Начало: музей ковров в Стамбуле http://ladysunrise.livejournal.com/124106.html
Ковры Гольбейна http://ladysunrise.livejournal.com/124339.html
Ушакские ковры – самые знаменитые турецкие ковры http://ladysunrise.livejournal.com/124718.html
Самые необычные ушакские ковры http://ladysunrise.livejournal.com/125113.html
Музей ковров. Зал№2 и молитвенные ковры http://ladysunrise.livejournal.com/125526.html
Музей ковров в Стамбуле. Зал №3. И снова ушакские ковры! http://ladysunrise.livejournal.com/125777.html
Тайный язык ковров.
Женские знаки
Самым любопытным для меня в стамбульском "Музее ковров" оказался второй зал, потому что там я нашла просто бесценную табличку с информацией о том, что значит каждый элемент рисунка ковра. Эта тайнопись, секретный код, зашифрованные знаки... Этот язык, на котором ковры разговаривают. Но не со всеми - только с посвященными. Всегда восхищалась специалистами, которые могут, взглянув на тарелочку/какое-нибудь национальное платье/ковер, выдать полное досье: что говорят нам орнаменты-узоры. Поэтому с удовольствием читаю блог iqmena, расшифровывающей узбекскую керамику, и orientceram, с любовью пишущей про турецкие узоры на керамике, залпом прослушала лекции Виктории Севрюковой о русском национальном костюме.
И вот я прикоснулась к тайному языку турецких ковров! Фантастика! А еще интереснее то, что знаки эти по большей части универсальны. С их помощью можно "читать" не только турецкие, но и все восточные ковры. Азербайджанские, армянские и казахские - так точно! Думаю, это однозначно не полный список.
Сразу скажу, одно дело - прочитать про знак-символ, и совсем другое - самой распознать его на ковре. Задача была бы для меня практически непосильной, если бы в своих поисках я не наткнулась на роскошный сайт - просто кладезь фотографий исторических ковров из турецких музейных фондов. К каждому ковру там приложено описание узоров на нем. Но главное - схема этих узоров! Благодаря этому я смогла проиллюстрировать этот пост живыми примерами.
Например, главная тема этого ковра - жизнь и ее защита. Три дерева жизни, стилизированные под крест, олицетворяют жизнь. В центра каждого - колесо фортуны (Çarkıfelek по-турецки). Дерево жизни охраняют волчьи следы, знак скорпиона и дракона. Сверху и снизу дерева жизни - пара птиц, символизирующих жизнь и дух. Знак "крюк" и "глаз" - обережные, от дурного глаза. Бордюр ковра украшают листья платана-чинара.
[/url]
Конечно, на табличках в музее были приведены далеко не все знаки, использующиеся в ковроткачестве. Но и этого более чем достаточно, чтобы запутаться. :)
Начать я хочу с женских знаков и лирики. :)
"ЛЮБОВЬ И СОЮЗ"
- древнейший символ, пришедший с Дальнего Востока. В Анатолии представляет "день" и "ночь". 2 контрастных цвета в нем - белый и черный - символизируют идею, что в природе нет ничего абсолютно чистого. Знак также означает гармонию между мужчиной и женщиной в купе с плодовитостью.
Вам ничего не напоминает этот символ? Такая вариация "инь" и "ян". :)
Вот он, в самом центре - красно-белый:
Здесь символ "любовь и союз" украшает нижний край ковра:
А тут полностью окаймляет ковер. Символ, похожий на треугольную сережку с висюльками, на основном поле ковра на самом деле знак "девичья лента для волос". О нем - чуть ниже.
"РУКИ В БОКИ"
(это я так шутливо его обзываю, по-английски - hands-on-hips) - знак ярко выраженный женский. Очень древний, очень распространенный и, как мы видим, принмающий множество форм. Материнство, плодовидость (хорошая способность к деторождению), изобилие. Он также обозначает навыки-умения в ведении домашнего хозяйства молоденькими девушками и их желание поскорее стать невестами. Знак богини-Матери, дающей жизнь. А также знак удачи, счастья и изобилия:
Очень нравится мне смысл этого знака! :) Ковер ниже - весь о нем, о женском плодородии. Знак "руки-в-боки" здесь похож на большие кружевные снежинки:
Причем хозяйка явно хочет, чтобы у нее родился мальчик, т.к. по краям ковра (на широком бордюре) мы видим мужской символ - "бараний рог". А чтобы никто, не дай бог, не сглазил все желаемое, на ковре вышиты защитные знаки: "крюк" - на двух тонких бордюрах, амулет от сглаза в виде треугольничков (желтый и белый, слева на основном поле ковра) и "глаз" - маленькие белые "крестики" между "снежинками":
Похожий ковер, и такой же по смыслу. Знак "руки-в-боки" здесь тоже "засыпал" все поле ковра. "Зигзаг" на бордюре - мотив текущей воды, означающий: как изобильна вода, таким пусть будет и замужество:
А здесь используется целых два варианта этого знака - два вертикальных ряда белых фигур и три белых "домика" вверху:
Под название "руки-в-боки", как мне кажется, больше всего подходит вот такое, прямое, "в лоб", изображение знака (на белых бордюрах):
В следующем случае знак "руки-в-боки" мне напоминает гусениц. Четыре штуки на красном поле:
Он же - "треугольники" на красном поле в центре ковра:
Удивительно, но "частокол" по краю ковра - тоже знак "руки-в-боки". Ну как тут разобраться без подсказки??
Еще варианты:
На этом, пожалуй, остановлюсь, очень уж распространенный мотив, примеров не счесть.
"ЛЕНТА ДЛЯ ВОЛОС"
Чисто девичий знак орнамента, отражающий желание девушки выйти замуж. Оказывается, традиционно деревенские девчата в Анатолии растили волосы, не обрезая их до самой свадьбы.
Вьется девичья лента слева и справа на ковре. Обвивает давно приготовленный сундук с приданным (на ковре это небольшие прямоугольники в центре - темно-синий и черный). А по краям ковра - обережный репейник (слева и справа вертикально вдоль краев) да амулет для защиты от дурных взглядов (по верхнему краю ковра):
Коврик, представленный ниже, - ДЛЯ НАМАЗА. Удивительно, но и на нем прямо по центру, крупно, броско расположена "девичья лента"! Чего только ни сделаешь, чтобы выйти замуж! :)
Распознаете сами этот знак?
