#9
Сообщение
(ИЗ ЗАПИСОК Г. МАКАРОВА О ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДАХ В РОССИИ).
В незапамятное время, заверяют Азиатские сказания (*), быстрое умножение жителей на островах Индийскаго Океана и с ними, довольно близких им и только еще сим островитянам известных, диких жителей Новой Голландии (**), равно умножение же безчисленных обитателей еще и доселе мало постигнутого Китая, в восточной половне Индийского Полуострова, обратили завистливое внимание всех сих разнородцев на цветущие поселения и благоденствующий народ западной половины Полуострова.
Туземцы сего края, умножаясь в лесах и пустынях Королевства Сиямны (С'ьямна), сначала населяли там пространную область Дунайскую (***), и, по догадкам некоторых ученых, едвали не были родоначальниками всех племен Славяно-Русских ... Этот Дунайский народ, так сказать, вдруг вырос из народов неизвестных. Можно полагать, что крепкие дикари Южно-
--------------------------
(*) Так замечено в заинсках Французскаго Народиого Института, издан-пых под надзором Лаланда и Меитейля, в V годе Французской Республики,, книгопродавцем Тардье.
(**) Не только Новая Голландия, но даже Америка, как некоторые полагают, издревле были известиы всем сосединм с ними прибрежиым жителям Азии. Каждый Камчадал имел понятие о Северной Америке; всякий Иидеец, Борнеец и другой островитянин давно уже постигали пятую часть света,
(***) Вот единственное известие, которое я могу дать о нынешнем положении области Дунайской ... Ученый Английский Географ Вильям Гютри говорит о ней: «Lе Rоуaumе dе Сiamра, аu midi, еst гemрli dе Ьоis еt dе dеsегts, dс tigгes, d'eléphans etc. Lа Рrovince dе Dounay est 1а рlus grande.»
---------------------------
Индийские и Северные туземцы Ново-Голладские, ни кем еще не-постигнутые, были первыми его отцами. Сторонние люди прозвали этот народ Сiямскрытомъ (по его самоскрытности ? ); сам же себя он разделял на две части и называл оседлых своих жителей Сильванами, Салвенами, Славянами и проч., а своих воинов, большею частью, удалых мореходцев—Русью. Это название дано было сим удальцам в отличие от черноголовых жителей Азиатских. По крайней мере так, или почти так, говорят (по заверению старых путешественников) сказки туземные (*}. Мы не знаем сих сказок (**); но позволяем себе верить их существованию, по их близости к очевидной истине.
Славяне составляли собою украшение древней земли своей; они, для сбережения себя от зверей и дикарей соседей, кои были лютее самых зверей, тотчас оградились Горами или Городами (Gоrа, Gоrоdаs) и вместе с тем, ранее всех народов, засевали в сих Горах или Городах* (Оgоrоdаs) какую-то особую образованность, начально предпочтительно касавшуюся дел богослужебных и домовитости. Однородцы сих Славян, Русь или Русые , укрепляя такими же Горами или Городами родимые берега морей, озер и рек, скоро соделались страшнейшими и смелейшими удальцами на всех водах окружных (***), и с той поры морское удальство Руси почиталось непобндимым.
Но, не взирая, однакож, на все могучие осторожности Славяно-или-Сильвано-Русов, дикари-соседи, их завистники, безпрестанно, или, как только возможно было, вели войну с ними; дрались с Сил'вано-Русью, грабили Сильвано-Русь, разрушали все ею созидаемое, и наконец сии же несметные толпы диких: чернокожих, широкорожих, курносых, плосконосых и проч. и проч., сломили трудолюбивых. И вот одна главная часть осед-
-----------------------
(*) Богемский (Чешский) историк Иван Меригнула, живший около 1374 года, думает также, что родоначальники первых народов давали себе названия именно по цвету волос, так наприм. Чернь, Русь, Чермнь, Белуши и проч. (Тсhеrny, Rousiу, Тсherтniу, Belоuсhу etс). Другие отличались лицами и другою особенностью волос, таковы: Плосконосы, Широкорожи (Kallamoukу), Кудряки, Мурины (черные) и проч.
(**) Сколько мне известно первыми свидетелями существования сих сказок были: Араб Ягойн (Ягунъ) Турецкий сказочник, и наш Ханжа (Хаджи) Петунъ Зимковичь.
(***.) "И до сей поры еще простой древесиой челн (дуб) дикаря нестрашится никаких морских напастей; в союзном же деле, сии лодки, сцепляясь или связываясь между собою, переплывают неизмеримые пространства морские. Таким точно образом Олеги и другие удальцы могли ходить под Константинополь.
