Узнай-правду! (com) • Просмотр темы - Как читать иконы
Список форумов Узнай правду! com
Здравствуй, друг! Тебе крупно повезло! Ты попал на сайт, который может изменить твоё представление о мире, если твой мозг еще функционирует. А может и не изменить, если ты - "долбоёб". Это не оскорбление, это жизнь, это статистика. Большинство читающих эти строки и есть самые натуральные . И с помощью этого сайта вы это ясно увидите. Не хочется? Тогда лучше сразу ползите отсюда подобру поздорову. Чтение этого форума может вызвать отрицательные эмоции. А.Райкин говорил:"Зритель хлопает не тому, что ты, артист, талантливый, а тому что ОН ,зритель, умный!". Здесь вы точно хлопать не будете потому, что в зеркале увидите .Осознание своего долбоёбизма, - это первый шаг, чтобы перестать быть мудаком.
Здесь просыпаются, протирают глаза, поднимаются с колен, сбрасывают цепи, расправляют крылья.

Вы впервые на этом форуме? Тогда зайдите сюда, узнаете о чем он.
Но Системе проснувшиеся не нужны, а нужны именно "долбоёбы", поэтому копируйте этот форум себе, пока его не зогбанили.
как скачать себе и зачем?    Зеркало для мобильных UZNAI-PRAVDU.RU     Копия
Новые сообщения
* Вход   * Регистрация   * FAQ     * Поиск перевод он-лайн
 



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Как читать иконы
Как читать иконы

23 октября 787 года Вселенский собор установил порядок почитания икон, сохранившийся до наших дней. До XVI века даже неграмотные люди умели «прочитывать» иконы

1. СНИЗУ ВВЕРХ

Иконы следует читать снизу вверх, как бы поднимаясь от земного мира к горнему. Святые часто изображаются стоя на земле, но достигая неба — таков был, говоря метафорически, и их жизненный путь. Иногда внизу иконы расположены важные атрибуты, подробности жизни святых, которые не бросаются в глаза, если не рассматривать изображение последовательно. В древних иконах даже доска рамы играет роль, это — граница между нашим миром и миром, представленным в иконе — духовным. В Сирийских и Египетских пустынях не так-то просто было достать дерево, а тем более липу — тоже символичное растение.

Если присмотреться к древним иконам, то линия между рамой и изображением обычно выписана цветом — чаще всего красным. Эта граница называется «лузга» (как тонкая пленочка в семечках, которые «лузгают»), она символизирует границу между дольним и горним мирами, а красная она потому, что рубеж этот, этот переход — дался кровью…

Изображение




2. ВНИМАНИЕ К ФОНУ

Фон на иконе играет важную роль, как и все остальное — говорят, что ни один миллиметр иконы не пишется бессмысленно, просто так. В самые древние времена христианства фон икон прописывали подробно, чтобы показать реальность произошедших на них событий. Позднее напоминание о реальности станет менее важным для иконы. Куда чаще сейчас мы встречаем однотонный фон: золотой или белый. Эти два цвета — самые «высокие» в византийской традиции. Белый цвет — цвет рая, и иконы, имеющие его фоном, однозначно показывают предстоящему перед ними человеку, что действие происходит в раю. Золотой цвет — цвет святости и особенного, невещественного сияния. К тому же, золото не меняет цвет, оно постоянно и ассоциируется с вечностью. С золотом, испытанном в горниле, Писание сравнивает мучеников, пострадавших за Христа.

На иконах святых изображаются порой места их жития и подвигов. Так, например, собор Киево-Печерских святых пишут на фоне Киево-Печерской лавры; Марию Египетскую изображают на фоне пустыни; блаженную Ксению — на фоне Санкт-Петербурга и храма на Смоленском кладбище. Есть известная икона Иоанна Шанхайского, на ней изображена мостовая и такси — то, среди чего жил этот святой.

Изображение




3. СИМВОЛИЧЕСКИЕ ЦВЕТА

Мы уже сказали о белом и золотом цветах на иконе. Но и другие цвета имеют свой символический смысл, и, наверное, интересно узнать, что есть цвет, которого вы не найдете на канонических иконах. Этот цвет — серый, цвет, получающийся смешением белого и черного. В духовном мире рай и ад, святость и грех, добро и зло не смешиваются, и тьма не может объять свет. Поэтому для иконописцев, относящихся к цвету как к образу, наделенному смыслом, и никогда не выбирающих цвет произвольно, «для красоты», серый цвет не нужен.

