Страница 1 из 1

Через народные песни и обряды - к своим корням. Древность без фантазий.

Добавлено: 12 окт
Рябинка
    • Ред: Наши читатели задают вопросы: Вот я русский человек и хочу знать свою настоящую историю, хочу исповедовать настоящую Веру Предков. А вы тут всех критикуете, и "Славяно-Арийские Веды" вам не нравятся, и "Велесова книга" - подделка, Трехлебов, и Анастасия, и Асов, и другие язычники-родноверы. Тогда вопрос вам - А вы сами за чьих будете? Кого тогда слушать? Кого читать? Кому верить?

      Читать можно разное, а верить сейчас нужно очень осторожно. Лучше не полагаться на "золотые таблички", которые кто-то якобы видел и где изложены некие святые аксиомы о предках и богах, - а прислушиваться стоит к тем, кто с открытым забралом вместе с вами ведёт исследование, не скрывая всей цепочки мысли. Он может быть таким же как мы, в прошлом - ДЛБ, но ищущий и честный, просто он на 10-20 лет дольше нас занимается этой темой, имеет профильную эрудицию и образование, выдавил из себя уже долбоёба . Такой может искать и находить настоящие гойские жемчужины в обыденном материале, делать их достоянием широкого круга землян-единомышленников.

      Таких не много, но они есть. Некоторые представлены у нас. Илья Маслов, Доброслав, их мировоззрение сочетается с искренней любовью к Родной культуре, желанием понять ее ДУШУ, механизмы магического мировоззрения, побуждавшие наших предков закликать Весну, оставлять дары духам реки и леса, ждать в определенные дни года в гости Дедов из иного мира...

      Холмс-Столешников из Нью-Йорка даёт нам очень правдоподобную картину нашего гойского прошлого, но весьма не радостную. Русский крестьянин сто лет назад был таким, говорит Холмс - и показывает нам фотографию дикого, обросшего, зашуганного крестьянина столетней давности. А еще раньше, два-три века назад - якобы еще хуже, лаптем щи хлебал.

      Что мы вообще знаем о наших предках? Да ничего. И узнать негде. Ничего не сохранилось. Всё старательно спрятано, вымарано, вычищено, сожжено, уничтожено "христианской цивилизацией" за 1000 последних лет.
      Почти всё - да не всё. Осталась память народная. Родовая память. Отголоски этого нашего настоящего прошлого прошли через века в форме фольклора, обрядов, былин, сказаний, песен. Того, что было труднее уничтожить или запретить. Вот единственный настоящий мостик между нами современными и нашим настоящим земным, невыдуманным прошлым.

      Человек с трудом вспоминает, что было с ним год - два назад, если бы не фотогафии, никто не вспомнил бы что было 10- 20 лет назад, столько событий произошло!
      А теперь представьте 10 столетий! Или 20 столетий! Или 5772 года с момента высадки на нашей планете уничтожать земную гойскую культуру и даже память о ней! Вот и сфотографировали алиены 100 лет назад Ивана без порток, знать в его селении алиены прописались.

      Картина мира примерно следующая.
      Два мира, два параллельных человечества.
      Одновременно с расползанием змеиного семени по планете, о чем доказательно свидетельствует Столешников, продолжала существовать и земная, человеческая культура. Условия были не равны, потому мы ничего о ней и не знаем. Путем логических умозаключений можно вычислить что такая культура действительно была, и она, без сомнения, достигала приличных высот. Особенно в области нравственности, духа, единения с Творцом-природой.

      Конечно, было не так лакированно, как описывают фантасты Золотой Век Славян и рисуют его художники-сказочники.
      Но и не так беспросветно, как у Столешникова.
      Столешникова можно понять. Милиционер работает с узкой прослойкой общества, он видит мир через свою милицейскую призму. Естественно, со временем ему будет казаться, что весь мир состоит из тварей, бандитов, ублюдков, алкашей, наркоманов, блядей и педерастов.
      Столешников работает в том-же секторе, с тварями и долбоёбами. Его картина мира, естественно, отличается от действительной, от картины мира нормального человека.

      Итак, два мира, два параллельных человечества. Доминируют алиены.
      Но родовая память оставалась жива. И переходила через века, несмотря на все преграды в форме фольклора, обрядов, былин, сказаний, песен. В устной форме от старшего поколения к детям, внукам и дапьше. Не прерывалась ниточка.
      В 18-19 веках образованные иверы, которые "гой-френдли" стали даже записывать кое-чего их гойского фольклора, систематизировать, публиковать и печатать.