"СЕРЬГИ"
Еще одной девичий символ. В Анатолии серьги - один из непременных свадебных подарков. Изображая его на ковре, девушка выражала свое желание выйти замуж:
Отметила "сережку" черным кругом:
Ах, если бы все было так просто! И для того чтобы выйти замуж, можно было бы просто соткать нужный ковер! Такой, как ниже. Выткать на нем свои мечты (знак "сережки" здесь похож на "весы" по форме), добавить на бордюры девичью "ленту для волос" (здесь это фигура, напоминающая бант). Показать всему миру, что у тебя уже есть любый сердцу, украсив ковер круглыми цветочками-розами по периметру. И защитить эту любовь от дурного глаза, выткав обережный "глаз" ("ромбы" на черном поле):
Ну и раз пошла такая пьянка, покажу еще несколько ковров "для замужества":
На них на всех вышиты сундуки для приданного и различные защитные знаки:
Ну а звезды... Звезды - всегда к счастью! :)
Продолжение следует...
http://ladysunrise.livejournal.com/126281.html
Тайный язык ковров.
-
- Сообщения: 91
- Зарегистрирован: 02 ноя
Re: Тайный язык ковров.
Тайный язык ковров. Мифологические символы
Начало: женские знаки
ДЕРЕВО ЖИЗНИ,
тянущееся к раю, - символ непрерывного развития жизни. В широком понимании - постоянно развивающаяся и меняющаяся Вселенная. Дерево жизни объединяет три части мироздания: корни, уходящие вглубь земли, - подземный, нижний мир, ствол и нижние ветви - небо, верхние ветви - рай. Таким образом оно связывает землю и рай. В разных культурах это дерево представляют кипарис, кедр, инжир, оливковое дерево, виноград, финиковая пальма, бук, гранат и дуб. Самым распространенным мотивом является изображение кипариса в качестве дерева жизни. Он выступает символом долголетия, выносливости, праведности и красоты.
[/url]На табличке в "Музее ковров" все знаки "дерева жизни" действительно похожи на схематичное дерево - вертикальная ось с "ветвями". Один из примеров вживую:
Но на практике начинается творчество и полет фантазии мастеров-ткачей. Здесь дерево жизни украшено листьями табака:
А тут на него слетелись "птицы" (напоминают самолетики). Птицы на дереве жизни - это птицы жизни, которые улетят, когда придет время:
Деревья обозначают жизнь, красоту, бесконечность Вселенной и ось Земли. Добро пожаловать в целый САД деревьев жизни:
Маленькие цветочки по всему полю ковра - это тоже дерево жизни! Видимо, саженцы еще, судя по размеру :):
Иногда дерево жизни на ковре совсем даже не схематичное, а вполне достоверное (два ветвистых на голубом фоне справа и слева над нишей):
Но часто этот знак представлен очень стилизовано. И если бы не подсказка в описании ковра, я бы не распознала, что это оно (три здоровые фигуры):
Что вы видите здесь? Большую звезду? Да. Но на самом деле - это все то же "дерево жизни" в форме звезды:
А здесь оно порадует своей формой поклонников кубизма (три зеленых символа по вертикали):
Дерево жизни в виде цветочков на темном фоне:
Смотрим на три вертикальных ряда цветочков по центру, а в уме держим дерево жизин :):
И даже в форме медальона, украшенного цветами. Ну как догадаться?!
Внизу ковра - пять деревьев жизни, стилизованных под тюльпаны:
В виде колонн:
Хотя мне лично здесь оно напоминает не колонну, а пальму:
Обычно дерево жизни занимает центральное место на ковре:
Но на этом экземпляре оно выткано как красивый узор по периметру ковра. "Дерево жизни" здесь (толстенькие фигурки) переплетено со знаком "дракон" (тонкие линии с завитушками на концах). И опять без подсказки я бы не поняла, что это такое:
Постоянные спутники "дерева жизни" на коврах - "птицы" и "драконы". Их мы рассмотрим подробно чуть ниже. На этом же ковре дерево жизни стилизовано под звезду. "Дракон" сидит в центре дерева (округлая фигура с шипами), а "птицы" - белые фигуры в лучах "звезды":
В разных стилистических формах дерево жизни изображалось не только на коврах - на изделиях из камня, дерева, глины, керамики, стекла... Это символ бесконечности. Символ поиска вечности и надежды на продолжение жизни после смерти.
"ПТИЦА"
Птичий мотив на турецких коврах имеет разное значение. Но в целом олицетворяет мудрость, благосклонность (филантропию), счастье и любовь. Павлин - символ священного семейного очага. Многоголовая птица Симург выражает священные ценности, составляющие число голов. Если сова и ворон прочно ассоциируются с неудачей, горлица, голубь и соловей - символы удачи. Орлы, которых мы встречаем в узорах многих культур, олицетворяют силу, мощь и власть.
Ковер ниже отражает желание выйти замуж - четыре светлых квадратных сундучка на нем - ничто иное как сундуки с приданным. Сверху и снизу над ними - две сладкие парочки птиц. В данном случае - символ любви.
На следующем ковре птички, облюбовавшие тонкий белый бордюр, - символ ожидания хороших новостей:
Обычно птиц изображали рядом с деревом жизни ("самолетики" клювиками к ромбу). В таком контексте они читаются как символы жизни и души:
На ковре ниже 4 силуэта птиц хорошо распознаваемы (но такое прямое изображение - редкость), а вот дерево жизни (птицы обращены к нему "клювами") сильно стилизовано:
И здесь птицы сидят на стилизованном дереве жизни (большая 8-конечная фигура - дерево жизни):
Порой изображение "птиц" меня озадачивает. Вот как можно предположить, что два красных "домика" на темном фоне, на самом деле птицы? !
На тех коврах, что я пересмотрела, главным героем среди пернатых была птица Феникс - Anka kuşu по-турецки. В данном случае - это "двухголовые" существа в прямоугольниках по центру:
Опознать ее в ряду остальных "птиц" без специалиста, по-моему, невозможно. Посмотрите, на ковре ниже изображены драконы, просто птицы и птица Феникс. Ей-богу, без рюмки подсказки не обойтись. :) Зеленые и красные большие ромбовидные фигуры - это "драконы", "просто птицы" - желтенькие "закорючки" на зеленом фоне, а птица Феникс - красные "закорючки", присосавшиеся "хоботками" к "дракону":
Птица Феникс в виде крючка-закорючки по верхнему тонкому бордюру:
Очень популярный мотив - борьба дракона и птицы Феникс:
Подсказка к орнаменту:
Сражающаяся с драконом птица Феникс - вестник весны, ее благодатных дождей. В подавляющем большинстве случаев на коврах невозможно разобрать, кто где - они намертво "вцепились" друг в друга:
На ковре ниже отметила их битву синим кругом. Могу лишь предположить, что дракон здесь - большая красная "каракатица", а птица Феникс - тонкие завитушки по ее окружности:
Еще пример - вся громадная фигура по центру - эта сладкая парочка:
Самое время поближе познакомиться с драконом в орнаменте турецких ковров - мотиву, пришедшему с Дальнего Востока.
