МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕЙ РУСИ И СКИФИИ

История Руси глазами Родноверов.
Ответить
Сообщение
Автор
Рус

МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕЙ РУСИ И СКИФИИ

#1 Сообщение

МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕЙ РУСИ И СКИФИИ

Медицина в Древней Руси

1. Скифы как предвестники медицины Руси.
2. Гиппократ о скифах.
3. Лекарства скифов.
4. Цари-лекари.
5. Лекарство от всех болезней.
6. Медико-санитарный уровень в Древней Руси.
7. Больницы в монастырях.
8. Знаменитые врачи Руси.
9. Медицина в Новгороде как пример медицины на Руси.


При упоминании о Древней Руси сразу же вспоминается та страна, которая знакома нам по сказкам с детства. В памяти тотчас возникают Илья Муромец, Соловей-Разбойник и другие былинно-сказочные персонажи. Вплоть до Бабы-Яги, не имеющей аналогов в окружающем Русь фольклоре и очень похожей на знахарку-целительницу. Она ведь не только козни строила Ивану-Царевичу в сказках, но, и банькой «попотчует» (а русская баня входила в набор методов целительства Древней Руси), и снадобья ему давала – тоже для исцеления физических и духовных недугов. То есть народная медицина – один из мощнейших фактор врачевания на Руси.

Скифы как предвестники медицины Руси.
Мы можем сравнить искусство врачевания на Руси с легендарной Скифией, раскинувшейся от Черного моря до Балтики и до Уральских гор. Ваза из Куль-Обского кургана – наглядное свидетельство искусства врачевания скифов. Но скифов больше нет. Тем не менее они не могли исчезнуть совсем бесследно. Да и Древняя Русь, формируясь на просторах Скифии, едва ли была глуха к культуре предшественников. Нет, о русских людях нельзя сказать «Иван, не помнящий родства». Свое родство они умели проносить через века и помнить о нем.
Очевидно, что скифы, растворившись в славянском этносе, передали ему и свою медицину. Но, прежде чем раствориться, они создали то, чему раствориться предстояло, - свой самобытный менталитет (свой особый способ мышления и мировосприятия). Они были хорошими земледельцами, отменными ремесленниками, занимались рыболовством и торговлей с соседними странами. Нам трудно представить себе уклад их жизни. Но начавшееся в ту эпоху разделение труда содействовало возникновению у скифов различных профессий, в том числе и профессии врача. А потому наряду с народной развивается и профессиональная медицина.
В VII - VI вв. до н. э. в средиземноморских странах большой славой пользовались скифские врачи Анахарсид и Токсарид. Вот что сказано об Анахарсиде (или Анахарсисе) в «Словаре античности» (Москва, 1989): «Скиф из царского рода; изучал греческие обычаи, уклад жизни и культуру, подвергал их критическому осмыслению. Идеализируя северные народы, греки нарекли Анахарсида Мудрым. Приписываемое ему собрание из 10 сохранившихся до наших дней писем, датируемых III в. до н. э., свидетельствует об огромном интересе к фигуре Анахарсида со стороны киников». Он был врачом-мыслителем. О враче Токсариде, признанном в Греции героем, говорится, что происходил он из простого скифского рода, был «муж мудрый, отличавшийся любовью к прекрасному и стремлением к благороднейшим занятиям», умер в Афинах. Хотя греки идеализировали северные народы, но получить столь высокую похвалу от них, весьма искушенных в умственных занятиях, было не так-то просто. Значит, он был действительно хорошим врачом.


