Свастика в Древней Руси
Добавлено: 15 май
Свастика
некоторые патриотически настроенные товарищи сомневаются в том, что свастика ещё и наш родной русский символ.
В качестве основного источника фактического материала была использована, пожалуй, главная монография по теме на сегодняшний день – книга Романа Багдасарова «Свастика: священный символ» и различные интернет ресурсы, ссылки на них ниже.
Свастика в начале ХХ века воспринималась даже слишком положительно, до приторности.
Поздравительная открытка начала ХХ века. Вообще в массовой культуре свастика понималась как соединение четырёх L: Luck, Love, Light, Life.
Женская хоккейная команда Эдмонтона (Канада). 1916 г.
Брелок. 1925 г. Ужасный фашистский напиток.
Но, понятное дело, свастика начала свой путь и не с первых десятилетий ХХ века. Вообще говоря, символ свастики нашли на всех материках, практически во всех культурах, везде она выступает в роли священного, сакрального символа, несущего большую смысловую нагрузку.
Можно долго и нудно описывать использование свастики в разных культурах, но достаточно просто сказать, что «свастику считают первым символом, сознательно передававшимся по цепи традиции от человека к человеку, от племени к племени, от народа к народу».
Пара картинок:
Средневековая миниатюра к «Песнопениям Святой Марии» Альфонсо Сабейского. Обратите внимание на забавные звёздочки на занавесях. Одно другому не мешает.

А это свастика в раннем христианстве. Символическое изображение святого причастия (сосуд со свастикой), которого удостоена душа праведника (голубь) в райских обителях.
Если брать совсем широко, то свастика вообще естественный природный символ.
Это молекулы адгезии клеток (ув. в 440000 раз). Клетки образуют эмбрион, сцепляясь между собой в форме свастик. Да, все мы получаемся из маленьких-маленьких свастик, видимо, отсюда наш врождённый биологический фашизм.
А это суточное вращение Малой Медведицы вокруг Полярной Звезды. Видимо, истоки сознательного фашизма.
В общем, первый вывод, который напрашивается сам собой, следующий. Сведение всей многозначности и многогранности свастики как символа к гитлеровской Германии просто неправомерно ни с культурной, ни с исторической, ни с идеологической, ни с каких-либо других точек зрения. Это так же глупо, как значение креста как символа свести даже не к христианству в целом, а, скажем, к католической инквизиции. И потом придираться, мол, как вы, православные, кресты носите, если там еретики, замучившие миллионы, в них ходют? Аргументы типа «кресты у нас разные и вообще мы трушнее и раньше начали носить» не принимаются, так как свастики тоже разные бывают, и, как вы догадались, Гитлер её не первый использовал. Кстати сам Гитлер избегал названия собственно Swastika, предпочитая употреблять термин Hakenkreuz.
Далее, по поводу свастики как русского символа. Начать можно с того, что вообще-то корень «сва» вполне себе родной для русского языка. К этому корню восходят слова свадьба, сват, сваха, сварганить. Сербы вообще называют свояченицу (сестру жены) именно свасти́кой.
Заявления типа свастика вроде как древний славянский символ, все дела, мягко говоря, не компетентны. Не вроде как, а свастика именно древний славянский символ, значения которого можно и нужно изучать. Для этого существует различная специальная литература, здесь же для того, чтобы убедиться в «русскости» этого символа, на мой взгляд, достаточно просто перечислить некоторые названия различных видов свастик по-русски:
Боговник
Богодар
Велесовик
Грозовик
Громовник
Духобор
Зайчик
Знич
Исток
Коловрат
Колядник
Обережник
Огневик
Посолонь
Родимич
Родовик
Рубежник
Рысич
Сварожич
Светоч
Свята-дар
Солнцеврат
Чароврат
Яровик
Яроврат
Авторы, специально занимающиеся этими вопросами, насчитывают до 144 названий. Согласитесь, это говорит о распространённости символа. О том, как именно выглядел конкретный знак, можно спорить, и наверняка многие называют разными именами один и тот же знак. Но суть в том, что в положительной интерпретации этого символа сомневаться не приходиться. Русскими этот знак осознавался как свой, родной, защитный, помогающий и пр. Отрекаться от всех этих русских символов из-за одной гитлеровской свастики глупо. Попробуйте убедить себя, что знак, который по-русски называется родимичем, обережником, богодаром, – плохой.
Теперь картинки в подтверждение слов о распространённости свастики:
Свастики на славянской керамике.
Свастики на надгробиях южных славян.
Славянские свастичные украшения.
Формы свастики в русском традиционном искусстве.