"ДРАКОН"
- легендарное чудище с когтями льва, хвостом змеи и крыльями птицы. Иногда изображается в виде огромного змея. Повелитель воздуха и воды, он используется во многих разновидностях искусства. Глядя на драконьи знаки на табличке ниже, я могу сопоставить с этим существом нижний ряд. Но вот верхние ромбоподобные... В жизни бы не догадалась, что это - изображение драконов!
Вот эти ромбовидные драконы в реальных примерах.
Три здоровые основные фигуры - это они и есть:
Порой знак дракона на коврах - как китайские иероглифы. Где уж тут опознать самостоятельно:
Знак все время разный. Драконы-треугольники "с ножками" по углам внутреннего поля:
Здесь они настолько стилизованы, что от них остался один хвост. А, может, они змееподобны? Этот ковер мы уже рассматривали выше. Драконы в данном случае - это "стрелочки". То же, что можно принять за дракона - существа с двумя головами, - на самом деле - птица Феникс. Тема ковра - битва между этими двумя "чудищами".
Яркий необычный ковер. Красивые вьющиеся по вертикали линии с завитушками - они же, дракоши:
Иногда символ этот выглядит очень изысканно! Маскируется под красивые изящные цветы (на ширком коричневом бордюре справа):
А здесь - на синем фоне:
Дракон - властитель двух стихий одновременно - воздуха и воды:
В ковровой тематике это мифологическое существо - практически неразлучный спутник дерева жизни, которое он призван охранять. "Цветочек" внизу и вверху - дерево жизни, четыре темные треугольные фигуры по углам - драконы:
Необычное изображение. Дерево жизни - в виде струящейся сверху вниз воды (три волнистые змеевидные ленты по вертикали), а дракоши - между "волнами" этой падающей "воды". В данном случае дерево жизни выступает как символ плодовитости и наивности:
Дерево жизни, дракон и птицы - три символа, использующихся вместе, означают непрерывность и вечность души. Вся фигура на зеленом фоне - дерево жизни. Дракон - фигура с четырьмя "лепестками" в центре ковра. Птицы - мелкие белые и желтые крестообразные фигурки на зеленом фоне дерева жизни:
Еще один очень красивый ковер, объединяющий три этих мотива. Дерево жизни здесь - в виде цветов в вазах. Дракон обвивает все поле ковра (волнистая линия по борюдру), птицы - маленькие "рожки" у основаниях ваз:
Часто эти символы практически спаены вместе:
И сильно стилизованы:
Мне такие геометричные ковры не нравятся:
Дерево жизни - в форме звезды, драконы - "треугольники с ножками", а одна-одинешенька птичка присела на уголок на темном фоне слева внизу:
На ковре ниже деревья жизни сильно стилизованы (крестообразные знаки). Драконы буквально окружают их - черная окаемка "с ножками":
Как я поняла, ковров, где дракон был бы представлен самостоятельно, без дерева жизни, найти практически невозможно. Перед нами - ковер с религиозной символикой. По центру в окружении газовых лампад (6 штук) притаился дракон, выступающий как символ изобилия. Вроде бы никаких деревьев жизни здесь нет. А оно есть! Его, оказывается, символизируют листья чинара по широкому бордюру, окаймляющему ковер:
Продолжение следует...
http://ladysunrise.livejournal.com/126528.html
Начало: женские знаки
ДЕРЕВО ЖИЗНИ,
тянущееся к раю, - символ непрерывного развития жизни. В широком понимании - постоянно развивающаяся и меняющаяся Вселенная. Дерево жизни объединяет три части мироздания: корни, уходящие вглубь земли, - подземный, нижний мир, ствол и нижние ветви - небо, верхние ветви - рай. Таким образом оно связывает землю и рай. В разных культурах это дерево представляют кипарис, кедр, инжир, оливковое дерево, виноград, финиковая пальма, бук, гранат и дуб. Самым распространенным мотивом является изображение кипариса в качестве дерева жизни. Он выступает символом долголетия, выносливости, праведности и красоты.
[/url]На табличке в "Музее ковров" все знаки "дерева жизни" действительно похожи на схематичное дерево - вертикальная ось с "ветвями". Один из примеров вживую:
Но на практике начинается творчество и полет фантазии мастеров-ткачей. Здесь дерево жизни украшено листьями табака:
А тут на него слетелись "птицы" (напоминают самолетики). Птицы на дереве жизни - это птицы жизни, которые улетят, когда придет время:
Деревья обозначают жизнь, красоту, бесконечность Вселенной и ось Земли. Добро пожаловать в целый САД деревьев жизни:
Маленькие цветочки по всему полю ковра - это тоже дерево жизни! Видимо, саженцы еще, судя по размеру :):
Иногда дерево жизни на ковре совсем даже не схематичное, а вполне достоверное (два ветвистых на голубом фоне справа и слева над нишей):
Но часто этот знак представлен очень стилизовано. И если бы не подсказка в описании ковра, я бы не распознала, что это оно (три здоровые фигуры):
Что вы видите здесь? Большую звезду? Да. Но на самом деле - это все то же "дерево жизни" в форме звезды:
А здесь оно порадует своей формой поклонников кубизма (три зеленых символа по вертикали):
Дерево жизни в виде цветочков на темном фоне:
Смотрим на три вертикальных ряда цветочков по центру, а в уме держим дерево жизин :):
И даже в форме медальона, украшенного цветами. Ну как догадаться?!
Внизу ковра - пять деревьев жизни, стилизованных под тюльпаны:
В виде колонн:
Хотя мне лично здесь оно напоминает не колонну, а пальму:
Обычно дерево жизни занимает центральное место на ковре:
Но на этом экземпляре оно выткано как красивый узор по периметру ковра. "Дерево жизни" здесь (толстенькие фигурки) переплетено со знаком "дракон" (тонкие линии с завитушками на концах). И опять без подсказки я бы не поняла, что это такое:
Постоянные спутники "дерева жизни" на коврах - "птицы" и "драконы". Их мы рассмотрим подробно чуть ниже. На этом же ковре дерево жизни стилизовано под звезду. "Дракон" сидит в центре дерева (округлая фигура с шипами), а "птицы" - белые фигуры в лучах "звезды":
В разных стилистических формах дерево жизни изображалось не только на коврах - на изделиях из камня, дерева, глины, керамики, стекла... Это символ бесконечности. Символ поиска вечности и надежды на продолжение жизни после смерти.
"ПТИЦА"
Птичий мотив на турецких коврах имеет разное значение. Но в целом олицетворяет мудрость, благосклонность (филантропию), счастье и любовь. Павлин - символ священного семейного очага. Многоголовая птица Симург выражает священные ценности, составляющие число голов. Если сова и ворон прочно ассоциируются с неудачей, горлица, голубь и соловей - символы удачи. Орлы, которых мы встречаем в узорах многих культур, олицетворяют силу, мощь и власть.