Красный цвет имеет сразу несколько значений. Это цвет крови, цвет жертвы Христа. Поэтому люди, изображенные на иконе в красных одеждах — мученики. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Но красный цвет — это и символ Воскресения, победы жизни над смертью. Существуют даже иконы с красным фоном — знаком торжества вечной жизни. Красный фон всегда наполняет икону пасхальным звучанием.

Синий и голубой цвета соотносятся с небом, иным, вечным миром и мудростью. Это и цвет Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Так по голубым куполам всегда можно узнать Богородичный храм.

Изображение



4. РАСШИФРОВКА АТРИБУТОВ

Даже самые маленькие атрибуты на иконах дают нам «ключи» к их пониманию. «Русская семерка»уже касалась этой темы, например, в материале об иконе «Неопалимая купина». Какие же самые частые атрибуты святых на иконах? Кресты в руках святых значат обычно, что этот человек принял мученическую смерть за свою веру.

Часто в руки святым на иконе дается то, чем они прославились. Например, на ладони Сергия Радонежского пишут монастырь, основанный им. Святой Пантелеимон держит коробочку с лекарствами. Святители и евангелисты на иконах держат Евангелие. Преподобные — четки, как Серафим Саровский, или свитки с изречениями или молитвой, как Силуан Афонский.

Иногда атрибуты святых неожиданны, удивительны и понять их можно, только узнав житие. Например, святой царевич Димитрий может изображаться на иконах в короне (хотя коронован не был), часто — с орешками в руке, которыми играл перед гибелью.

Или удивительная икона святого мученика (читаем это по кресту в руке) Христофора, вместо головы которого там изображена, окруженная нимбом, голова… собаки. Это утрированный эпизод из жития: мученик Христофор молил Бога забрать его красоту, чтобы избежать соблазнов, и сделать его страшным.

Изображение




5. ПОНИМАНИЕ ФИГУР

Фигуры на иконах тоже символичны. Так, например, квадрат или прямоугольник, на котором часто стоят ноги святого, означает человеческое — нашу землю и то, что действие происходит в дольнем мире. В фигурах с большим количеством углов символично это количество: шестиугольник, привносящий тему шести дней творения, восьмиугольник — с Вечностью и так далее.

Круг — фигура без углов, являющаяся совершенной, символизирует полноту бытия, и часто изображается на иконах творения земли. Кроме того и нимбы имеют форму круга. А на иконе «О Тебе радуется», например, вся фигура Богоматери вписана в круг (мандорлу) – символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.

Изображение



6. ПЕРСПЕКТИВА И СТОРОНЫ

Об обратной перспективе в иконах слышали все, кто ими интересуется. Это не секрет, что обратная перспектива подчеркивает, что не человек, предстоящий перед иконой, — центр мира, а Тот, Кто как бы смотрит на него из иконы. Но вот о чем редко говорят в связи с обратной перспективой — так это о сторонах. Ведь если икона пишется «с другой точки зрения», то ее правая (для нас) сторона становится левой (для нее) и наоборот. А у сторон тоже есть своя символика. Правая сторона (с точки зрения внутренней организации, т.е. для нас левая) соотносится с передним планом (и настоящим временем), а левая — с задним (и будущим временем). Это помогает нам понять многие иконы, например, иконографию Страшного Суда, на которой праведники представлены слева от зрителя, а грешники — справа, а не наоборот.

Изображение



7. ЦЕНТР ИКОНЫ

В центре иконы обычно изображается самое главное — то, о с точки зрения чего (или Кого) она повествует. Например, композиционным центром известной «Троицы» Андрея Рублева является чаша, которую благословляют руки ангелов. Все движение внутреннего взора молящегося происходит вокруг этой чаши (вспомним здесь и символику круга).

Часто живописным центром иконы является евангелие. Перспектива иконы как бы разворачивается от него, боковые грани книги пишутся в ярких тонах. «Мы видим обложку Евангелия, но разрастающиеся в глубину яркие грани показывают, как несравненно более важно то, что стоит за этой обложкой», — пишет один из исследователей.

via


Вернуться к началу
  Прочитал сам - поделись с другом, размести ссылку на других ресурсах
 Но форум снова закроют, и ссылка никуда не приведёт -> Копируйте ссылку вместе с текстом.
 Или Распечатай и дай почитать у кого нет компьютера. Будь активнее!  
 
 Заголовок сообщения: Re: Как читать иконы
Как смотреть иконы

для тех, кто хочет разобраться в той или иной важной области культуры, но не знает, с чего начать.