Схемы и основные виды свастичных знаков, вырезавшихся на избах и деревянных храмах Русского Севера (по А.Ополовникову и Б.А.Рыбакову).
Свадебный наряд вятической девушки XII в. Свастики на головной ленте и понёве.
Чудовищно фашистское русское полотенце. Конец XIX в.
Лента со свастичной вышивкой, украшение славянской девушки.
А вот такой знак был начерчен царицей Александрой Феодоровной на оконном косяке в доме инженера Н.Н.Ипатьева в Екатеринбурге, когда туда привезли царскую семью. Факт достаточно известный, так лондонская Times, рецензируя американский фильм «Николай и Александра», даже назвала Александру «фашиствующей Брунгильдой». Понятно, что либерасты однозначно увидят в этом знаке благословение кровавой русской царицы немецкого происхождения грядущим фашистам на уничтожении шести неиллюзорных миллионов. Вменяемых же русских это заставляет задуматься: почему этот символ использовала императрица.
И в послереволюционное время свастику поначалу использовали. Всем известны деньги, выпущенный временным правительством (т. н. «керенки»), с изображением свастики. И вот ещё свастика с вкраплённой аббревиатурой РСФСР, которую пытался ввести в качестве эмблемы для своих подразделений военспец В.И.Шорин на Юго-восточном фронте в 1918 г.
Ссылки по теме:
http://www.nork.ru/burg/swastika.html в питере
http://bagdasarovr.narod.ru/swastika.htm
http://white-traditions.nm.ru/obnovleni ... av_01.html
http://www.algiz-rune.com/swas.htm

СВАСТИКА: СВЯЩЕННЫЙ СИМВОЛ
Этнорелигиоведческие очерки
Белые Альвы Москва 2001
скачать http://slavyanskaya-kultura.nnm.ru/svas ... nyj_simvol
некоторые патриотически настроенные товарищи сомневаются в том, что свастика ещё и наш родной русский символ.
В качестве основного источника фактического материала была использована, пожалуй, главная монография по теме на сегодняшний день – книга Романа Багдасарова «Свастика: священный символ» и различные интернет ресурсы, ссылки на них ниже.
Свастика в начале ХХ века воспринималась даже слишком положительно, до приторности.
Поздравительная открытка начала ХХ века. Вообще в массовой культуре свастика понималась как соединение четырёх L: Luck, Love, Light, Life.
Женская хоккейная команда Эдмонтона (Канада). 1916 г.
Брелок. 1925 г. Ужасный фашистский напиток. Но, понятное дело, свастика начала свой путь и не с первых десятилетий ХХ века. Вообще говоря, символ свастики нашли на всех материках, практически во всех культурах, везде она выступает в роли священного, сакрального символа, несущего большую смысловую нагрузку.
Можно долго и нудно описывать использование свастики в разных культурах, но достаточно просто сказать, что «свастику считают первым символом, сознательно передававшимся по цепи традиции от человека к человеку, от племени к племени, от народа к народу».
Пара картинок:
Средневековая миниатюра к «Песнопениям Святой Марии» Альфонсо Сабейского. Обратите внимание на забавные звёздочки на занавесях. Одно другому не мешает.
А это свастика в раннем христианстве. Символическое изображение святого причастия (сосуд со свастикой), которого удостоена душа праведника (голубь) в райских обителях.Если брать совсем широко, то свастика вообще естественный природный символ.
Это молекулы адгезии клеток (ув. в 440000 раз). Клетки образуют эмбрион, сцепляясь между собой в форме свастик. Да, все мы получаемся из маленьких-маленьких свастик, видимо, отсюда наш врождённый биологический фашизм.
А это суточное вращение Малой Медведицы вокруг Полярной Звезды. Видимо, истоки сознательного фашизма.В общем, первый вывод, который напрашивается сам собой, следующий. Сведение всей многозначности и многогранности свастики как символа к гитлеровской Германии просто неправомерно ни с культурной, ни с исторической, ни с идеологической, ни с каких-либо других точек зрения. Это так же глупо, как значение креста как символа свести даже не к христианству в целом, а, скажем, к католической инквизиции. И потом придираться, мол, как вы, православные, кресты носите, если там еретики, замучившие миллионы, в них ходют? Аргументы типа «кресты у нас разные и вообще мы трушнее и раньше начали носить» не принимаются, так как свастики тоже разные бывают, и, как вы догадались, Гитлер её не первый использовал. Кстати сам Гитлер избегал названия собственно Swastika, предпочитая употреблять термин Hakenkreuz.
Далее, по поводу свастики как русского символа. Начать можно с того, что вообще-то корень «сва» вполне себе родной для русского языка. К этому корню восходят слова свадьба, сват, сваха, сварганить. Сербы вообще называют свояченицу (сестру жены) именно свасти́кой.
Заявления типа свастика вроде как древний славянский символ, все дела, мягко говоря, не компетентны. Не вроде как, а свастика именно древний славянский символ, значения которого можно и нужно изучать. Для этого существует различная специальная литература, здесь же для того, чтобы убедиться в «русскости» этого символа, на мой взгляд, достаточно просто перечислить некоторые названия различных видов свастик по-русски:
Боговник
Богодар
Велесовик
Грозовик
Громовник
Духобор
Зайчик
Знич
Исток
Коловрат
Колядник
Обережник
Огневик
Посолонь
Родимич
Родовик
Рубежник
Рысич
Сварожич
Светоч
Свята-дар
Солнцеврат
Чароврат
Яровик
Яроврат
Авторы, специально занимающиеся этими вопросами, насчитывают до 144 названий. Согласитесь, это говорит о распространённости символа. О том, как именно выглядел конкретный знак, можно спорить, и наверняка многие называют разными именами один и тот же знак. Но суть в том, что в положительной интерпретации этого символа сомневаться не приходиться. Русскими этот знак осознавался как свой, родной, защитный, помогающий и пр. Отрекаться от всех этих русских символов из-за одной гитлеровской свастики глупо. Попробуйте убедить себя, что знак, который по-русски называется родимичем, обережником, богодаром, – плохой.
Теперь картинки в подтверждение слов о распространённости свастики:
Свастики на славянской керамике.
Свастики на надгробиях южных славян.
Славянские свастичные украшения.
Формы свастики в русском традиционном искусстве.
Схемы и основные виды свастичных знаков, вырезавшихся на избах и деревянных храмах Русского Севера (по А.Ополовникову и Б.А.Рыбакову).
Свадебный наряд вятической девушки XII в. Свастики на головной ленте и понёве.
Чудовищно фашистское русское полотенце. Конец XIX в.
Лента со свастичной вышивкой, украшение славянской девушки.
А вот такой знак был начерчен царицей Александрой Феодоровной на оконном косяке в доме инженера Н.Н.Ипатьева в Екатеринбурге, когда туда привезли царскую семью. Факт достаточно известный, так лондонская Times, рецензируя американский фильм «Николай и Александра», даже назвала Александру «фашиствующей Брунгильдой». Понятно, что либерасты однозначно увидят в этом знаке благословение кровавой русской царицы немецкого происхождения грядущим фашистам на уничтожении шести неиллюзорных миллионов. Вменяемых же русских это заставляет задуматься: почему этот символ использовала императрица.
И в послереволюционное время свастику поначалу использовали. Всем известны деньги, выпущенный временным правительством (т. н. «керенки»), с изображением свастики. И вот ещё свастика с вкраплённой аббревиатурой РСФСР, которую пытался ввести в качестве эмблемы для своих подразделений военспец В.И.Шорин на Юго-восточном фронте в 1918 г.Ссылки по теме:
http://www.nork.ru/burg/swastika.html в питере
http://bagdasarovr.narod.ru/swastika.htm
http://white-traditions.nm.ru/obnovleni ... av_01.html
http://www.algiz-rune.com/swas.htm