Ковер ниже отражает желание выйти замуж - четыре светлых квадратных сундучка на нем - ничто иное как сундуки с приданным. Сверху и снизу над ними - две сладкие парочки птиц. В данном случае - символ любви.
На следующем ковре птички, облюбовавшие тонкий белый бордюр, - символ ожидания хороших новостей:
Обычно птиц изображали рядом с деревом жизни ("самолетики" клювиками к ромбу). В таком контексте они читаются как символы жизни и души:
На ковре ниже 4 силуэта птиц хорошо распознаваемы (но такое прямое изображение - редкость), а вот дерево жизни (птицы обращены к нему "клювами") сильно стилизовано:
И здесь птицы сидят на стилизованном дереве жизни (большая 8-конечная фигура - дерево жизни):
Порой изображение "птиц" меня озадачивает. Вот как можно предположить, что два красных "домика" на темном фоне, на самом деле птицы? !
На тех коврах, что я пересмотрела, главным героем среди пернатых была птица Феникс - Anka kuşu по-турецки. В данном случае - это "двухголовые" существа в прямоугольниках по центру:
Опознать ее в ряду остальных "птиц" без специалиста, по-моему, невозможно. Посмотрите, на ковре ниже изображены драконы, просто птицы и птица Феникс. Ей-богу, без рюмки подсказки не обойтись. :) Зеленые и красные большие ромбовидные фигуры - это "драконы", "просто птицы" - желтенькие "закорючки" на зеленом фоне, а птица Феникс - красные "закорючки", присосавшиеся "хоботками" к "дракону":
Птица Феникс в виде крючка-закорючки по верхнему тонкому бордюру:
Очень популярный мотив - борьба дракона и птицы Феникс:
Подсказка к орнаменту:
Сражающаяся с драконом птица Феникс - вестник весны, ее благодатных дождей. В подавляющем большинстве случаев на коврах невозможно разобрать, кто где - они намертво "вцепились" друг в друга:
На ковре ниже отметила их битву синим кругом. Могу лишь предположить, что дракон здесь - большая красная "каракатица", а птица Феникс - тонкие завитушки по ее окружности:
Еще пример - вся громадная фигура по центру - эта сладкая парочка:
Самое время поближе познакомиться с драконом в орнаменте турецких ковров - мотиву, пришедшему с Дальнего Востока.
"ДРАКОН"
- легендарное чудище с когтями льва, хвостом змеи и крыльями птицы. Иногда изображается в виде огромного змея. Повелитель воздуха и воды, он используется во многих разновидностях искусства. Глядя на драконьи знаки на табличке ниже, я могу сопоставить с этим существом нижний ряд. Но вот верхние ромбоподобные... В жизни бы не догадалась, что это - изображение драконов!
Вот эти ромбовидные драконы в реальных примерах.
Три здоровые основные фигуры - это они и есть:
Порой знак дракона на коврах - как китайские иероглифы. Где уж тут опознать самостоятельно:
Знак все время разный. Драконы-треугольники "с ножками" по углам внутреннего поля:
Здесь они настолько стилизованы, что от них остался один хвост. А, может, они змееподобны? Этот ковер мы уже рассматривали выше. Драконы в данном случае - это "стрелочки". То же, что можно принять за дракона - существа с двумя головами, - на самом деле - птица Феникс. Тема ковра - битва между этими двумя "чудищами".
Яркий необычный ковер. Красивые вьющиеся по вертикали линии с завитушками - они же, дракоши:
Иногда символ этот выглядит очень изысканно! Маскируется под красивые изящные цветы (на ширком коричневом бордюре справа):
А здесь - на синем фоне:
Дракон - властитель двух стихий одновременно - воздуха и воды:
В ковровой тематике это мифологическое существо - практически неразлучный спутник дерева жизни, которое он призван охранять. "Цветочек" внизу и вверху - дерево жизни, четыре темные треугольные фигуры по углам - драконы:
Необычное изображение. Дерево жизни - в виде струящейся сверху вниз воды (три волнистые змеевидные ленты по вертикали), а дракоши - между "волнами" этой падающей "воды". В данном случае дерево жизни выступает как символ плодовитости и наивности:
Дерево жизни, дракон и птицы - три символа, использующихся вместе, означают непрерывность и вечность души. Вся фигура на зеленом фоне - дерево жизни. Дракон - фигура с четырьмя "лепестками" в центре ковра. Птицы - мелкие белые и желтые крестообразные фигурки на зеленом фоне дерева жизни:
Еще один очень красивый ковер, объединяющий три этих мотива. Дерево жизни здесь - в виде цветов в вазах. Дракон обвивает все поле ковра (волнистая линия по борюдру), птицы - маленькие "рожки" у основаниях ваз:
Часто эти символы практически спаены вместе:
И сильно стилизованы:
Мне такие геометричные ковры не нравятся:
Дерево жизни - в форме звезды, драконы - "треугольники с ножками", а одна-одинешенька птичка присела на уголок на темном фоне слева внизу:
На ковре ниже деревья жизни сильно стилизованы (крестообразные знаки). Драконы буквально окружают их - черная окаемка "с ножками":
Как я поняла, ковров, где дракон был бы представлен самостоятельно, без дерева жизни, найти практически невозможно. Перед нами - ковер с религиозной символикой. По центру в окружении газовых лампад (6 штук) притаился дракон, выступающий как символ изобилия. Вроде бы никаких деревьев жизни здесь нет. А оно есть! Его, оказывается, символизируют листья чинара по широкому бордюру, окаймляющему ковер:
Продолжение следует...
http://ladysunrise.livejournal.com/126528.html
-
- Сообщения: 91
- Зарегистрирован: 02 ноя
Тайный язык ковров. Защитные знаки
Тайный язык ковров.
Защитные знаки
Начало: женские знаки
Продолжение: мифологические символы
Сегодня я начну рассказывать о защитных знаках на коврах. Но сначала давайте поразвлекаемся и посмотрим, о чем нам поведает узор на вот таком странном ковре.
А перед нами – звездное небо! Но не простое, а символическое. Мусульмане верят в семь небес, куда их души возносятся после смерти. Первое – из чистого серебра, второе – стальное, третье усыпано драгоценными камнями, четвертое – из самого чистого серебра, пятое – золотое, шестое - из прозрачного камня хазала, или красной венисы. И наконец седьмое, наполненное неописуемым божественным светом и сиянием. На ковре эти семь небес представлены знаками в виде куполов. Звезды – символ счастья. А на страже этого райского неба и счастья – знак «амулет» и «глаз».
