько сотен метров едет дрезина. Все аплодируют.

Видимо, на видео некий сверхсекретный прорыв, дающий наконец-то объяснения на вопросы вида «как в трубе на сотни километров поддерживать вакуум» — может, просто не попало в кадр, ракурс был неудачный.

Впрочем, это никак не мешает вести активную деятельность по холодному обзвону потенциальных клиентов — вплоть до РЖД. Либерастичная пресса, конечно, пытается выдать это за «тупая рашка пытается как-то хотя бы рядом постоять с гениальным американским хайтехом», но по факту Маск ищет того, кто впишется в тему — видимо, с учётом освоения гос. бюджета и соответствующего личного интереса, выраженного в серьёзных процентах от суммы. Что ж, идея понятна — не деньги американских налогоплательщиков осваивать на «этот поезд будет нужен на Марсе, когда там будут нужны поезда!», а разводить на бусы папуасов из колоний.

Изображение

На данный момент ситуация стабильна — до следующей демонстрации ездящей по куску рельс тележки ещё больше года, новые рисунки рисуются, новые ролики рендерятся, детские конкурсы уровня советского Дворца Пионеров «Как ты видишь поезд будущего» проводятся, вложений по сути нет. С презентаций и рисунков, кстати, пропали солнечные батареи — тревожный симптом, ведь у всех фантазий Маска солнечные батареи и мантра «экологично, технологично, бесплатно» являются обязательным компонентом.

Главный финансовый секрет «Как труба с вакуумом, плюс на маглеве, плюс поезд со скоростью звука, может стоить за километр дешевле обычного железнодорожного полотна» остаётся секретом. Даже понятный для освоения гос. средств США рывок в сторону «Мы раньше в области железнодорожного транспорта отставали от всех, особенно от Китая, а теперь сразу в лидеры рванём!» затих — денег даже под это «восстановление реноме» не дали.

Размышления

Американский шоу-бизнес прошёл длительную историю — и на данный момент является важнейшим из инструментов воспитания серой массы американского народа. Нужные фильмы вбивают, например, комплекс неполноценности — что все успешные герои не люди, а или мутанты, или какие-то особенные по рождению — формируется подход «ты сам ничего не можешь, а вот если бы тебя клюнул петух и ты бы стал Человеком-Петухом, вот тогда… а пока сиди и жди, прилетит Супермен и тебя спасёт».

Изображение

Формирование же образа «Мы всегда, чёрт побери, номер один, мы не лузеры, мы всем надираем задницы и всегда спасаем наши задницы» идёт параллельно — чтобы рядовой американец махал флажком, радовался счастью жить в «успешной» стране и не переживал. Не думал.

Знаете фразу — «ну что ты рефлексируешь» — как-то вот так, да. «Вы просто не знаете, как у нас тут весело и ни о чём не надо думать», как писали в «Хищных вещах века». Вот чтобы всё было именно так, нужен показательный успешный шоумен, выходящий в свете софитов под визг боготворящей толпы. Оплачивающий своё участие в фильмах (и это даёт результат — я лично видел взрослого человека из крупной московской IT-фирмы, который был уверен, что «Железный Человек» — это документальный фильм про Илона Маска) и оплачивающий распространение слухов про себя.

И — что ключевое — собирающий за это зрелище и чувство Сопричастности К Хайтеху деньги со зрителей.

Американская классика — «богослужение» с плясками и песнями, после которых надо скинуться крупной купюрой на нужды церкви.

Что ж, способы получения дохода у каждого свои. Что никак не отменяет факт, что эта религия «воспевания хайтех-кумиров и их вымышленных святых деяний», как и любая другая, является противоположностью науке и развитию, и подсовывает яркую и шумную, но лишь имитацию прогресса — впрочем, обывателю ведь нужен хлеб и зрелища?

С этим-то всё ОК.

Ruslan V. Karmanov http://rusvesna.su/future/1464100651


Прекрасная статья.
Для лохов - но так их не проймешь.
Надо чтобы их серьезно обобрали.
Ну и флаг в руки.