1. Обратная перспектива

Изображение
Андрей Рублев. Троица. 1425-1427 годы. Государственная Третьяковская галерея


Многие предметы на иконах изображены так, как будто мы рассматриваем их с разных сторон: церковь, дом или крепостная башня, стол, за которым сидят ангелы на иконах Троицы, или кубок на столе видны одновременно фронтально, сверху и сбоку. Иконописец как будто раскрывает предметы перед зрителем. Это позволяет ему подробно рассказать о них. Мы видим одновременно форму чаши (от ножки до верхнего края - теперь ее не спутать с блюдом или другим сосудом) и ее содержимое (голова тельца, которым Авраам угощал странников-ангелов). Перед нами стол: мы видим ножки, правый и левый край и то, что происходит за этим столом (на поверхности разложены угощения и напитки, руки ангелов сложены в благословляющие жесты). Икона не показывает предметы и события такими, какими они кажутся человеку со стороны. Иконописцу важно другое: объяснить зрителю, что на самом деле происходило с персонажами, визуально описать все ключевые объекты, как если бы он описывал их словами.


2. Право и лево

Изображение
Страшный суд. Фрагмент иконы. Новгородская школа, XVI век. Государственная Третьяковская галерея



Если в центре иконы (или целого ряда икон, как на иконостасе) изображен Христос, а вокруг - другие персонажи, композиция часто строится по иерархическому принципу. Из двух симметрично расположенных апостолов, или архангелов, или пророков более значимый - тот, что справа. На иконах, изображающих Страшный суд, праведники - справа от Христа, грешники - слева. Точка отсчета - центральный персонаж, Мессия. Его правая рука и, следовательно, правая сторона композиции расположены слева относительно зрителя, а левая рука и левая часть композиции - справа. Иными словами, происходит зеркальная замена: правой частью иконы, исходя из ее смысла и построения, называют зрительскую левую, а левой - зрительскую правую. На такую икону нужно смотреть (и интерпретировать изображение) не со стороны, а изнутри.



3. Снаружи и внутри

Изображение
Великомученик Никита, побивающий беса в темнице. Фрагмент иконы. XVI век. Угличский историко-архитектурный и художественный музей


Если иконописец изображает церковь, а на ее внешней стене - икону, как будто висящую снаружи, имеется в виду не надвратный образ. На самом деле мы видим храм изнутри. Если на его фоне стоят люди - чаще всего это означает, что они тоже находятся в храме. Иконописец показывает, как выглядит здание снаружи (резные стены, окна, золоченые купола) и, одновременно, что происходит внутри (висят иконы, стоят люди, священники служат литургию).

Другой способ показать внутреннее пространство - изобразить над головой персонажа некий архитектурный элемент (крышу, навес) или просто поместить его в символическую рамку. Человек оказывается внутри очерченного пространства, соединенного с соседним зданием. Основные события, происходящие с главным персонажем, показаны крупно, детально, в центре композиции. Само же строение отодвигается в сторону и превращается в визуальный комментарий-пояснение - "а это происходило внутри".




4. Знак греха

Изображение
Фрагмент фрески Страшного суда из Новодевичьего монастыря. XVII век


В христианской иконографии стоящие дыбом волосы - знак греха и порока, ярости и дикости. Это традиционная прическа демонов. Русские бесы и сатана хохлатые и остроголовые. Только к XVII веку изредка появляются рога, которые черти заимствуют у своих европейских коллег. Но и рога часто соседствуют с теми же вздыбленными локонами. Такая прическа у других персонажей означает, что перед нами грешник, еретик или язычник. Если хохлатый человек полностью или частично написан темной краской, значит, это уже не грешник, а бесовская иллюзия - демон, который преобразился в монаха, воина, женщину и т. п., чтобы обмануть или соблазнить героя.


Изображение
Суд Пилата. Фрагмент иконы из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Около 1497 года


На многих иконах и фресках воины одеты в странные шлемы с диагональными прорисями сзади. Это не плюмаж, на Руси не использовали боевое оперение. Перед нами тот же хохол - знак греха. Непременный атрибут воина - шлем на голове, но под ним показать вздыбленные волосы невозможно. Чтобы решить такую дилемму, русские иконописцы создали гибрид шлема и бесовской прически - хохлатый шлем. Этот знак часто маркирует врагов - агрессоров, захватчиков, убийц, слуг языческих царей. Те же шлемы можно заметить на головах римских воинов в сценах страстей Христовых Очень редко похожие головные уборы изображали у ветхозаветных иудейских солдат: в данном случае здесь это не знак греха, а часть экзотического наряда древних людей из далекой страны..