[/url]
Источник фото
«СКОРПИОН»
- защитный знак. Боясь яда скорпиона, люди изготавливали украшения в виде этого животного или его хвоста в надежде, что оно как раз и защитит их от смертельного укуса. Присмотритесь – похож! Треугольник – тело скорпиона и торчащий из него хвост с жалом на конце. Гляда на этот знак, подумала, как все-таки влияет география проживания народа на образность его мышления и на орнаменты в частности:
Перед нами – ковер, основное поле которого просто испещрено знаком скорпиона. По краям же ковра, на бордюрах, – «бараньи рога»:
На первом фото ниже «скорпион» - графическая фигура с восьмью «ножками» внутри ромба, на втором фото – «скорпион» ровненько по центру (он слабенько виден), а также еще восемь штук (те, что покрупнее) на темном поле, начиная с верхнего белого и далее по кругу:
Еще один ковер с сильнейшей функцией защиты:
На нем вытканы все те же «скорпионы» (знак внутри прямоугольников) и узор «крюк» (над и под прямоугольниками). По краям на бордюрах – звезды – символ счастья:
Еще два «скорпиона» в засаде – по центру белых прямоугольников:
«КРЮК И КРЕСТ»
Эти защитные знаки в целом являются символами жизни и ее основы. Крест – бесконечная энергия божественной силы. Крест «с руками» - свастика – символизирует четыре стихии: огонь, воду, воздух и землю. Про свастику написаны тонны трудов. Я привела лишь цитату с информационного стенда в музее ковров в Стамбуле.
Знак "крюк" на ковре ниже похож на букву Х и выткан по всему бордюру:
Из тех сотен ковров, что я пересмотрела, в основном этот орнамент окаймляет ковры (S-образные знаки):
Сделала подборку разновидностей знака «крюк» на бордюрах ковров:
На двух коврах на фото ниже знак «крюк» в виде лежащей на боку буквы S на красном поле...:
...а здесь - на сером фоне:
Еще один вариант знака, уже больше напоминающий не крюк, а крест. Им заполнено все поле ковра:
«Звездчатые» фигуры и есть знак «крюк-крест»:
«СЛЕД ВОЛКА» И «ВОЛЧЬЯ ПАСТЬ»
– оберегающие от волков знаки. В древности люди верили, что могут защитить себя от животных, изображая знаки, напоминающие их фигуру.
Знак «след волка» я пометила белым овалом:
На турецких коврах очень часто встречается также знак «звериные лапы». Он тоже выполняет защитные функции:
На ковре ниже какой-то зверюга «потоптался» хорошо. :) Все эти черные и красные закорючки, ровными рядами диагонально расположенные на основном поле ковра – и есть «лапы зверя»:
Чаще всего я лично встретила на коврах этот знак именно в такой форме – в виде зазубрин. В этом примере «лапы зверя» окаймляют красную ромбовидную фигуру:
На ковре ниже – это белые «зазубрины» и противоположные им. В данном случае они охраняют знак плодовитости в самом центре ковра:
А тут под их охраной дерево жизни. «Лапы зверя» - красные «крючки» на желтом фоне:
«РУКА-ПАЛЕЦ-ГРЕБЕНЬ»
Руки символизируют силу, мощь и доминирование. На анатолийских коврах используется как реалистичный, так и стилизованный мотив руки. Палец и похожий на него знак гребня изображаются геометрично тремя, пятью и семью разными по форме «палочками», прикрепленными к общей основе. Обратите внимание – числа-то все тоже непростые! В зависимости от ситуации эти знаки рассматривают как знак руки, пальца или гребня:
На всех коврах, что я видела, этот знак в описании указан как защитный.
Этот ковер – о счастье и плодовитости женщины. И о желании юной девушки выйти замуж, на что указывает знак «девичья лента» (я выделила его голубым цветом). Острый «гребень» (выделен желтым цветом) здесь несет защитную функцию, охраняя желание выйти замуж и родить ребенка:
Ковер аналогичной тематики, богато украшенный «девичьей лентой». В паре к ней прилагается расчесочка. Я выделила на фото оба знака одновременно - «девичья лента» похожа на треугольничек с подвесочками, а расческа как она есть – с зубцами:
Две здоровые «руки» на ковре ниже призваны оградить от дурного глаза и колдовства. Под ними тоже защитные знаки - «крюк» (в виде лежащей буквы S), «глаз» (маленькие квадратики с темными треугольничками внутри) и «амулет» - внизу на светлом фоне «треугольники с подвесками»:
Знак «рука» - четыре продолговатые фигуры по вертикали:
Видите его здесь? Две штуки по центру:
Здесь он расположен на внутреннем бордюре песочного цвета и напоминает песочные же часы:
какие знаки нас охраняют
Следующий пост будет про обережные знаки.[/i]
Защитные знаки
Начало: женские знаки
Продолжение: мифологические символы
Сегодня я начну рассказывать о защитных знаках на коврах. Но сначала давайте поразвлекаемся и посмотрим, о чем нам поведает узор на вот таком странном ковре.
А перед нами – звездное небо! Но не простое, а символическое. Мусульмане верят в семь небес, куда их души возносятся после смерти. Первое – из чистого серебра, второе – стальное, третье усыпано драгоценными камнями, четвертое – из самого чистого серебра, пятое – золотое, шестое - из прозрачного камня хазала, или красной венисы. И наконец седьмое, наполненное неописуемым божественным светом и сиянием. На ковре эти семь небес представлены знаками в виде куполов. Звезды – символ счастья. А на страже этого райского неба и счастья – знак «амулет» и «глаз».
[/url]
Источник фото
«СКОРПИОН»
- защитный знак. Боясь яда скорпиона, люди изготавливали украшения в виде этого животного или его хвоста в надежде, что оно как раз и защитит их от смертельного укуса. Присмотритесь – похож! Треугольник – тело скорпиона и торчащий из него хвост с жалом на конце. Гляда на этот знак, подумала, как все-таки влияет география проживания народа на образность его мышления и на орнаменты в частности:
Перед нами – ковер, основное поле которого просто испещрено знаком скорпиона. По краям же ковра, на бордюрах, – «бараньи рога»:
На первом фото ниже «скорпион» - графическая фигура с восьмью «ножками» внутри ромба, на втором фото – «скорпион» ровненько по центру (он слабенько виден), а также еще восемь штук (те, что покрупнее) на темном поле, начиная с верхнего белого и далее по кругу:
Еще один ковер с сильнейшей функцией защиты:
На нем вытканы все те же «скорпионы» (знак внутри прямоугольников) и узор «крюк» (над и под прямоугольниками). По краям на бордюрах – звезды – символ счастья:
Еще два «скорпиона» в засаде – по центру белых прямоугольников:
«КРЮК И КРЕСТ»
Эти защитные знаки в целом являются символами жизни и ее основы. Крест – бесконечная энергия божественной силы. Крест «с руками» - свастика – символизирует четыре стихии: огонь, воду, воздух и землю. Про свастику написаны тонны трудов. Я привела лишь цитату с информационного стенда в музее ковров в Стамбуле.
