P.S. И это все о ней ...М.Плисецкой.
"Человек без любви - обезьяна, как бы эстетично она не скакала по сцене", заметил один из комментаторов. А такой человек всегда проецирует свою сущность на окружающий его мир, тем самим непроизвольно обнажая свое эго. И духовный стриптиз балерины лучше всего отвечает на вопрос: что скрывалось за маской "великой балерины"?
****
Сегодня скончалась великая балерина – Майя Плисецкая.
Значение ее профессиональной деятельности для мирового балета переоценить сложно, но поговорить хочу о другом.
В свое время довелось ознакомиться с ее мемуарами в книге «Я, Майя Плисецкая».
Книжка скверная не только в силу того, что написана непрофессионально – есть масса мемуаров, которые потрясающе интересно читать, но и в силу того, что пропитана насквозь ненавистью.
Ненавистью к людям. За очень редким исключением люди вокруг нее – болваны, уроды, негодяи и подлецы. Они гадят, подсиживают, врут и стучат.
Это очень интересно наблюдать, ведь понятно, что именно мы видим в данном случае. Типичное проецирование внутренних проблем на окружающий большой мир. Который, конечно, вращается вокруг центра – Майи Плисецкой.
Некоторые фрагменты выделю. Балерина делится сокровенным:
Про партнеров по сцене:
Первая мысль - о собственной роли. Партнер - как декорация. Как будто каблук сломала.«...я ненароком коряво сорвалась с высокой поддержки, обрушив силу падения Ефимову на загривок. Терпеливейший, невозмутимый всегда Борис пронзительно вскрикнул. Его скулы вмиг побелели, выдались. Он плетью повис на классной балетной палке. Что-то внутри у него заклокотало, задвигалось.
— Очень больно, Борис? Прости меня.
Я свернула Ефимову спину, автоматной очередью пронеслось у меня в мозгу. Не будет премьеры. Пропала моя Анна Сергевна…»
Про детей:
Ну сама-то Майя детей любит не ханжески, по-настоящему:«Советские люди воспитаны на притворном, ханжеском участии к детям»
Советских людей будет учить любить детей человек, детей не имеющий, человек, сделавший аборт, убивший единственного за всю жизнь своего ребенка. Как это должно называться? Это понятно все - форму нужно поддерживать, но все же тут есть нечто нечеловеческое. Наша чемпионка по биатлону Зайцева как-то родила троих детей, и ничего, золотых медалей целый ворох на шее.«К концу августа беспокойство иного рода охватило меня. Появились все признаки, что забеременела. В Москву надо возвращаться. А может, родить? И расстаться с балетом? Ан жалко. После «Спартака» и чешского турне я в хорошей форме. Худая. Повременю маленько. Срок еще есть. Танцевать или детей нянчить — выбрала первое. Щедрин без восторга, но согласился. В Москве врач удостоверил. Беременна. Но аборт раньше октября делать не стоит. Не созрел еще плод.»
Про отца:
Вы понимаете, да? Отец Майи – глупее «каждого сегодняшнего юнца», по ее мнению. Высокомерие, возведенное в абсолют. Что коммунистическая идея «антибиологична» – тут есть здравое зерно, косноязычно обозначенное Плисецкой, коммунизм действительно заключается в максимальном отделении человека от животного, от природы. Это не проблема коммунизма, на самом деле - это его природа и неотменяемое свойство. Покорение природы, покорение законов биологии и использование этих законов во благо человечества - вот истинное содержание коммунизма.«Отец был уроженцем тихого яблоневого, пропыленного города Гомеля. Плисецкие берут истоки из тех щемящих душу негромкой красотой краев белорусских криниц. Родился он в самом начале века — 1901 году. А в восемнадцатом, семнадцатилетним подростком, «записался в коммунисты», вступил в партию. Как и все донкихоты той лихой годины, он исступленно верил в книжную затею — осчастливить все человечество, сделать его бессребреным и дружелюбным. В затею, абсурдность которой разумеет сегодня каждый юнец… Он [отец], к сожалению, к моему очень большому, великому сожалению, верил в коммунистическую утопию. Верил, что можно поставить знак равенства между словами «мое» и «наше». Не хотел или не мог увидеть, что между «мое» и «наше» миллионы световых лет. Что коммунистическая затея враждебна и противна человеческой натуре. Что она вопиюще антибиологична!..»