Гиппократ о скифах.
Очень важным является мнение о скифской медицине Гиппократа. Он много путешествовал по Причерноморью и как проницательный наблюдатель оставил нам бесценные свидетельства очевидца. Начать можно с того, что он установил холерический тип телосложения людей севера, что является следствием климатических условий. Он говорил, что они «от природы энергичны и бодры для деятельности». Кроме того, «эти люди для искусств острее и способнее и более годны для ведения военных дел».
В числе болезней, встречающихся у скифского народа, Гиппократ отмечает, как ни странно, евнухоидизм, боли суставов и язвы на теле. С присущей ему наблюдательностью, он очень точно указал причину (социальную!) евнухоидизма. Этой болезни были подвержены мужчины «благороднейшие и те, которые посредством верховой езды достигли величайшего могущества; бедные же страдают меньше, ибо не ездят верхом». Но это ещё не все. Длительная верховая езда приводит к заболеванию суставов, воспалению седалищного нерва и подагре. По мнению Гиппократа, следствием верховой езды были сильные боли в суставах, язвы на бедрах и хромота. Гиппократ пишет и о некоторых приемах лечения, применявшихся народными целителями Скифии: «…когда начнут болеть, то открывают обе вены позади ушей, и когда кровь истечет, то вследствие слабости охватываются сном и засыпают». Метод кровопускания применялся у скифов при многих заболеваниях. Правда, Гиппократ не пишет, при каких конкретно. Помощь при родах оказывалась, судя по всему, в повозках, обтянутых войлоком. Их устройство Гиппократ описал очень подробно. В них жили женщины и дети. Любопытно, что детей не пеленали. А питались скифы вареным мясом, пили кобылье молоко, талую воду и ели гиппаку – конский сыр.

Лекарства скифов.
Нам любопытно это знать, ведь наверняка то же самое было и в «аптечке» у жителей Древней Руси. Прежде всего, это целебные растения и травы. Мы можем узнать это из произведений историков и поэтов. Овидий Назон (1 в. до н. э.), живший изгнанником в скифских степях, в своих элегиях описывает свойства полыни: «…печальный полынь торчит по пустынным полям и горькое растение соответствует своему месту». Историк А. Марцеллин рассказывает о скифском корне – ревене, находившем широкое применение при лечении больных. Геродот упоминает о поразительной горечи травы в понтийских степях, которая увеличивает количество желчи больше всякой другой травы. Ветеринарный врач Пелагоний (IV в. до н. э.) писал, что греческие и римские врачи широко использовали «понтийский абсинтий» (полынь), аирный и заячий корни.
Геродот, Плиний и Феофраст в своих трудах пишут о скифской траве «Scyphicam herbam», которая скифскими врачевателями применялась «для лечения ран», «против удушья». Александрийские врачи Ктезия и Аристогитон тоже восхищались лечебными свойствами скифской травы. Плиний свидетельствует, что «скифская трава» ревень от болот Меотийских вывозится из Скифии в Грецию, Италию и другие страны.
Есть сведения, что скифы разводили лекарственные растения в садах и огородах, т. е. растения эти возделывались в культуре. Скифам были известны и ядовитые свойства аконита. Плутарх упоминает еще о двух лечебных растениях, произраставших в реке Танаид (Дон) – злоненавистнике (речь идет, очевидно, о бодяге) и Аллинде с листьями, похожими на капустные. При растирании их образуется сок, называемый «маслом вироса» и сильно согревающем тело.


Букварь
Кариона Истомина
1692 г.

О лекарствах, произраставших в Скифии, упоминают Диоскорид (I в.), врач Ксенократ. Причем о лекарствах не только растительного происхождения, но также минерального и животного. Скифы применяли и доставляли на рынок «бобровую струю», которая у понтийского бобра отличалась лучшим и более сильным действием. Есть упоминание о яхонте, янтаре, мышьяке и других солях, добываемых в Скифии. Для облегчения родов женщины носили в ожерельях яхонты. Камень «хризолит» в измельченном виде употреблялся внутрь при болях в желудке. Все это крайне важно, так как сведений о медицине Древней Руси сохранилось крайне мало. Между тем врачи Скифии и методы их лечения (а они были предтечей врачебного дела на Руси) возбуждали большой интерес у греков и римлян, оставивших нам бесценные свидетельства о зарождении медицины на территории Древнерусского государства.