      Но как изменился мир за последние сто лет! Порох, паровоз, автомобиль, электричество... За последнее столетие темп жизни убыстрился на порядки. А это значит, что на столько же ухудшился процесс передачи родовой памяти от старших к младшим.
      А за последние 10 лет, с приходом компьютеров, темп жизни убыстрился еще на несколько прядков. Урбанизация достигла чудовищных размеров. Человечество катится в пропасть и деградирует морально и нравственно. Устная речь сходит на нет. Письменная тоже. Разрываются родовые и родственные связи, человек стремительно теряет традиции, Родину и самоидентификацию. Конечно, всё это происходит не само по себе. Тут чувствуется направляющий перст.

      Мы с вами, сегодня в 2012 году, возможно последнее пограничное поколение которое еще может худо-бедно прикоснуться к живому фольклору. Еще остались в глухих деревнях старенькие бабушки которые поют, вяжут, сеазывают. Еще немного - и порвётся окончательно эта ниточка, соединяющая нас с нашим прошлым через десятки и сотни поколений. Да, есть аудиозаписи, тексты, поделки, описаны обряды, но стараниями иверов это вырождается в ряженых "Бурановских бабушек", матрёшки и самовары.
      Глубокий смысл народных обрядов и песен вырождают в дешевую попсу.

      Но мы еще можем
      Не повторять втупую сжигание чучела на Масленицу "потому что такой обычай", а стараться понять символику, магию, мифологию этого действа - и дальше уже думать, как мы в современной жизни (не притворяясь кем-то другим) можем воплотить те же самые тонкие процессы, исходя из коренного убеждения язычника, что всё живое едино, и как наверху - так и внизу.

      Обрядовая песня, как выясняется, доносит до нас многие детали исконного мировоззрения и древних обрядов славян, нужно только чтобы знающий человек чуть-чуть помог нам разобрать связи и символы.

      Это точно как в книгах про Шерлока Холмса: мы с увлечением следим за цепочкой мысли героя и бьем себя по лбу "ну конечно! я мог бы догадаться!" - и одновременно проверяем, перед нами раскрыты все карты. И гордимся, ведь еще немножко тренировок, и мы сможем пройти подобное приключение самостоятельно.

      Вот по такому принципу наш сайт делит авторов на "своих" - рекомендуемых ГДЛБ и "чужих".
      )


Хочу поделиться с читателями форума бесценным материалом по родноверию, выложенным здесь: http://ladolado.livejournal.com/

Начало
вот тут можно скачать аудио моей лекции (36 мин) http://rghost.ru/40898700
"Голос. Песня. Обряд. Народное пение как мистическая традиция у славян"
проведенной 21 июля на "Форуме Конгресса Адвайта"

Она на основе недавней статьи- собственно, статья написана как набросок для лекции. Но устная речь совсем другое, мысль движется иначе, захватывает другие темы. Кроме того, я там пою примеры.
Я сама еще не слушала, волновалась конечно поначалу там.)) Но народ был доволен))
Это первый шаг большого проекта по Народному пению, который уже воплощается дальше...



http://ladolado.livejournal.com/121028.html#comments
Мои свежие лекции по обрядовому пению
Наконец, помолясь, начинаю выкладывать продолжение своего цикла бесед, наработки за лето.

Лада Черкасова
ЛАДО-ЛАДО. Беседы о народном пении и миcтичеcкой традиции славян.
Беседа 2. Свадьба

Возможно, кому-то не близок мистический подход к Традиции, но обрядовая Традиция насквозь мистична! Главное, удержаться от излишних фантазий и опираться на реальные данные. Мне кажется, я именно на этом пути. Я - религиовед (МГУ), более 10 лет занимаюсь фольклором, и склонности к историческому фэнтези не имею.))

Выложила 2 первых части из 9.
1) ВКонтакте
http://vk.com/audio?album_id=3142363
если проблемы - задаете поиск по Аудио слов "Лада Черкасова", и видите мои беседы.

2) Скачать файлы:
Ч.1 http://rghost.ru/40842529
Ч.2 http://rghost.ru/40847396
!! внизу каждой страницы есть ПЛЕЕР, можно слушать без закачки!