5. Ключ и книга, Петр и Павел

Изображение
Апостолы Петр и Павел. Работа иконописца Феоктиста Климентова. 1708 год. Государственный Эрмитаж


Среди учеников Христа легко отличить двоих. Человек с окладистой бородой и кудрявыми волосами - Петр. Часто в руках у него - свиток, на котором можно прочесть: "И рече Петр: Ты еси Христос, сын Бога Живаго" (Мф. 16:17). Это те слова апостола, после которых Иисус ответил ему: "И Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Мф. 16:18-19). Ключ от рая, обещанный Христом, - второй атрибут Петра. Иногда он висит на шнурке, который апостол держит в руках вместе со свитком. На иконах, изображающих Страшный суд, Петр ведет праведников в рай и готовится открыть этим ключом его врата, затворенные для людей после изгнания Адама и Евы.


Человек с высоким лбом и редкими волосами - Павел, проповедник и богослов, автор большинства апостольских посланий. Его можно узнать по книге, которую он держит в руках. В деисусном ряду Деисусный ряд, или деисус (с греч. "молитва"), - иконописная композиция с изображением Спасителя в центре, а справа и слева - предстоящих и молящихся Христу. алтаря Петр стоит обычно третьим по правую руку от Христа, а Павел - третьим по левую.

6. Тайная вечеря: найти предателя

Изображение
Тайная вечеря. Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 год. Государственный Русский музей


Из 12 апостолов, окруживших Христа на Тайной вечери, без подписей можно узнать Иоанна Богослова, самого юного ученика, - он прильнул к Иисусу. Рядом с ним кудрявый Петр. Еще один узнаваемый персонаж - предатель Иуда, которого Христос разоблачил за пасхальным столом. В европейском искусстве Искариота выделяли разными способами: лишали нимба, сажали в стороне от других учеников, вкладывали в руку мешочек с тридцатью сребрениками и т. д. Древнерусские иконописцы использовали другой прием: через весь стол Иуда тянется к стоящему в центре сосуду. Иконы тут отсылают к тому месту Евангелия, где Христос указывает на предателя с помощью блюда: "Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня" (Мф. 26:23); "Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо" (Мк. 14:20).


7. Голгофа


ИзображениеИзображениеИзображение1 / 3Сцена распятия в монастыре Высокие Дечаны, Косово. XIV векBlago Fund2 / 3Луна. Фрагмент сцены распятия в монастыре Высокие Дечаны, Косово. XIV векBlago Fund3 / 3Солнце. Фрагмент сцены распятия в монастыре Высокие Дечаны, Косово. XIV век


Сцена голгофской казни в православном искусстве сильно отличается от католического. Крест, на котором распят Спаситель, изображается с тремя перекладинами: кроме центральной, здесь есть небольшая верхняя (табличка, где на трех языках написано "Иисус Назорей, Царь Иудейский") и нижняя - к ней прибивали ступни казненных. Под крестом изображены череп и кости - останки первого человека, Адама, грех которого искупил "второй Адам" - Христос  По апокрифическим легендам, Адам был погребен на Голгофе, а крест Спасителя был сделан из того самого эдемского дерева, на котором росло соблазнившее прародителей яблоко.. В отличие от европейского искусства Спаситель показан не изможденным и умирающим, а будто парящим на кресте: в этом образе не только страдания, но и будущее воскресение. Ноги Иисуса прибиты двумя гвоздями (в Европе с XIII века распространился мотив одного гвоздя, которым прибиты обе ступни Христа). Справа и слева от креста часто помещают солнце и луну, а на них - либо ангелов, которые, как полагали в Средние века, водят планеты по небу, либо человеческие лица, которые персонифицируют светила  Такие же солнце и луну можно увидеть, к примеру, на "Распятии Монд" (1502-1503) Рафаэля Санти.. Оригинально написанные солнце и луну на фресках монастыря Высокие Дечаны в Косово и в храме Светицховели в Грузии уфологи любят выдавать за древние изображения гуманоидов в НЛО.



8. Страшный суд

Изображение
Страшный суд. Новгородская школа, XVI век. Государственная Третьяковская галерея


Иконы и фрески Страшного суда - это подробный рассказ о будущем. Наверху - Христос-судия, окруженный ангелами и святыми, апостолы, раскрывшие "книги жизни", где записаны все дела людские; ниже справа выстроились праведники, слева - грешники. Но самое необычное происходит в центре композиции, где извивается огромный змей, унизанный кольцами. Змей пытается укусить пяту Адама (он молится перед Христом-судией) и напоминает о персонаже, с которого началась вся история человеческих грехов, - змее-искусителе. Кольца на теле змея - мытарства, посмертные испытания души, которые определяют, ждать ей Страшного суда в аду или в благом месте. Вокруг змея - сцены битвы: ангелы и демоны борются за души людей, а вверху добрые и злые дела каждого человека взвешиваются на весах, "мериле праведном", причем бесы подкладывают на чашу греха свитки с записями всех дурных дел, которые человек сотворил при жизни и не исповедал. Внизу, в огненном озере, на адском звере (из одной его пасти обычно выходит змей мытарств) сидит дьявол и держит на коленях маленькую фигурку. Это Иуда, главный грешник человеческой истории, предатель Христа. Среди образов, рассеянных по всей композиции, иногда можно заметить зверей и рыб, выплевывающих человеческие руки, ноги и головы, и женщин, которые держат в руках гробы или корабли, полные людей. Это сцены воскресения из мертвых: умерших отдают на Суд земля и море в облике женщин, а вместе с ними - животные, которые поедали трупы.