СВАСТИКА: СВЯЩЕННЫЙ СИМВОЛ
Этнорелигиоведческие очерки
Белые Альвы Москва 2001
скачать http://slavyanskaya-kultura.nnm.ru/svas ... nyj_simvol






А вот римская брошка 2000 летней давности. Свастика: 






На сегодняшний день мало для кого будет откровением, что русский и санскритский языки имеют общие корни и по своей этимологии наиболее близки. Санскритско-русский словарь слово ga (Га) переводит как 1) идущий и 2) находящий где-либо. Расположенное в этом смысловом гнезде слово gagana определяется как воздушное пространство, небо. Другое слово - gagano-gati - переводится как божество, планета [9, c. 8]. Обратимся к древнеиндийской мифологии. В Ригведе есть упоминание о Ганге - небесной реке. Священный Ганг - это излившаяся на землю Ганга. Жену Брахмы звали Гаятри (др.-инд. gayatri - песня, от ga - петь). Она, согласно традиции, является жизненным дыханием и признана матерью четырёх вед. Древнеиндийское слово сварга состоит из двух частей: свар - свет, небо и га - хождение, то есть движение света по небу, движение небесного света [25,c. 43]. Отсюда и ведический древнерусский Бог-отец, небесный Бог Сварог, которого иногда называют Сварга. Вероятно, Гайомарт (авест. Гайо - живой, Мартан - смертный) - герой иранской мифологии, родоначальник человечества, первый смертный - тоже имеет отношение к нашей истории.
Рано или поздно женщина теряет способность к деторождению и из бабы превращается в старуху. Каждая это время определяла для себя сама и надевала понёву о 3-х яргах. Ближе к 75 годам надевалась понёва об одной ярге. Глубокие старухи носили так называемые легощецки. Это понёва, сшитая из тех же трёх полотен, но "ткань" имела технологию выработки обыкновенного холста, была легкой, что и дало название такой понёве. Тяжёлые браные понёвы были в несколько раз тяжелее легощецки, которые не под силу было носить старухам. Ярга на легошецке ткалась узенькой белой полоской, безо всяких узоров.