Цари-лекари.
Есть еще один интересный факт. Если мы говорим о предтечах врачебного дела на Руси, никак нельзя обойти стороной одну уникальную фигуру. Царь - врачеватель – в истории трудно найти факты подобного рода. Чтобы персона, облеченная верховной властью в государстве, опускалась до человеческих страданий, искала снадобья от хворей и недугов! Ведь государю недосуг предаваться подобным занятиям. Он должен усмирять народы и отвоевывать земли у возомнивших себя великими царей.
Но, помимо своих обязанностей как обладателя верховной властью в государстве, цари участвовали и в устройстве медицинских учреждений доля простого люда.
• Так, Устав князя Владимира (996 г.) стал основной для устройства благотворительных и медицинских учреждений в России вплоть до ХVIII века.
• В период княжения Ярослава расцвела древнерусская монастырская медицина.
• Князь Владимир открывает ряд богаделен в Киеве. В честь своего бракосочетания с сестрой византийского императора Анной он сооружает там же церковь во имя Пресвятой Богородицы, ставшую приютом для всех страждущих. Владимир повелел при этой церкви из своей казны кормить убогих, странных, сирот и вдовиц. А князь Черниговский Николай Давыдович (ХII век) построил в Киеве больничный монастырь. При князе постоянно находился врач Петр Сирянин, чье имя в истории древнерусской медицины занимает одно из ведущих мест. Его бескорыстная помощь всем страждущим являлась примером для подражания многим поколениям врачей

Лекарство от всех болезней.
Териак - ссылка на эту панацею от всех бед есть у каждого врача, оставившего след в истории, начиная от Галена, кончая Авиценной, и далее – вплоть до новейших времен. Териак включен и в арсенал тибетской медицины и шире –медицины всего Востока.
Историки и врачи пытаются в древних источниках информации найти рецепт этого снадобья, но пока безуспешно. А ведь интересно было бы узнать о нем подробнее и, быть может, (почему бы и нет?) возродить его к жизни. Есть подозрение, что териак и поныне в арсенале безотказных средств народной медицины.
В произведении «Вертоград» (1534г.) можно найти более ста названий веществ и лекарств, которыми торговала Русь. Так, лекари использовали мышьяк для лечения болезней кожи, которые сопровождаются разрастанием рогового слоя. Для лечения кожных болезней применяли также киноварь и ртуть. С помощью этих средств избавлялись от таких паразитов, как вши и блохи.
На Руси были известны и побочные эффекты применения ртути – стоматиты, а также способы их предупреждения.
Древнерусские целители использовали и минералы для лечения болезней.
Лазурит использовался в качестве слабительного и для лечения перемежающейся лихорадки.
Алмаз применялся для смазывания краёв гнойных ран и язв, а также для лечения дёсен при цинге.
Применение агата упоминается ещё в «Изборнике Святослава». Из него в Древней Руси изготовляли сосуды для перевозки и хранения лекарств. Уже в те времена агат считался лекарственным средством. Его применяли в виде присыпки или мази при укушенных ранах. В лечебнике описана разновидность агата – оникс, который применялся для изготовления инструментов для кровопускания. На Руси высокор ценился аметист. Его применяли в качестве противоядия при алкогольных отравлениях.
В Древней Руси был широко распространён способ лечения болезней с помощью определённых органов, желчи, животных соков, птичьих яиц, вытяжек из тел насекомых. Сырьё для таких лекарств добывали и на Руси, и привозили из других стран. Много сырья привозилось из восточных стран.
Самым популярным средством при любых расстройствах желудка считался «камень безоар», который находили в кишечнике многих животных.
Есть ещё одно средство животного происхождения, применявшееся на Руси, - секрет железы кабарги – источник мускуса. Его применяли при болезнях сердца, а также при болезнях эпилепсии, душевнобольных с депрессией, лечили им и запои.
Огромной популярностью среди врачей московского государства пользовались пантовые "оттирки" - панты пятнистых оленей. На Руси пантовые "оттирки" назначались при эпилепсии), при желудочных и маточных кровотечениях, при параличах Больные пили их с вином и водой при сердечных болезнях.
Особенно ценили на Руси вещества, действующие благотворно на сердце, успокаивающие нервы, придающие бодрость. В древнерусских лечебниках их называли нежными ласкательными именами: "любка", "зелие милое", "дар небес" и так далее.
Но основное место в древнерусской медицине занимали лекарства растительного происхождения. В настоящее время они более изучены, и многие из них успешно применяются современными врачами. Так, гвоздика рекомендовалась при слабости зрения, при заболеваниях желудка, печени, сердца. Перец (черный) считался у русских лекарей настоящей панацеей от всех болезней. Лечили им и ревматические болезни. В качестве противопростудных средств давали имбирь. Его принимали в уксусе на ночь.
Популярны были также мускатный орех, мускатный цвет, которые привозили из Индии. Они применялись как мочегонное средство и для возбуждения хронических больных.
В качестве обеззараживающих средств в Древней Руси использовалась полынь, багульник и др. В "Киево-Печерском патерике" (16 в.) упоминаются сенна и ревень, которые употреблялись в качестве слабительных средств.
Однако непросто было сохранить лечебники и травники. Держать их у себя дома было небезопасно. На такого человека могли написать донос, судить, всё имущество забрать в казну, а человека сослать в какой-нибудь отдалённый монастырь. И таких случаев на Руси было немало.
Несмотря на это, лечебники и травники продолжали тайно хранить во многих домах, благодаря чему мы и имеем представление о многих элементах народной медицины Древней Руси.
В лечебниках русской медицины большое значение приобретают растения. Заготовка лекарственных растений выходит на первое место путем введения натуральной повинности, а также благодаря экспедициям травников аптекарского приказа. Особый "авторитет" имело все семейство луковых, а в особенности чеснок и лук. В старинных травниках отмечалась их способность стимулировать регенерацию кожи при ожогах, ушибах, ранениях.