9. Нагие и одетые

Изображение
Грешники в аду. Фрагмент мозаики из собора Санта-Мария-Ассунта на острове Торчелло в Венеции. XII век


Нагота в иконографии (если не считать аскетов и юродивых в набедренных повязках или прародителей в Эдеме) - частый признак бесплотного духа. Нагой изображается душа, исходящая от тела на смертном одре (очень редко душа, как воскресший из мертвых человек, облачена в погребальный саван). Нагими обычно изображаются бесы и духи - персонификации ада, реки или ветра. Обнажены и грешники в аду (одежда появляется, только если иконописцу нужно указать на их прежнее положение и чин). Нагота осужденных - символ их обезличивания и безысходной участи: грешники сливаются в массу беззащитных обнаженных тел. По контрасту ангелы и праведники на Небесах носят светлые одежды (в западном искусстве облачение праведников в светлые ризы перед входом в рай стало популярным мотивом).


10. Святой монстр

Изображение
Святой Христофор. XVII век. Череповецкий художественный музей


Изображения святого Христофора на некоторых иконах может напугать случайного зрителя: это человек с собачьей головой, окруженной нимбом. Соединение звериных и человеческих черт в средневековом искусстве - характерная особенность демона или фантастического монстра. Собственно, от таких монстров, по одной из версий жития, и происходил Христофор: он родился среди кинокефалов - псоглавцев (со времен Античности полагали, что такие создания живут на окраинах обитаемого мира), обратился в христианство и стал единственным святым из числа соплеменников. Другая легенда утверждала, что он был красавцем и специально попросил Бога обезобразить себя, чтобы ему не докучали женщины. На Руси Христофора начали изображать в виде псоглавца с XVI века (иногда вместо собачьей он получал лошадиную голову), а в XVIII веке церковные власти запретили такие иконы как неверные и "противные естеству". Однако изъять и истребить их все, разумеется, не удалось.



11. Житийные иконы: рассказ в сценах


Икона святого часто дополняется визуальным рассказом о его жизни и чудесах. Этот рассказ располагается вокруг средника - центральной части иконы. Сценки помещены в так называемые клейма; они не всегда разделены четкими линиями и порой наслаиваются друг на друга. Читать их нужно, как текст: слева направо и сверху вниз, перескакивая взглядом через средник. Первая сцена в левом верхнем углу обычно показывает рождение святого, затем идут сцены детства, совершённые чудеса и другие важные эпизоды жития. Однако смерть праведника не нужно искать в правом нижнем клейме - она часто изображена раньше, а последние сцены - это посмертные чудеса: исцеление болящих у гроба святого, перенесение его мощей и т. п.

Изображение
Святой Николай с житием. Икона из Ферапонтова монстыря. Северная школа, XVI век


12. Иконостас

Изображение
Иконостас Преображенского собора Варлаамо-Хутынского монастыря


Русский иконостас оформился в своей классической форме к XVI веку. Пять рядов, считая снизу вверх, строились по общим принципам. Нижний ряд называется местным, в его центре - Царские врата. Вторая икона справа от них - образ святого или праздника, в честь которого освящена церковь. На Царских вратах изображены четыре евангелиста за работой (склонились над книгами) либо два святителя, а выше - Благовещение. Над вратами обычно помещается икона Тайной вечери. Второй ряд - деисусный. В его центре - Христос, вокруг него в молении выстроились люди и духи. Справа стоит Богородица, за ней - архангел Михаил и апостол Петр. Слева - Иоанн Креститель, за ним - архангел Гавриил и апостол Павел. Еще выше - праздничный ряд с изображением главных праздников и евангельских сцен (иногда его переносят ниже, чтобы зрители лучше видели небольшие, по сравнению с крупными образами деисусного ряда, иконы). Следующий ряд - пророческий: в центре - икона Богоматери "Знамение" с Христом во чреве или на коленях, а справа и слева - ветхозаветные пророки, которые предсказывали рождение Мессии от Девы (у каждого в руке свиток с предсказанием). Самый верхний ряд - праотеческий: в центре в разных вариантах - икона Троицы (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух), а вокруг - праведники и предки Христа от Адама и Евы.