Знак "крюк" на ковре ниже похож на букву Х и выткан по всему бордюру:
Из тех сотен ковров, что я пересмотрела, в основном этот орнамент окаймляет ковры (S-образные знаки):
Сделала подборку разновидностей знака «крюк» на бордюрах ковров:
На двух коврах на фото ниже знак «крюк» в виде лежащей на боку буквы S на красном поле...:
...а здесь - на сером фоне:
Еще один вариант знака, уже больше напоминающий не крюк, а крест. Им заполнено все поле ковра:
«Звездчатые» фигуры и есть знак «крюк-крест»:
«СЛЕД ВОЛКА» И «ВОЛЧЬЯ ПАСТЬ»
– оберегающие от волков знаки. В древности люди верили, что могут защитить себя от животных, изображая знаки, напоминающие их фигуру.
Знак «след волка» я пометила белым овалом:
На турецких коврах очень часто встречается также знак «звериные лапы». Он тоже выполняет защитные функции:
На ковре ниже какой-то зверюга «потоптался» хорошо. :) Все эти черные и красные закорючки, ровными рядами диагонально расположенные на основном поле ковра – и есть «лапы зверя»:
Чаще всего я лично встретила на коврах этот знак именно в такой форме – в виде зазубрин. В этом примере «лапы зверя» окаймляют красную ромбовидную фигуру:
На ковре ниже – это белые «зазубрины» и противоположные им. В данном случае они охраняют знак плодовитости в самом центре ковра:
А тут под их охраной дерево жизни. «Лапы зверя» - красные «крючки» на желтом фоне:
«РУКА-ПАЛЕЦ-ГРЕБЕНЬ»
Руки символизируют силу, мощь и доминирование. На анатолийских коврах используется как реалистичный, так и стилизованный мотив руки. Палец и похожий на него знак гребня изображаются геометрично тремя, пятью и семью разными по форме «палочками», прикрепленными к общей основе. Обратите внимание – числа-то все тоже непростые! В зависимости от ситуации эти знаки рассматривают как знак руки, пальца или гребня:
На всех коврах, что я видела, этот знак в описании указан как защитный.
Этот ковер – о счастье и плодовитости женщины. И о желании юной девушки выйти замуж, на что указывает знак «девичья лента» (я выделила его голубым цветом). Острый «гребень» (выделен желтым цветом) здесь несет защитную функцию, охраняя желание выйти замуж и родить ребенка:
Ковер аналогичной тематики, богато украшенный «девичьей лентой». В паре к ней прилагается расчесочка. Я выделила на фото оба знака одновременно - «девичья лента» похожа на треугольничек с подвесочками, а расческа как она есть – с зубцами:
Две здоровые «руки» на ковре ниже призваны оградить от дурного глаза и колдовства. Под ними тоже защитные знаки - «крюк» (в виде лежащей буквы S), «глаз» (маленькие квадратики с темными треугольничками внутри) и «амулет» - внизу на светлом фоне «треугольники с подвесками»:
Знак «рука» - четыре продолговатые фигуры по вертикали:
Видите его здесь? Две штуки по центру:
Здесь он расположен на внутреннем бордюре песочного цвета и напоминает песочные же часы:
какие знаки нас охраняют
Следующий пост будет про обережные знаки.[/i]
-
- Сообщения: 91
- Зарегистрирован: 02 ноя
Re: Тайный язык ковров.
Картинки уже пропали. Но сохранились в архиве , сверху есть кнопочка "посмотреть сохраненную страницу в архиве"
Как продать старую тряпку за миллион долларов
Мужчина унаследовал покрывало после смерти бабушки. Ведь сестра Лорена просто отказалась взять старую грязную вещь, на которой когда-то рожала кошка. Мужчина вспоминает: "Я спросил: "Что ты собираешься с ним делать?". Она ответила: "Мне оно не нужно, зачем мне грязная старая вещь?". Я поднял его ... положил в свой шкаф и там оно пролежало 7 лет.
Попав в автомобильную аварию, бывший плотник потерял ногу. После этого ему пришлось переехать в хижину друга, за которую он платил около 700 долларов в месяц, что оставляло около 200 долларов на все остальные расходы. А дети мужчины отправились жить к бабушке и дедушке. При этом Лорен часто выпивал, пытаясь справиться с фантомными болями ампутированной ноги.
Так продолжалось до тех пор, пока Крицер случайно не включил телевизор во время шоу "Antiques Roadshow".
К своему удивлению, он увидел, как очень похожее покрывало индейцев навахо оценили в 500 тысяч долларов.
"Я... пошёл и взял покрывало, и сидел там, держа его ... Я смотрел на линии покрывала в телевизоре и думал, совпадают ли они", - говорит Крицер. Они были почти одинаковыми. "Этот парень по телевизору оценил его от 300 тысяч до 500 тысяч долларов", - вспоминает мужчина, который думал, что оно "стоит от 5 до 10 долларов".
Когда Лорен показал то же видео своей матери, она сказала: "Никто не даст тебе за него чертовых 10 долларов".
Поиски антиквара поначалу были неудачными. Все считали его находку обычным мексиканским покрывалом. Так продолжалось до тех пор, пока он не пришёл в местную аукционную компанию John Moran Auctioneers.
"Я посмотрел их в Интернете, и у них было объявление о том, что можно принести предметы для оценки", - вспоминает Лорен.
После 30-минутной поездки Крицер положил покрывало перед Джеффом Мораном. И оно стало самым дорогим товаром, который компания когда-либо продавала на аукционе. Этому помогло то, что Крицер знал историю покрывала, которое передавали из поколения в поколения, начиная с его прапрадеда Джона Чантланда, торговца из Дакоты в 1800-х годах. К тому же тестирование текстильного изделия показало, что оно является одним из лучших и самых редких покрывал вождей навахо в мире.
Во время аукциона ставки быстро выросли с первоначальной цены в 150 тысяч долларов до рекордных 1,5 миллиона долларов.
"Им пришлось принести мне воду и прочее, и вытереть пот с моей головы, - вспоминает Крицер. - Я начал гипервентиляцию, потому что не мог в это поверить".
В итоге Лорен после выплаты всех сборов получил 1,3 миллиона долларов за покрывало, которые за несколько лет до этого служило тряпкой для помета котят. Конечно, ему пришлось пережить атаку родственников и особенно сестры, которая угрожала подать в суд на него. Все они требовали свою долю.