Медико-санитарный уровень в Древней Руси
Вопрос о медицине в Древней Руси относится к наименее изученным, сложным и противоречивым. Памятников медицинской письменности от этого периода сохранилось мало. Многие из них погибли в огне пожаров феодальных войн и иноземных нашествий.

Но остались – памятники археологии, свидетельствующие о медико - санитарном уровне Древней Руси. И не только немые. Остались памятники немедицинской письменности самого различного жанра. Остались памятники изобразительного и прикладного искусства, устного народного творчества. И все они так или иначе доказывают: медицина на Руси с древнейших времен соответствовала уровню своей эпохи, так как формирование ее шло в тесной взаимосвязи со странами Западной Европы и Востока. Киевская Русь – а она просуществовала три столетия, дав жизнь России, Украине и Белоруссии, – была одним из очагов культуры, неким средостением для могучих держав Запада и Востока. В недрах переводческой «Академии» Ярослава Мудрого (конец XI века) мы находим и книги медико-биологической направленности. Наиболее значительные среди них – «Физиолог» (речь идет об XI веке!) и «Шестоднев» Иоанна Болгарского. Листая эти бесценные манускрипты, провизор наших дней был бы немало удивлен перечню лекарственных трав, широко применявшихся и в наше время. Его далеким пращурам были известны металлическая ртуть, получение опия из головок мака, целебное значение «топлиц» (минеральных источников). Лечець (врач) тех дней знал анатомию по Галену и Аристотелю. Тело человека было средоточием четырех «стихий» – огня, воды, земли и воздуха, а здоровье человека зависело от ненарушимого равновесия свойств этих стихий – горячего, холодного, сухого, влажного. Болезнь же – «недоброе» смешение соков, «смута стухий». В соответствии с чем была разработана практика лечебных прижиганий, кровопусканий, применения слабительных, чихательных и других очистительных средств.
Чтобы «ведати, како подобает человека лечити и какими обычаи», в основу деления человеческого возраста клались «седьмици» (семь семилетних периодов). Наиболее ранимыми считались младенчество и старость. Младенцы страдают недугами избыточного увлажнения: «потници», сыпи (облива, корю, воспа, лапуха), опухоли в горле. Для старческой патологии характерны затвердения уд (частей тела), сухость кожи, глухота, слепота, частые «залегания жил в мождени» (в мозге) и вследствие этого «удары с искрывлением ока и полуустом».
Женщины рисуются как существа с хрупким организмом. По самой натуре им свойственны «беснование», плаксивость, головные боли, но они не страдают «килою», носовыми кровотечениями и не лысеют.

