Картинки на тему искусство, культура, кино

Сообщение
QR-код

Re: Картинки на тему искусство, культура, кино

#15 Сообщение » Гойский долбоёб (Сообщения: 241)

Михаил Нестеров. "За приворотным зельем" (1888)

Изображение

Девушка явно не бедная и довольно смелая: знахарь наверняка живёт в глухой чаще, а она одна потащилась в лес вечером. Видимо, очень приспичило.

Чего именно она может стыдиться? Почему отворачивает лицо?
Думаю, логика следующая: по умолчанию предполагается, что девушки привлекают парней своей красотой, скромностью, весёлым характером, хозяйственностью и прочими добродетелями. Пытаться охмурить понравившегося парня с помощью нечистой силы, да еще втайне от него - это нечестно, своего рода мошенничество. Богатое приданое, судя по всему, этого парня не прельстило. Не исключено, что характер девушки испортило богатство ее родителей. Так бывает во все времена.

Общественное мнение доминируемо христианством, а в нем обращение к любым силам, кроме Бога, считается пагубным для души. Понравился парень - заказывай молебен в храме, ставь свечки у нужных икон, или молись келейно, авось Бог всё устроит.

Итак, обращение к знахарю есть свидетельство маловерия.
Словом, есть сомнения, что выбранный девушкой способ принесет счастье. Впрочем, женщина христианкой не бывает, не правда ли?

В том укладе жизни все были на виду и каждый зависел от всех. Что будет, если деревенская община прознает? Не оберёшься позора. Тогда на замужестве можно будет поставить крест. Если, конечно, маменька не догадается отвезти "в Москву, на ярмарку невест".

И девушка всё это смутно понимает. Но ничего не может с собой поделать: слишком сильно запала на парня.
Впрочем, большинство женщин так нелепо созданы, что не могут с собой ничего поделать.

Главная интрига: отнесется ли колдун к девушке по человечески, то есть начнет ли выяснять все обстоятельства дела, и, возможно, потом отговорит?
Или для него это всего лишь бизнес?
Склоняюсь к мнению, что отговорит.

У знахаря дома живёт какой-то Зверь. Которого он любит и заботится, судя по квадратному выпилу в нижней части двери. Почему любит? Потому что через дыру из дома будет уходить тепло. Нужно очень любить, чтобы поступиться собственным комфортом. Ресурсы по поддержанию тепла в деревенском доме весьма ограничены.

Предполагаю, это кошка: в доме знахаря по стенам развешано множество пучков сушеных трав, а в мешочках хранятся всевозможные семена, до которых мыши большие охотницы. Поэтому без кошки там нельзя. Надеюсь, что кошка черная))

Так что есть некоторая вероятность, что колдун по характеру добряк, и, возможно, отговорит от приворота.
Мужчинам проще в этом мире: одиночество не препятствует им сохранить доброту.

Восхитительная деталь, отражающая нравы того времени: на самой двери висит топор на петле. Видимо, от лихих людей.

Ну, и тропинка к двери нашего колдуна так показательно протоптана. Охотно тянется христианский люд к нечистой силе.

https://kot-begemott.livejournal.com/3449198.html


Виктор Васнецов, «Книжная лавочка» (1876)

Изображение

Малограмотный крестьянин покупает яркие лубочные картинки. Васнецов намеренно показывает его крайнюю бедность: головной убор рваный, на ногах драные опорки, нет денег даже на сапоги.

Топор за поясом намекает, что крестьянин скорее всего занимается рубкой и продажей древесины. Тяжелый и маловыгодный промысел.

Для контраста следующим в очереди стоит священник, который купит, скорее всего, некое "спасительное чтение" - повествование о житии святых или подвижников благочестия. Будет читать в воскресной школе детям. Или раздавать интересующимся.

Крестьяне обожали всякие полуфантастическе истории из жизни святых. Когда я читал их с амвона, весь храм, битком набитый малограмотными бабушками слушал, затаив дыхание.

Чем проще человек, тем больше верит в чудо. Образованный человек верит в разум, а богатый - в могущество денег. "Если у человека есть только молоток, он каждую проблему рассматривает как гвоздь".

Дело, скорее всего, происходит на ярмарке, которая организовывалась в больших поселках или губернских городах. Об этом свидетельствуют шатры на заднем плане и большое каменное здание сразу за лавочкой.

Почему лубочные картинки были так нужны, что за ними стояли в очереди и тратили немногую лишнюю копеечку, которую тут же и заработали, торгуя целый день под палящим солнцем?

Так крестьяне украшали свой дом. Как правило, лубочные картинки несли в себе некое нравственное наставление.
Лубки на стенах позволили совмещать одновременно потребность в красоте и благочестие.

Кроме того, был фактор ощущения приобщенности к неким высшим истинам, особенной городской жизни. Ведь лубочные картинки печатали в городе.
Всё городское рано или поздно входило в моду у крестьян. Городская жизнь воспринималась как более статусная.

По этой же причине в советское время многие собирали пустые пачки от импортных сигарет и банки из под пива - это было символическое приобщение к тамошней, закордонной реальности. Мода изжила себя году к 94-му, когда окончательно исчезла психологическая преграда, отделяющая русского человека от иной, западной жизни. Вернётся ли снова? Бог весть.

Но фактор развлечения все равно важнее.

Само по себе развлечение в традиционной культуре считалось чем-то недостойным, даже порочным, годящимся для особо выделенных дней. Примерно как нужник - особое нечистое место для испражнений. По-быстрому забежал, и вернулся к привычным делам.

В традиционной культуре вообще очень четкое деление на чистое и нечистое. Благочестивые мусульмане до сих пор читают особые молитвы перед и после посещения туалета. Дабы Аллах оградил от нечистоты.