проблема в том, что лохи не будут читать так много букаф :)
лохотрон
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 02 ноя

Re: Остап Петрикович Маск: Полное разоблачение разработок «гения тысячелетия»

#2 Сообщение лохотрон »

«Частная» SpaceX наконец-то догнала «отсталых» русских

Изображение

Недоумение вызывает оглушительный визг, поднявший в российской блогосфере после успешного полёта Crew Dragon к МКС. А вызвано это недоумение крепкой памятью, в которой запечатлены все многолетние обещания Илона Маска и то, что получилось у якобы «частной» SpaceX по факту.

Я поздравляю всех маскофилов с тем, что они, наконец-то, могут сказать, что их накачанный через медийную соломинку кумир – не полный, стопроцентный лжец. Хоть какое-то из многочисленных обещаний Маска воплощено в жизнь. Но это не означает, что следует закрыть глаза на несоответствие обещанного – сделанному.

Впрочем, обо всём – по порядку.

Итак, в ноябре минувшего года Россия отказала США в выделении дополнительных мест для астронавтов на «Союзах».

https://www.youtube.com/watch?v=26zwz-bG2Bg

После этого боль пониже спины у американцев стала ещё сильнее, чем в предыдущие годы, когда они были вынуждены ходить на поклон к клятым русским.

Тут напомню, как описывали всё это российские оппошизики. Они годами, после того, как пилотируемая космонавтика в США крякнула, говорили нам, что это неважно. Мол, захотели бы – так сделали бы свои пилотируемые запуски, но зачем, если русские возят, а баксы всегда можно донапечатать? Рыночек порешал, короче.

Однако такая позиция нисколько не мешала тем же оппошизикам свято веровать любому обещанию со стороны Маска. Который годами кормил их чем-то коричневым с лопаты, втирая, что пилотируемый запуск уже вот-вот состоится.

Я специально буду брать данные из Википедии, админов которой трудно заподозрить в симпатиях российской космонавтике.

Итак, начнём с ракеты-носителя.

«SpaceX была основана в июне 2002 года. 24 марта 2006 года произведён первый для компании запуск ракеты-носителя Falcon 1, завершившийся аварией».

https://ru.wikipedia.org/wiki/SpaceX

То есть, компания Маска – это никакой не стартап. Ей – без малого 18-ть лет. А ракеты она запускает уже 14-ть лет. Для сравнения – между окончанием Великой Отечественной и полётом Юрия Гагарина прошло меньше лет, чем на данный момент – с даты основания SpaceX.

Тут, конечно, маскофилы заверещат, что «это совсем другое дело», упирая на «частный» характер компании Маска.

Но мы-то знаем, что этот «частный характер» – фикция. Правительственная организация, NASA, передала SpaceX целую пачку технических решений. Это зафиксировано на сайте самого звёздно-полосатого агентства.

https://www.nasa.gov/feature/ames/ames- ... -missions/

Ключевые технологии, сделавшие полёт Crew Dragon возможным, передал компании Маска Исследовательский центр Эймса, то есть – подразделение NASA.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Исследова ... ентр_Эймса

Вот что написано об этом центре, сокращённо называемом ARC, на сайте NASA.

«Центр Эймса предоставил SpaceX технологию для первичного теплозащитного экрана Dragon для проектирования, полномасштабного производства и лётной сертификации. Технология NASA, получившая название Phenolic Impregnated Carbon Ablator, или PICA, представляет собой долговечный материал теплозащитного экрана с уменьшенным весом, который был изобретён в ARC в начале 1990-х годов. Тепловой экран Crew Dragon использует версию исходного материала NASA PICA для своей системы тепловой защиты, чтобы защитить экипаж, когда космический корабль входит в атмосферу Земли.