Причина болезни носила название «вина недуга». В мире так много «вин», что их «исчести невозможно». Вскрытие «вины» – функция «лечьцов». У постели больного именно они «бдять и первую вину болезни пытають» (из письма Владимира Мономаха к детям, начало XII века).
Недуг может быть порожден одной «виной». Но весьма опасно, если они наступают «вкупе» и бывают «различьни». Угнетение психики, как и леность, – первые ступени к болезни. Но труд – условие, без которого немыслимо гармоническое развитие организма. Поэтому всякое полезное дело вызывает высокую душевную радость, внутренне ликование.
Большое значение придавалось диагностике и прогнозу. Диагноз именовался «обличением недуга». Надежнее всего болезнь определить по «жилобиению» (пульсу), но это удел лишь «лечьцов - хытроков». Существенным подспорьем в диагностике служило «смотрение уриное» (анализ мочи в «стькляницях»). О болезни судили по «малости или множеству урины», ее цвету, запаху, осадку. Важен и осмотр всего «обличия» больного, вплоть до привычки разговаривать, сидеть, есть, потому что даже такая деталь, как «смеяние зубь» (улыбка), «ступание ног» (походка), может возвестить о свойствах болезни (Сборник Святослава, 1076).
Чем не болели наши предки?
А ведь и в те времена был грипп, да только называли его как-то иначе. А вот как – неизвестно.
Обозначение болезней и симптомов преимущественно через славянскую лексику свидетельствует об очень древней основе частной патологии. Из внутренних болезней отмечены: златяница (желтуха), камчюг (артриты), усови (плеврит), вдушь (астма). К нервно - душевным относились точение пены, или падучая немочь (эпилепсия), расслабление (параличи). Прокажением именовали болезни типа волчанки, лепры и другие кожные невзгоды.
Из инфекционных хорошо знали сухотку (чахотку), огневую (сыпной тиф). Трясця (малярия) описана в форме вседневной, черездневной и «квартано» (четырехдневной). К группе гибельных моров причислялись утроба кровавая (дизентерия), чума легочная, мозолие (бубонная чума), возуглие, или прищ горющ (сибирская язва), жаба горляная и многие другие.
Но каковы же были взгляды на причину болезни и каково было само лечение? Человек подчинялся воззрениям эпохи, был набожным и суеверным. Нетрудно догадаться, что одной из главных причин недугов были и «кара Господня за грехи наши тяжкие», и противостояние светил и сил небесных. Их надо было задобрить в первую очередь. И когда в Новгороде вспыхнула эпидемия чумы, дабы предотвратить «Великий мор», народ в течение суток построил новый храм – церковь Андрея Стротилата (существует и поныне).

Такая страшная болезнь как чума в народных сказаниях изображалась женщиной огромного роста с распущенными косами в белой одежде. Холера изображалась старухой со злобным искаженным лицом. Но как бы они не злобствовали, «лечьци» были начеку. Они уже умели распознавать болезни, готовить нужные лекарства и даже предсказывать исход недуга.