К развлечениям относились схожим образом. Их не жаловали. Хотя втайне любили))) Но любить втайне, и показывать на людях - огромная разница.
Приличия никто не отменял.

Тяжелая жизнь заставляла постоянно считаться с мнением общины, вообще любых окружающих. Неизвестно когда придется обратиться за помощью. Сейчас жизнь легкая, каждый обходится самостоятельно, поэтому на мнение других наплевать. Все равно не понадобятся.

Картина Шишкина с медведями вроде как совершенно невинна, однако на стену дома, где в красном углу святые иконы, не вполне подходила. Отдавала развлечением, наслаждением прекрасным, тем самым библейским "приятным для глаз" (так был характеризован запретный плод). Ей нельзя гордиться перед гостями. А назидательный лубок - самое то. Опять же: можно изучить все надписи на картинке и с важным видом зачитывать гостям. Просвещенность в прикладном виде крестьяне очень даже жаловали.

Почему все это было? Из-за неразвитости крестьян?
Нет, жизнь была очень тяжелая. Развлечения, удовольствия расслабляли. Поэтому их всячески ограничивали, относили к нечистым. А просвещение при столь тяжелой жизни было излишней роскошью. Отвлекало немногие ресурсы, потребные для выживания. Крестьяне стремились отдавать в учение лишь слабых детей, неприспособленных к труду.

Сейчас жизнь легкая, не нужно тяжело трудиться, чтобы заработать на жизнь, поэтому развлечения заняли первое место. В смысле - трудиться в такой же мере, как в былые времена.
Поэтому и размыты представления о чистом и нечистом. А хвастаются перед гостями совсем другим.

https://kot-begemott.livejournal.com/3446396.html


Сергей Грибков, «В лавке» (1882)

Изображение

Блистательный Нил Сорский, еще в начале 16 века в деталях описал, как соблазн входит в наше сердце.
Самое начало процесса он назвал "прилогом" - "воображение какого-то предмета, вдруг в сердце вносимое и уму предстающее". Это самое первое знакомство с соблазнительным предметом, когда в нас поселяется его образ. Весь процесс идёт на автомате и от нас не зависит. Именно сейчас соблазн легче всего преодолеть, изгнав образ из своего сердца. Например, переключить внимание на что-то другое. Спасительное для нашей души))

Следующий этап развития соблазна преподобный Нил именует "сочетанием" - приятие соблазнительного образа и удержание его в своей душе. То есть позволение ему удержаться. Это действие уже полностью зависит от нашей воли и готовности бороться с соблазном.

Женатым мужчинам очень хорошо было бы изучить эти два пункта))) Потому что третий этап есть "сложение", когда мы поддались греховному помыслу и даже начали представлять, как оно всё выйдет клёво. Как правило, выходит боком. Потому что мы поначалу всегда представляем одни только плюсы. Минусы вылезают потом.

Вот на втором этапе и заприметил художник девушку. Она только-только остановилась перед лавкой, привлеченная красивыми украшениями. В сию минуту соблазн все более углубляется в ее сердце. Судя по всему, девушка вряд ли обрела большой опыт аскетической борьбы с пагубными страстями))) Подозреваю, уже и не обретет.

Торговец-еврей великолепен. По его вдохновенной жестикуляции сразу видно, что он учуял этот процесс и делает все для его углубления. Он предпочел пойти с козырей - предлагает купить красивые жемчужные сережки. Они не особо дорогие, так как из речного жемчуга - он более мелкий, чем морской. В настоящий момент еврей начинает длинную речь, как необходимы серёжки такой красивой девушке. Мол, чем еще подчеркнёшь свою красоту?

Сразу после покупки он начнет втирать, что простенькие деревянные бусы девушки не подходят к таким серёжкам. Позарез необходимо купить жемчужные, для полного комплекта. Эти бусы заранее выложены на самом видном месте. Торговец далеко не молод, достаточно наблюдателен, и за долгие годы отточил тактику убалтывания покупателей.

Наверное, это лучшее изображение еврея-торговца, которое я видел. Полагаю, он приложит все силы, чтобы развести девушку на покупку.

Жертва губительных страстей в глубокой задумчивости. Конечно, она уже представила себе, как будут завидовать подруги и какой успех обретёт среди парней. Третий этап развития соблазна, как он есть))

Девушка ограничена в средствах, судя по отсутствию обуви. Конечно, она принарядилась перед выходом в люди. К выходному наряду не подходят простонародные онучи - воскресный наряд предполагает красивые ярко-красные черевички, но денег на них точно нет. А может, она бережет их для особого случая. Такое бывает у молодых незамужних девушек)))

С утра ее послали на базар, купить необходимые продукты. Она только в начале покупок - судя по полупустой корзинке. Если она истратит деньги на побрякушки, то на продукты наверняка не останется. С другой стороны, сережки красивые, настоящий жемчуг. Не купишь - не пришлось бы потом жалеть. И мучительно завидовать той, которой достались.

Накажут родители, или простят? - этот вопрос, вместе с соблазном, и отражается на ее лице.

https://kot-begemott.livejournal.com/3445555.html

Re: Картинки на тему искусство, культура, кино

#16 Сообщение » painter (Сообщения: 11)

искусствоведов группа тихо
восторженно глядит на холст
и вдруг один седой и строгий
отчетливо сказал говно





в музеях нету мумий мумий
и чучел чучел не найти
а копий копий сколько хочешь
и слепки слепков тоже есть


https://poetory.ru/authors/yapavlik/all/rating
Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Последнее сообщение

Вернуться в «Искусство. Культурка. Кинцо.»