Источники[list][*]Антонов Д., Майзульс М. Демоны и грешники в древнерусской иконографии: семиотика образа. М., 2011.
[*]Покровский Н. Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства. Труды VI Археологиче­ского съезда в Одессе (1884). Т. 3. Одесса, 1887.
[*]Успенский Б. Семиотика иконы. Б. Успенский. Семиотика искусства: Поэтика композиции. Семиотика иконы. Статьи об искусст


Вернуться к началу
  Прочитал сам - поделись с другом, размести ссылку на других ресурсах
 Но форум снова закроют, и ссылка никуда не приведёт -> Копируйте ссылку вместе с текстом.
 Или Распечатай и дай почитать у кого нет компьютера. Будь активнее!  
 
 Заголовок сообщения: Re: Как читать иконы
Как смотреть иконы — 2

В  первой части  материала можно было научиться отличать Петра от Павла, а право от лево, без труда находить Иуду и распознавать знак греха — и другим полезным навыкам. Во второй рассказываем о цветах и размерах, нимбе и бороде, анфасе и профиле и прочих вещах, которые необходимо знать, чтобы понимать иконы



1. Размер

Изображение
Введение во храм Пресвятой Богородицы. XVIII векWalters Art Museum


На иконах Рождества Христова лежащую Богоматерь изображают крупнее, чем сидящего поблизости Иосифа, беседующего с ним пастуха и волхвов, которые везут Младенцу дары. На иконах Рождества Богородицы ее мать, Анна, больше своего мужа, Иоакима, и окружающих ее слуг. Иконописцы нередко увеличивают центральную фигуру, и дело тут не в реальном росте и не в перспективе, а в статусе персонажа. Большой размер говорит нам о значимости изображенной фигуры, указывает, что это главное действующее лицо, вокруг которого располагаются второстепенные герои визуального рассказа. Но бывает и по-другому. Например, на иконах "Введение во храм Пресвятой Богородицы" главный персонаж, Мария, гораздо ниже, чем другие люди. В данном случае уменьшение указывает на возраст: Богородицу отдали в храм еще ребенком По преданию, которое восходит к апокрифам, родители Богородицы, Иоаким и Анна, до преклонного возраста не имели детей. Когда Господь внял их молитве и послал им ребенка, они решили посвятить его Господу. Как только Марии исполнилось три года, родители отдали ее в Иерусалимский храм, где она жила до 12 или 14 лет, после чего обручилась с Иосифом и перешла в его дом.. Изредка иконописцы изображают крупно не всю фигуру, а только ее значимую часть - к примеру, благословляющую руку или глаза, обращен-ные к молящимся. Такая диспропорция позволяла сделать акцент на ключевых деталях и привлечь к ним внимание зрителя.


2. Цвет: красный, черный, золотой

Изображение
Спас на престоле с избранными святыми. Новгород, конец XIII - начало XIV века. Государственная Третьяковская галерея


В иконографии многие цвета наделяются особым смыслом и помогают автору донести определенную мысль. К примеру, золотой - цвет небесного мира, божественного сияния. Золотом чаще всего пишут нимбы святых, золотым бывает и фон иконы: сакральный образ похож на открывшееся для зрителей окно, за которым светится рай. Следуя той же логике, в европейской религиозной живописи до эпохи Ренессанса золотым часто делали фон картины или резного изображения.

У красного много значений. Новгородцы любили красный фон и использовали его так же, как золотой, изображая сияние иного мира. Красными, пламенеющими изображали огненных серафимов Серафимы - шестикрылые духи, окружающие Бога, впервые упомянуты в ветхозаветной Книге пророка Исайи. В христианской традиции считались высшими, пламенеющими ангелами., а иногда и других ангелов. Часто того же цвета - одежды Христа: это знак человеческой природы Спасителя, принятых им страданий и мук. Одновременно это цвет Пасхи, воскресения (на Пасхе и Светлой седмице в церкви используют красные свечи, священники облачаются в красные одежды, яйца красят в красный цвет).


Черные и реже серые - чаще всего бесы и грешники. Падшие ангелы на иконах бывают похожи на небесных духов, но почерневших, потускневших, утративших небесное сияние (так они описаны во многих христианских текстах). Наконец, черный в сочетании с красным активно применялся для изображения преисподней. Здесь черный и красный обозначают две главные стихии ада - кромешную тьму и пламя геенны.


3. Профиль или анфас?