Всего будет 9 частей примерно по полчаса, в них 40 песенных примеров (аудио и текстов)!
Всё уже готово, просто мне кажется лучше выкладывать постепенно, так больше вероятность, что кто-то осилит Свадьбу целиком))
Друзья, мне по-прежнему важны ваши отзывы, пишите!


СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ.

Часть 1/9

Задачи беседы
Как применить в современной жизни?
Свадьба в Родовом круге обрядов
Связь с Годовым кругом
Свадебные песни в целом. Особенности (12:50)
Минор―мажор
Жертва―вторжение
Образность свад. песен
Опасность непродуманной символики («Ой, там на гори» и пр.) (19:50)
Имена в песнях (21:56)
«Припевание» имен работает! Примеры из жизни
Погружение в «волны созидания» (24:05)
Звукотерапия
Начинаем разбирать песни Свадьбы по этапам
Сватовство (25:25)
Действо. Образность песен
Благословление у высших сил. Кузьма-Демьян (32:00)
Детали этнографии, сохраненные песней

Часть 2/9
Девишник
О предсвадебных рукоделиях
Фата
Наряд молодухи. Красный цвет и детородие
Родовые рушники (2:30)
Слияние родов
Девичья стать и ее символы
Характер и образность песен (7:25)
Трансовые техники в традиции (13:35)
Образы перехода (17:45)
Реконструкция древнего обряда по песенным деталям (21:17)
Дерево-заместитель (22:15)
Малые обряды Девишника (24:25)
Крáсота
Ёлушка
Вариации очередности частей в обряде

Происхождение песен указано в конце 9 части.

Re: Через народные песни и обряды - к своим корням. Древность без фантазий.

Добавлено: 25 ноя
Рябинка
become_a_woman
24 ноября 2012, 10:16:58 UTC сегодня UTC


Было ощущение что стояла я на пепелище родной веры в тщетных попытках её возродить. Хоть и говорят, что стояли на капище где проводили обряды предки века назад, ни кто ни чего не знал. Ни кто ни чему не просвещал. Было ощущение что мы все сделали не так)) Не так сложили костер, не в то время ели, за что получали по шапке от жрецов.
После цельного стройного и ведующего вайшнавизма язычество не понятно, не логично и невежественно. Кто-то тут назвал мой ЖЖ притензией на псевдоязычество, это при том что мой жж ни когда ни на что подобное не претендовал. Зато в каждой славянской общине свой взгляд, у каждого своя правда. Где правда, где кривда, где псевдо - ни чего не понять. Потеряно оно, далеко потеряно оно истинное Язычество. Оно по кусочкам.
Одно только ясно. Предки тут и они от меня не отстанут. За что я им благодарна.
Душа моя предкам послушна. И решения их принимает.


ladolado
24 ноября 2012, 11:43:46 UTC сегодня

=Потеряно оно, далеко потеряно оно истинное Язычество.

Язычество древних - да, дошло лишь в кусочках. И это заведомо проигрышный путь - пытаться оживить прошлое, т.к. древнее язычество, как и быт, органично для древнего человека, тех условий и среды.
Мое язычество - это не реконструкция "ИсконногоЪ", а способ взаимодействия с миром, основанный на тех же установках: Всё вокруг живое, единое и Божественное. Воплощение такого мировоззрения может выражаться в формах как традиционных, так и новых.

Это я к тому, что человек, отвергающий "язычество", отвергает только свою картинку под ярлыком "язычество". Термин очень противоречивый и множественный.

Re: Через народные песни и обряды - к своим корням. Древность без фантазий.

Добавлено: 11 май
Рябинка
Про народную культуру и Победу
xommep
May 10th, 20:16

Вообще статей про культуру народа писал уже немало, но под напором политическо-псхологических новостей они как-то потерялись; пора вернуться на поле изучения народных корней. Хотя зайду, как обычно, издаля.

В прошлой моей статье, 9-майском ворчании на тему Парада Победы, всплыла тема стыдливого прикрытия Мавзолея. Кое-кто из комментаторов не понял, почему меня так возмутил отказ от одного из ключевых элементов Парада; вот, тут попытаюсь немного развернуть тему и показать; мне-то всё это просто бьёт в глаза, потому что картина мира у меня целостная, и любые искажения и извращения кажутся оче-видными; но, видимо, кое-какие банальности приходится и разжёвывать, занимаясь копетанством.