Однако по совету Морана часть денег мужчина инвестировал в акции и муниципальные облигации. Он также купил два дома: один с бассейном и видом на долину стоимостью 250 тысяч долларов, в котором он живет вместе со своей бывшей подругой, а теперь женой Лизой, а другой для сдачи в аренду.
Помимо этого, Лорен решил побаловать себя некоторыми предметами роскоши, вроде автомобиля Dodge Challenger SRT8 2012 года и мотоцикла Harley Davidson. А после Крицер отправился в круиз в Мексику с женой и тремя её дочерьми - в качестве поездки медового месяца.
"Я никогда не был на круизном судне", - объясняет мужчина. И добавляет: "Я твердо верю, что я здесь, потому что годы назад я изменил свою жизнь. То, что я пережил, позволяет мне сказать людям о необходимости сильной веры и сильного ума. Без этих вещей вы не сможете это сделать".
Для Навахо творчество началось тогда, когда Маленький Паук плел паутину, создавая свои узоры из энергии Солнца, скрепляя их шнурами Молнии и шил струнами Дождя. В сознании индейцев это был особый Дар трех элементов, трех источников жизни. Маленькая Паучиха потом показала, как можно сделать ткацкий станок и творить из трех элементов уникальной красоты узоры. Маленький Паук и Маленькая Паучиха почитаются теперь как Святые Старейшины, которые научили Навахо выживать в изменчивом мире.
Для антропологов история ткачества Навахо началась тогда, когда индейцы узнали ткацкие ремесла в Пуэбло, где многие семьи беженцев укрывались от тирании Испании. На самом деле антропологи считают, что индейцы Навахо пришли в новый мир незадолго до того, как туда же прибыли испанцы. И пришли они из Азии прямо через Берингов пролив. Но более поздние исследования могут оспорить эту теорию. Существует некоторая доля схожести Навахо с монголами по генетическим признакам, однако время их появления в Америке не ясно. Будучи полукочевым народом, Навахо все время перемещались по всему юго-западу, не оставляя после себя никаких следов.
Однако имели место интригующие находки поселений, которые удивительно похожи на находки в Азии. Одной из таких находок был как раз ткацкий станок, датируемый приблизительно 1300 годом нашей эры. Сами же Навахо говорят, что когда они поселились здесь, Кисани и Пуэбло уже здесь были. Ткацкие станки Навахо и Пуэбло практически идентичны, однако навыки ткачества у Навахо уже были, когда они вступили в первы контакт с Пуэбло. На самом деле происхождение ткачества у Навахо никогда не может быть выяснено до конца, поэтому начнем с того, что уже знаем. Все время, с тех пор как Франсиско Васке де Коронада вступил на земли юго-запада в поисках богатства в 1540 году, испанцы были в состоянии войны с Навахо. В записях конкистадоров мы можем найти упоминания о ткачестве Навахо. Самые ранние упоминания содержатся в отрывках текстов о "Резне в пещерах" в каньоне Дель Муэрте.
Испанская карательная экспедиция была отправлена к укреплениям Навахо. Многие из племени, узнав об этом, бежали, но часть из них осталась. Они спрятали стариков, детей и женщин в пещерах на отвесных скалах, куда доступ был только с верхней части кантона. Далее рассказывают, что одна из женщин вне себя от страха, когда отряд испанцев проходил мимо, закричала: "Смотрите, смотрите, сюда идут люди без глаз". И тем самым она выдала укрытие Навахо. Испанцы открыли огонь по пещерам. Пули рикошетили от каменных сводов и убили многих внутри. Оставшихся в живых добили солдаты, когда нашли путь к пещерам. Это мето оставалось нетронутым более ста лет и в пещерах позднее были найдены обрывки одеял вместе со скелетами индейцев, причем некоторые черепа были раздавлены прикладами ружей. Следы от пуль можно увидеть и сейчас на сводах пещеры.
Судя по фрагментам текстиля, найденным в пещерах, широкие полосы одеял ткачихи Навахо составляли из более узких полос белого и коричневого цветов. Иногда присутствуют еще и синие полосы. Известно, что синяя краска была известна индейцам и использовалась повсеместно. Эта краска называлась индиго и получалась из экстракта листьев и стеблей кустарника indigofera. Индейцы использовали краситель, растворяя ее в сброжженой моче, получая разные оттенки от голубого до глубокого синего. Одеяла Навахо, как их еще называют "одеяла вождя", были самого высокого качества, мягкие, теплые и, естественно, водостойкие. Эти одеяла были высоко оценены и весьма востребованы у коренных жителей Великих Равнин. Правда позволить себе их иметь могли только богатые, например семьи вождей и старосты. Особенно популярен был фасон одеяла со смелым чередованием сильно контрастных полос: естественно белого цвета с темно-коричневыми, а по краям и в самой середине - синими. Такие одеяла упоминаются даже в литературе до 1800-х годов. Также одеяла были запечатлены в картинах художника Карла Бодмера, который по приказу немецкого принца Максимилиана рисовал портреты индейцев.
https://masterok.livejournal.com/4064190.html
Декоративно-прикладное искусство индейцев
источники
http://awm.com/man-takes-blanket-thats- ... rd-amount/]http://awm.com/man-takes-blanket-thats- ... rd-amount/
http://zen-designer.ru/articles/435-isk ... ev?start=5
Как продать старую тряпку за миллион долларов
Мужчина унаследовал покрывало после смерти бабушки. Ведь сестра Лорена просто отказалась взять старую грязную вещь, на которой когда-то рожала кошка. Мужчина вспоминает: "Я спросил: "Что ты собираешься с ним делать?". Она ответила: "Мне оно не нужно, зачем мне грязная старая вещь?". Я поднял его ... положил в свой шкаф и там оно пролежало 7 лет.
Попав в автомобильную аварию, бывший плотник потерял ногу. После этого ему пришлось переехать в хижину друга, за которую он платил около 700 долларов в месяц, что оставляло около 200 долларов на все остальные расходы. А дети мужчины отправились жить к бабушке и дедушке. При этом Лорен часто выпивал, пытаясь справиться с фантомными болями ампутированной ноги.
Так продолжалось до тех пор, пока Крицер случайно не включил телевизор во время шоу "Antiques Roadshow".
К своему удивлению, он увидел, как очень похожее покрывало индейцев навахо оценили в 500 тысяч долларов.
"Я... пошёл и взял покрывало, и сидел там, держа его ... Я смотрел на линии покрывала в телевизоре и думал, совпадают ли они", - говорит Крицер. Они были почти одинаковыми. "Этот парень по телевизору оценил его от 300 тысяч до 500 тысяч долларов", - вспоминает мужчина, который думал, что оно "стоит от 5 до 10 долларов".
Когда Лорен показал то же видео своей матери, она сказала: "Никто не даст тебе за него чертовых 10 долларов".