Изображение
Святой Никита с бесом. XVI век. Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей


Христос, Богоматерь, святые и ангелы на иконах почти всегда изображаются анфас. Икона прежде всего нужна, чтобы ей молиться, и неудивительно, что центральный персонаж обращен лицом к молящимся, а его рука сложена в благословляющий жест. Даже если изображенный человек совершает какое-то действие (идет, бежит, общается с другими героями и т. п.), его, как правило, изображают не в профиль, а в три четверти: голова развернута не полностью, и второй глаз остается виден зрителю. Профильный ракурс показывает только половину лица и один глаз - это могло восприниматься как "ущербный", неполноценный образ, который не подходит положительному герою. Святые бывают повернуты в профиль очень редко - к примеру так писали апостола Павла, склонившегося над одром Богородицы на иконах Успения.

Негативных персонажей, демонов и грешников, наоборот, чаще всего изображали в профиль. Однако, изображая дьявола или бесовского князя древнерус-ский мастер нарушал негласное правило и разворачивал его анфас: централь-ный или иерархически значимый персонаж (даже отрицательный) должен быть показан зрителю максимально полно.

4. Небеса и чудеса

Изображение
Чудо святого Георгия о змие. Вологодская область, XVII векГосударственный Эрмитаж


В верхней части иконы часто можно заметить полукруг. Иногда из него появляется кисть руки - она сложена в благословляющий жест, держит весы или множество человеческих фигурок. Иногда оттуда изливаются лучи и даже языки огня. Иногда в этот полукруг возносятся ангелы или души людей (к примеру, душа Богородицы на некоторых иконах Успения). Эта простая геометрическая фигура обозначает Небеса, обитель Бога. Являющаяся оттуда рука с весами - "мерило праведное", образ суда над человеческими душами. Рука с фигурками - образ спасения, десница Господня с душами праведников. Наконец, благословляющая десница, как и лучи, изливающиеся с Небес, символизирует действие Божьей благодати. Часто такой образ появляется на иконах с чудесами святых, к примеру в "Чуде Георгия о змие" этот визуальный комментарий означает, что чудо произошло по воле Бога, а не силами самого человека. Точно так же может демонстрироваться и наказание, посланное людям свыше, - из-за этого, например, получается, что изображение с убивающими людей бесами сопровождается символом Небес.

5. Нимб

ИзображениеИзображение1 / 2Спас Вседержитель. Купол церкви Спаса Преображения в Великом Новгороде. Работа Феофана Грека. 1378 год / 2Спас в силах. Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Вологодская область, XVI век

Нимб - главный знак святости на иконах. Святых на Руси крайне редко изображали без этого важнейшего атрибута. Однако в евангельских сценах (Тайная вечеря, арест Христа в Гефсиманском саду и др.) апостолы обычно лишены нимбов. Это означает, что до воскресения Спасителя они были еще простыми людьми, которым лишь предстояло стать великими святыми. А вот на последней иконе евангельского цикла, "Сошествие Святого Духа", где ученики Христа принимают свыше дар говорения на языках и становятся апостолами в полном смысле слова, нимбы уже венчают их головы.


Самого Христа наделяли так называемым крещатым нимбом, на котором виден геометрически расчерченный крест - символ страстей, воскресения и спасения. Бога-Отца (хотя его изображения в человеческом облике признавали неканоничными, начиная с XVI века они все равно стали широко распространены) наделяли восьмиконечным нимбом: два перекрещенных ромба - синий и красный - означали мир земной и мир небесный, созданные Творцом. Наконец, фигуры Саваофа, Святого Духа и Христа (не считая сцен его земной жизни) на иконах иногда очерчивали вытянутым миндалевидным осиянием, которое называют мандорлой (от итал. mandorla - "миндалина"), или круглым осиянием-славой. Это указывало на свет, благодать и силу, изливаемые Богом.


6. Борода

Изображение
Богач в аду. Фрагмент росписи собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. XIV век


Бороду на Руси считали важнейшим атрибутом взрослого мужчины. Брадобритие осуждалось как грех: нельзя изменять образ Божий (Творец наградил мужчин бородой, Христос носил бороду), уподобляться женщинам, лишать себя важного знака мужского начала и власти. Неудивительно, что почти все святые мужи изображались на иконах бородатыми. Отсутствие бороды может означать юный возраст святого - так, убитых по приказу Святополка князей братьев Бориса и Глеба легко отличить друг от друга именно по этому признаку: юноша Глеб, в отличие от старшего Бориса, бороды не носит.

Бесплотные духи, ангелы и демоны, разумеется, не имеют пола, и, соответственно, у них не должно быть растительности на лице. А вот у дьявола иногда появляется борода. Это знак иерархического главенства: как и разворот анфас или более крупный размер, борода позволяет выделить дьявола в преисподней или отличить предводителя от окружающих его простых демонов.