Поясню, в чём имхо замес с маскировкой Мавзолея в условиях Парада Победы... Этот самый Парад - это не просто покатушки бронированных ведёрок по мостовой, это в некотором плане показатель связи поколений - мы помним, мы не забыли! И когда эта связь начинает рушиться - а без Мавзолея наш мега-парад превращается в сиюминутное событие, демонстрацию силы новой России, отрицающее родство со своим предком, СССР - то вся эта конструкция начинает выглядеть бледно.

Представим, что лет через 20-30-50 наши потомки начнут отмечать, ну например, присоединение Крыма к России. Везде фейерверки, гуляния, встречи с ветеранами событий тех лет, и - нигде не упоминается Путин. Нас убеждают, что это народ сам восстал и воссоединился, а сатрап и тиран Путен только угнетал этот самый народ и вообще его имя произносить нельзя. Если прикинуть историю к сегодняшним дням, много интересных аналогий можно провести, только "либералы" в СМИ и у власти будут нас всячески убеждать, что "история - это дело прошлое" и пусть ею занимаются специально обученные спецы, а вы сидите и жрите что дают. Как вымарывание имени Путена из истории присоединения Крыма к России извращает эту самую историю, так и вымарывание Мавзолея из Парада Победы рвёт связь поколений. Уже не говорю про роль Сталина в судьбе России в целом - но это следующий шажок. Понимаю, что скорее всего, Мавзолей потому и замазали, что уж больно он напоминает о ИВС, который для нынешних либералов-западников до сих пор является персоной нон-грата, даже на Параде Победы, к которому он вообще-то имел непосредственное отношение.

Раз уж зашла речь о ИВС, то не могу не проехаться по очередной идиотской и можно сказать вражеской инициативе нонешней россиянской илиты - проекту "Имя Победы", где "народу" предлагалось выбирать "самого крутого полководца России". Начать стоит с того, что в списке имён есть такие борцы с Россией, как Колчак и Врангель, стрелявшие в наших прадедов, но нет, например, Петра 1-го и Сталина. Но речь вовсе не про списки, а про сам факт составления "рейтинга полководцев" - это по сути противопоставление одной части России другой. Из истории страны делают какой-то вонючий спорт, заставляя усопших "сражаться" друг с другом, вместо совместного служения стране, чем они занимались при жизни. Вот как можно противопоставить Жукова Рокоссовскому? Не говоря уже о сопоставления Суворова с Александром Невским...


http://900igr.net/datas/istorija/1945-g ... 45-god.jpg
Ну что, Георгий Константиныч, Пвп или зассал смахнёмся на дуэльке, кто круче? У тя скока хит-поинтов?

Если смотреть на современный мир с позиции народа, системно, то он напоминает какой-то жуткий аттракцион абсурда, в котором чёрное называется белым, и противостояние защитников Родины подаётся как крутой мега-проект. И для того, чтобы все эти вывихи сознания креативного класса воспринимались народом как норма жизни, нужно этот самый народ извратить и испоганить, разорвав связи с предыдущими поколениями и закуклив в сиюминутном состоянии - когда про Победу нужно помнить только 9 мая, а уже 10-го можно снова высказываться про "совок" и "трупамизавалили". Хорошо, что процесс уже потихоньку пошёл вспять, и уже становится можно высказывать и обратную либеральной точку зрения даже по обще-российским каналам:

http://www.youtube.com/watch?v=HHx1zYL5 ... r_embedded
Про начало войны - не либерал-визгуны, но историки

Два разных танка - даже советских-российских - между собой можно сравнивать, потому что всё-таки их задача бороться с другими танками, да и трофейную технику никто не отменял. Но двух и более командиров одной и той же армии сравнивать и составлять рейтинги - это полное искажение основ, это попытка из цельной картины сделать линейный рейтинг. Теоретически, конечно, их можно сравнить по разным параметрам - хоть по росту и весу - но практически это означает де-сакрализацию истории страны, лишить действия этих людей морального базиса и сведение оных к механическим движениям фишек - эдакое превращение войны в шахматы получается. Как уже не раз говорил, русский человек такое не приемлет, это скорее к либерал-фашистам, которые мыслят единственной ценностью - деньгами, и для которых агрессор и защитник фактически равны. К сожалению, подобное мышление наша с вами россиянская "илита" демонстрирует сплошь и рядом - стоит вспомнить анти-советские михалковские Утомлённые Солнцем-2 или бондарчуковский "Сталинград". Люди, которые не понимают русского отношения к жизни и войне, в попытках описать оное только публично садятся в лужу, и, к сожалению, за это не несут уголовной ответственности, хотя давно бы уже пора.