-----------------------
лых должна была разстаться с Дунаем, страною, рожденною Силваном (*) или Сильфом (богом лесов). С тем же вме-
----------------------
(*) Вот отчего в одной древиейшей Русской песне сохранился еще припев: «Дунай мой, Дунай!» но вместо «Сильваиович» не должно ли говорить «Соловенович Дунай!» Эта песня вот так начинается:
Ах! звали молодца, Подзывали удальца, На игрище поиграть.
Дунай, мой Дунай!
Селиванович Дунай! Шел молодчик удалой, По дорожкае столбовой, Во кафтане голубом!
Дунай, мой Дунай
Селиванович Дунай! Во кафтане голубом, В красной шапке на бекрень, Машет шелковым платком!
Дунай, мой Дунай!
Селиванович Дунай! Встрели девки молодца, Взяли девки удальца Под могучие плеча.
Дунай, мой Дунай!
Селиванович Дунай! Попросили молодца, Посадили удальца За дубовые столы!
Дунай мой Дунай!
Селиванович Дунай! Угощали молодца, Угощали удальца Сладким медом и вином
Дунай мой. Дунай!
Селиванович Дунай! «Не напился я вина, " Сладка меду не хочу:» Доброй молодецъ сказал.
Дунай мой Дунай!
Селиванович Дунай! «Красну дввицу хочу! Даст мне девка поцелуй, Поцелуем буду сыт.»
Дунай мой Дунай!
Селиванович Дунай!
И деввки бросаются кормить молодца поцелуями но ему бывает не сладко!
---------------
все оставлены ими были и все их Горы, Городы, На-Городы и проч. Бедные Сил'вано-Русы должны были бежать из отчизны в горы, в леса, куда глаза глядят! Может быть, у них была уже надежда и в дали неизвестной, где-нибудь, найдти для себя покойную оседлость. Они в своих устах несли имя Дуная и все имена родного; и на мамонтах, слонах и вельблюдах, вместе с женами и детьми, везли изображения своих домов и капищ, юных и несовершенных архитектурою, но для других многих народов, и в самом своем младенчестве, премудрых и непостижимых (*).
«Так было, или почти так было с нашими древними отцами!» говорю я; тоже согласие изъявляют со мною ученые Германцы, Французы и даже важные глубокомысленностьо Англичане: как давно они указывали пам Индию , как давно они роднили с языком нашим язык Самскритский!.. Заглянем же в настоящую Индию. Эта Иидия еще и до сей поры сохраняет мертвый язык Самскритский, и в этой же Индии есть еще многие города, села, урочища, которые по своим именам весьма близки нам Русским.
Пойдем по землям Самскритским. И вот в провинции Богорской (Воgоr—Бугорской, от слова: Бугор—Бугристый) есть и город Бугор (Воugоr); вот и другой, там же, город Рам-Гор (Rаmgоr—Рамо или Венец Гор); третий Нагор (Nаgоr—Нагорный); четвертый Напор или Нагпор (Naроr ou Nach-роr); пятый Шарнигор или Черногор (Сhаrnigоr ou Сhеrпi-gоr). А вот и всем известная Калькута или Калакута (Сутолока): эта Колокута еще очень, очень знакома нашим просто-людинам: кто из них, на своем веку, не покалакутил?
Замечательно, что все вышеупомянутые города, получившие свои именования от гор (**), именно и до сего времени находятся
--------------------------
(*) В баснословии и в сказках принесены ими: бог Сива, полу-богиня Ягая-Баба и проч; а с домашним бытом перенеслись к нам: Индийские куры, кролики и проч. цветы подсолнечники, кукуруза, просо и проч.
(**) Селения: Нагорье, Загорье, Напорье, Черногорье, Угорье, Подгорье, Вуг-ры, Бугор и проч., у нас на Руси, как говорится, сплошь да рядом! За сим нельзя ли здесь поставить и слово Нестора. Вот как он говорит в своей Летописи по Лаврентъевскому списку (с. 3): «Бысть языкъ Словенескъ отъ племени Афетова, Нарци, иже суть Сло-вене. По мнозехъ же времянехъ сели суть Словене по Дунаеви, где есть ныне У-горска земля и Бол-гарска..» — Нет ли тут намека на Индию ?... Время скажет : как и откуда брал Нестор разсказ о Дунаеви, о землях У-горской и Бол-гарской (Boggard Индии)? что
это: подлинники ли самобытные, или только сколки с подлинников
Азиатских ? . .
-----------------------
еще в горах, на горах, или подле гор Индийских; чтож касается до Калькуты, то это самое лучшее торговое мнсто, самый лучший Индийский рынок: там народы еще не преставали быть на сутолоки, не преставали калакутить.
Выше в Тибете есть еще река Буром-Путъ(Воrrоm-Роutу — Бурям-Путъ ) ; а ниже во владении Непауль (Nepooulу—На-полье) существует еще, с древности, весьма крепкий городок Горка; а выше сей Горки, с самою страною Neрооulу (Напольем) граничит страна Сар-на-Гор (Тsar nа Ноrу — Царь-На-горный), и тут же еще цветет городок с чисто Славяно-Русcким именем: его называют: Билоспор ('Вiаlоsрооr).