Аэротермическая среда, используемая для разработки и сертификации капсул Crew Dragon, была произведена с помощью программного обеспечения, созданного инженерами Центра Эймса. Программное обеспечение, называемое Data-Parallel Line Relaxation, или DPLR, анализирует и прогнозирует экстремальные условия, с которыми сталкиваются космические аппараты и космические корабли-роботы при сверхскоростных входах в атмосферу планет. Программное обеспечение может создать высокоточную, смоделированную среду входа, которая превосходит возможности любой испытательной установки на Земле, позволяя инженерам разрабатывать и применять материалы для теплозащиты, подходящие для таких интенсивных условий нагрева».

https://www.nasa.gov/feature/ames/ames- ... w-missions

Вы видите тут хоть слово об «эффективном частном космосе»? И я не вижу. Зато вижу фразу «Центр Эймса предоставил SpaceX технологию». Не продал, а предоставил. Безвозмездно, то есть – даром. И да, «тепловой экран Crew Dragon использует версию исходного материала NASA PICA». То есть, сама SpaceX ничего нового туда не допилила.

А каком прорыве Маска может идти речь?

Едем дальше. О том, что SpaceX плотно сидит на госдотациях, я напоминал не далее, как в апреле.

https://www.youtube.com/watch?v=QCnLUOE2cmE

Помимо прямых дотаций, в компанию Маска вкачивают огромные деньги путём выделения господрядов. Так, подряды от NASA составляют по состоянию на минувший год 905 миллионов долларов, это 6-е место среди всех подрядчиков агентства.

http://www.fi-aeroweb.com/Top-100-NASA-Contractors.html

Правительственные подряды Маск окучил на ещё бОльшую сумму – 1,292 миллиарда долларов.

http://www.fi-aeroweb.com/Top-100-US-Go ... ctors.html

И, наконец, отдельно военные подряды SpaceX – 377 миллионов долларов.

http://www.fi-aeroweb.com/Top-100-Defen ... ctors.html

В целом, Маск выдоил из американского бюджета 2,574 миллиарда долларов. Это – не частные инвестиции, это освоение казённых денег. И если бы в США так и говорили: «мы хотим вновь догнать Россию, как когда-то догоняли СССР», к ним бы и вопросов не было.

Догоняйте, дело нужное. Нашему Роскосмосу нужна конкуренция, иначе он почивает на лаврах и тоже развивается не столь быстро, как хотелось бы.

Но о «частном космосе», который на деле получил все ключевые решения от NASA, зачем врать?

А врут они затем, чтобы сделать вид, будто всё разрабатывалось чуть ли не с нуля, и потому, мол, так долго и с такими провалами. Ведь характеристики того корабля, который, ай, молодцы, успешно запустили и состыковали с МКС, и близко не похожи на те, которые были обещаны. По многим моментам.

Вот пример.

«Dragon 2 представляет собой усовершенствованную пилотируемую версию многоразового аппарата Dragon, которая позволит экипажу добираться до МКС и возвращаться на Землю. В версии, представленной в сентябре 2015 года, было 5 кресел для астронавтов, затем корабль проектировался как семиместный, но впоследствии, с целью уменьшения перегрузок испытываемых экипажем при посадке на воду, был изменён угол установки сидений, и максимальная вместимость капсулы сократилась до четырёх пассажиров».

https://ru.wikipedia.org/wiki/Dragon_2_ ... й_корабль)

Одной из главных завлекух «частного космоса» была массовость. Дескать, русские по три человека доставляют, а мы будем в два раза больше доставлять. Что в итоге? Максимальную вместимость сократили до 4-х кресел. А отправили – двоих астронавтов. Ну ладно, может, побоялись на первый раз-то, памятуя громкие катастрофы былого.

Но вместимость-то всё равно не равна обещанной, прорывной. И так – по куче параметров.