Поиски антиквара поначалу были неудачными. Все считали его находку обычным мексиканским покрывалом. Так продолжалось до тех пор, пока он не пришёл в местную аукционную компанию John Moran Auctioneers.
"Я посмотрел их в Интернете, и у них было объявление о том, что можно принести предметы для оценки", - вспоминает Лорен.
После 30-минутной поездки Крицер положил покрывало перед Джеффом Мораном. И оно стало самым дорогим товаром, который компания когда-либо продавала на аукционе. Этому помогло то, что Крицер знал историю покрывала, которое передавали из поколения в поколения, начиная с его прапрадеда Джона Чантланда, торговца из Дакоты в 1800-х годах. К тому же тестирование текстильного изделия показало, что оно является одним из лучших и самых редких покрывал вождей навахо в мире.
Во время аукциона ставки быстро выросли с первоначальной цены в 150 тысяч долларов до рекордных 1,5 миллиона долларов.
"Им пришлось принести мне воду и прочее, и вытереть пот с моей головы, - вспоминает Крицер. - Я начал гипервентиляцию, потому что не мог в это поверить".
В итоге Лорен после выплаты всех сборов получил 1,3 миллиона долларов за покрывало, которые за несколько лет до этого служило тряпкой для помета котят. Конечно, ему пришлось пережить атаку родственников и особенно сестры, которая угрожала подать в суд на него. Все они требовали свою долю.
Однако по совету Морана часть денег мужчина инвестировал в акции и муниципальные облигации. Он также купил два дома: один с бассейном и видом на долину стоимостью 250 тысяч долларов, в котором он живет вместе со своей бывшей подругой, а теперь женой Лизой, а другой для сдачи в аренду.
Помимо этого, Лорен решил побаловать себя некоторыми предметами роскоши, вроде автомобиля Dodge Challenger SRT8 2012 года и мотоцикла Harley Davidson. А после Крицер отправился в круиз в Мексику с женой и тремя её дочерьми - в качестве поездки медового месяца.
"Я никогда не был на круизном судне", - объясняет мужчина. И добавляет: "Я твердо верю, что я здесь, потому что годы назад я изменил свою жизнь. То, что я пережил, позволяет мне сказать людям о необходимости сильной веры и сильного ума. Без этих вещей вы не сможете это сделать".
Для Навахо творчество началось тогда, когда Маленький Паук плел паутину, создавая свои узоры из энергии Солнца, скрепляя их шнурами Молнии и шил струнами Дождя. В сознании индейцев это был особый Дар трех элементов, трех источников жизни. Маленькая Паучиха потом показала, как можно сделать ткацкий станок и творить из трех элементов уникальной красоты узоры. Маленький Паук и Маленькая Паучиха почитаются теперь как Святые Старейшины, которые научили Навахо выживать в изменчивом мире.
Для антропологов история ткачества Навахо началась тогда, когда индейцы узнали ткацкие ремесла в Пуэбло, где многие семьи беженцев укрывались от тирании Испании. На самом деле антропологи считают, что индейцы Навахо пришли в новый мир незадолго до того, как туда же прибыли испанцы. И пришли они из Азии прямо через Берингов пролив. Но более поздние исследования могут оспорить эту теорию. Существует некоторая доля схожести Навахо с монголами по генетическим признакам, однако время их появления в Америке не ясно. Будучи полукочевым народом, Навахо все время перемещались по всему юго-западу, не оставляя после себя никаких следов.
Однако имели место интригующие находки поселений, которые удивительно похожи на находки в Азии. Одной из таких находок был как раз ткацкий станок, датируемый приблизительно 1300 годом нашей эры. Сами же Навахо говорят, что когда они поселились здесь, Кисани и Пуэбло уже здесь были. Ткацкие станки Навахо и Пуэбло практически идентичны, однако навыки ткачества у Навахо уже были, когда они вступили в первы контакт с Пуэбло. На самом деле происхождение ткачества у Навахо никогда не может быть выяснено до конца, поэтому начнем с того, что уже знаем. Все время, с тех пор как Франсиско Васке де Коронада вступил на земли юго-запада в поисках богатства в 1540 году, испанцы были в состоянии войны с Навахо. В записях конкистадоров мы можем найти упоминания о ткачестве Навахо. Самые ранние упоминания содержатся в отрывках текстов о "Резне в пещерах" в каньоне Дель Муэрте.
Испанская карательная экспедиция была отправлена к укреплениям Навахо. Многие из племени, узнав об этом, бежали, но часть из них осталась. Они спрятали стариков, детей и женщин в пещерах на отвесных скалах, куда доступ был только с верхней части кантона. Далее рассказывают, что одна из женщин вне себя от страха, когда отряд испанцев проходил мимо, закричала: "Смотрите, смотрите, сюда идут люди без глаз". И тем самым она выдала укрытие Навахо. Испанцы открыли огонь по пещерам. Пули рикошетили от каменных сводов и убили многих внутри. Оставшихся в живых добили солдаты, когда нашли путь к пещерам. Это мето оставалось нетронутым более ста лет и в пещерах позднее были найдены обрывки одеял вместе со скелетами индейцев, причем некоторые черепа были раздавлены прикладами ружей. Следы от пуль можно увидеть и сейчас на сводах пещеры.
Судя по фрагментам текстиля, найденным в пещерах, широкие полосы одеял ткачихи Навахо составляли из более узких полос белого и коричневого цветов. Иногда присутствуют еще и синие полосы. Известно, что синяя краска была известна индейцам и использовалась повсеместно. Эта краска называлась индиго и получалась из экстракта листьев и стеблей кустарника indigofera. Индейцы использовали краситель, растворяя ее в сброжженой моче, получая разные оттенки от голубого до глубокого синего. Одеяла Навахо, как их еще называют "одеяла вождя", были самого высокого качества, мягкие, теплые и, естественно, водостойкие. Эти одеяла были высоко оценены и весьма востребованы у коренных жителей Великих Равнин. Правда позволить себе их иметь могли только богатые, например семьи вождей и старосты. Особенно популярен был фасон одеяла со смелым чередованием сильно контрастных полос: естественно белого цвета с темно-коричневыми, а по краям и в самой середине - синими. Такие одеяла упоминаются даже в литературе до 1800-х годов. Также одеяла были запечатлены в картинах художника Карла Бодмера, который по приказу немецкого принца Максимилиана рисовал портреты индейцев.
https://masterok.livejournal.com/4064190.html
Декоративно-прикладное искусство индейцев
источники
http://awm.com/man-takes-blanket-thats- ... rd-amount/]http://awm.com/man-takes-blanket-thats- ... rd-amount/
http://zen-designer.ru/articles/435-isk ... ev?start=5