По одну сторону Ганга в Империи Великого Могола, между разными городами и владениями, кроме Калькуты (Калокуты), мы находим еще провинцию Гоограхтскую и даже город Ноог-рахт (Hоосhgrасhte); Новгород на Самскритском языке произносится, как Nооgrаd. Далее видим: Рай-Спор (Rаiу-Sроr), Кабулу (Каbоulа) или Кабулий (Кобылiй) — Стан (Каbоulу-Stan), Рати-Спор (Rаtys-Sроrе) и проч. За всем сим, по эту же сторону Ганга, мы знаем город: Коний-Мир ( Коniу-Меrе), далее: Поли-Кат (Роliа-Каtе), а еще далее: Коний-Мор (Коniу-Mооr) и проч. Жители Поликата не родоначальники ли поселенцев Польских?
И нынешний Славяно-Рос, странствуя по Индии, еще много найдет для себя близкого и родного. В стране Гидробад (Сhit-rоbоud-Хитробудь), остановят его столько же родные места, как и выше. Вот город Жизни-Мир перековерканный в Сiziemilе (Жизьемир): сколько с него у нас еще хранится и до ныне эти наши Жить-Мир или Жито-Мир. В самом сердце Индостана река Нерыб-Уда (Neribоudа) также довольно замечательна своим названием, как и выше оной к Северу провинция Яс-Мир (Jaz-Mir — Аз-Мир) и город Сhutоr (Хутор).
В Гузарат, при самой голове или начатке гор Индостана, мы находим еще город Жина-Гор (Gеnа-Gоr, Жена-Гор); а в самых горах Индостанских города: Турров(Тоurrоw), На-гор (Nagor)у Ратигор переиначенный в Rоutingor (не Rоu-singor ли?). Замечательны также провиищя Лук-нов или Луг-нов (Lоugnоw) и провинция же Уд (Оude) с городом тогоже имени. Все это весьма близко Славяно-Руси.
Не подалеку от Голконды и Тinуаrа (Тинь-Яра), встреча-
ем городок Трясинны-Поля, как выражают туземцы, а иностранцы называют его Тriаtсhinnо-Роlé.
Наконец посмотрим на остатки от древнейших властелинов Индийского моря. Берег Малабар на языке туземцев называется еще Маlароrоussе (Мало-по-Русь) ; и точно также один из заливов того же моря сохранил, на том же языке, туземном имя Маnаrоss (Мана-Росс). При заливе, Бенгальском замечателен город Вiаlаwzor (Биловзор), а на берегу Малабарском город Коleсhе или Kalусhе (Калиш?).
Между Гидробадом и Гузаратом всякаго наблюдателя остановят: залив Кучий (туземцам известный под именем залива Кущей), а против него мыс Россклад (Rоssklade); тамже другой мыс сохранил назвние: Мути-Вал (Mоutуvаl) или Мут-ный Вал (Mоutnуwаl).
Теперь пойдем по горам, в разных их направлениях к Северу, за вытесненным народом здешних прежних туземцев. И вот по их следам, на пути к Кавказу еще встречаем отметки тех же близких нам туземцев в названиях озер: Царей (Тzаrеу), Киефа (Кiefeе) или Киефта (Кiefe), в городах: Град (Gгаdе), Ком (Коmе), Сова (Соwа); а против самаго Киевскоео озера, за горами, найдете даже и Велес-Герд (Wеlеs Gеrd) или Волос-Град (Wоlоsgrёd). Теперь все это во владениях Персидских и лежит на путях горных от Индии вверх к Северо - Западу, — где, может быть, наши Индийские странники думали еще удержать свою оседлость и пожить, по крайней мере, не в дальнем разстоянии от отчизны; но они тут не удержались, а все были гонимы далее и далее в неизвестность !..
Непроходимые переходы Кавказа успели скрыть Славяно-Руссов от напора сильных — и Славяно-Руссы явились наконец в нынешних землях Русских — и мы их потомки!...
Но как далеко, иногда, могут завлечь нас мысли о прошедшем?..
Впрочем кроме архитектуры, известной нашим предкам, хранящейся еще в образе наших храмов; кроме наших городов, не изгладивших со своих стен названия своей древнейшей отчизны, Индии остались у нас и другие отличительные заметки (посылки к той же Индии). Это: одежда многих из наших простолюдинов; в Молдавии— название земледельцев царанами (Sаrааnу); одно из названий верхней части города Кишинева—Русскою Моголою; названия женской одежды, как у Русских, так и у Молдаванок по Индийски, на прим. сарафан (sаrа-fаniу), рокия или рукия
(rоukiа оu rоuskу — одежда Молдаванская); именования кушанья, как-то: кукуруза (kоukоurоussiу), мамалыга (mаmаligiу), каша (kасhа) и проч. Припишем также древнему обычаю Индийцев и большее разведение у нас так называемых Индийских кур (индеек), право содержания которых наши древние предоставляли только именитым людям и жрецам. Напоследок много в себе Индийского заключают еще имена большой части наших рек и урочищ.