«Первоначально в мае 2014 года предполагалась управляемая посадка на двигателях (парашютная схема в качестве резерва) и выдвижные опоры для мягкой посадки. По словам разработчиков, благодаря двигателям SuperDraco аппарат способен приземляться практически в любом месте с точностью вертолёта, а возможность управляемой посадки сохраняется при отказе 2 из 8 двигателей. В случае отказа двигателей посадка выполняется на парашютах. SuperDraco являются первыми двигателями в космической промышленности, изготовление которых возможно по технологии 3D-печати.

В 2017 году компания отказалась от управляемой посадки с использованием двигателей SuperDraco из-за сложности сертификации этой системы для пилотируемых полётов. Корабль будет приводняться с использованием парашютов».

https://ru.wikipedia.org/wiki/Dragon_2_ ... й_корабль)

Вжух – и снова реальность не соответствует обещаниям. А ведь посмотрите, как Маск старался, даже модную 3D-печать приплёл. Где прорывные двигатели? В Караганде. Они-то типа есть, но использовать их, словно в фантастических фильмах, не вышло.

То же самое – с главной заманухой маскофилов – многоразовостью использования Falcon 9. Вот громкие заголовки.

«После последнего пуска ракеты Falcon 9 американская компания SpaceX в 50-й раз посадила первую ступень носителя, сообщает Space.com. До этого использовавшаяся в составе ракеты первая ступень запускалась в декабре 2019 года».

https://lenta.ru/news/2020/03/07/spacex/

А реальность такова: нам не известно, использовались ли при типа повторных запусках те самые ступени, которые были запущены ранее, или нет. Ведь отчётность SpaceX закрыта, мы не видим, куда и как распределяются средства. Кто гарантирует, что повторные запуски Falcon 9 – не имитация, в условиях, когда Маск – врёт, как дышит?

Никто.

Повторный запуск – это не факт. Это утверждение SpaceX, не проверенное сторонними экспертами. Ни наши, ни китайцы не приезжали на возвращение запущенной ступени, чтобы вместе с американцами сделать её дефектоскопию и определить, может ли она быть использована повторно хотя бы один раз.

А ведь, напомню, изначально Маск обещал бешеное, на порядки, удешевление космических пусков за счёт повторного использования ступеней. По факту же – ценники на запуски от SpaceX лишь выросли.

И вот теперь, когда мы вспомнили всё названное ранее, вернёмся к старту Crew Dragon.

Молодцы ли американцы? Конечно. Особенно – астронавты молодцы. Лично я бы в тех костюмах, которые на них напялили, на орбиту лететь не рискнул.

Но что в этом старте прорывного-то? Они просто наконец-то догнали наш Роскосмос. Всё. Это единственная заслуга американского государства, прикрывающегося распильной ширмой в виде SpaceX во главе с жуликом Маском.

Никаким «частным космосом» как не пахло, так и не пахнет. Мы просто вернулись к бодрящей конкуренции времён Холодной войны. Прорыв – не состоялся. Ни по одному из заявленных пунктов.

Посмотрим, кстати, как они ещё назад возвратятся. Я желаю им всего наилучшего, конечно, но надо сделать поправку на деградацию американской инженерной школы за годы торжества имитационного псевдо-хайтека.

Никакими «похоронами Роскосмоса» и не пахнет. Один успешный запуск – это просто один запуск. А вот там, где SpaceX пытается создать ракету «с нуля», без наработок NASA – снова провал.

«В Техасе взорвался опытный образец космического корабля Starship, разработанного компанией Илона Маска. Инцидент произошёл на полигоне Бока-Чика в районе американо-мексиканской границы.


Как сообщает издание Spaceflight Now, взрыв произошел спустя две минуты после того, как был запущен двигатель Raptor. Ракета была полностью уничтожена, а её обломки разбросало вокруг стартовой площадки».

https://www.rbc.ru/society/30/05/2020/5 ... a752e82c4e

В общем, а не спешите нас хоронить, маскофилы. Мы вам о вашем радостном кудахтанье по поводу запуска 31-го мая ещё напомним.

https://ruslanostashko.livejournal.com/472762.html
Ответить

Вернуться в «Разоблачения.»