Re: Архитектура Ле Корбюзье
Добавлено: 08 авг
Якеменко
Очень важным источником для понимания психологии современного общества является Москва-Сити.
Некоторое время назад пришлось побывать там в первый раз и это оказалось очень поучительным. Организация архитектурного пространства Москвы-Сити отличается статикой и авторитаризмом стиля, создающими иллюзию отсутствия времени и создателя этого пространства.
Людям в нем отводится строго определенное место и точно зафиксированные направления движения, определяемые деловыми задачами. Не существует точки восприятия этого архитектурного пространства, с которой это пространство воспринималось бы целостно и гармонично. Именно поэтому оно воспринимается сознанием фрагментарно – отдельные здания, комнаты, детали или просто как функциональные места.
Неспособность видеть пространство в целостности является результатом того, что деловая необходимость поглощает все остальные способности восприятия. Природа зданий, их функционал доминирует и определяет восприятие и его уровни. Данная организация пространства пронизана идеей тотального воздействия на всех, находящихся в орбите этого пространства и принудительного подчинения всех одной идее – идее эффективности и максимальной функциональности.
Главной реперной точкой этой архитектуры является небоскреб. Его громадные окна не столько впускают свет, сколько вводят в тело здания окружающее пространство – такие же небоскребы - делают его стены проницаемыми, лишают их и без того незначительной защитной семантики. Таким образом небоскреб экстерьером и интерьером актуализирует, максимально обостряет функциональность и прикладной характер человека, который, находясь в здании еще более ощущает давление окружающего пространства.
То есть это территория воздействия даже тогда, когда это воздействие никем и ничем конкретно не выражается.
Отличительным признаком данной территории является теснота, скученность, формируемая планировкой и архитектурой небоскребов. Эта планировка и архитектура решают важную задачу – лишают человека пространства, подвижности, то есть физической свободы, становятся ретранслятором требований, предъявляемых клерку администрацией, заставляют придерживаться установленного порядка вне зависимости от желания человека.
Небоскреб, если применить к нему терминологию Р.Сеннета, есть «мертвое пространство», то есть пространство, образованное за счет стирания жилого (обжитого, личного) пространства, на месте которого возникает «место пребывания», территория, где не живут, а работают. Такое пространство не может создать образ жизни, оно лишено индивидуальности, характерных черт, вернее, они перестают иметь какое-то значение, кроме утилитарного, как архитектура автобусных остановок, мостов или железнодорожных станций, где ждут транспорта или передвигаются.
Небоскреб, таким образом, становится образцом предельно обезличенного, стандартизированного здания, которое можно построить везде, ярким опытом застройки, легко воспроизводимой и легко уничтожаемой, лишенной любой оригинальности и ценности, архитектурным маркером, которым осваиваются захваченные современной цивилизацией пространства.
Именно небоскреб, как символ современной цивилизации в своем предельном выражении, является универсальным знаком объединения мира под властью капиталистической утилитарности – небоскребы стоят на всей территории цивилизованного мира от Нью Йорка до Парижа, Москвы и Гонконга.
Главной задачей этой архитектуры становится придать массе клерков форму, структурировать и организовать ее, до предела усилить мобилизационные и деловые возможности человеческой или даже биологической массы.
Таким образом, архитектура, которая не может зафиксировать, включить в себя конкретный образ, становится шаблонной, безОбразной, это архитектура дискриминированного, десоциализированного пространства.
https://t.me/yakemenko/15548
Очень важным источником для понимания психологии современного общества является Москва-Сити.
Некоторое время назад пришлось побывать там в первый раз и это оказалось очень поучительным. Организация архитектурного пространства Москвы-Сити отличается статикой и авторитаризмом стиля, создающими иллюзию отсутствия времени и создателя этого пространства.
Людям в нем отводится строго определенное место и точно зафиксированные направления движения, определяемые деловыми задачами. Не существует точки восприятия этого архитектурного пространства, с которой это пространство воспринималось бы целостно и гармонично. Именно поэтому оно воспринимается сознанием фрагментарно – отдельные здания, комнаты, детали или просто как функциональные места.
Неспособность видеть пространство в целостности является результатом того, что деловая необходимость поглощает все остальные способности восприятия. Природа зданий, их функционал доминирует и определяет восприятие и его уровни. Данная организация пространства пронизана идеей тотального воздействия на всех, находящихся в орбите этого пространства и принудительного подчинения всех одной идее – идее эффективности и максимальной функциональности.
Главной реперной точкой этой архитектуры является небоскреб. Его громадные окна не столько впускают свет, сколько вводят в тело здания окружающее пространство – такие же небоскребы - делают его стены проницаемыми, лишают их и без того незначительной защитной семантики. Таким образом небоскреб экстерьером и интерьером актуализирует, максимально обостряет функциональность и прикладной характер человека, который, находясь в здании еще более ощущает давление окружающего пространства.
То есть это территория воздействия даже тогда, когда это воздействие никем и ничем конкретно не выражается.
Отличительным признаком данной территории является теснота, скученность, формируемая планировкой и архитектурой небоскребов. Эта планировка и архитектура решают важную задачу – лишают человека пространства, подвижности, то есть физической свободы, становятся ретранслятором требований, предъявляемых клерку администрацией, заставляют придерживаться установленного порядка вне зависимости от желания человека.
Небоскреб, если применить к нему терминологию Р.Сеннета, есть «мертвое пространство», то есть пространство, образованное за счет стирания жилого (обжитого, личного) пространства, на месте которого возникает «место пребывания», территория, где не живут, а работают. Такое пространство не может создать образ жизни, оно лишено индивидуальности, характерных черт, вернее, они перестают иметь какое-то значение, кроме утилитарного, как архитектура автобусных остановок, мостов или железнодорожных станций, где ждут транспорта или передвигаются.
Небоскреб, таким образом, становится образцом предельно обезличенного, стандартизированного здания, которое можно построить везде, ярким опытом застройки, легко воспроизводимой и легко уничтожаемой, лишенной любой оригинальности и ценности, архитектурным маркером, которым осваиваются захваченные современной цивилизацией пространства.
Именно небоскреб, как символ современной цивилизации в своем предельном выражении, является универсальным знаком объединения мира под властью капиталистической утилитарности – небоскребы стоят на всей территории цивилизованного мира от Нью Йорка до Парижа, Москвы и Гонконга.
Главной задачей этой архитектуры становится придать массе клерков форму, структурировать и организовать ее, до предела усилить мобилизационные и деловые возможности человеческой или даже биологической массы.
Таким образом, архитектура, которая не может зафиксировать, включить в себя конкретный образ, становится шаблонной, безОбразной, это архитектура дискриминированного, десоциализированного пространства.
https://t.me/yakemenko/15548