Столько же замечательны еще почти живые обычаи наших некоторых Сибирских поселенцев. Кто не помнит, как эти Сибиряки, подвешивая гробы на высоких деревьях, в них хоронили своих усопших: они, предполагая себя творешем неба, небесам же жертвовали и мертвыми. Их слово было: «от Незримаго дань, и Незримый да примет тебя к себе на лоно; по лучам Солнца, к Солнцу дойдет твое тело за твоей душею!» (*). У нас в некоторых Великороссийских Областях сохранился еще остаток, конечно, тогоже обычая: там после умерших привешивают к деревьям оставшееся платье, пояса, ленты и проч. Некоторые на могилах оставляют шубу, палку, кушанье и проч. Добрые люди уверены, что все это перебирается на тот свет само собою и проч.
Разные остатки неизвестных каменных идолов и камней испещренных знаками, весьма нередко находимые в степях и полях Русских, также имеют Форму Индийскую (**).
Русской филолог столько же может обратить свое особенное внимание на слово Стан (Stanе), родоначальное словам: станица, становище, станище, пристань, разстан и проч. Никто не поспорит, чтобы все эти слова не принадлежали издревле Руссам. У древних обитателей Индии теже самые слова имьют одно и тоже значение с нашими; да и до сего времени это же значение осталось в самом названии
Индо-Стана, Авги-Стана, Бел-Удши-Стана, Лари-Стана, Курды-Стана, Рати-Стана н проч. В первоначальных словах, слитных или соединяющихся со Станом, вероятно скрывается значение имени Старшин или
------------------------
(*) Тут видимое поклоненис Солнцу; тоже подтверждают наши праздники ожидания Солнца под Иванов день, прыганье через огонь и проч. Все это Индийское! (**) Таковые оставались еще в губерниях: Тамбовской, Воронежской, Саратовской, в Крыму и проч. Статуи сии почти везде называются просто Бабами (без различия изображаемаго ими пола). В Козловском Уезд-ном Суде некогда было двло о сведении одной из таковых баб с поля в сад.
------------------------
Вождей Народных. Из сих значений по видимому, не все близки Славяно-Руссам; но можно, однакож, следуя произношению неко-торых Горских Народов, приспособить, например: Индо-Стан к Инде- или к Иным-Стану? а в Бел-Удши-Стане нет ли чего близкого Стану Белых-Ушей ? Есть одно поколение Горцев, которое и до ныне известно Русским под имянем Бело-ухих (Вelоoutсhу). Но гораздо замечательнее то, что все сии Станы расположены, начиная от Западной Индии, по протяженно берега Аравийского пролива, к одной стороне, мимо пролива Ормуса, по берегу залива Персидского, и наконец касаясь сухопутных границ Персии с Азиатскою Турциею, все оканчиваются сею последнею в соседстве с Армениею.
Название Станов, сколько нам известно в точности, наше родное: мы на Руси еще часто встртечаем Стан такой-то или Станица такая-то, далее: то-то Становище и проч.; наприм: Стан Окологородный (в Рязани), Ермачково Становище (близ д. Перекола под Рязанью), Стан Заречный (нынешнее Замоскворечье), Стан Нагорный (за Волгою, около Саратова), Станы Немецкие (под Москвою), Княжий Стан (в Черниговской губернии) и проч. Все это можно встретить и по другим нашим Великороссийским губерниям.
По означенным Станам, — как по полкам, как по ротам; или, в другом смысле, как по владениям, как по областям и по округам,—древние наши предки делили и означали сво-их владельцев или начальников народных, принадлежавших роду того или другаго соплеменного или союзного с ними народа. Но вообще масса всех сих народов управлялась одним только главным Старшиною или Паном, все же прочие назывались под-Панами и в последствии Су-Панами. До сей поры у Малороссиян сохранилось еще название одежды сих последних: Жу-Пан
В упоминаемых мною Станах, кроме Индо-Стана и других некоторых областей, внутри Курди-Стана есть еще также что-то близкое Русским. На прим. Малый Курд туземцам еще известен под именем Малы-Курда; там же есть городок Муж, урочище Бид-Лис и проч. Все это глядит по-Русски.
Реки Тигр и ЕвФрат, о которых упоминают почти все наши летописцы, как о реках нам пограничных, текут через Армению и Кавказ. И вот до сих-то рек, во времена наших прапраотцев (как они оставили нам память) простирались владения Индо-Стана.
1842 год