Про народ:
Чему ж тут удивляться? Ненависть к простолюдинам так и сочится из нутра великой балерины. Это не ненависть к «большевикам», это именно ненависть к народу. "Дебелые телеса тружеников". Мухи и пчелы, дельфины и анчоусы – лексика узнаваемая.«…из замысленного большевиками Дворца с Лениным на самой макушке, как известно, тоже ничего не вышло. Одно название да почтовые марки. Только попусту взорвали старинный красавец-храм Христа Спасителя… Опять погорячились. Почва не та. Теперь на этом месте полощут свои дебелые телеса в бассейне «Москва» труженики Москвы и Московской области... (сколько же во мне яда, сама дивлюсь).»
Про удивительный гуманизм советской власти:
Любопытные вопросы, да? Для не очень образованной балерины нет разницы между концлагерями смерти III Рейха и ИТЛ ГУЛАГ. Если бы мать-еврейка Плисецкой попала в Освенцим - то, скорее всего, она бы больше мать не увидела. А в Чимкенте мать Плисецкой даже давала уроки танцев в каком-то клубе и снимала комнату. Уровень эльфизма Плисецкой зашкаливает. Впрочем, ненависть к советскому тут, возможно, вторична, как можно увидеть из следующего фрагмента.«Почему нас оставили в школе? Не выгнали? Отчего позднее приняли в Большой театр, театр императорский? Этот вопрос я не раз задавала самой себе, близким своим… … Я училась любимому делу. Участвовала во взрослых спектаклях. Выходила на сказочную сцену Большого. Под звуки великолепного оркестра. На меня ставили танцы. У меня была чистая постель. Не голодала. Клеймо дочери «врага народа» не погубило моего жизненного призвания. Я избежала преисподней советского детского дома, куда меня хотели было забрать… Я не попала в Воркуту, Освенцим, Магадан. Меня мучили, но не убили. Не сожгли в Дахау…»
Про фашизм:
Чувствуете эротическое прямо-таки любование Риббентропом? Благородный нацист, длиннопалые руки, седой, прямой, породистый. Тыща каратов! Это ли не отвратительно? 1939 год, дело идет к войне, нацисты уже давно проявили свое мурло, но 1000 карат есть 1000 карат.«Спектакль этот запомнился мне и атмосферой. Удалось достать билет в бельэтаж. А Риббентроп сидел совсем близко от меня в царской ложе (так по старинке мы величаем и поныне центральную ложу театра). Он был сед, прям, породист. От большого кольца на его руке шло такое сияние, что рябило в глазах. Каратов тыща! Он намеренно играл бликами своего ювелирного чуда, барственно уложив длиннопалые руки на бордюр ложи…»
По поводу симпатий Плисецкой к нацистам можно писать долго, дадим слово ей самой, насладитесь, ролик короткий, 3 минуты:
https://www.youtube.com/watch?v=_Ey5tHt ... r_embedded
Коммунизм хуже фашизма, по мнению Плисецкой. Фашизм, соответственно, лучше.
Всмотритесь в это лицо. И дайте себе ответ - если у нас была ТАКАЯ интеллигенция - мог ли выстоять Союз? Ведь интеллигенция эта пестовалась и направлялась, была пропитана антисоветизмом насквозь. Имела сильнейшее влияние на советскую власть, половина балерин Большого, судя по мемуарам Плисецкой, "коллекционировала "большезвездных" советских генералов.
Вспомним хотя бы пресловутое "письмо двадцати пяти" - письмо 25 деятелей советской науки, литературы и искусства Л. И. Брежневу против реабилитации И. В. Сталина.
У меня очень сложное чувство в этом смысле - с одной стороны, советская школа балета - великий вклад в мировую культуру, тут нет и не может быть никаких сомнений, это общепризнанно.
С другой стороны, беспокоит вот что. Произошедшее расщепление целостностного философского знания на этику, эстетику и гносеологию - ведет раздробленные части к гибельному отрицанию человека. Однобокий человек подобен флюсу.
На примере Плисецкой мы видим, что происходит с личностью, возведшей в абсолют эстетику, то есть красоту, не отягощенную познанием и моралью. Прекрасная Майя на сцене за сценой превращается в мерзкое, меркантильно-пакостное существо, не любящее и не уважающее никого и ничего, эгоцентричное без меры.
Лично для меня эстетическое наслаждение от красоты человеческого тела, танцующего в пачке и пуантах на сцене не сможет перебороть отвращение от того, что я прочитал в мемуарах.
Поклон великой балерине Майе Плисецкой. А человека Майю Плисецкую - жаль.
P.S.
Ещё при жизни прима-балерина Майя Плисецкая сделала в завещании указания относительно своих похорон. Прах балерины, скончавшейся в Мюнхене, будет развеян над Россией, о чем сообщил гендиректор Большого театра Владимир Урин.
http://antiseptic.livejournal.com/579693.html
via