http://www.yaplakal.com/uploads/post-27 ... 132482.jpg
Борясь со Сталиным во время войны, помогаешь Гитлеру

А где же тут народная культура - спросите вы? Да везде, по большому счёту. Она - в солдатах-победителях, и в нас с вами. И для того, чтобы называться русскими (в широком смысле), надо понимать, чем реально жили наши с вами предки. Не обязательно ходить в лаптях и косить траву косой - но чувствовать связь поколений для этого необходимо. Иначе получится, что то же 9 мая превратится в "профессиональный праздник ветеранов", а мы как бы и ни при чём - и именно тогда Победа окончательно превратится в поражение, потому что получится, что достигнута она зря. Когда потомки будут смотреть на деяния предков как на жучков в мелкоскоп, только тогда эти деяния окончательно обесценятся. И кое-кому в нашей стране это выгодно - я уж молчу про мировую ситуацию, когда та же Европа ждёт не дождётся, когда же мы наконец забудем про Победу и превратимся из Победителей в жертву сталинизма, с которой можно ещё и репараций потребовать. На Украине 9 мая-2014 уже объявили "Днём скорби", по-европейски, потому что для Европы наша с вами Победа - по сути поражение их идейных учителей. Вот пусть они скорбят, а у нас всё-таки праздник, пусть и со слезами на глазах.

Собственно я хотел больше про народную культуру написать, чем по "либералам" в который раз топтаться... Но что уж поделать, тема Победы слишком актуальна даже сейчас, через 69 лет...

Очень важно понимать, что же действительно происходило тогда, и вообще, что действительно происходит, чтобы не превратиться в человека-однодневку, которым можно легко манипулировать, причём, естественно, не в ваших собственных интересах. Именно поэтому люди, которые изучают народную культуру - фольклористы - так негодуют по поводу "клюквы", то есть псевдо-народной культуры, которую большинство россиян искренне и считает народной. Через эту обманку людей по сути отрывают от русского народа, потому что многим людям это всё не нравится, и они начинают дистанцироваться от русской культуры в целом, говоря что "Пинк Флойд это круто, а Бабкина это отстой" - то есть, запутавшись в целях, по сути сами себя загоняют в болото "общечеловечности", которое предназначено исключительно для извлечения прибыли из людей.

http://www.youtube.com/watch?v=c8dX-A4h ... r_embedded
Псевдо-народная культура - это как цветной Штирлиц по сравнению с настоящим

"Где наша чёрная форма, где наши чёрные папки?" - ровно так же вопрошают фольклористы (и носители подлинной русской культуры тоже), глядя на псевдо-народные хоры, лабающие под баян очередной "Ойморозмороз". Потому что вместо подлинной народной культуры мы видим суррогат, не имеющий ничего общего с оригиналом, кроме крайне фрагментарных моментов. Фольклористы недаром упирают на историческую достоверность и пытаются держать марку как минимум на период начала 20-го века, а лучше ещё раньше - не в реконструкторских целях, "по приколу" - а для того, чтобы показать, как оно в действительности было. Тогда как псевдо-народная культура - это по сути примитивная развлекаловка для масс, не имеющая исторической основы, и сочинена из головы от и до в отрыве от реальности.

Фольклористы показывают, как люди жили когда-то, в почти первозданном виде - ну, у кого насколько терпения держаться основ хватает - не потому, что они ретрограды, а потому, что они в некотором роде передатчики, переносчики народной культуры от бабушек-дедушек к нынешним поколениям. И эта культура - это не просто так, тили-тили-трали-вали, а тот самый базис миропонимания, который делает русского человека русским; такое моё мнение. Понимаю, что не всем эта культура может нравиться, но как базис каждый русский человек должен её знать, иначе какой же он нафиг русский?

Почему дагестанец может станцевать лезгинку, грузин может спеть песню, а русский окромя пластилинового "морозмороза" ничего толком и не может показать в качестве доказательства собственной русскости? Не стыдно? Мне точно было бы стыдно уподобляться общечеловекам.