Больницы в монастырях.
Ни один монастырь на Руси не строился без "госпитальных палат".
Когда в монастыри поступали античные и ранние средневековые медицинские рукописи, на славянский язык их переводили монахи. Написанные на пергаменте, эти книги дошли до наших дней. Во многих монастырях обучали медицине по греческим и византийским рукописям. В процессе перевода монахи дополняли тексты своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания. Одной из самых популярных книг ХI века был “Изборник Святослава” (переписанный дважды – в 1073 и 1076 гг.), в котором содержались медико-гигиенические сведения. “Изборник Святослава” - энциклопедия Древней Руси.
Монастырская медицина, как мы уже отмечали, была организатором первых на Руси больниц. Ранние сведения о монастырских больницах относятся к ХI веку. Они были открыты при монастырях в Переяславле на Днепре, Киево-Печерской лавре, позднее - в Новгороде, Смоленске, Львове. Ни один монастырь на Руси не строился без “госпитальных палат”. Монастырские больницы превращались в госпитали во время военных действий, осадах городов, в карантинные больницы - при эпидемиях.
Однако монастырская медицина на Руси не была все-таки монополистом. Существовала и светская, мирская, наука. Светские лекари, по всей видимости, были тоже из Византии - “очага” медицинских знаний. Там уже в V веке издавались самостоятельные медицинские сборники. Многие врачи, выходцы из Византии, пользовались большой популярностью: Феофил Нонн, Симеон Сыч и другие. В посольстве Св. Владимира Святого находился врач Иоанн Смер. “Русская правда”, что весьма знаменательно, отмечает права “лечцов” требовать плату за свою работу.
Существование светских врачей в ХII веке уже не подлежит сомнению, так как подтверждается документальными источниками.
Была единая система медицинских знаний и медицинской помощи. Она была объединена единой христианской религией, единым идеалом - служением ближнему.

Знаменитые врачи Руси.
Большую роль в истории медицины (монастырской) сыграл Киево-Печерский монастырь (ХI век), который для того времени был своего рода первым университетом. Иноки Печерского монастыря пришли с Афинской горы, где при монастыре Св. Афонасием была устроена “больница больных ради”, и принесли с собой врачебные знания. Печерский Патерик доносит до нас сведения о нескольких подвижниках Печерского монастыря, прославившихся своим врачебным искусством. Мы встречаем в записях такие имена: “На скрижалях отечественной истории значатся имена таких подвижников, которые славились даром исцеления и врачевания больных, как, например, Антоний Преподобный, Домиан, Агапит Печерский, Пимен Постник и др”.
Антоний - этот “пречудный врач”, как именует его монастырская хроника, - лично ухаживал за больными, которых он лечил, давал им “вкушать” исцелявшее их “зелье”. Служением ближнему преподобный Антоний снискал горячую любовь как у простых людей, так и у князей. После излечения у Антония Великий князь киевский Изяслав подарил обители гору над пещерами, а “игумен же и братия заложила церковь велику и монастырь... И оттоле нача зваться Печерский монастырь... ” - отмечает летопись.
Прозванный современниками “врачом безмездным”, Агапит лечил и монастырскую братию, и мирян, которые обращались к нему за помощью. При врачевании Агапит применял отвары из различных трав и кореньев. Когда в Чернигове заболел князь Владимир Мономах, к нему созвали всех известных врачей - иностранцев, живших в Русском государстве, но болезнь усиливалась. Тогда обратились в Печерский монастырь к преподобному Агапиту. Тот послал князю лечебный отвар. В скором времени Владимир Мономах совершенно поправился. Желая вознаградить исцелителя, князь направил щедрые дары иноку, но тот раздал их нищим.