7. Знамена

Изображение
Чудо от иконы "Богоматерь Знамение" (Битва новгородцев с суздальцами). Новгород, XV век. Государственная Третьяковская галерея

На многих иконах и миниатюрах изображены сражения и битвы. Войска нападают и отступают, над головами воинов возвышаются копья и развеваются знамена разных форм и цветов. Важно обратить внимание на то, куда реет флаг: в ту же сторону движется войско. Так, на некоторых изображениях понятно, какое из столкнувшихся войск победило, а какое было разбито: знамена проигравших обращены назад, показывая, что скоро они бросятся в бегство.


8. Спас Нерукотворный

Изображение
Спас Нерукотворный. Ярославская область, XIII век. Государственная Третьяковская галерея


В православном искусстве широко распространены иконы и фрески, изображающие платок с ликом Христа. Такие образы называются "Спас Нерукотвор-ный", "Чудотворный убрус" Убрус - полотенце, плат. или "Мандилион" Мандилион - с греч. "платок, плащ".. Здесь изображен не сам Христос, а его образ, чудесным образом отпечатавшийся на платке эдесского царя Авгаря. По легенде, больной царь послал художника, чтобы тот нарисовал и принес ему образ Христа, но Иисус, заметив старания художника, омыл лицо, отер тканью, и на ней отпечатался его лик (лицо Христа было мокрым, поэтому иногда образ называют "Спас „Мокрая Брада“"). Этот убрус принесли Авгарю, и позже он исцелился от болезни. Чудесный плат стал фактически первой иконой Спасителя - причем созданной не человеком, а самим Богом. Надо отметить, что у легенды о царе Авгаре есть близкие аналоги: в Западной Европе была популярна схожая история о платке святой Вероники; нерукотворным образом Христа считалась Туринская плащаница Туринская плащаница (итал. Sindone di Torino) - льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса после его смерти. Хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине. Согласно исследованиям, проведенным с использованием радиоуглеродного анализа, настоящий возраст плащаницы - 650–750 лет..


9. Тетраморфы, или Звери с нимбами

Изображение
Апостол Лука. Роспись церкви Святого Георгия в Вело-д’Астико, Италия. XV век

В храмовых росписях и на иконах часто изображают тельца, льва и орла с нимбами. Рядом с ними - четвертый персонаж, крылатый человек, похожий на ангела. Эти фигуры пришли из библейских текстов. В видении пророка Иезекииля рассказано о тетраморфах - фантастических зверях, которые были похожи сразу на четырех земных созданий: у каждого из них были лица человека, льва, тельца и орла и четыре крыла. Позже четыре зверя с теми же лицами, уже по отдельности, упоминаются в Откровении апостола Иоанна - Апокалипсисе:

Цитата:
- и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет".

Откр. 4:6-8


Уже со II века н. э. богословы начали отождествлять этих зверей с четырьмя апостолами-евангелистами. Самой популярной трактовкой в Европе, а затем и на Руси оказалось объяснение святого Иеронима, отталкивавшегося от фрагментов разных Евангелий: человек - Матфей, лев - Марк (отсюда крылатый лев на колонне площади Святого Марка в Венеции); телец - Лука, а орел - Иоанн. В VII веке папа Григорий Великий писал, что четыре зверя символизируют также самого Христа, который родился, как человек, принял смерть, как жертвенный телец, при воскресении был львом и вознесся, как орел.


Источники
  • Бенчев И. Иконы ангелов. Образы небесных посланников. М., 2005.
  • Овчинников А. Символика христианского искусства. М., 1999. 

http://arzamas.academy/mag/338-ikoni2


Вернуться к началу
  Прочитал сам - поделись с другом, размести ссылку на других ресурсах
 Но форум снова закроют, и ссылка никуда не приведёт -> Копируйте ссылку вместе с текстом.
 Или Распечатай и дай почитать у кого нет компьютера. Будь активнее!  
 
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 


Перейти:  
 Тёмная сторона Америки. Самый большой антиамериканский сайт Рунета  Радио человеческого формата, круглосуточно, детям и взрослым, без рекламы и зомбирования. Гойские новости через ширму ЗАЗЕРКАЛЬЯ, профессор Столешников передаёт из Нью-Йорка  Аудиоверсия книги Юрия Козенкова Убийцы России. Проясняет мозги необыкновенно. 
Любые материалы с этого форума и форум целиком, можно свободно использовать и копировать без спросу.
В случае пропажи форума информация тут uznaipravdu.livejournal.com       зеркало    uznai-pravdu.ru  копия yz-p.ru/
tumblr hit counter