Понимаю, что современная масс-культура уже зачастую стала вполне бессознательным, подсознательным базисом многих россиян, оторванных от земли, но если подумать - на чём мы воспитываем своих детей, к какому будущему мы их готовим? - то становится довольно очевидно, что возвращаться к народным корням фактически необходимо. Повторяю - народная культура в принципе построена на базисе взаимопомощи и пожелании потомкам добра - потому что передавалась от предков потомкам; а современная культура построена на заработке денег "творцами" на "быдляке", и, как вы думаете, где больше правды и добра? Да, красивых звуков и эффектных движений в масс-культе много больше, но сами основы у него поражены проказой извлечения прибыли из людей; в итоге и "творцы" ограничены, и зрители не получают того, чего действительно хотят. Вместо культуры - одна голимая развлекалочка.

А вот когда дойдёте до мысли, зачем нужно сохранять основы даже в ущерб прибыли и внешней привлекательности, то тогда и мыслей извращать символы Победы не будет. Потому что это по сути преступление перед предками. Такое моё мнение.

P.S. Нас, фольклористов, часто упрекают в том, что мы тянет народ назад, вместо того, чтобы двигать его вперёд. Вот, знакомый прислал ссылочку на обзор сразу 4-х сериалов о войне, где русским по белому сказано "советского уровня всё равно не достигнуть". Наше кино, наша культура, да и человек в целом, очевидно развиваются в какую-то странную сторону - зачастую это даже не шаг вперёд и два назад, а реально что попало... И у меня на этот парадокс есть логичный ответ - современный общечеловек просто заблудился. Ему добрые дядечки с красивых глянцевых европейских плакатов наврали с три короба, он за ними пошёл как дурачок и занесло его в такое болото, что ни в сказке сказать, ни бульдозером убрать. А либералы кричат "медленно идём, модернизироваться надо и ускоряться!". Куда в таких условиях прийдёшь - довольно очевидно. Чем быстрее это до нас дойдёт, тем быстрее мы найдём дорогу к дому, такое моё мнение.


http://xommep.livejournal.com/158295.html#comments

Re: Через народные песни и обряды - к своим корням. Древность без фантазий.

Добавлено: 27 июл
Рябинка
Про утрату обыденной культуры

xommep
July 27th, 17:06 В очередной раз вернусь на "культурную" поляну, немного позанудствую на тему, почему всё так плохо вокруг. :))

Посмотрел надысь (по пути из Турнаево, ночью в машинке на планшете - до чего техника дошла!) фильму про посещённый в ходе июньской экспедиции фестиваль "Семейская круговая":
http://www.youtube.com/watch?v=2h8WUce5 ... r_embedded


В очередной раз удивился, насколько малая часть происходящего на фестивале имеет отношение к тому, за что семейские известны всему фольклорному миру, и даже Юнеско их внесло в фонд культурного наследия. Ведь семейские - это староверы, и песни ихв подавляющем большинстве - протяжные, "проголосные", лирические. И где всё это в фильме? Да, конечно, были и подгармошечные пляски, и, возможно, похабные частушки - но если спросить самих бабусь-дедусь, какое их место в культуре и жизни - отмахнутся и похихикают. Так, баловство и развлекушечки для молодёжи. Как спросишь про страринное - так почему-то начинают чесать затылок и вспоминать лирику да духовные стихи (кто не в курс - тырк просветляться).

Соображал-соображал, почему так происходит - уже и про деградацию культуры писал, и про многое другое; а вот пришло в голову очередное соображение, почему так вышло. Как бы это не выглядело странным, но самые сложные и "навороченные" песни - это песни обыденные, повседневные, которые поются за работой или на вечерних посиделках (не путать с вечорками). Даже обрядовые вещи (если не считать религиозные обряды) - это, как правило, достаточно простые напевы, чтобы можно было вовлекать в процесс максимальное число народу.

Повседневность занимала у наших предков ещё больше времени, чем сейчас - ведь тогда не было выходных и государственных праздников, и работать приходилось с утра до ночи. Поэтому на праздниках народ отрывался за всё время, уходя от повседневной культуры к праздничным пляскам и частушкам - это, безусловно, более зрелищно и вообще интересно для окружающих, нежели жестокие романсы да поучительные духовные стихи. На празднике народу не хочется грузиться, а охота развлекаться да отрываться, понимаю.