Медицина в Новгороде как пример медицины на Руси.
Новгород по своей санитарной культуре и благоустройству стоял на первом месте среди крупнейших городов Северной Европы.
Здесь раньше, чем в Париже и Лондоне на площадях и улицах появились деревянные мостовые, действовала разветвленная подземная дренажная сеть деревянных труб.
Новгородцы прежде киевлян (в конце IX - начале X вв.) приступили к строительству деревянных изб.
Баня в Древней Руси была распространена гораздо шире, чем в любой европейской стране. Новгородские врачеватели хорошо понимали целебную силу бань.
Красивая и удобная одежда - не только проявление вкусов и моды различных эпох, но и своеобразный индикатор санитарной культуры населения. Новгородцы в XI - XIII вв. одевались в одежду, хорошо сохраняющую тепло, и надежно предохраняющую кожу от механических повреждений, пыли, грязи, укусов насекомых, не сковывающую движения.
Мыло в ту пору ввозилось из-за границы и было доступно только состоятельным жителям. Для стирки одежды и мытья тела новгородцы использовали легкомылящиеся почвы, минералы, имевшие в своем составе жир и золу. Белье кипятили в бочках с зольной водой.
Лекари-профессионалы появились, в основном, из среды волхвов, кудесников, ведунов, знахарей, колдунов - этому способствовали природная наблюдательность, желание найти разгадку явлений природы, тайн человеческого организма. Уважением к естествоведческим познаниям волхвов проникнуты многие ранние летописи.
Волхвы были знатоками "зелий", т.е. лекарственных растений. Волхвы успешно выступали в роли детских врачей, оказывали помощь женщинам при бесплодии, их приглашали в дома к больным, страдавшим заразными болезнями, к раненым и "язвенным" больным.
В ранних памятниках письменности господствует полная нерасчлененность понятий "волхв", "врачь", "лечець", "зелейник", "чародей". По древнерусскому представлению, волшебство - это высокое искусство, мастерство ("влъшебная хытрость"), а волхв - есть "премудр", человек с большим опытом и знаниями.
Чтобы показать особую глубину медицинских знаний у врачей, древнерусская литература присваивала им эпитеты "мудрых", "хитроков", "филозофов".
Новгородцы были сильными людьми. Физический труд, простая, здоровая пища, длительное пребывание на свежем воздухе повышали их сопротивляемость губительному действию микроорганизмов.
Но жестокий бич голода, эпидемии уносили многие жизни. С середины XII до начала XVIII в. чума, оспа, сибирская язва, тиф - 17 раз становились причиной опустошительных эпидемий для Новгорода. Все, кто был способен, бежали из города, оставляя его на попечение светских и монастырских лекарей.
С постоянным риском для жизни они обходили дворы и улицы. Кормили больных, передавая им пищу через пламя костра. Отвозили умерших на дальние кладбища.
Первые больницы основывались, в основном, в монастырях. Деревянные здания больниц располагались обычно внутри четырехугольного пространства, образованного монастырскими стенами. В больших монастырях наряду с больницами строили бани и "свитошные" (прачечные).
Начиная с XV в. очаги с дырой в потолке вместо дымохода выместили печи, на смену которым со временем пришла система внутристенных труб с циркулирующим по ним горячим воздухом. Окна закрывали пластины слюды. Больные спали на деревянных нарах. Вместо матрацев использовались сухой мох, солома, камыш.
Широкое использование лекарств растительного и животного происхождения дополнялось приемами из арсенала хирургического искусства.
Почетом в древнем Новгороде были окружены "резальники" (хирурги). Используя экстракт красавки и настойку опия, они проводили довольно сложные операции по ампутации конечностей, трепанации черепа, чревосечению.
Первое официальное лечебное заведение (военный госпиталь) был открыт в Новгороде в 1667г. С этого времени начинается новый – более современный этап развития медицины на Руси.

Список литературы
1.Т. С. Сорокина. История медицины, том 1, М., Изд-во Российского университета дружбы народов, 1992.
2.Загоскин Н. П. Врачи и врачебное дело в старинной России. 1891 г.
3.Змеев Л. Былое врачебной России. Спб., 1890, кн. 13.
4.Л. Е. Горелова. Целители древней Руси.
5.Архив номеров КФВ.
6.Татьяна Можаровская. Лечили и князей, и бедняков.
7.Л.Е. Горелова Памятники русской медицинской письменности.
8. Ф.Л.Герман "Врачебный быт допетровской Руси". Харьков. 1891.
9. А.А. Будко, Е. Ф. Селиванов. Госпитальное и больничное дело. Газета "Социальная политика", 19 Ноября 2002

Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова
Кафедра истории медицины и культурологи
Лечебный факультет