В итоге после вымывания традиционной культуры из повседневной жизни людей получается, что под "народной" песней в основном подразумевается именно "праздничная" культура - те самые пляски да частушки, которые, безусловно, имели место быть... Однако при этом совершенно игнорируется основная - подчёркиваю - часть народной культуры, которая сопровождала человека бОльшую часть его жизни.

С перерождением культуры в развлекушечки - о чём писал в цикле про место культуры в жизни - под культурой автоматически начали понимать культуру праздника, развлечения; пришёл, получил дозу культуры, ушёл просветлённый. Типа.

На деле - так как я сам человек и одновременно находящийся в культурной технологии (как технарь), и как сторонний человек, и как энтузиаст народной культуры, вижу - что такой метод "культурной обработки" населения не работает. Вообще. Как верно рассказывают упомянутые в статье про Турнаево активисты Рублёвы - приезжает в детский лагерь ребёнок из "трудной" семьи, 2 недели они его обрабатывают-воспитывают, вроде у него всё на место встаёт, и в коллектив вживается; проходит год, и он приезжает обратно ещё хуже, чем был.

В условиях, когда человека в повседневности окружает анти-культура - а ТВ/Радио/газеты и прочий мейнстрим, безусловно, являются таковыми - кратковременные инъекции культуры практически не помогают. Нужно, чтобы человек и в повседневной жизни был хоть как-то окружён правильными и нужными для него ценностями, и тогда он и на празднике будет чувствовать себя своим, не развлекаемым клоунами барашком, а причастным ко всему происходящему.
К сожалению, в современных реалиях, направляемых рекламой, этого в широких массах не достичь - потому что массы гонят туда, куда нужно производителям товаров, а не куда нужно массам, увы.

Поэтому, на мой взгляд, окучивая культурой народ на концертах, мы занимаемся немного не тем, чем надо. Да, такое тоже нужно нести в массы, но в основном надо доносить до людей понимание, что всё происходящее - не просто красивые нотки и озорные па, а часть их собственного культурного мира. Это идёт вразрез с остальной культурой, направленной на потребление себя, а не на воспроизводство в массах, но что уж поделать. Про это, в частности, мы говорили на концерте в Омске, совместно с "Поселенцами" из Е-бурга:
http://www.youtube.com/watch?v=6IrpWrIo ... r_embedded


В большинстве случаев разговоры вставлять не получается, да и вообще их ценность достаточно сомнительна в широком масштабе, но что тут можно поделать ещё, не очень понимаю. Работа с массами в непосредственном контакте отнимает много сил - вот, в детском лагере в Турнаево удалось детишек на 2 недели погрузить в культуру в повседневной жизни, но скольких это сил и нервов потребовало?.. А выйти и слабать под баян - много проще, инфа 146%.

Так что, на мой взгляд, разговоры про культуру пора сворачивать от бесед, кто как красиво и верно поёт, в сторону, как бы нам народу в повседневную жизнь всё это внедрить; чтобы народ понял, что быть русским - это значить чувствовать, понимать и воспроизводить русскую культуру, а не махать триколорами по праздникам... А концерты и фестивали - это так, по верхушкам скакать, такое моё мнение.


http://xommep.livejournal.com/176032.html

Re: Через народные песни и обряды - к своим корням. Древность бе

Добавлено: 07 ноя
Рябинка
Оккупанты не пускают гоев к своим корням. Тихо и незаметно они вытравливают все народное из народной памяти.
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
переименовали, убрали слово "народной"
Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства

Изображение

По простой причине - по неразборчивости представителей этого самого народа, который улыбается своим врагам и пускает их в свой дом.
Потому что терпят присутствие этих абсолютно и категорически нерупожатных тварей в своих группах. Всё бы изменилось, если бы нерукопожатным не подавали бы руки. Но подают - по "толерантности", по неразборчивости, по нравственному релятивизму и прочей "теплохладности". Известное дело. Именно такое поведение всегда развязывает агрессору руки. И поэтому эта бесовщина будет продолжаться - народ с ней согласился.
Каждый думает - ну это я так, я не участвую ни в чём плохом, я только вот пользуюсь тем-то и тем-то, ну а как же - музей всё-таки мне нужный. Нет, каждый, кто подаёт руку агрессору и палачу - коллаборационист и участник убийства. Он убивает народное искусство.


по тегу несколько постов
http://tradtextil.livejournal.com/tag/% ... 0%9D%D0%98